Деловая игра «управление запасами»
Формирование и закрепление навыков по оптимизации логистических решений в сфере производственно-экономической деятельности на примере управления цехом по производству железобетонных конструкций. В игре имитируется деятельность отдела логистики, обеспечивающего цех исходными материалами в условиях нарастания выпуска продукции. Осуществляя заказ и обеспечивая доставку исходного материала, отдел стремится: – обеспечить бесперебойность работы цеха; – лимитировать транспортные расходы, а также расходы, связанные с замораживанием оборотных средств по хранению излишних производственных запасов.
Цель игры − показать обучающимся на упрощенной модели механизм влияния основных факторов на производственные издержки по управлению выпуском готовой продукции и запасами материалов при неполноте информации о потреблении. Игра носит соревновательный характер и проводится в 16 этапов, условно принимаемых за 16-недельный рабочий период. Игра может проводиться в подгруппах по 2-3 человека или индивидуально. Победителем считается та подгруппа, которая в условиях неполной информации об объемах потребления продукции обеспечит минимизацию производственных издержек в стоимостном выражении. Для этого необходимо создать условия для бесперебойной работы цеха и при этом добиться минимизации издержек по транспортировке материалов и хранению нереализованной продукции и запаса материалов на складе. Такие ситуации решаются с использованием ЭМММ, например, теории игр, которые рассматривают разумные действия участников некоторого процесса и позволяют выбрать стратегию, обеспечивающую минимизацию проигрыша в стоимостном выражении.
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
Производственная программа цеха, отношения с поставщиками и потребителями, способы доставки материалов и готовой продукции, объемы складских помещений характеризуются следующим: 1. В цехе в течение недели расходуется 200 условных единиц материала, что обеспечивает выпуск 200 единиц готовой продукции. 2. Увеличение общего объема производства продукции (мощности цеха) планируется равномерно и к концу восьмой недели должно составить 40% от исходного периода. После этого мощность цеха остается на одном уровне. 3. Выполнение производственного плана в течение каждой недели может колебаться от 80 до 120% по сравнению с производственной мощностью. 4. Готовая продукция вывозится в течение недели с учетом удовлетворения потребностей заказчика. Заказчик производит еженедельные закупки по котировочным ведомостям. 5. Поставка материалов производится методом регулярных закупок по котировочным ведомостям. Заказ на поставку материалов осуществляется за 3 недели. За доставку уплачивается 2000 руб. независимо от объема материала, а также 20 руб. за каждую поставляемую единицу материала. 6. Если материал, завезенный на склад, не израсходован в течение недели, его хранение приносит предприятию убыток в размере 10 руб. за каждую единицу материала. 7. Если в течение недели изготовленные конструкции не будут вывезены, то их хранение приводит к убытку в размере 20 руб. за каждую единицу конструкций. 8. В случае срыва поставок цех уплачивает штраф. В случае первой недопоставки штраф составляет 60 руб. за каждую недопоставленную единицу продукции, а при следующих недопоставках - 200 руб. за единицу. 9. Уплата штрафа не освобождает от погашения задолженности в течении 2-х недель. Задолженность покрывается вся целиком. В случае не покрытия задолженности уплачивается штраф. 10. Расчеты по определению мощностей цеха и объемов продукции производят с точностью до 10 единиц.
11. Играющий имеет право на одну консультацию ведущего в процессе игры. Каждая последующая консультация влечет за собой штраф в размере 500 руб. Игровое поле заполняется без исправлений. За каждое исправление налагается штраф в 300 руб. За ошибки в расчетах и нарушение правил игры налагается штраф от 500 до 5000 руб. В целях активизации игровой деятельности ведущий игры может ввести в качестве начального условия определенную вероятность срыва поставки. В процессе игры может возникать проблема «недобросовестной конкуренции». Суть ее заключается в том, что знание информации о будущих объемах закупок дает играющему существенное конкурентное преимущество, позволяя выбрать оптимальную игровую стратегию.
Для устранения «недобросовестной конкуренции» вводятся дополнительные условия: 1. Все записи на игровом поле осуществляются только ручкой. 2. Периодически осуществляется проверка заполнения игрового поля и наказываются максимальным штрафом те, кто не заполнил данные по количеству изготовленных изделий до открытия данных о закупке, а также те, кто не заполнил заказ за предыдущий день до начала заполнения следующего. 3. Исправления в столбцах 8 и 17 игрового поля расцениваются как грубое нарушение правил игры и влекут за собой максимальный штраф.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Игровое поле представлено в Приложении 1. В столбце 1 игрового поля указывается порядковый номер недели. В столбцах 2-4 указываются соответственно номинальная, минимальная и максимальная производственная мощность цеха. В столбце 5 указывается количество полученных материалов. В столбце 6 указывается общее количество материалов в наличии. Ст.6 = Ст.5 + Ст.7 за предшествующую неделю. В столбце 7 указывается остаток материалов. Ст.7 = Ст.6 - Ст.8. В столбце 8 указывается количество изделий, которое должно быть изготовлено. Оно не может превышать то количество материалов, которое имеется в наличии (столбец 6). Решение о количестве изготавливаемых изделий принимается самим играющим. В столбце 9 указывается общее количество изделий в наличии. Ст.9 = Ст.8 + Ст.11 за предыдущую неделю.
В столбце 10 указываются сообщаемые ведущим данные о затребованном заказчиком количестве продукции. Следует обратить внимание, что задолженность перед покупателем, возникающая в случае наличия на складе меньшего количества готовых изделий, чем затребовано (столбец 9 меньше, чем столбец 10) может быть покрыта только целиком. Например, задолженность в 50 единиц не может быть покрыта двумя поставками по 20 и 30 единиц, а покрывается одной поставкой в 50 единиц. В случае, если задолженность не покрыта в течение 2-х недель, то играющий получает новый штраф на весь объем задолженности. В столбце 11 указывается остаток готовой продукции. Ст. 11 = Ст. 9 - Ст.10. В случае возникновения задолженности (столбец 9 меньше, чем столбец 10) в данном столбце указывается 0. Количество недопоставленной продукции фиксируется играющим на полях игрового поля. Задолженность перед потребителем должна быть покрыта в течение 2-х недель. В столбце 12 указываются расходы на доставку материалов. Ст.12 = 2000 + Ст. 5 20. В столбце 13 рассчитываются общие расходы по складированию. Ст.13 = Ст.7 10+Ст 11 20. В столбце 14 указываются полученные штрафы. В столбце 15 отражаются общие расходы за неделю. Ст.15 = Ст.12 + Ст.13 + Ст.14. В столбце 16 рассчитываются итоговые расходы за весь прошедший период. Ст.16 = Ст.15+Ст.16 за предыдущий период. В столбце 17 указывается заказ на материалы (будет получен через три недели).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|