Модуль I. Экономическая история зарубежных стран
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный университет Экономический факультет
Трудоёмкость – 5 зачётных единиц
Регистрационный номер рабочей программы:
Санкт-Петербург Раздел 1. Характеристики, структура и содержание учебных занятий Цели и задачи изучения дисциплины Рассмотреть этапы экономического развития общества в контексте общественно-исторических процессов, выделить экономические факторы, определяющие конкретно-исторические формы организации общества. Результатом освоения данной дисциплины является привитие навыков историко-экономического подхода к познанию объективной реальности общественных процессов и общественного развития. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) Знание общегражданской истории, географии, экономической географии, обществознания в пределах курса средней школы, владение навыками и культурой речи. Перечень формируемых компетенций (результаты обучения) ОКБ-5 – способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе и политической организации общества, использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в процессе обучения и в профессиональной деятельности; ПК-1 – владеет основными теоретическими экономическими концепциями, способен выявить и провести анализ взаимосвязей, возникающих в экономических системах различного уровня.
Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимся В результате изучения дисциплины обучающиеся должны: – получить навыки работы с источниками по экономической истории; – выработать способность применять инструментарий экономической теории для анализа исторических процессов; – сформировать представления о причинно-следственных связях в экономике; – знать принципы и подходы классификации и периодизации экономического развития; – уметь анализировать экономические факты, характеризующие динамику и направленность изменений в хозяйственной жизни. Перечень и объём активных и интерактивных форм учебных занятий В виде самостоятельного задания каждому из обучающихся поручается проведение учебно-исследовательской работы по одной из актуальных тем курса «Экономическая история». В зависимости от темы и индивидуального задания обучающийся составляет план работы, согласовывает его с преподавателем, изучает дополнительную литературу, нормативные акты, архивные документы, статистические материалы. Результатом работы является доклад, в тезисах к которому излагаются основные положения и выводы по изученным материалам. На семинарских занятиях обучающийся представляет доклад (или часть материала по теме, если предполагалась работа группы студентов). При выступлении используются презентации. На каждом из занятий предполагаются выступления оппонентов, назначенных преподавателем. На семинарских занятиях предполагается обсуждение представленных материалов. В течение семестра обучающиеся составляют хронологические таблицы по экономической истории(каждый студент составляет таблицу одного из регионов). Предполагается проведение сравнительного анализа изучаемого материала, обсуждение и анализ экономической политики государств, экономических реформ, последствий войн, революций, научных открытий для экономик зарубежных стран, России и человеческого сообщества в целом.
На семинарских занятиях также предполагается задание ряда кейсов по изучаемым темам, например: 1. «Развитие сельского хозяйства в США и Российской империи в XIX веке». Первая группа студентов изучает факторы развития сельского хозяйства в США, вторая группа – в Российской империи. Собранные материалы представляются на семинарском занятии в виде презентаций, студентам предлагается обсудить и провести сравнительный анализ двух моделей развития аграрного сектора и его влияние на развитие экономик этих стран. 2. «Действия Временного правительства в условиях финансово-экономического и политического кризиса 1917 года». Группа студентов изучает конкретную экономическую ситуацию в Российской империи, план действий Временного правительства, его реализацию, достижения и просчеты и представляет изученные материалы в виде презентации. 3. «Экономические причины и экономические последствия распада СССР». Каждому студенту предлагается собрать материалы по экономической ситуации начала 1990-х годов в одной из Союзных республик, перечислить причины, по которым та или иная республика была заинтересована в выходе из Союза, и причины, по которым выход из СССР для экономики изучаемой республики был нежелателен. Изученные материалы представляются в виде презентации и обсуждаются всеми студентами группы, и др. Объём семинарских занятий – 30 академических часов, из них 15 часов и более предполагается использовать для развития у студентов умения организовать работу в коллективе, вести дискуссии. Организация учебных занятий Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся
Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной
Аттестации
1.7. Структура и содержание учебных занятий Модуль I. Экономическая история зарубежных стран Тема 1. Экономика древнего мира Лекция:Введение: предмет курса "Экономическая история» Источники информации и способы их обработки. Проблемы и критерии периодизации. Экономический рост, экономическое развитие. Показатели экономического роста. Структура и задачи курса. Общая характеристика первобытнообщинного способа производства. Причины перехода от присваивающего к производящему хозяйству. "Неолитическая революция". Формирование сельскохозяйственной общины. Этапы развития и условия разложения первобытнообщинного способа производства. Роль государства и религии в регулировании хозяйственной жизни на Востоке. "Речные цивилизации". Экономические отношения общины и государства. "Азиатский способ производства", восточная деспотия. Восточная стагнация, ее причины.
Классическое рабовладение как форма хозяйствования (античное рабство). Становление античности, крито-микенская культура. Общая характеристика экономики греческого полиса. Экономика Древней Греции. Формы собственности в экономике Греции. Великая греческая колонизация, развитие ремесла и торговли. Экономика империи Александра Македонского. Сущность эллинизма. Экономика Древнего Рима. Царский период. Период республики. Развитие сельского хозяйства Древнего Рима, экономика латифундии. Военно-экономическая экспансия. Экономика Древнего Рима периода империи. Экономические отношения Древнего Рима с провинциями. Кризис античного рабовладения. Генезис колоната. Падение Западной Римской империи (внутренние и внешние причины). Семинар:
Тема 2. Возникновение и развитие феодализма в Западной Европе Лекция:Общая характеристика феодализма. Личная и поземельная зависимость. Развитие аграрных отношений в Западной Европе. Коммутация ренты. Экономика феодальных городов. Цеховой строй и его эволюция. Коммунальные революции. Франция – страна "классического" феодализма. Особенности английского феодализма, возникновение парламента. Экономические причины религиозных войн. Влияние религиозных войн на экономику Западной Европы. Развитие товарно-денежных отношений. Средиземноморская торговля. Ганза. Предпосылки первоначального накопления капитала. Великие географические открытия и их роль в укреплении феодально-абсолютистских монархий. Экономические последствия великих географических открытий. "Революция цен". Семинар:
Тема 3. Становление и развитие капитализма Лекция: Экономическое развитие Нидерландов и Голландии в XVI-XVII вв. Буржуазная революция в Нидерландах (1566-1609). Роль торговли в формировании первоначального накопления. Развитие международной торговли. Меркантилизм как экономическая политика.
Мануфактура как форма организации производства, особенности развития мануфактурного производства в странах Западной Европы. Семинар: Особенности развития экономики неевропейских государств
Тема 4. Экономика Нового времени Лекция (4 часа): Предпосылки перехода от аграрного производства к индустриальному. Первая технологическая революция – общая характеристика. Экономическое развитие Англии. Английская буржуазная революция и ее результаты. Промышленная революция в Англии. Англия как "мастерская мира". Ведущие отрасли и социально-экономические последствия промышленного переворота. Предпосылки и последствия Великой Французской революции (1789 – 1794 гг.). Этапы и экономическая политика революции, военная диктатура во Франции. Экономическая политика Наполеона. Положение Германии в конце XVIII-первой половине XIX в. Таможенный союз и его роль в развитии национальной экономики. Особенности промышленного переворота и отраслевой структуры германской экономики. Развитие экономики ведущих капиталистических стран Западной Европы и США в последней трети XIX – начале XX вв. Железнодорожное строительство – стимулятор экономического роста. Золотой стандарт. Вторая технологическая революция и дальнейшее развитие промышленности. Особенности развития мировой торговли в последней трети XIX –начале XX вв. Фритредерство и протекционизм. Барьеры для свободной конкуренции возникновение капиталистических монополий. Проникновение банковского капитала в промышленность, финансовая олигархия. Экспорт капитала и борьба за источники сырья и рынки сбыта на рубеже XIX-XX веков. Колониальный раздел мира. Экономические причины Великой (Первой мировой) войны. Семинар (№ 1):
Семинар (№ 2):
Тема 5. Экономика ведущих капиталистических стран в период между двумя мировыми войнами Лекция:Экономические последствия Первой мировой войны. Роль государства в укреплении национальных экономик. Состояние экономики Англии в межвоенный период. Состояние экономики Франции в межвоенный период. Экономический кризис 1929-1933 гг. «Новый курс» Ф. Рузвельта. Милитаризация экономики в предвоенный период как общемировая тенденция. Экономическая природа фашизма. Семинар:
Тема 6. Экономическое развитие зарубежных стран после Второй мировой войны Лекция (4 часа):Экономические последствия Второй мировой войны. Изменения в мировой экономике, политике, создание международных экономических организаций в послевоенный период (краткий обзор). Экономическое лидерство США. Экономические причины «холодной войны». Восстановление и развитие экономик стран Западной Европы после Второй мировой войны. Роль США в восстановлении экономики Западной Европы («план Маршалла»). Мировая экономика в конце XX – начале XXI вв. Семинар (№1):
Семинар (№2):
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|