Осуществление тренировочного процесса на спортивно-оздоровительном этапе
Код
A
Уровень квалификации
Происхождение обобщенной трудовой функции
Оригинал
Х
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Возможные наименования должностей
Тренер-преподаватель
Старший тренер-преподаватель
Требования к образованию и обучению
Среднее профессиональное образование в области физической культуры и спорта
Допускается среднее профессиональное образование и подготовка по дополнительным профессиональным программам – программам профессиональной переподготовки в области физкультуры и спорта
Требования к опыту практической работы
-
Особые условия допуска к работе
Отсутствие запрета на занятие педагогической деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации
Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) в установленном законодательством Российской Федерации порядке
Рекомендуется прохождение специальных курсов повышения квалификации при проведении занятий с детьми дошкольного возраста (4–6 лет)
Дополнительные характеристики
Наименование документа
Код
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ОКЗ
Специалисты по обучению не вошедшие в другие группы
ЕКС[3]
Тренер-преподаватель (включая старшего)
ОКСО[4]
Физическая культура
Трудовая функция
Наименование
Проведение занятий по общей физической подготовке обучающихся
Код
A/01.5
Уровень (подуровень) квалификации
Происхождение трудовой функции
Оригинал
Х
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия
Проведение с обучающимися тренировок на основе комплекса общеразвивающих упражнений, имитационных упражнений, упражнений для освоения элементов и формирования простых целостных двигательных действий
Проведение с обучающимися подвижных и спортивных игр, организация участия обучающихся в подвижных и спортивных играх
Обеспечение безопасности при проведении занятий по общей физической подготовке обучающихся на спортивно-оздоровительном этапе
Необходимые умения
Поддерживать учебную дисциплину во время занятия
Разъяснять в простой и доступной форме правила проведения спортивной, подвижной игры, объяснять суть упражнения, правила техники безопасности при выполнении упражнений, использовании спортивного инвентаря, участии в спортивной (подвижной) игре
Показывать образцово и наглядно выполнение упражнения
Ставить двигательную задачу в конкретной форме с наглядным объяснением
Пользоваться контрольно-измерительными приборами
Пользоваться спортивным инвентарем
Выявлять своевременно угрозы и степень опасности внешних и внутренних факторов и организовывать безопасное пространство для обучающихся, оперативно реагировать на нештатные ситуации и применять верные алгоритмы действий для устранения или снижения опасности
Выявлять неисправности спортивных объектов и инвентаря
Оказывать первую помощь, правильно использовать средства огнезащиты, средства индивидуальной защиты
Необходимые знания
Возрастная и специальная педагогика и психология
Физиология и гигиена
Методика преподавания
Содержание и соотношение объемов тренировочного процесса по видам подготовки на спортивно-оздоровительном этапе спортивной подготовки
Основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила избранных видов спорта, нормы, требования и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранным видам спорта; федеральные стандарты спортивной подготовки по избранным видам спорта; общероссийские антидопинговые правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями); методы предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и правила, устанавливающие ответственность за такое противоправное влияние
Санитарно-гигиенические требования к организациям дополнительного образования, дошкольным, общеобразовательным, профессиональным образовательным организациям, организациям высшего и дополнительного профессионального образования, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам
Основы спортивной медицины, медицинского контроля и способы оказания первой помощи
Правила проведения подвижных спортивных игр
Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения
Комплексы общеразвивающих упражнений, имитационных упражнений, упражнений для освоения элементов и формирования простых целостных двигательных действий
Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися разного возраста
Технологии педагогической диагностики и коррекции, снятия стрессов и т. п.
Правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации, осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта
Этические нормы в области спорта
Правила охраны труда и пожарной безопасности
Другие характеристики
Устанавливаются квалификационные категории (вторая (только по должности тренер) первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством
Трудовая функция
Наименование
Формирование у обучающихся представлений о теоретических основах физической культуры и интереса к занятиям спортом
Код
A/02.5
Уровень (подуровень) квалификации
Происхождение трудовой функции
Оригинал
Х
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия
Проведение с обучающимися лекций и бесед о пользе, значении физической культуры и спорта, основах здорового образа жизни, гигиены, первой доврачебной помощи
Совместный просмотр и обсуждение кино- и видеоматериалов, в том числе трансляций спортивных соревнований, обучающих и научно-популярных фильмов
Организация встреч обучающихся с известными спортсменами
Оказание методической и консультационной помощи родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся
Обеспечение безопасности при проведении теоретических занятий, встреч, лекций на спортивно-оздоровительном этапе
Необходимые умения
Поддерживать учебную дисциплину во время занятия
Рассказывать в доступной и увлекательной форме о пользе, значении физической культуры и спорта, основах здорового образа жизни, гигиены, медицинской помощи
Показывать в простой и доступной форме выполнение упражнений, техники оказания первой доврачебной помощи
Выявлять угрозы и степень опасности внешних и внутренних факторов и организовывать безопасное пространство для обучающихся, оперативно реагировать на нештатные ситуации и применять верные алгоритмы действий для устранения или снижения опасности
Оказывать первую помощь, правильно использовать средства огнезащиты, средства индивидуальной защиты
Использовать информационные технологии, в том числе средства подготовки и демонстрации презентаций, видеофильмов, иных образовательных ресурсов
Необходимые знания
Возрастная и специальная педагогика и психология
Физиология и гигиена
Методика преподавания
Содержание и соотношение объемов тренировочного процесса по видам подготовки на спортивно-оздоровительном этапе спортивной подготовки
Основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила избранных видов спорта, нормы, требования и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранным видам спорта; федеральные стандарты спортивной подготовки по избранным видам спорта; общероссийские антидопинговые правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями); методы предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и правила, устанавливающие ответственность за такое противоправное влияние
Санитарно-гигиенические требования к организациям дополнительного образования, дошкольным, общеобразовательным, профессиональным образовательным организациям, организациям высшего и дополнительного профессионального образования, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам
Основы спортивной медицины, медицинского контроля и способы оказания первой помощи
Правила проведения подвижных спортивных игр
Комплексы общеразвивающих упражнений, имитационных упражнений, упражнений для освоения элементов и формирования простых целостных двигательных действий
Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися разного возраста, их родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, коллегами по работе
Педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентного подхода
Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения
Технологии педагогической диагностики и коррекции, снятия стрессов и т. п.
Основы работы с персональным компьютером, с электронной почтой и браузерами
Правила внутреннего трудового распорядка
Этические нормы в области спорта
Правила охраны труда и пожарной безопасности
Другие характеристики
Устанавливаются квалификационные категории (вторая (только по должности тренер) первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством
Трудовая функция
Наименование
Планирование, учет и анализ результатов тренировочного процесса на спортивно-оздоровительном этапе
Код
A/03.5
Уровень (подуровень) квалификации
Происхождение трудовой функции
Оригинал
Х
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия
Календарно-тематическое планирование и составление расписания занятий по реализации программ спортивно-оздоровительного этапа спортивной подготовки в соответствии с локальными актами, целями и задачами физкультурно-спортивной организации
Организация прохождения обучающимися контрольных процедур с целью подтверждения достигнутого уровня физической подготовленности
Систематический учет, анализ, обобщение результатов работы, в том числе с использованием электронных форм
Оценка эффективности подготовки обучающихся с использованием современных информационных и компьютерных технологий, в том числе текстовых редакторов и электронных таблиц, в своей деятельности
Внесение корректив в дальнейшую подготовку обучающихся (при необходимости)
Внедрение современных методик подготовки обучающихся по программам спортивно-оздоровительного этапа спортивной подготовки
Выявление наиболее перспективных обучающихся для их дальнейшего спортивного совершенствования
Необходимые умения
Использовать систему нормативов и методик контроля физической подготовленности обучающихся
Вести первичную учетно-отчетную документацию по реализации программ спортивной подготовки в электронном и бумажном виде
Выявлять проблемы в организации спортивной работы, разрабатывать мероприятия по совершенствованию подготовки спортсменов
Использовать методы календарного планирования
Использовать информационные технологии, в том числе текстовые редакторы, электронные таблицы, электронную почту, в своей деятельности
Необходимые знания
Основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила избранных видов спорта, нормы, требования и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранным видам спорта; федеральные стандарты спортивной подготовки по избранным видам спорта; общероссийские антидопинговые правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями); методы предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и правила, устанавливающие ответственность за такое противоправное влияние
Санитарно-гигиенические требования к организациям дополнительного образования, дошкольным, общеобразовательным, профессиональным образовательным организациям, организациям высшего и дополнительного профессионального образования, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам
Содержание и соотношение объемов тренировочного процесса по видам подготовки на этапе начальной подготовки
Медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам, проходящим подготовку в группах на этапе начальной подготовки по виду спорта
Методика преподавания
Основы биомеханики, физиологии и гигиены спорта
Режимы тренировочной работы
Предельные тренировочные нагрузки
Объем индивидуальной спортивной подготовки
Методики контроля и оценки физической подготовленности обучающихся
Методы планирования тренировочного процесса
Современные методы тренировочной работы
Порядок составления и ведения учетно-отчетной документации
Нормативные документы, регламентирующие работу со служебной документацией
Основы работы с персональным компьютером, с электронной почтой, текстовыми реакторами, электронными таблицами и браузерами
Правила внутреннего трудового распорядка
Этические нормы в области спорта
Правила охраны труда и пожарной безопасности
Другие характеристики
Устанавливаются квалификационные категории (вторая (только по должности тренер) первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством