Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дайте характеристику данному фрагменту: «Бытие — первая, непосредственная ступень в восхождении духа к самому себе.» Г.В.Ф. Гегель.

ВАРИАНТ № 15

Дайте характеристику данному фрагменту, укажите философское направление автора: «Я мыслю, следовательно, существую» Р.Декарт.

Рене Декарт (1596 — 1650) - французский математик, философ, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике, предтеча рефлексологии. Философия Декарта была дуалистической. Он признавал наличие в мире двух объективных сущностей: протяжённой и мыслящей, при этом проблема их взаимодействия разрешалась введением общего источника (Бога), который, выступая создателем, формирует обе субстанции по одним и тем же законам. Главным вкладом Декарта в философию стало классическое построение философии рационализма как универсального метода познания. Разум, по Декарту, критически оценивает опытные данные и выводит из них скрытые в природе истинные законы, формулируемые на математическом языке. При умелом применении нет пределов могуществу разума. Другой важнейшей чертой подхода Декарта был механицизм. Материя (включая тонкую) состоит из элементарных частиц, локальное механическое взаимодействие которых и производит все природные явления. Для философского мировоззрения Декарта характерен также скептицизм, критика предшествующей схоластической философской традиции. Рационализм Декарта выражался прежде всего в тезисе "Я мыслю, следовательно, существую" (cogito ergo sum). Этот тезис имеет два смысла: 1) первый, который вкладывал Декарт: факт, что человек мыслит, самый очевидный и самый достоверный; поэтому из факта мышления вытекает факт существования; 2) второй смысл: “только мыслящий человек по-настоящему живет” или “как мы думаем, так и живем”. Человек мыслит, следовательно, существует. Биологи установили, что чем выше удельный вес головного мозга по отношению к телу живого существа, тем выше данное живое существо по степени развития. У человека самый высокий удельный вес головного мозга. Чем более человек мыслит, тем более он живет. Декартовское "Я мыслю, следовательно, существую" – основа не только рационализма, но и идеализма. Ведь существование, бытие человека выводится из факта его мышления. Мышление первично, бытие вторично. В области мышления Декарт почитал самым главным сомнение. Им выдвинут принцип методологического сомнения. Человек не должен сразу принимать на веру все, что ему говорят или что он видит-ощущает. Он должен подвергнуть сомнению, а существует ли это на самом деле? Без процедуры сомнения нельзя понять природу вещей и прийти к правильному выводу. Декарт не был скептиком, он лишь считал, что нужно сомневаться, но не вообще, а только на определенном этапе познания, размышления.

ВАРИАНТ № 16

Дайте характеристику данному фрагменту (теория двойной истины): «Истинное в разуме может быть ложным в вере и наоборот.»

Теория «двойственной истины» (теория двойной истины) — возникшее в Средние века учение о философском и религиозном знании как двух аспектах истины или же двух самостоятельных истинах. Данная теория сложилась в Средние века, когда обнаружилось, что некоторые положения философии Аристотеля противоречат догмам христианства и ислама. Это затруднение попытались преодолеть с помощью учения о разделении философских и богословских истин: истинное в философии может быть ложным в теологии, и наоборот. Согласно этой теории, по любому вопросу могут существовать два не только различных, но и противоречащих друг другу мнения, причем оба они могут являться истинными. Все дело в точке зрения: если исходить из позиций философии, истина будет одна, если руководствоваться точкой зрения религии, истина будет другая, и обе могут жить в мире, не ущемляя и не исключая одна другую. Учение получило развитие в трудах аверроистов (Аверроизм — термин, применяемый к двум философским течениям в схоластике XIII века, первое из которых основывалось на Аверроэсовской интерпретации Аристотеля. Основными представителями этого течения были Сигер Брабантский и Боэций Дакийский), представителей Шартрской школы, а также в учении Фомы Аквинского. Есть истина философии и есть истина религии, утверждают представители аверроизма. Поскольку философия независима от религии, постольку возможно противоречие между утверждениями философии и религиозными догмами. В отличие от Сигера Брабантского и других аверроистов, у самого Аверроэса истина философии (истина разума) имела приоритет над религиозной истиной: богооткровенные тексты в случае противоречия истинам разума должны подвергаться аллегорическому толкованию. Таким образом у Аверроэса концепция двойственной истины превращаетеся в концепцию, согласно которой истина содержится только в философии. В европейской мысли предтечей концепции двух истин оказался средневековый схоласт — представитель Шартрской школы — Жильбер Порретанский. Из гносеологических воззрений Жильбера вытекало, что любое познание всегда формулируется в понятиях и есть познание единичных конкретных предметов. Поэтому теология как учение о Боге, который трансцендентен миру, невозможна в понятийной форме, ибо понятие соответствует лишь материальной вещи. Поэтому философию и теологию совершенно нельзя смешивать и противоречие между их истинами невозможно. Концепция истины Фомы Аквинского стала классической в католическом вероучении. Согласно ей, философия и религия абсолютно различны по методу, но лишь частично — по предмету.

 

 

ВАРИАНТ № 17

Дайте характеристику данному фрагменту: «Бытие — первая, непосредственная ступень в восхождении духа к самому себе...» Г.В.Ф. Гегель.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831) — немецкий философ, создатель развернутой философской системы, построенной на принципах «абсолютного идеализма», диалектики, системности, историзма. Философская система делится Гегелем на три части: 1) логика, 2) философия природы, 3) философия духа. В число основных работ Гегеля входят: «Феноменология духа», «Наука логики», «Философия права». «Феноменология духа» является введением к гегелевской философии в целом. В основе гегелевской философии лежат следующие идеи: 1) реальность как таковая есть бесконечный Дух; 2) жизнь Духа, а значит, и процесс, в соответствии с которым развивается философское познание, есть диалектика; 3) особенностью, ярко отличающей эту диалектику от всех предшествующих ее форм, является то, что Гегель назвал «спекулятивным» элементом. Реальное и действительное, Абсолют, по Гегелю, — это не «субстанция» (т. е. более или менее застывшая сущность, как традиционно считалось), а Субъект, Мысль, Дух. Утверждать, что реальность не субстанция, а субъект, Дух, равносильно положению, что она есть деятельность, процесс, точнее, самодвижение. В отношении Духа Гегель говорит о том, что в качестве тезиса он порождает предметность, инобыте. Этот процесс он называет отчуждением. В результате последующего синтеза, который также можно назвать снятием, Дух продвигается вперед в отношении познания самого себя. Фактически, отчуждение у Гегеля является необходимым моментом познания духа. Движение как свойство Духа, подчеркивает Гегель, — это движение самопознания. В циркулярном движении духовной основы философ различает три момента: 1)бытие-в-себе; 2)инобытие, бытие-для-другого; 3)возвратное бытие-в-себе-и-для-себя.
Те же процессы можно наблюдать и на других уровнях реальности. Вот почему Абсолют у Гегеля выступает как некий круг кругов. Абсолют проходит три стадии: Идея, Природа, Дух. Идея содержит в себе принцип саморазвития, в силу которого она в самоотчуждении сначала объективируется в Природу, а затем, через отрицание отрицания, возвращается к себе самой в Духе.

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...