Руководство практикой: обязанности БГА РФ, предприятия и студента
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ПРОГРАММА по прохождению экономической практики и практики менеджмента для студентов специальности 080507.65 «Менеджмент организации» всех форм обучения (ч.1)
Калининград
ББК СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Зам.декана ЭФ БГАРФ проректор БГАРФ по УР Д.п.н., профессор __________________Т.А.Бец ____________Н.Ю.Бугакова «____» ______________2006 г. «____»______________2006 г.
Авторы: А.Б. Добровольская, доцент А.Н.Кохан, к.э.н., доцент
Программа по прохождению экономической практики и практики менеджмента для студентов специальности 080507.65 «Менеджмент организации» (ч.1) рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Менеджмент» БГАРФ от 19.05.2006 г., протокол № 10.
Зав. кафедрой «Менеджмент» А.В.Сербулов
Рецензент: к.э.н., доцент Рябцев С.В.
Оглавление Введение. 4 1 Цели и задачи экономической практики. 4 2 Примерный тематический план практики по дисциплине "Бухгалтерский учет". 4 2.1 Содержание практики по дисциплине «Бухгалтерский учет». 5 3 Примерный тематический план практики по дисциплине «Финансы и кредит». 9 3.1. Содержание основных разделов практики по дисциплине «Финансы и кредит». 10 4 Руководство практикой: обязанности БГА РФ, предприятия и студента. 12 5 Оформление и защита отчета по практике. 12 5.1 Требования к оформлению отчета по практике. 13 5.2 Пример выполнения списка использованных источников. 17 Введение
Учебный процесс специальности «Менеджмент организации» включает в себя важнейшую составную часть – производственную экономическую практику и практику менеджмента. Студенты проходят практику на предприятии (организации, фирме). Экономическая практика и практика менеджмента делится на 2 части:
1 ч. - экономическая и 2 ч. – менеджмента. После прохождения экономической практики студенты на основе полученных теоретических знаний должны приобрести навыки самостоятельной работы: - по составлению и обработке регистров синтетического и аналитического учета; - по составлению форм бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия, по проведению анализа финансового состояния предприятия (организации). Кроме закрепления полученных теоретических знаний, должно быть достигнуто понимание проблемы (проблем) по анализируемым направлениям управленческой деятельности организации с целью подготовки и принятия эффективных управленческих решений. Программа состоит из двух разделов, отражающих цели, задачи и содержание экономической практики: 1 – бухгалтерский учет; 2 – финансы и кредит.
Цели и задачи экономической практики За время прохождения практики на студентов возложено выполнение следующих задач: - ознакомление с производственно-хозяйственной деятельностью предприятия (организации); - изучение организации и ведения учета всех объектов, то есть, самостоятельное выполнение работ по учету основных средств, материально - производственных запасов, труда и заработной платы, затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции, готовой продукции (работ, услуг) и ее реализации, расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, прочими дебиторами и кредиторами, финансовых результатов и других; - выполнение работ по составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности; - выполнение анализа финансового состояния предприятия (анализ финансовых результатов, анализ ликвидности баланса, финансовой устойчивости и деловой активности предприятия); - составление и защита отчета по практике.
2 Примерный тематический план практики по дисциплине "Бухгалтерский учет"
1. Организация и ведение бухгалтерского (и налогового) учета на предприятии 2. Учет денежных средств 3. Учет труда и заработной платы 4. Учет расчетов с подотчетными лицами, с поставщиками и подрядчиками, прочими дебиторами и кредиторами и другие расчетные операции 5. Учет основных средств и нематериальных активов 6. Учет материально-производственных запасов 7. Учет кредитов и займов 8. Учет финансовых вложений 9. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции 10. Учет готовой продукции, выполненных работ, оказанных услуг и их реализации 11. Учет финансовых результатов, фондов и резервов 12. Бухгалтерская финансовая отчетность предприятия Перечень вопросов (тематический план) для практики не является строгим и не подверженным корректировке. Руководитель практики имеет право вносить изменения в порядок вопросов в соответствии с особенностями бухгалтерского учета и налогообложения на данном предприятии (организации).
Содержание практики по дисциплине «Бухгалтерский учет» 1 Организация и ведение бухгалтерского учета на предприятии (организации) Общее ознакомление с предприятием и представление краткой технико-экономической характеристики предприятия: назначение и профиль предприятия, организационная структура, основные и вспомогательные производства, ассортимент (номенклатура) выпускаемой продукции, хозяйственные связи с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, результаты работы за отчетный год по основным показателям (представить в виде таблицы). Изучение вопросов организации и ведения бухгалтерского и налогового учета на предприятии, структуры аппарата бухгалтерии и функции ее подразделении, распределение обязанностей между работниками бухгалтерии. Дать общую характеристику применяемой на предприятии формы бухгалтерского учета, уровня автоматизации учетной работы. Рассмотреть особенности учетной политики (учетную политику предприятия представить к отчету в виде приложения).
2 Учет денежных средств Ознакомиться с организацией и ведением учета денежных средств на предприятии, а именно: учета кассовых операций и денежных документов, безналичных форм расчетов, учета операций по расчетным счетам и другим счетам в банке, учета переводов в пути. Составить 1-2 приходных и расходных кассовых ордеров, зарегистрировать, их в журнале регистрации (ПКО, РКО), составить 1-2 листа кассовой книга; записать кассовые операции в ведомости и в журнале-ордере № 1 "Касса". Оформить объявление на взнос наличными, денежный чек, платежные поручения; обработать 1-2 выписки банка с отражением операций в ведомости и журнале-ордере № 2. Изучить порядок расчетов по специальным счетам с использованием аккредитивов, лимитированных чековых книжек. Валютный счет - изучить порядок использования транзитного счета; заполнить поручение на обязательную продажу валюты, заявку на покупку иностранной валюты. Изучить порядок отражения курсовых разниц по кассе, валютному счету, а так же суммовых разниц.
3 Учет труда и заработной платы Изучить организацию учета рабочего времени и его использования, документацию по учету выработки, действующие нормы выработки. Изучить действующие системы оплаты труда, виды оплаты труда на предприятии; документальное оформление работ и выплат по договорам гражданско-правового характера Составить табель учета рабочего времени за месяц первичные документы по учету выработки и заработной платы (наряды, сменные рапорты, маршрутные листы и др.), расчетные и платежные ведомости. Самостоятельно составить расчеты причитающегося заработка рабочим-сдельщикам и повременщикам. Сделать расчеты заработной платы за время простоев, отпусков, исправление брака, доплат в связи с отклонением от нормальных условий работы, за неотработанное время и пособий по временной нетрудоспособности. Изучить способы расчета среднего заработка при оплате отпусков, пособий по больничному листу. Сделать расчеты удержаний из заработной платы, составить расчетно-платежную ведомость. Открыть и отразить данные расчетной ведомости в лицевом счете работника. Изучить аналитический и синтетический учет заработной платы и связанных с ней расчетов, учет расчетов с депонентами, органами социального страхования и т.д. Изучить применение средств автоматизации, компьютерной техники при учете труда и зарплаты.
4 Учет расчетов с подотчетными лицами, с поставщиками и подрядчиками, прочими дебиторами и кредиторам и другие расчетные операции Изучить организацию и ведение учета расчетов с подотчетными лицами, с поставщиками и подрядчиками, прочими дебиторами и кредиторами на предприятии и другие расчетные операции. Заполнить 2-3 авансовых отчета с отражением их данных в журнале-ордере №7. При наличии внешнеэкономических связей на предприятии изучить учет расчетов по загранкомандировкам работников предприятия. Изучить порядок расчетов с поставщиками и подрядчиками: оформление договоров на поставки ТМЦ, выполнение работ, оказание услуг, порядок расчетов между предприятием и физическими лицами-предпринимателями. Изучить особенности учета и порядок расчетов по импортным поставкам. Заполнить регистры синтетического и аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, прочими дебиторами и кредиторами. Изучить порядок расчетов с бюджетом по налогам и сборам. Отразить материал в отчетах по практике. 5 Учет основных средств и нематериальных активов Изучить вопросы организации и ведения бухгалтерского и налогового учета основных средств и нематериальных активов на предприятии. Составить 1-2 акта приема-передачи объектов основных средств. Открыть инвентарные карточки на принятые объекты и зарегистрировать их в инвентарной описи. Составить 1-2 документа на внутреннее перемещение основных средств. Ознакомиться с нормами амортизации, с порядком начисления амортизации основных средств и нематериальных активов на предприятии в целях бухгалтерского и налогового учета в соответствии с принятой на предприятии учетной политикой. Изучить организацию и ведение аналитического и синтетического учета, текущего и капитального ремонта основных средств. Составить акт на ликвидацию основных средств. Изучить порядок отражения в бухгалтерском учете поступления нематериальных активов, выбытия нематериальных активов; ведения аналитического и синтетического учета нематериальных активов; начисления амортизации нематериальных активов в целях бухгалтерского и налогового учета. Отражение на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций по реализации и прочему выбытию основных средств и нематериальных активов (к отчету представить все регистры бухгалтерского и налогового учета этих объектов).
6 Учет материально-производственных запасов Изучить вопросы организации и ведения учета материально-производственных запасов на предприятии; условия поставки МПЗ, организации контроля за соблюдением договоров поставок, контроля за состоянием складских запасов МПЗ. Изучить порядок нормирования расхода материалов, выписки лимитной карты, ведение оперативного учета использования материалов в производстве. Составить и зарегистрировать разовые требования на получение материалов. Изучить организацию складского хозяйства, права и обязанности материально-ответственных лиц. Открыть карточки складского учета МПЗ, записать в них данные приходных и расходных документов. Составить реестр на сдачу первичных документов в бухгалтерию. Принять участие в проведении выборочной инвентаризации МПЗ, составить сличительную ведомость. Изучить принципы построения номенклатуры-ценника, организацию контроля за оприходованием поступивших МПЗ, составить накопительные ведомости по приходу и расходу, составить книгу остатков МПЗ на складе; усвоить технику сверки данных бухгалтерского учета со складской картотекой. Оформить и учесть излишки и недостачу МПЗ по данным инвентаризации. Составить регистры бухгалтерского учета МПЗ. Отразить в отчете особенности ведения учета МПЗ в целях бухгалтерского и налогового учета.
7 Учет кредитов и займов Ознакомиться с организацией и ведением учета (бухгалтерского и налогового) задолженности предприятия по полученным кредитам и займам, затрат по займам и кредитам, направленным на приобретение или строительство основных средств и покупку материально-производственных запасов. Изучить порядок учета процентов и дисконта по векселям и облигациям, выданным в обеспечение долга, а также учета дополнительных затрат, возникающих при получении и обслуживании заемных средств.
8 Учет финансовых вложений Изучить вопросы организации и ведения учета (бухгалтерского и налогового) финансовых вложений на предприятии. Отразить виды финансовых вложений на данном предприятии и их оценку согласно учетной политике. Изучить особенности учета движения финансовых вложений. Отразить в отчете по практике специфику создания резервов под обесценивание финансовых вложений.
9 Учет затрат на производств и калькулирование себестоимости продукции Изучить вопросы организации и ведения бухгалтерского и налогового учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции. Изучить состав основных и вспомогательных производств на предприятии, структуру затрат на производство продукции и порядок включения в себестоимость производственных расходов (постоянных и переменных, прямых и косвенных, основных и накладных). Составить ведомости распределения расхода материалов, топлива, электроэнергии, заработной платы по видам продукции и статьям затрат. Составить ведомость по учету расходов на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховых расходов и потерь от брака. Изучить состав и способы распределения общезаводских расходов, составить ведомость. Осуществить сводный учет затрат и калькулирование себестоимости продукции, применяемые на предприятии. Составить калькуляции себестоимости по 2-3 важнейшим видам продукции, отчетность предприятия о затратах на производство и о себестоимости товарной продукции. Ознакомиться с учетом затрат на производство и калькулированием себестоимости продукции с применением ПЭВМ. 10 Учет готовой продукции, выполненных работ, оказанных услуг и их реализации Изучить вопросы организации и ведения бухгалтерского учета готовой продукции, выполненных работ, оказанных услуг и их реализации на данном предприятии. Изучить основные условия поставки готовой продукции (работ, услуг), т.е. наличие договоров с покупателями и заказчиками, сроки поставок, порядок расчетов, ответственность сторон и т.п., организацию оперативного контроля за выполнением договоров поставки, порядок рассмотрения рекламаций и претензий покупателей и заказчиков. Изучить порядок оприходования готовой продукции на складе, учет отгрузки продукции, организацию аналитического учета готовых изделий на складе, аналитический учет готовой продукции в бухгалтерии и его увязку с учетом на складе. Изучить состав и учет внепроизводственных (коммерческих) расходов, способы их распределения между видами продукции (работ, услуг). Составить расчет сумм отклонений между учетной и фактической себестоимостью на реализованную продукцию (работ, услуг) и на остаток товаров отгруженных. Представить в отчете все регистры бухгалтерского учета по указанным объектам. Изучить действующую на предприятии систему компьютеризации учета готовой продукции. 11 Учет финансовых результатов, фондов и резервов Изучить вопросы бухгалтерского и налогового учета финансовых результатов на данном предприятии. Изучить структуру и порядок формирования финансовых результатов; учет финансовых результатов от продажи продукции (работ, услуг); учет операционных и внереализационных доходов и расходов; учет недостач и потерь от порчи ценностей; учет резервов предстоящих расходов и платежей; учет расходов будущих периодов; учет доходов будущих периодов; учет прибылей и убытков; ведение учета хозяйственных операций по использованию прибыли. В отчете представить регистры бухгалтерского учета финансовых результатов предприятия и регистры ведения налогового учета. В отчете отразить особенности ведения налогового учета финансовых результатов предприятия. 12 Бухгалтерская (финансовая) отчетность предприятия Изучить вопросы составления бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия. Изучить состав бухгалтерской отчетности предприятия, порядок составления бухгалтерских отчетов, а так же содержание бухгалтерского баланса и правила оценки его статей; порядок и сроки представления бухгалтерской отчетности; содержание отчета о прибылях и убытках; содержание отчета об изменениях капитала; содержание отчета о движении денежных средств; содержание приложения к бухгалтерскому балансу, отражение информации после отчетной даты; отражение условных фактов хозяйственной деятельности; отражение информации об аффилированных лицах; пояснительные записки; раскрыть взаимосвязь бухгалтерской отчетности и учетной политики предприятия. В отчете по практике представить все формы бухгалтерской отчетности предприятия (годовой).
3 Примерный тематический план практики по дисциплине «Финансы и кредит»
1. Анализ структуры и динамики (за три периода) имущества предприятия и источников его финансирования. 2. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия. 3. Система безналичных расчетов на предприятии. 4. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности. 5. Анализ затрат предприятия по экономическим элементам и статьям калькуляции. 6. Налоги, уплачиваемые предприятием в бюджетную систему на основе используемого налогового режима. 7. Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия 8. Анализ деловой активности (оборачиваемости) предприятия. 9. Исследование финансовой устойчивости предприятия Содержание основных разделов практики по дисциплине «Финансы и кредит» 1. Анализ структуры и динамики (за три периода) имущества предприятия и источников его финансирования.
Анализ структуры (вертикальный анализ) и динамики (горизонтальный анализ) имущества необходимо проводить на основе данных актива бухгалтерского баланса (форма № 1 по ОКУД). Особое внимание необходимо обратить на изменение удельного веса величины собственного оборотного капитала в стоимости активов, на соотношение темпов роста собственного и заемного капитала, а так же на соотношение темпов роста дебиторской и кредиторской задолженности.
2. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия.
Анализ следует проводить на основе данных пассива бухгалтерского баланса (форма № 1 по ОКУД). Исследовать изменение основных показателей, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности (в частности выручки от реализации, прибыли от продаж, прибыли до налогообложение и чистой прибыли). Обратить внимание на изменение себестоимости, коммерческих и управленческих расходов. Оценить финансовые результаты от операционной и внереализационной деятельности. Рассчитать и проанализировать показатели рентабельности предприятия. Провести факторный анализ рентабельности продаж (оценить влияние на рентабельность продаж изменение выручки, себестоимости, коммерческих и управленческих расходов).
3. Система безналичных расчетов на предприятии.
Проанализировать и оценить используемую на предприятии систему безналичных расчетов (платежные поручения, чеки, аккредитивы и расчеты по инкассо). Выявить достоинства и недостатки каждого вида. Какие формы безналичных расчетов предприятием наиболее часто? 4. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности. Анализ следует проводить на основе данных формы № 5. Проанализировать и оценить структуру дебиторской задолженности предприятия: по срокам погашения, по типам дебиторов, по удельному весу отдельных крупных дебиторов. Рассчитать показатели: оборачиваемость дебиторской задолженности, средняя продолжительность одного оборота, долю дебиторской задолженности в общем объеме текущих активов, долю сомнительной задолженности в составе дебиторской задолженности. Выяснить применяемые процедуры работы с дебиторами в случае просрочки платежей.
5. Анализ затрат предприятия по экономическим элементам и статьям калькуляции.
Исследовать динамику и структуру затрат предприятия. Изучить постоянные и переменные затраты. Изучить способы отнесения косвенных расходов на себестоимость продукции. Какой способ используется на Вашем предприятии?
6. Налоги, уплачиваемые предприятием в бюджетную систему на основе используемого налогового режима.
Провести анализ налогов, уплачиваемых исследуемым предприятием в бюджетную систему на основе используемого налогового режима. Если предприятие применяет специальный налоговой решим, следует рассмотреть его особенности. Рассмотреть схему поступления уплачиваемых налогов в федеральный, региональный и местный бюджеты.
7. Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия
Провести анализ ликвидности и платежеспособности по следующим этапам: 1. Сгруппировать активы по степени ликвидности, пассивы - по степени срочности погашения обязательств и определить излишек (недостаток) по каждой группе. 2. Рассчитать и оценить текущую и перспективную ликвидность. 3. Рассчитать и проанализировать относительные коэффициенты платежеспособности (общий коэффициент платежеспособности, коэффициенты текущей, срочной и абсолютной ликвидности).
8. Анализ деловой активности (оборачиваемости) предприятия.
Провести анализ деловой активности и изучить скорость оборота средств на исследуемом предприятии, используя данные формы № 1 и формы № 2. Рассчитать показатели: коэффициент оборачиваемости капитала (ресурсоотдача), коэффициенты оборачиваемости оборотных активов, запасов, дебиторской и кредиторской задолженности, коэффициент отдачи собственного капитала и фондоотдачу. Определить период оборачиваемости средств в днях и проанализировать их динамику.
9. Исследование финансовой устойчивости предприятия Провести анализ финансовой устойчивости по следящим этапам: - оценить степень покрытия запасов источниками их финансирования (трехкомпонентный анализ финансовой устойчивости); - рассчитать и оценить относительные коэффициенты (автономии, финансовой зависимости, финансовой независимости, финансирования, финансовой устойчивости, капитализации, коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования).
Руководство практикой: обязанности БГА РФ, предприятия и студента В соответствии с Положением об организации и проведении производственной практики курсантов (студентов) БГА РФ:
1. Обязанности руководителя практики от ВУЗа: - подбор и согласование мест практики и руководителей от предприятия; - проведение инструктажа по технике безопасности и охране труда консультационной программе практики; - проведение периодического контроля хода практики; - организация и проведение защиты отчетов по практике.
2.Обязанности руководителя практики от предприятия: - создание необходимых условий для успешного прохождения практики студентом; - обеспечение соответствующим рабочим местом, необходимыми материалами и документами, средствами оргтехники. - проведение инструктажа по технике безопасности и охране труда, а также текущих консультаций по программе практики; - содействие в своевременном и качественном выполнении студентом примерного тематического плана с учетом специфики выявленных проблем и пути их решения; - проверка и утверждение отчета студента о практике, составление письменного отзыва и характеристики студента.
3. Обязанности студента: - выполнение программы практики; - выполнение внутреннего распорядка предприятия, требований трудового законодательства; - систематического ведение дневника практики по установленной форме; - выполнение указаний руководителей практики от БГАРФ и предприятия; - своевременное составление отчета по практике и его защита.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|