Формы осуществления народовластия
1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. 2. Народ обладает всей полнотой власти на территории страны, ему принадлежит верховенство в государстве, в системе власти, его суверенная государственная воля обязательна для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления. 3. Все государственные органы, должностные лица, органы местного самоуправления должны действовать в соответствии с волей народа, выраженной в конституции и законах. 4. Народ непосредственно осуществляет власть в основном через систему государственных органов и органы местного самоуправления.
Конституция РФ устанавливает главные формы осуществления народовластия: - Непосредственная демократия, т.е. прямое волеизлияние народа, решение вопросов государственной и общественной жизни. - Непосредственное выражение власти народа также референдумы, собрания, свободные выборы, митинги, шествия, демонстрации, индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. - Через органы государственной власти народ повседневно осуществляет государственную власть, управление государственными и общественными делами.
Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное собрание, Правительство, суды РФ.
Органы местного самоуправления. Они отделены от системы органов государственной власти и не входят в их систему. Самоуправление осуществляется местным населением на местном уровне - выборы, референдумы, через органы местного самоуправления.
Система органов государственной власти в Российской Федерации. Важнейшим принципом функционирования РФ как правового государства является принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип закреплен в Конституции РФ.
В государстве необходимо осуществлять функции по принятию законов, исполнение их и осуществление правосудия. Эти ветви власти относительно самостоятельны, взаимодействуют, дополняя друг друга и уравновешивают друг друга. Орган исполнительной власти - это часть государственного аппарата, осуществляющая деятельность по государственному управлению с целью исполнения законов, наделения полномочиями распорядительного характера.
Президент Российской Федерации. Президент РФ - глава государства. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Россию внутри страны и за рубежом. Президент избирается на 4 года гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Им может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Задача Президента - защита конституционных прав и свобод человека, суверенитета, независимости и целостности государства, обеспечение взаимодействия основ государственной власти. Компетенция Президента РФ: - назначает с согласия Государственной Думы Председателя правительства РФ; - принимает решение об отставке правительства РФ; - назначает министров; - предлагает кандидатуры судей Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора, Председателя Центрального банка; - формирует и возглавляет совет безопасности; - назначает выборы в Государственную Думу; - распускает Государственную Думу в случаях предусмотренных Конституцией РФ; - подписывает и обнародует федеральные законы; - утверждает военную доктрину;
- является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил; - осуществляет руководство внешней политикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры; и т.д.
Федеральное Собрание РФ. Федеральное Собрание - парламент России. Это представительный и законодательный орган России. Он состоит из двух палат.
Таблица 2.1.1. Федеральное Собрание России
Парламент - это законодательный орган. Принятие законов и бюджета - это основная задача Федерального Собрания. Это постоянно действующий орган. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.
Правительство России. Высшим органом исполнительной власти является Правительство РФ. Это коллегиальный орган, который осуществляет руководство исполнительной и распорядительной деятельностью в стране. Правовой статус Правительства установлен Конституцией и Законом о Правительстве РФ.
Структура Правительства
Председатель Правительства назначается Президентом России с согласия Государственной Думы. Председатель Правительства определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются Президентом по предложению Председателя Правительства. Рабочим органом Правительства является его аппарат, который обеспечивает деятельность правительства и осуществляет контроль над исполнением принятых Правительством решений. Правительство решает следующие вопросы: - разрабатывает и представляет в Государственную Думу федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; - обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
- осуществляет управление федеральной собственностью; - осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ; - осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью и т.д. Постановления о распоряжении Правительства обязательны к исполнению в РФ, но они не могут противоречить федеральным законам.
Судебная власть. Правосудие в России осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. Судьи независимы и подчиняются только закону. Они не сменяемы, неприкосновенны. Основные принципы организации судебного разбирательства: - судебное разбирательство открытое; - судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; - судопроизводство может осуществляться с участием присяжных заседателей; - финансирование судов осуществляется из федерального бюджета.
Местное самоуправление (МСУ). Население России самостоятельно решает все вопросы местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью на основе местного самоуправления. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом местных традиций. Население через органы местного самоуправления самостоятельно решает вопросы: - управляет муниципальной собственностью; - формирует, утверждает и исполняет местный бюджет; - устанавливает местные налоги и сборы; - осуществляет охрану общественного порядка; - решает иные вопросы общего порядка. Граждане реализуют свое право на местное самоуправление в форме референдума, выборов, в других формах.
Административное право - это самостоятельная отрасль в системе права, регулирующая общественные отношения, которые складываются в сфере государственного управления.
Административно-правовая норма - это установленное государством правило поведения, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере государственного управления и функционирования исполнительной власти. Административно-правовые нормы: - определяют правовой статус граждан в сфере управления; - организуют деятельность органов исполнительной власти, их компетенцию; - регулируют управленческие отношения; - устанавливают меры административной ответственности, и определяют, какие деяния являются административными правонарушениями. Субъектами административно - правовых отношений являются граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства, органы исполнительной власти, государственные органы, общественные организации. Административная ответственность- это форма юридической ответственности граждан и должностных лиц за совершенное ими административное правонарушение. Административно-правовые отношения делятся на три группы: 1. Внутриаппаратные отношения. Правовые нормы закрепляют систему органов исполнительной власти, формы и методы внутрипартийной работы. 2. Отношения между исполнительной властью и гражданами. 3. Отношения между гражданами (сфера общественного порядка, прав и свобод человека). Взаимоотношения между гражданами регулируются в соответствии с законом, соблюдая интересы и права друг друга, и только в случае нарушения вмешиваются органы исполнительной власти.
Нормы административного права устанавливают цели и задачи, компетенцию, структуру органов исполнительной власти, определяют, какие деяния являются административными правонарушениями, устанавливают меры административной ответственности.
Административным правонарушением признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное действие или бездействие, за которое предусмотрена административная ответственность. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправность своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя и должно было и могло их предвидеть.
Задачами законодательства об административных правонарушениях являются: - защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина; - охрана здоровья граждан; - защита общественной нравственности; - охрана окружающей среды; - охрана установленного порядка осуществления государственной власти; - защита общества и государства от административных правонарушений; - предупреждение административных правонарушений (ст. 1.2 КоАП РФ).
Административная ответственность наступает с 16 лет. С учетом конкретных обстоятельств и данных о лице, совершившем правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением меры воздействия предусмотренной законодательством о защите прав несовершеннолетних. Административной ответственности подлежат: 1. должностные лица в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4); 2. военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность в соответствии с дисциплинарными уставами; 3. сотрудники ОВД, органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов несут ответственность в соответствии с нормативно-правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах; за нарушение в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, требований пожарной безопасности вне места службы, таможенных правил и правил режима Государственной границы РФ и др; 4. иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории РФ административные правонарушения, подлежат ответственности на общих основаниях или разрешается вопрос в соответствии с нормами международного права. Не является административным правонарушением причинение лицом вреда, охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред. Это действие рассматривается как крайняя необходимость. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|