Тема 3. Религиозно-философская мысль в эпоху Возрождения
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Целью курса « Религиозная философия» является изучение основных течений религиозно-философской мысли Востока, Запада и России. Курс знакомит (в соответствии с конфессионально-хронологическим принципом изложения) слушателей с историей религиозного мировоззрения, категориальным аппаратом данной области знания; раскрывает существо основных проблем религиозной философии; дает представление о специфике и закономерностях развития восточной, западноевропейской и российской религиозно-философской мысли. Усвоение данной дисциплины является необходимым для богословов с точки зрения более углубленного последующего изучения как догматического и сравнительного богословия, так и для понимания самой сути специфики религиозного сознания и влияния на него философских идей. Задачи освоения дисциплины: · ознакомить студентов с основными философскими категориями, принципами и законами;изучить учения отдельных личностей и школ, участвовавших в процессе созидания религиозно-философских систем; · научить на основе оперирования философскими понятиями ясно выражать и отстаивать свою точку зрения по обсуждаемым мировоззренческим проблемам; · способствовать развитию навыков к объективному анализу сложных процессов в современном мире, острых проблем, с которыми сталкивается ныне человеческое сообщество. В рамках достижения обозначенных цели и задач курса студент должен знать: этапы становления религиозной философии, основные ее направления, понимать сущность и специфику религиозной метафизики; ведущие современные философские концепции религии, наиболее актуальные течения религиозно-философской антропологии, господствующие трактовки сущности религии, специфику религиозной метафизики, онтологии и гносеологии;
содержание религиозно-этических учений, основных понятий религиозной этики и аксиологии, особенностей религиозной морали, ее специфики в разных религиях и конфессиях, религиозных концепций формирования личности, ее нравственных качеств, современных проблем религиозно-нравственного воспитания; совокупность концептуальных знаний ведущих деятелей религиозной философии, расширяющих видение самого феномена религии, и их влияние на своеобразие философской и научно-исторической мысли; современное положение основных течений религиозной философии в общекультурном контексте, ее влияние на общемировую культуру; уметь: отстаивать собственную мировоззренческую позицию, используя религиозно-философские категории; применять методы философского анализа по отношению к теологическим концепциям; ясно формулировать философские проблемы современности, делая их понятными религиозно настроенному человеку; анализировать основные феномены как религиозной, так и безрелигиозной жизни; использовать философский метаязык для анализа теологических и религиозно-философских произведений; иметь представления о: взаимоотношениях религии и философии в различных историко-философских контекстах; методах философского исследования и возможности их применения к богословию; специфике философского вопрошания о Боге; современном категориальном аппарате и терминологии религиозной философии; ведущих представителях религиозной философии Запада, Востока и России; истории религиозно-философской мысли (античность, Средние века, Новое время, современность); концептуальных особенностях религиозной философии в Православии, католичестве, протестантизме. Содержание программы
Введение Введение в религиозную философию. Предмет, цели и задачи курса религиозной философии. Философия религии и религиозная философия: разница методологий. Религиозная философия и теология: сходство и различие. Особенности решения в религиозной философии онтологических, метафизических, гносеологических, аксиологических, этических и социально-политических проблем. Тема 1. Античная религиозная философия Религиозно-философские взгляды древних греков. Религия Зевса, Аполлона, Деметры, Диониса. Философия и мифология (Гомер, Гесиод, Орфей). Религиозно-философские взгляды Милетской школы. Учение о метемпсихозе (Пифагор) Религиозная философия досократиков. Религиозно-философские взгляды Гераклита. Всеобщие изменения. Огонь как первоначало мира. Понятие о Логосе. Антропология. Религиозно-философские взгляды Ксенофана. Критика политеизма. Религиозно-философские взгляды Парменида. Учение о едином Боге и едином бытии. Философское обоснование материализма Левкиппом и Демокритом. Материализм и атомизм. Атом как бытие. Фатализм. Учение о душе (доказательство смертности души). Религиозно-философские взгляды Платона. Критика материализма в диалоге «Теэтет». Мир идей и верховная идея Блага. Проблема зла. Доказательство бессмертия души. Теология Платона. Платоновская антропология. Платонизм и христианство. Религиозно-философские взгляды Аристотеля. Теология Аристотеля. Бог как неподвижный двигатель и мыслящий себя Ум. Аристотелизм и христианство. Религиозно-философские взгляды основных школ эллинизма (стоики, эпикурейцы, скептики, киники). Религиозная философия раннего стоицизма (Зенон, Клеанф, Хрисипп): учение о логосе. Материализм стоиков. Свобода человека и провидение. Теодицея. Великий синтез античной философии. Религиозно-философские воззрения Эпикура. Христианская оценка эпикурейского эвдемонизма. Религиозно-философские взгляды Пиррона. Скептицизм и агностицизм. Религиозно-философский анализ кинической этики. Религиозно-философские взгляды Плотина. «Эннеады». Доказательство существования умопостигаемого мира. Учение о трех ипостасях. Единое: апофатическое и катафатическое описания. Божественный Ум. Душа и материя. Плотиновская теодицея. Мистический экстаз. Влияние Плотина на христианскую мысль первых веков. Отличия платонизма и плотинизма от христианского учения. Религиозно-философские идеи неоплатонизма.
Тема 2. Средневековая религиозная философия Религиозная философия средневековья. Религиозно-философская оценка схоластической мысли. Религиозно-философские взгляды Беренгария и Петра Домиани: «Философия – служанка теологии». Религиозная философия Ансельма Кентерберийского: «Верую, чтобы понимать». Онтологическое доказательство бытия Бога. Религиозно-философские взгляды Пьера Абеляра: соотношение веры и разума. Религиозный мистицизм Бернара Клервоского. Умеренный мистицизм Сен-Викторскойшколы. Арабская религиозная философия. Религиозно-философские взгляды Ибн Сины (Авиценны) и Ибн Рушда (Авероэса). Тема 3. Религиозно-философская мысль в эпоху Возрождения Изменение религиозно-философского сознания в эпоху Возрождения на примере творчества Данте Алигьери и Франческо Петрарки. Религиозно-философские взгляды Лоренцо Валла: возрождение античного эпикуреизма, критика схоластики. Религиозно-философские взгляды представителей Флорентийской Платоновской академии: МарсилиоФичино, Пико дела Мирандолла. Религиозная философия Николая Кузанского. Учение о Боге как об абсолютном максимуме. Религиозно-философская оценка неоплатонизма Кузанского. Религиозная философия Эразма Роттердамского. Обличение схоластической философии. Философия как «Философия Христа». «Оружие христианского воина». Религиозно-философский анализ спора Эразма и Лютера о свободе воли. Религиозно-философские взгляды ПьетроПомпонацци. Учение о бессмертии души. Этика. Теодицея. Религиозно-философские взгляды Джордано Бруно. Учение о бытии: единое, мировая душа, материя. Пантеизм Бруно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|