Мастера скульптурного портрета
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 В начале XVIII в. в России работали в основном скульпторы-иноземцы. В их произведениях воплотились черты барочного парадного портрета, а также простота и ясность искусства классицизма. Существенный вклад в развитие декоративно-монументальной скульптуры внёс итальянец Бартоломео Карло Ратрелли (1675—1744), отец прославленного архитектора, приглашённый на государственную службу из Франции в 1716 г. Самое замечательное в его творческом наследии - это парадные портреты коронованных особ, выполненные в стиле барокко. Лучший и них — бронзовый бюст Петра I, в котором мастерски передан величественный образ первого российского императора.
Б.К. Растрелли. Пётр I. 1723 -1730 гг. государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Ещё в 1719 г. Растрелли снял маску с лица живого Петра. После его смерти, работая над бюстом Петра I, скульптор сохранил важнейшие черты его облика. Портрет изобилует множеством пышных деталей. Взметнувшиеся драпировки, латы, украшенные барельефами с изображением батальных сцен и самого царя. В облике Петра подчёркнуты ум, воля и энергия, особенно впечатляет его грозный, устремлённый вдаль взгляд. Хорошо известен коронационный портрет императрицы Анны Иоанновны с арапчонком, выполненный Б.К. Растрелли. Во второй половине XVIII в. в России появляются свои мастера, получившие образование в Академии художеств и за границей. Среди них следует прежде всего назвать Ф.И. Шубина (1740—1805) и М.И. Козловского (1753—1802). Федот Иванович Шубин — «первый статуйных дел мастер» — был сыном холмогорского помора. Как и его знаменитый земляк М.В. Ломоносов, он прошёл суровую школу жизни. Ещё в юности он овладел мастерством резьбы по кости. Благодаря ходатайству Ломоносова Шубин был отдан на учение в Петербургскую академию художеств, а затем стажировался в Европе. Во Франции он увлёкся портретной скульптурой, а в Италии изучал искусство римского скульптурного портрета.
Каждая работа, выполненная этим замечательным скульптором, — свидетельство его огромного таланта. В обработке мрамора и бронзы он проявлял исключительное мастерство, находил выразительные приёмы для передачи тяжёлых и лёгких тканей костюма, ажурной пены кружев, мягких прядей причесок и париков. Не случайно на надгробном памятнике Шубину сказано: «...и под его рукою мрамор дышит...» Но главное в творчестве скульптора — лица его героев. Шубин умел остро и метко запечатлеть выражение лица, мимику, взгляд, поворот, посадку головы. При этом он никогда не останавливался на передаче внешнего сходства с моделью, его интересовал противоречивый и сложный внутренний мир человека. В каждом своём произведении он утверждал ценность человеческой личности. Никогда не повторяясь в выборе композиции, он сохранял особый ритмический рисунок. Его скульптуры всегда рассчитаны на круговой обзор, рассматривание с различных точек зрения. Ф.И. Шубин создал целую галерею портретов прославленных и менее известных особ Екатерининской эпохи: монархов и знатных вельмож, доблестных генералов и полководцев, высокопоставленных чиновников императорского двора и крупных промышленников. Его творческим кредо стали слова поэта Г. Р. Державина: Не титла славу нам сплетают, Не предков наших имена; Одни достоинства венчают И честь венчает нас одна... Ф.И. Шубин. Портрет М.В. Ломоносова. 1792 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург В «Портрете М.В. Ломоносова» Шубин воплотил обаятельный образ выдающегося русского учёного, поэта и мыслителя. Портрет был создан скульптором на склоне лет, когда Ломоносова уже давно не было в живых. Памятные встречи и общение с ним легли в основу этого художественного образа. Автор был убеждён, что величие гения не нуждается во внешнем подкреплении торжественными аксессуарами, роскошной обстановкой и парадным одеянием. Вопреки существующим традициям и моде, он выполняет бюст Ломоносова без парика. В лице Ломоносова нет ни напыщенной чопорности, ни вельможной надменности, ни чрезмерной гордости, но есть живость ума, одухотворённость и благородство.
Ф.И. Шубин обладал особым мастерством «истину царям с улыбкой говорить». В глубоко реалистическом «Портрете Павла I» правдивость граничит с гротеском и едким сарказмом. Величие монарха подчёркнуто торжественным облачением — горностаевой мантией, украшенной императорскими регалиями: двумя звездами, цепью из двуглавых орлов, бриллиантовым орденом Святого Андрея Первозванного.
Ф.И. Шубин. Портрет Павла I. 1800 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Сколько раз, во избежание опасности и опалы, у скульптора возникал соблазн польстить модели, но всякий раз он возвращался к образу человека, которого хорошо знал многие годы. Впрочем, императору бюст понравился. По вкусу пришлись отполированные до шёлкового блеска царские регалии, задумчивая мечтательность, а выражение лица было воспринято как внушающее трепет подчинённым. К сожалению, так понравившийся портрет не принёс художнику желаемой свободы и материального благополучия. Через несколько лет он умер в забвении и нищете... В дальнейшем значительный вклад в развитие скульптурного портрета внесли М.И. Козловский (1753—1802), Ф.Ф. Щедрин (1751—1825), И.П. Мартос (1752— 1835) и Б.И. Орловский (1793—1837). М.И. Козловский. Аякс защищает тело Патрокла. 1796 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Вопросы и задания 1. В чём проявилась связь портретного искусства XVIII в. с парсуной, восходящей к древнерусской иконописи? Приведите примеры органического слияния традиций парсунной и новой техники портретного искусства. 2. Расскажите о творчестве прославленных мастеров портретной живописи начала и середины XVIII в.: И.Н. Никитине, А.М. Матвееве, А.П. Антропове и И.П. Аргунове. Какие из произведений этих авторов вам понравились? Почему?
3. Почему Ф.С. Рокотов вошёл в историю портретного искусства как один из самых изысканных и тонких живописцев, блестящих мастеров светотени и колорита? Опишите известные вам шедевры этого художника. 4. Расскажите о характерных особенностях художественной манеры Д.Г. Левицкого. Кто и почему становятся героями его произведений? Каково ваше мнение о серии созданных им портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц? 5. Почему творчество В.Л. Боровиковского связывают с направлением сентиментализма? Согласны ли вы с таким утверждением? Почему «Портрет М.И. Лопухиной» считается самым поэтичным произведением художника? 6. Расскажите о выдающихся мастерах скульптурного портрета. Можно ли парадные портреты русских императоров, созданные Б.К. Растрелли, отнести к стилю барокко? Поясните свой ответ. 7. Что вам известно о скульптурных шедеврах Ф.И. Шубина — «первого статуйных дел мастера»? Каковы особенности его творческой манеры?
Творческая мастерская Попробуйте создать портретную галерею второй половины XVIII в. Что и как вы бы рассказали о её выдающихся мастерах? Подготовьте радио- или телепередачу на тему «Лики женской красоты в творчестве русских портретистов XVIII в.» или «Мастера русского скульптурного портрета».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|