Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Макроэкономическое равновесие.




Закон убывающей отдачи

Если капитал является фиксированным фактором, а труд – переменным, то фирма может увеличить производство за счет использования большего количества трудовых ресурсов. Но по закону убывающей предельной производительности, последовательное увеличение переменного ресурса при неизменности других ведет к убывающей отдаче данного фактора, то есть к снижению предельного продукта или предельной производительности труда. Если же наем рабочих будет продолжаться, то в конечном итоге, они будут мешать друг другу (предельная производительность станет отрицательной) и объем выпуска сократится.

Предельная производительность труда (предельный продукт труда – MPL) – это прирост объема производства от каждой последующей единицы труда

,

т.е. прирост производительности к совокупному продукту (TPL)

.

Аналогично определяется предельный продукт капитала MPK.

Основываясь на законе убывающей производительности, проанализируем взаимосвязь общего (TPL), среднего (АPL) и предельного продуктов (MPL) (рис. 10.1).

В движении кривой общего продукта (ТР) можно выделить три этапа. На этапе 1 она поднимается вверх ускоряющимися темпами, так как предельность продукта (MP) возрастает (каждый новый рабочий приносит больше продукции, чем предыдущий) и достигает максимума в точке А, то есть скорость роста функции максимальна. После точки А (этап 2) в силу действия закона убывающей отдачи, кривая MP падает, то есть каждый нанятый рабочий дает меньшее приращение общего продукта по сравнению с предшествующим, поэтому темп роста ТР после ТС замедляется. Но пока МР будет положительным, ТР будет все равно увеличиваться и достигнет максимума при МР=0.

Рис. 10.1. Динамика и взаимосвязь общего среднего и предельного продуктов

На 3 этапе, когда количество рабочих становится избыточным по отношению к фиксированному капиталу (станки), МР приобретает отрицательное значение, поэтому ТР начинает снижаться.

Конфигурация кривой среднего продукта АР также обусловлена динамикой кривой МР. На 1 этапе обе кривые растут, пока приращение объема выпуска от вновь нанятых рабочих будет большим, чем средняя производительность (АРL) ранее нанятых рабочих. Но после точки А (max MP), когда четвертый рабочий добавляет к совокупному продукту (ТР) меньше чем третий, МР уменьшается, поэтому средняя выработка четырех рабочих также сокращается.

3) Совершенная конкуренция:

  • Понятие совершенной конкуренции
  • Правило максимизации прибыли для конкурентной фирмы
  • Точка безубыточности, точка закрытия и кривая предложения конкурентной фирмы???
  • Равновесие конкурентной фирмы и отрасли в коротком и длительных периодах.???

Характер взаимодействия фирм друг с другом на рынке определяется типом рынка (рыночной структурой). Простейшим и исходным типом рынка является рынок совершенной конкуренции («чистой конкуренции»), характерными чертами которого являются:
– на рынке взаимодействует множество покупателей и продавцов;
– предлагаемая ими продукция является однородной;
– фирмы свободно входят на рынок или покидают его;
– поскольку доля каждой конкурентной фирмы в общем объеме предложения незначительна, фирма приспосабливается к цене, установленной рынком, и не может ее регулировать.

Кривая спроса отдельной фирмы на таком рынке совершенно эластична и совпадает с кривой и предельного дохода (рис. 14.1)

.

Рис. 14.1. График предельного и совокупного дохода

Поведение фирмы на конкурентном рынке определяется общим правилом оптимизации производства, максимизирующем прибыль

.

Воспринимая цену на свой товар как заданную рынком, конкурентная фирма фактически выбирает объем производства из равенства

.

1. Если при оптимальном объеме производства Qmax, P=MC>AC, то фирма будет получать экономическую прибыль: (рис. 14.2).

2. При оптимальном производстве МС=Р=АС,фирма получит нулевую экономическую прибыль, т.е. работает в режиме самоокупаемости (рис. 14.3).

3. Если Р=МС<АС, фирма несет убытки, но будет продолжать функционировать в краткосрочном периоде (минимизация убытков) (рис. 14.4).

4. Если Р=МС<AVCmin, то фирма покинет данный конкурентный рынок в поисках более выгодной сферы деятельности (рис. 14.5).

5. В долгосрочном периоде максимум прибыли достигается фирмой при условии (рис. 14.3); фирма получает нормальную прибыль и нулевую экономическую, что связано со стабилизацией объема выпуска в отрасли.

Рис. 14.2. Максимизация прибыли Рис. 14.3. Равновесие фирмы в длительном периоде

Рис. 14.4. Минимизация издержек Рис. 14.5. Выход фирмы из отрасли в короткий период

Недостатки рынка совершенной конкуренции:
– в долгосрочном периоде отсутствует экономическая прибыль, как главный источник НТП;
– способствует унификации и стандартизации продукта, что не отвечает требованиям современного покупателя;
– не может распространяться на производство общественных благ;
– вытесняется монополиями и олигополистическими структурами.

4)Монополия:

· Понятие монополии

· Естественная монополия

· Правила максимизации прибыли для монополии

· Ценовая дискриминация

· Ущерб наносимый монополией обществу

Монополия – это фирма-отрасль, производящая продукцию, не имеющая заменителей. Поэтому фирма-монополист диктует цену на свою продукцию.

Монополия выступает в следующих формах:
1) закрытая – защищена от конкуренции юридически: авторским правом, патентом;
2) открытая – не имеет специальной защиты от конкуренции (фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией);
3) естественная – эксплуатирующая уникальные природные ресурсы (электросети, компании водоснабжения, газовые предприятия).

Особое место занимает феномен “естественной монополии”. К естественным монополиям относятся предприятия общественного пользования и предприятия, эксплуатирующие уникальные природные ресурсы (электрические и газовые предприятия, компании водоснабжения, линии связи, транспортные фирмы). Как правило, подобные “естественные монополии” находятся в собственности государства или действуют под его контролем. Существование естественных монополий объясняется особым эффектом, связанным с масштабом производства – эффектом экономии ресурсов в результате укрупнения производства. Вследствие лучшей технической оснащенности и большей мощности крупного предприятия происходит повышение производительности труда, а значит и понижение издержек на единицу продукции.

Данная классификация весьма условна: некоторые фирмы-монополисты принадлежат к нескольким видам сразу.

Монополия, продающая продукцию всем покупателям по одной цене, называется простой.

Монополист, проводящий ценовую дискриминацию, продает свою продукцию разным потребителям по разным ценам. Ценовая дискриминация проводится:
– по объему покупки (опт и розница);
– покупателю (по доходам, возрасту). Например продажа авиабилетов бизнесменам и туристам. Для последних назначена более низкая цена, т.к. они, собираясь в турпоездку, заказывают билеты заранее, и могут выбрать более дешевый вид транспорта (спрос эластичен). У бизнесменов срок заказа более короткий (чаще в последний момент), поэтому альтернативы практически нет (спрос неэластичен);
– разным ценам на внутреннем и внешнем рынках.

Проведя условную дискриминацию, монополист максимизирует прибыль, охватывая большую долю рынка.

Так как монополист на рынке функционирует один, то кривые спроса для фирмы и отрасли совпадают (рис. 15.1). Монополист выбирает такую комбинацию цены и объема в отличие от конкурентной фирмы, которая выбирает только объем, которая позволит получить максимальную прибыль.

Монополист максимизирует прибыль, выпуская такой объем продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам (рис. 15.1)

MR=MC.

В отличие от рынка совершенной конкуренции цена монополиста превышает MC

P>MC=MR.

Таким образом Pm и Qm – цена и объем, максимизирующие прибыль. Если бы Qm был произведен в условиях совершенной конкуренции, он был бы продан по Pk (в условиях конкурентного рынка P=MR=MC). Так как Pm> Pk, а Pm> MR=MC, следовательно, PmPk – величина монопольной власти (L). Источником монопольной власти является низкая эластичность спроса по цене

.

Рис. 15.1. Максимизация прибыли фирмой-монополистом

То есть чем более неэластичен спрос на продукцию монополиста, тем больше его монопольная власть, тем больше его прибыль. Так как цена монополиста Pm>Pz (себестоимость QM), величину прибыли характеризует прямоугольник PmmzPz.

5) Олигополия и монополистическая конкуренция:

  • Понятие олигополии
  • Модель ломанной кривой спроса
  • Не ценовая конкуренция
  • Монополистическая конкуренция и её издержки

Олигополия-рын структура, при кот. Несколько очень крупных фирм произ. И продают однородный продукт или дифференцированный. Каждая ф. обладает некоторой монопол властью, но эта власть ограничена зависимостью друг от друга. Особенность-общая взаимосвязанность. При монопол. Конкуренции фирмы, определяя объем выпуска, могут не считаться ни с реакцией конкурентов, ни с реакцией потребителей. Монополия, устанавливая объем продаж должна считаться с реакцией потребителя. На олигопол. Рынке ф..,определяя Ри объем выпуска должна считаться как с реакцей конкурентов, так и с реакц. Потребителей. Олигополия возникает в концетрированных отраслях(металлургия).В этих отраслях конкурентоноспособны очень крупные фирмы.И чтобы возникла еще фирма, нуже большой начальный капитал,кот. Трудно собрать. Тк реакция конкурентов на те или иные действия ф.. Мб разной не существует единой модели олигополии.

Ломанная кривая спроса. Эта модель объясняет стабильность цен на олигопол. Рынках.(даже, несмотря на изменения в издержках)На олиг. Рынке есть текущая цена. Если ф.. повысит Р скорее всего конкуренты этого не сделают и продажи сократятся. Если ф.. снизит Р то конкуренты тоже снизят и продажи незначительно увеличиться. Линия спроса олиг. Ф.. состоит из 2 участков.Выше А кривая эластична, нижн неэластична. Этой ломанной кривой спроса соответствует MR. Она тоже состоит из 2 участков. А между ними разрыв, которо. Наз вертикальным участком MR. Фирма не будет повышать Р до тех порпока МС не пересекает MR.Тк Р на олигоп. Рынке стабильна, преобладает неценовая конкуренция. 3 метода неценовой конкуренции -улучшение качества(рост качества означает снижение Р на еденицу полезного эффекта, но в отличие от прямого снижения Р конкуренты не могут отреагировать немедленно)

-реклама. При чистой конкуренции не имеет смысла, тк нет гарантий что эффект от рекламы достанется рекламодателем, при монополии малоэффективна, при олигополии можно отобрать часть рынка у конкурентов. –дифференциация продукта(легко узнаваем) 2)КАРТЕЛЬГруппа фирм, которая действует как монополия. Чтобы возник картель необходимо а)должно быть мало фирм. В) однородный продукт г) ф.. должны иметь одинаковые мощности. Главная особенность картеля искушение превысить свою квоту, чтобы получить высокую прибыль. Если какой либо участник превысил квоту, доп. Прибыль изывается в пользу др. участников.3) Лидерство в установление цен. На таком рынке сущ. Очень крупные компании и несколько мелких фирм. лидеры устанавливает Р как монополия, а аутсайдеры меняют Р тк это лидер. Монополистическая конкуренция- это такая рыночная структура. При которой довольно большое число фирм мелких производят и продают дифференцированный продукт, при этом барьеры незначительны(пищевая промышленность). Каждая фирма может оказывать влияние на Р, тк обладает некоторой монопольной властью. (незначительной). Дифференциация продукта Мб. По следующим признакам: -по качеству (по физ. И хим. Свойствам продукта) 2) по размещению (важно в сфере услуг)- по доп. Услугам - использование торговых марок известных фирм.Линия спроса на продукт фирмы эластичен но не горизонтальный тк у продукта есть много заменителей, (короткий период). Если в кор. Периоде фирма прибыльна, то это влечет новые фирмы а значит спрос снизиться и кривая спроса сдвинется влево вниз. (длительный период).Когда линия спроса станет касательной к АТС фирма станет только безубыточной и приток новых фирм прекратиться. В длит. Периоде фирма монополистической конкуренции не может получить экономической прибыли. М'-точка равновесия фирмы в длительном периоде. Чистая конкуренция: Линия спроса на продукт чистой конкуренции горизонтальный и в длительном периоде Ре=АТС Монополистическая конкуренция: В длительном периоде линия спроса имеет отрицательный наклон и цена на продукт выше, чем АТСmin. На рынке монополистической конкуренции цены всегда выше, чем на рынке чистой конкуренции и объем выпуска всегда ниже, чем при чистой конкуренции, т.е. имеет место недозагрузка производственных мощностей. Поскольку при монополистической конкуренции цены выше, чем при чистой конкуренции и ресурсы используются менее эффективно многие экономисты полагают, что монополистическая конкуренция менее эффективная рыночная структура, чем чистая конкуренция. Но другие утверждают, что более высокая цена это нормальная плата за более широкий выбор.

 

6) Спрос и факторы производства:

  • Особенности рынков факторов производства
  • Спрос на труд со стороны конкурентной фирмы и монопсонии(???)
  • Проблема эксплуатации труда(???)

Ист-м любого пр-ва явл ресурсы, кот-ми располагает общ-во. Ресурсы – матер-е и интеллектуальные элементы, кот-е могут быть исп-ны в процессе создания товаров, услуг и др ценностей. Рес-ы дел-ся на:

1) природные (исчерпаемые и неисчерпаемые); 2) матер-е (созданные человеком); 3)трудовые; 4) финансово-денежные (рынок).

Факторы пр-ва – это эк-я категория, кот-я хар-ет реально вовлеченные в процесс пр-ва ресурсы. Ф.п. имеют след-ю классификацию. Они делятся на: 1) объективные (вещественные) и 2) субъективные (личные). Ф.п. в каждый данный момент огр-ны по отн-ю к потребностям. Следует различать абсолютную (понимают недостаточность произв-х рес-ов для одноврем-го удовл-я потребностей всех членов общ-ва) и относительную (это удовл-е каких-либо выбранных потребностей) огреничения.

В западной эк-й лит-ре сущ след-я классификация факторов пр-ва: 1) земля, 2) капитал, 3) труд, 4) предпринимат-е способности.

В процессе пр-ва происходит соед-е ф.п. Оно может быть прямым или косвенным (опоследованным).

Эффективность пр-ва -- это превышение результатов пр-ва над затратами.

Показатели э-ти пр-ва: 1) производ-ть труда Пртр = П/Т (кол-во созд. прод. в натур. или денежном выражении/ затраты труда)

2) фондоотдача Фо=П/Ф

3)мат-я емкость М=Ф/П

Конкурент. рынок труда – рынок, на к-ом ни работники, ни раб-датели не м. диктовать з/плату. Она форм-ся стихийно под влиянием спроса и предложения услуг труда. Спрос конкур-й отр-ли на ф-р труд – горизонт.сумма кривых VMPL (стоимость предельного продукта) всех ф-м, образующих эту отр-ль. Выберем одну типичн.ф-му и умножим объем спроса на труд этой ф-мы на кол-во ф-м отр-ли – n. (Граф 20) Т.к. VMP L =MPL*Pa, то рын. спрос на труд зависит от 2 фак-ов: 1. спроса на продукт отрасли. Чем выше спрос, тем выше его Ра, тем больше VMP L. 2. предел-й произв-ти труда МРL. Предложение услуг труда со стороны работника опред-ся 2 эффектами: 1. Эфф-т замены, с ростом W(з/п) раб-к заменяет досуг дох-м => рост предл-я услуг труда 2. Эфф. Дохода – когда W стан-ся дост-но высоким, раб-к чувст-ет себя достаточно обеспеченным и он м. позволить себе больше отдыхать (отпуск, неполн. раб. день), предл-е услуг труда падает. (Граф 21) До W3 эффект замены, дальше – эф-т дохода. SL - кривая предл-я труда. (Граф 22) Точка Е – точка равновесия рынка труда. Wе – равновес. рын ставка оплаты труда. Lе – равновес. уровень занятости. Национал. различия в з/п заключаются в том, что чем выше произ-ть труда, тем выше спрос на труд со стороны фирмы, т.о. больше ставка з/п и выше уровень занятости. Нац. различия в з/п опрд-ся различиями в произ-ти труда.(Граф 23)

Роль государства. В развитых странах гос-во устан-т мин ставку з/п, ниже кот.работодат-м платить запрещено. Wгос – мин. ставка, гарант. гос-вом. Доп-м, госм-во установило Wmin, выше рын-й равновесной. (Граф 24). Работодатели сократят спрос на услуги труда Le до L1 => часть раб-в будет уволено из отрасли. (молодежь, пордостки). Роль профсоюзов – м. поднять ставку з/п выше раночн. 3 способами: 1. Способ-ать росту произ-ти труда в отрасли. (граф 24) Рост произ-ти сдвигает кривую спроса вверх. Растет как ставка з/п, так и уровень занятости. Но профсоюзы имеют огранич. воздействие на произ-ть труда. 2. Тактика закр-го профсоюза. Если в отрасли созд-ся профсоюз, то вступление новых членов в него крайне затруднительно и оговаривается большим сроком обучения и сдачей экзамена. Профсоюз добив-ся от работодателя чтобы на работу приним-сь только члены профсоюза. (Граф 25) Занятость сокращается и ставка з/п вырастает. Т.к. кол-во членов профсоюзов фиксир-но => SL вертикально, S` линия предложения труда после образ-я закрытогопрофсоюза. 3. Тактика открытого профсоюза. Он обязуется принять всех раб-ков отрасли, чтобы с пом-ю забастовки принудить работодателей повысить W выше рыночной, рез-т – аналогия закрытого профсоюза.

Монопсония возникает, если все работод-ли объедин-ся в союзы предпр-лей и диктуют раб-кам з/п ниже рыночной равновесной. (Граф 26). Е – равновес конкур-й отрасли, М – точка равновес-я монопсонии. We – з/п до образования монопсонии. Le равновес-й ур-нь занятости до образ-я монопсонии. Возник-ние на рынке труда монопсонии приводит как к снижению з/п, так и уровня занятости. Монопсония, чтобы максим-ть прибыль, уравнивает MFCL (предельные затраты на фоктор труд) и VMPL. Монопсония снизит з/п с We до Wm, сократив кол-во раб-в с Le до Lw.

Двухсторонняя монополия - если сильный траслевой профсоюз (монополия) противостоит союзу предпринимателей отрасли (монопсонии), ставка з/п б. установлена путем переговоров отраслевого профсоюза и союза предпринимателей. Профсоюз требует повышение W выше рыночной. W1 – ставка з/п, кот-ю требует профсоюз на переговорах. Wм – ставка з/п, кот-ю требует союз предпринимателей на переговорах.. Если силы сторон равны, то ставка устан-ся путем договора и будет равна Wе.

7) Рынок труда и заработная плата:

· Спрос и предложение на конкурентном рынке труда

· Равновесная ставка заработной платы и меж страновые различия в этом показателе

· Роль государства и профсоюзов на рынке труда

· Монопсония и двухсторонняя монополия на рынке труда

7. Спрос и предложение на конкурентном рынке труда. Равновесная ставка заработной платы и межстрановые различия в этом показателе. Роль государства и профсоюзов на рынке труда. Монопсония и двухсторонняя монополия на рынке труда

Конкурент. рынок труда – рынок, на к-ом ни работники, ни раб-датели не м. диктовать з/плату. Она форм-ся стихийно под влиянием спроса и предложения услуг труда. Спрос конкур-й отр-ли на ф-р труд – горизонт.сумма кривых VMPL (стоимость предельного продукта) всех ф-м, образующих эту отр-ль. Выберем одну типичн.ф-му и умножим объем спроса на труд этой ф-мы на кол-во ф-м отр-ли – n. (Граф 20) Т.к. VMP L =MPL*Pa, то рын. спрос на труд зависит от 2 фак-ов: 1. спроса на продукт отрасли. Чем выше спрос, тем выше его Ра, тем больше VMP L. 2. предел-й произв-ти труда МРL. Предложение услуг труда со стороны работника опред-ся 2 эффектами: 1. Эфф-т замены, с ростом W(з/п) раб-к заменяет досуг дох-м => рост предл-я услуг труда 2. Эфф. Дохода – когда W стан-ся дост-но высоким, раб-к чувст-ет себя достаточно обеспеченным и он м. позволить себе больше отдыхать (отпуск, неполн. раб. день), предл-е услуг труда падает. (Граф 21) До W3 эффект замены, дальше – эф-т дохода. SL - кривая предл-я труда. (Граф 22) Точка Е – точка равновесия рынка труда. Wе – равновес. рын ставка оплаты труда. Lе – равновес. уровень занятости. Национал. различия в з/п заключаются в том, что чем выше произ-ть труда, тем выше спрос на труд со стороны фирмы, т.о. больше ставка з/п и выше уровень занятости. Нац. различия в з/п опрд-ся различиями в произ-ти труда.(Граф 23)

Роль государства. В развитых странах гос-во устан-т мин ставку з/п, ниже кот.работодат-м платить запрещено. Wгос – мин. ставка, гарант. гос-вом. Доп-м, госм-во установило Wmin, выше рын-й равновесной. (Граф 24). Работодатели сократят спрос на услуги труда Le до L1 => часть раб-в будет уволено из отрасли. (молодежь, пордостки). Роль профсоюзов – м. поднять ставку з/п выше раночн. 3 способами: 1. Способ-ать росту произ-ти труда в отрасли. (граф 24) Рост произ-ти сдвигает кривую спроса вверх. Растет как ставка з/п, так и уровень занятости. Но профсоюзы имеют огранич. воздействие на произ-ть труда. 2. Тактика закр-го профсоюза. Если в отрасли созд-ся профсоюз, то вступление новых членов в него крайне затруднительно и оговаривается большим сроком обучения и сдачей экзамена. Профсоюз добив-ся от работодателя чтобы на работу приним-сь только члены профсоюза. (Граф 25) Занятость сокращается и ставка з/п вырастает. Т.к. кол-во членов профсоюзов фиксир-но => SL вертикально, S` линия предложения труда после образ-я закрытогопрофсоюза. 3. Тактика открытого профсоюза. Он обязуется принять всех раб-ков отрасли, чтобы с пом-ю забастовки принудить работодателей повысить W выше рыночной, рез-т – аналогия закрытого профсоюза.

Монопсония возникает, если все работод-ли объедин-ся в союзы предпр-лей и диктуют раб-кам з/п ниже рыночной равновесной. (Граф 26). Е – равновес конкур-й отрасли, М – точка равновес-я монопсонии. We – з/п до образования монопсонии. Le равновес-й ур-нь занятости до образ-я монопсонии. Возник-ние на рынке труда монопсонии приводит как к снижению з/п, так и уровня занятости. Монопсония, чтобы максим-ть прибыль, уравнивает MFCL (предельные затраты на фоктор труд) и VMPL. Монопсония снизит з/п с We до Wm, сократив кол-во раб-в с Le до Lw.

Двухсторонняя монополия - если сильный траслевой профсоюз (монополия) противостоит союзу предпринимателей отрасли (монопсонии), ставка з/п б. установлена путем переговоров отраслевого профсоюза и союза предпринимателей. Профсоюз требует повышение W выше рыночной. W1 – ставка з/п, кот-ю требует профсоюз на переговорах. Wм – ставка з/п, кот-ю требует союз предпринимателей на переговорах.. Если силы сторон равны, то ставка устан-ся путем договора и будет равна Wе.

8) Основные макроэкономические показатели:

  • Валовой национальный продукт (ВНП) как самообразующий элемент национальных счетов
  • Валовой внутренний продукт
  • Принципы расчёта ВНП
  • Дефлятор ВНП
  • Расчет ВНП по расходам и доходам
  • Производные показатели системы национальных счетов: Чистый национальный доход, национальный доход, личный доход, личный располагаемый доход.

ВНП. ЗНТ и статистика используют показатель ВНП- конечная стоимость товаров и услуг произвед в обществе за год. Определенной модификацией и разновидностью ВНП явл показатель ВВП, кот охватывает р-ты производственной деят-ти на территории страны независимо от национ принадлежности. ВНП>ВВП на сумму доходов от использования ресурсов данной страны.

С 1987 ВНП исчисляется статистикой нашей страны. ВНП, как и др показатели- это денежный показатель, поскольку товары разнородны и сравнить и подсчитать их можно только с помощью цен, для правильного расчета ВНП необходимо, что бы все продукты и услуги, произведенные в этом году были учтены один раз и не более того. Большинство продуктов проходят несколько производственных стадий, прежде чем попасть на рынок, в р-те продукты покупаются и продаются несколько раз, что бы избежать многократного учета при расчете ВНП, учитывается только рыночная цена конечных продуктов и исключается промежуточная продукция.

Конечные продукты- тов и услуги для конечного пользования. Промежуточные продукты- для перепродажи или дальнейшей обработки. Что бы избежать при расчете ВНП двойного счета, необходимо что бы в него вкл только добавленная стоимость созданная каждой фирмой. Добавленная стоимость- рыночная цена V продукции, произведенной фирмой за вычетом стоимости потребленного сырья и материалов, приобретенных ею у поставщиков.

ВНП, как поток доходов и как поток расходов. ВНП может быть расчитан либо путем суммирования всех расходов на покупку всего V произведенной в данном году продукции, либо путем сложения всех доходов, полученных от пр-ва всего V продукции данного года. V расходов=V доходов

ВНП-как поток доходов- косвенные налоги на бизнес, з\п, прибыль, ссудный %, зем рента.; как поток расходов- личные потребительские расходы, валовые инвестиции, чистый экспорт, гос расходы.

ВНП, как поток расходов: 1) личные потребит расходы- расходы населения на предметы потребления длительного пользования, текущего пользования, услуги., 2) валовые инвестиции- это деньги, вложенные в пр-во, они состоят из стоимости обор-я, кот идет на замещение изношенных (амортизация)+ стоимость обор-я для расширения пр-ва (прирост инвестиций). Валовые инвестиции=

Амортизация + прирост инвестиций. Соотношение между валовыми инвестициями и амортизацией показывает состояние эк-ки: подъем, застой, спад. В связи с этим различают 3 типа эк-ки:1 растущая эк-ка- когда валовые инвестиции больше амортизации, в р-те ВНП на конец года больше чем вначале года, 2 статичная эк-ка (застой) – когда валовые инвестиции= амортизации, в р-те ВНП на конец года равен ВНП в начале года. 3 стагнирующая эк-ка- эк-ка со снижающейся деловой активностью когда валовые инвестиции меньше амортизации, в р-те ВНП на конец года меньше чем на начало года. 3) гос расходы- расходы правительства на покупку товаров и услуг. 4) чистый экспорт= экспорт – импорт, т.е это расходы иностранцев на покупку товаров и услуг нашей страны.

32 Индексы цен и их измерения. Макроэкономические показатели выражаются в текущих ценах, т.е в ценах того года, когда была произведена продукция, но поскольку цены меняются, то уровень цен измеряют с помощью индекса цен. Индекс цен= (цена рыночной корзины текущего года/ цена рыночной корзины базового года) * 100%. Номинальный ВНП – в текущих ценах реальный ВНП- ВНП с учетом изменения цен, с его помощью измеряется Vпр-ва в разные годы, явл более точным показателем состояния эк-ки по сравнению с номенальным.

Реальный ВНП= (номинальный ВНП\ индексы цен)* 100%.

31 Чистый национ продукт ЧНП и национ доход НД.. ВНП отражает стоимость только конечных товаров и услуг, он содержит повторный счет, т.к вкл валовые инвестиции, следовательно амортизационные отчисления. Для более точного измерения НП используется показатель ЧНП, он отличается от ВНП на величину амортизации, т.е вкл только чистые инвестиции, ЧНП=ВНП – амортизация. По вещественному составу ЧНП- предмет личного потребления и ср-ва пр-ва предназначенные для расширения пр-ва. ЧНП – косвенные налоги на бизнес= Н Доход (НД)

НД- основные доходы общ-ва: з\п, прибыль, зем рента и %. НД состоит из потребляемой накопляемой (на расширение пр-ва) части. Если нет накоплений, то пр-во не увеличив, следовательно ВНП то же не увеличив. НД- выплаты на соц страховку, налоги на прибыль= личный доход ЛД (полученный нами). ЛД- индивид налоги = располагаемый доход, кот тратится населением на потребление и сбережения.

ВНП и эк-ое благосостояние общ-ва. ВНП не явл реальным показателем благосостояния общ-ва, прична по кот ВНП может занижать или завышать V пр-ва: 1 сущ ряд производственных операция кот не осуществ на рынке, следовательно не вкл в ВНП, 2 за длительный период свободное время увеличилось, продолжительность раб недели уменьш до 40 часов, следоват все это оказыв положит воздействие на наше благосостояние, кот не учитыв в ВНП. 3 в ВНП не учитыв качество товаров и услуг. 4 высокая рождаемость приводит к тому, что в расчете на душу кол-во тов и услуг либо незначит увеличив, либо сокращается. 5 ВНП не учитыв доходы от теневой эк-ки

6 рост ВНП – это рост пр-ва и услуг, что приводит к загрязнению окр. среды.

9) Общее экономическое равновесие:

  • Модель общего экономического равновесия классической школы
  • Функция потребления и инвестиционная функция
  • Роль ставки процента в установлении общего равновесия
  • Равновесие на финансовых рынках
  • Эффект вытеснения

Классики -это те, эк-ты, к-ые полагали, что рын эк-ка-это саморегулир система и равновесие м/у спросом и предлож на продукт эк-ки устан-ся автоматически, т.е. гос вмешательство не треб-ся. В модели общего равновесия описыв-ся макроэк-ие ф-ции. Y=F(K,L), Y=ВНПреал, К - з-ты капитала, L - з-ты труда. Объем пр-ва т-ов и услуг в эк-ке зависит от затрат L и К и примен-ой технологии. В модели исп-ся след допущения - кол-во труда и капитала фикс-но, техн-ия также не измен-ся. К=К, L=L, Y=F(K,L)=Y. Если кол-во K и L фикс-но и тех-ия неиз-на, то объем пр-ва также фиксирован. В модели общ равновесия рассм-ся закрыт эк-ка, т.е. страна не торгует с др странами. В закр эк-ке NX=0, т.е. спрос предъявляют только домохоз-ва, фирмы и производства. D=С+I+G, C=F(Y-T) – ф-ция потребления. Т-вычеты в бюджет. NX-чистый экспорт.

(Граф 27) Наклон линии потреб-ия равен МРС (пред склонности к потреб-ию). Она показ-ет на ск-ко вырастет потреб-ие, если располаг д-од увеличить на 1 ден ед. МРС=ΔС/Δ(Y-Т), (МРС=0,8 из кажд доп руб д-да 80 коп идет на потреб-ие, а 20 коп на сбережения). В кажд точке на биссектрисе С=Y-Т. А-порог д-од, в этой точке весь д-од идет на потреб-ие. (0, А)-проедание сбережений (потреб-ие > д-да), (А,∞)-сбережения отклад-ся (д-од > потреб-ия). S-величина сбережений.

I=I(r) – инвестиц ф-ция. Объем инв-ций в эк-ку зависит от ставки ссудного %. I=1/r. Чем выше r, тем меньше выгодных инвест проектов => меньше объем инв-ций в эк-ке, т.о, инв-ции им обрат-ю зав-ть от r. Надо различать номин (i) – ставка, кот-ю взымает банк и реальн (r) ставку % - ставка за вычетом темпов инф-ции. r= i-П, где П-темп инф-ции. Действительную ст-ть заимствования опред-ет не номин, а реальн ставка % (I ~r).

В модели общ равновесия предпол-ся, что госзакупки(G) и налоги (Т) фикс-ны в рамках проведения нал-бюдж политики. G=Gфикс, T=Tфикс (Граф 28) Кривая им отрицат-й наклон, т.к. обратная зав-ть.. Чтобы найти реш-я модели выпишем все ее ур-ия: Y=F(Kфикс,Lфикс)=Yфикс – ур-е предложения тов-в и услуг, C=C(Y-T) – описывает спрос, (Y-T) – доход после уплаты налогов, I=I(r), G=Gфикс, T=Tфикс. Равновесие в эк-ке наступает в том случае, если D=S, т.е. предлож-е тов-в и услуг = спросу неа них. Тогда Y=C+I+G, Yфикс=C(Yфикс-Tфикс)+I(r)+Gфикс. Равновесие здесь поддер-ся за счет ставки r. Если ставка слишком мала, то объем инвестиций слишком велик и спрос на тов и усл больше предлож-я. Если r высока, объем инв-ций мал, то предл-е тов-в и усл-г больше спроса на них. Возникает кризис недопроиз-ва. Если ж ставка слишком велика, то объем пр-ва слишком мал и предлож больше спроса. Если равновесная ставка, то спрос на пр-цию = предлож-ю.

Равновесие на фин рынках: I=Y-C-G, где Y-C-G нац сбережения (часть совокуп дох-да Y, к-ая остается после удовлет-ия спроса домохоз-в С и прав-ва G). Нац сбережения сост. из 2-х частей: (Y-T)-C – частные сбережения, T-G – гос.сбережения. Это ур-ие утвержд-ет, что равновесие устан-ся, когда сбережения равны инвестициям. I(r)=Yфикс-C(Yфикс-Tфикс)-Gфикс. Если Y, C, G фиксир-ны, то национ сбережения тоже фикс-ны, а I зав-т от r. I(r)=Sфикс – это фиксир-е нац.сбережения. (Граф 29). Поскольку нац сбережения фикс-ны и не зависят от r, то линия сбережений вертикальна, а кривая инв-ций имеет отрицат наклон. Е-равновес на фин рынке, S – предл-е заемных ср-в со стор-ны сберегателей I(r) - спрос на заемн ср-ва со стороны фирм-инвесторов., rE –равновес-я ставка %, при кот спрос на заем ср-ва = предложению. При r > rE, предлож заемн ср-тв со стороны банковской сис-мы больше спроса на них со стороны инвест-ов. В этой ситуации банк снижает ставку. При r<rE предлож банка < спроса на заем ср-ва и банк поднимает ставку.

Эф-т вытеснения. Роль нал-бюдж пол-ки (НБП): 1. Гос-во увелич-ет закупки на ΔG, что приводит к сниж-ию гос сбережений и нац сбережений (). Кривая S сдвигается вправо на величину гос закупок.(Граф 30). Линия S сдвиг-ся влево => увеличение r. => сокращение объема частных инвестиций с I1 до I2. Эфф-т вытеснения – гос-во вытесняет частных инвесторов с фин.рынка..

2. Гос-во снижает налоги на ΔT. Если налоги снизятся и располагаем д-од (Y-T) увелич-ся на ΔT, то потреб-ие возрастет ΔС=МРС*ΔТ. Сбережения снизятся. Причем снижение налогов приводит также к эфф вытеснения. Эк-ты класс школы полагали, что стимулирующая НБП, мало эффективна, т.к. порождает эфф вытеснения.

10) Совокупный спрос и совокупное предложение

  • Модель совокупного спроса и предложения (модель AD - AS): кривая совокупного спроса (AD) и ее сдвиг
  • Долгосрочная и краткосрочная кривые совокупного предложения
  • Краткосрочные и долгосрочные последствия изменения совокупного спроса
  • Политика стабилизации

Совокупный спрос - это модель, которая показывает различные объемы товаров и услуг, т.е. реальный объем нац. произ-ва, который потребители, предприятия и гос-ва готовы купить при любом возможном уровне цен. Главными составляющими совокупного спроса явл. потребление, инвестиции и гос-ные расходы,на совокупный спрос оказывают влияние след. факторы: - уровень цен;

- доходы населения;

- налоги;

- гос-ные закупки;

Повышение или понижение цен на товары и услуги, которые составляет объем нац. произ-ва оказывает влияние на совокупный спрос в сторону его повышения или понижения. Чем больше уровень цен, тем меньший объем нац. произ-ва, захотят купить потребители, предприятия и гос-ва. И наоборот: чем ниже уровень цен, тем большую часть произ-ва, захотят купить потребители.

На кривую совокупного спроса оказыв. влияние след. Факторы 1.эффект %-ой ставки. 2.эффект материал. 3.эффект импортных закупок.

Эффект %-ой ставки: С повышением уровней цен повышается % ставки, а возросшие %-ы ставки приводят к сокращению потребительских расходов и инвестиций, что вызывает сокращение спроса на реальный объем нац. продукта.

Эффект материальных ценностей: При более высоком уровне цен реальная стоимость финансовых активов, таких как срочные счета, акции, облигации, находящиеся у населения уменьшается. В этом случаи население сокращает свои расходы и наоборот: при снижении уровня цен покупателя способность материальных ценностей возрастает.

Эффект импортных закупок: Объемы экспорта и импорта в стране зависят от соотношения цен на отечественную продукцию и аналогично продукцию зарубежом. Если уровень цен на отечественную продукцию выше, чем на импортную продукцию, то покупатели будут больше приобретать импортных товаров, что приведет к уменьшению экспорта. И наоборот: если

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...