Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оформление титульного листа




Экономическая теория

Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения

(Приложение к рабочей программы дисциплины)

 

Для студентов заочной формы обучения

направления 100700 «Торговое дело»

 

Пермь 2013

Методические указания составлены в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования третьего поколения и программой РГТЭУ.

 

 

Рассмотрено на заседании

кафедры общей экономической теории.

Протокол № 4

от «12» ноября 2013 г.

 

Составитель: к.э.н., доцент кафедры Общей экономической теории Соколова М.А.


Общие указания к выполнению контрольных работ.

Контрольная работа – самостоятельная письменная работа по дисциплине «Экономическая теория».

Она состоит из двух вопросов: теоретического, требующего раскрытия его сущности и содержания; знания условий, факторов, тенденций развития; при необходимости - графического изображения, математических расчетов и практического – умения обосновать ответы на поставленные в тестах (1-5) вопросы. Для написания работы необходимо ознакомиться с учебной, научной и специальной литературой, включая юридические законы, постановления правительства РФ.

Цель работы – научить студента самостоятельно работать с литературой, делать выводы, обосновывать практические рекомендации, углублять знания по данной дисциплине.

Студентам предлагается выбор из 2-х или 3-х вариантов заданий, исходя из порядкового номера контрольного задания (1-34) и начальной буквы фамилии студента (см. ниже).

Так, если фамилия студента начинается с букв А, О, Ю, то его выбор совпадает с номерами заданий 1, 14, 27 и т.д.

 

Начальная буква фамилии студента Порядковый номер контрольного задания
А, О, Ю 1, 14, 27
Б, П, Я 2,15, 28
В, Р 3, 16, 29
Г, С 4, 17, 30
Д, Т 5, 18, 31
Е, У 6, 19, 32
Ж, Ф 7, 20, 33
З, Х 8, 21, 34
И, Ц 9, 22
К, Ч 10, 23
Л, Ш 11, 24
М, Щ 12, 25
Е, Э 13, 26

 

При написании работы следует выделить: актуальность вопроса, сформулировать цель работы. Оформить работу нужно в соответствии с требованиями высшей школы, т.е. текст напечатать шрифтом 14, через 1,5 интервала, а объем контрольной - 10-15 листов. Обязательно сделать сноски на статистические данные, рисунки, формулы, ключевые понятия, сведения в таблицах. Сноски делать в тексте: [1, с.14], т.е. в квадратных скобках указать номер источника, представленного в списке литературы с указанием страницы. К работе приложить титульный лист (см. приложение 1).

Особое внимание обратить на оформление списка литературы: вначале указать Постановления правительства, законы РФ, затем в той же нумерации, по алфавиту фамилий авторов или названий работ (там, где автор не указан) перечислить все источники (см. приложение 3).

Ваша задача - сдать контрольную работу в срок (за месяц до сессии), выполнив все требования к ее содержанию и оформлению.

В качестве домашнего задания предлагаются задачи (1-11) для обсуждения на практическом занятии.

Приложения:

1. Оформление титульного листа.

2. Оформление таблиц и рисунков.

3. Оформление списка литературы.

4. Словарь терминов.

5. Вопросы к экзамену (зачету).

6. Домашнее задание: задачи для решения и обсуждения на практическом занятии.

7. Вопросы для самоконтроля.

 

Контрольные задания.

Задание №1. а) Охарактеризуйте основные черты переходного состояния социально-экономической системы Росси за период с 1990 по 2013 гг. Выделите цель и закономерности переходной экономики. б) На рис. 1 представлен график производственных возможностей по выпуску средств производства и предметов потребления некой страны. Какую экономическую ситуацию в стране характеризуют точки А, Б, В, Г? Каков экономический смысл перемещения от точки А к точке Б, от точки В к точкам А и Б, от точек А и Б к точке Г?

 

Рисунок 1. Кривая производственных возможностей.

Задание №2. а) Дайте характеристику собственности как экономической категории и как юридической категории. Охарактеризуйте виды и формы собственности, их многообразие и развитие в переходной экономике России. б) На рисунке 2 представлены кривые совокупного спроса и совокупного предложения.

 

 

 

Рисунок 2. Кривые совокупного спроса и совокупного предложения.

 

Кривая совокупного спроса А1Д1 перемещается влево – в положение АД. Определите:

1) фазу цикла;

2) характер динамики ВНП;

3) характер динамики инфляции.

 

 

Задание №3. а) Охарактеризуйте процессы приватизации в России. Выделите цель, формы, модели, социально-экономические последствия.

б) Сделайте график кривой Филлипса и обоснуйте ответ на тест: между какими факторами фиксирует связь кривая Филлипса?

· уровнем инфляции;

· предложением денег;

· уровнем безработицы;

· уровнем процента;

· фазой экономического цикла.

 

Задание №4. а) Дайте сравнительную характеристику типов производства: натурального, простого товарного, капиталистического товарного. Какова особенность организации производства современного капитализма смешанной экономики?

б) На основе зависимости выпуска продукции от количества занятых работников вычислите предельную и среднюю производительность труда. Используя данные табл. 1, изобразите на графике кривые общего объема производства, предельной и средней производительности труда. Объясните связь между кривыми и выделите этапы изменения предельной производительности труда.

Общий объем производства и количества занятых на предприятии.

Таблица 1.

Количество занятых, человек Общий объем производства, шт. Предельная производительность труда, шт. Средняя производительность труда, шт.
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 

Задание №5. а) Раскройте сущность рынка, его функции, структуру, методы регулирования, модели рыночной экономики. Определите содержание понятия «инфраструктура рынка».

б) Определите уровень инфляции (Ти), если в истекшем году физический объем производства товаров и услуг увеличился на 3,5%, а объем производства товаров и услуг в текущих ценах возрос по сравнению с предыдущим годом на 7,5%.

Как определяется индекс инфляции на уровень единицы товара, корзины товаров, ВНП (дефлятор)?

 

Задание №6. а) Раскройте содержание рынка труда, равновесия на рынке труда, понятие «безработица», её виды, экономические и социальные издержки безработицы. Закон Оукена. Какова особенность российской безработицы?

б) Объясните и дайте ответ на тест. Тема: циклические колебания экономических процессов и явлений. Определите, к какой из 2-х фаз экономического цикла, регрессии (Р) или бума (Б), относятся процессы:

· сокращение прибыли;

· рост налоговых поступлений;

· увеличение спроса на труд;

· падение курса акций;

· рост инфляции;

· увеличение выплат по безработице;

· снижение уровня процентной ставки.

Задание №7. а) Дайте определение рынка ценных бумаг, его виды, функции, особенности формирования в России. Содержание закона «О рынке ценных бумаг» (в новой редакции после 2003 года) Выделите экономическую сущность ценных бумаг, их виды, доходность.

б) Объясните, в чем состоят различия между: валовым внутренним продуктом (ВВП) и валовым национальным продуктом (ВНП); показателями «доход» и «прибыль»; «валовая» и «чистая» прибыль.

 

Задание №8. а) Раскройте содержание вопроса: Законы спроса и предложения, их роль в формировании равновесной рыночной цены. Сделайте графики. Как рассчитать коэффициент эластичности спроса и предложения?

б) Сделайте график и объясните, что выражает Кривая Лоренца:

· функциональную зависимость доли присваиваемого дохода различными группами населения стран от их численности;

· пропорциональное распределение доходов между различными группами населения страны от их численности;

· отклонение реального распределения доходов между различными группами населения страны от равного распределения доходов;

· пропорции распределения первичных доходов в стране.

 

Задание №9. а) Раскройте механизм ценообразования в условиях рыночной экономики на рынках совершенной конкуренции (цена равняется предельным издержкам производства), на рынках несовершенной конкуренции, чистой монополии, олигополии, монополистической конкуренции. Какова политика цен?

б) Сделайте график кривой Лаффера, что она выражает, объясните, какова экономическая функция налогов на прибыль предприятия. Какова ставка этого налога в РФ, в Пермском крае?

 

Задание №10. а) Что представляют в экономическом содержании прибыль и издержки предприятия, их виды? Каковы методы повышения эффективности производства, его рентабельности? Каковы возможные риски предприятия, пути их минимизации?

б) Объясните ответ на тест.

Тест: на рынке факторов производства (ресурсов) в качестве объектов купли-продажи выступает:

· труд

· реальный капитал в виде товаров и услуг производственного назначения

· продукция научного производства в виде патентов, лицензий, опытных образцов, ноу-хау

· земля и другие природные ресурсы

· все перечисленное

Задание №11. а) Дайте экономический анализ финансового положения предприятия, содержание и структуру финансового бизнес-плана.

б) Сделайте график и дайте правильный ответ на тест: Увеличение совокупного спроса на деньги при неизменном их предложении приведут к тому, что процентная ставка: снизится, повысится, не изменится, все перечисленное неверно.

 

Задание №12. а) Раскройте потребительское поведение покупателя на рынке: принципы поведения, бюджетные ограничения. Сделайте графики кривых безразличия, объясните их теоретическую и практическую значимость. Дайте оценку эффекта замещения и эффекта дохода.

б) выберите один правильный ответ и дайте ему объяснение.

Тест:

Равновесие национальной экономики может быть достигнуто, если:

· скорость обращения денег в стране постоянна;

· государственный бюджет сбалансирован;

· совокупное предложение равно совокупному спросу;

· уровень инфляции в экономике страны стабилизирован.

 

Задание №13. а) объясните потребительское поведение субъекта фирмы (предприятия) на рынках готовой продукции и факторов производства, максимизацию доходов предприятия.

б) Объясните правильный ответ на тест: показателями, определяющими степень справедливого распределения доходов, являются:

· реальный совокупный доход и доход на душу населения;

· минимальная потребительская корзина и минимальная зарплата;

· уровень стоимости жизни и индекс стоимости жизни;

· децильные коэффициенты, кривая Лоренца, коэффициент Джини.

 

Задание №14. а) определите, что изучает макроэкономика. Выделите ее цели, задачи, структуру макропоказателей ВВП, ВНП, НД. Приведите три варианта расчета ВВП и ВНП по расходам, доходам, добавленной стоимости. Выделите структуру макроэкономики и кругооборот доходов и продуктов (покажите на схеме).

б) Объясните правильный ответ на тест:

1. На рисунке представлены графики А и Б – кривые совокупного спроса и совокупного предложения.

Рисунок 3. Кривые совокупного спроса и предложения (А) Рисунок 4. Кривые совокупного спроса и предложения (Б)

 

На графике А кривая совокупного спроса АD переместилась влево в положение АD1. Определите:

1) фазу цикла;

2) характер динамики ВНП;

3) характер динамики инфляции.

На графике Б кривая совокупного спроса переместилась вправо – в положение AD1. Определите:

1) фазу цикла;

2) Характер динамики ВНП;

3) Характер динамики инфляции.

 

Задание №15. а) Раскройте содержание теории макроэкономического равновесия: кейнсианство, монетаризм, рациональных ожиданий.

б) На основании приведенных ниже данных определите внешние, внутренние, бухгалтерские и экономические издержки производства, а также бухгалтерскую и чистую прибыль (в тыс. ден. ед):

- заработная плата – 40,0;

- возможный заработок предпринимателя на другом предприятии – 20,0;

- выплата процентов за кредит – 10,0;

- возможный доход на собственный капитал – 5,0;

- амортизация – 15,0;

- сырье и материалы – 20,0;

- арендная плата, которую можно было бы получить за помещение фирмы – 30,0;

- выручка от реализации – 200,0.

 

Задание №16. а) Дайте общую характеристику экономического роста: содержание, понятие, типы, факторы, модели, сравнительный анализ показателей экономического роста стран рыночной экономики.

 

 

б) Прокомментируйте правильный ответ. При организации нового кондитерского цеха пекарь подсчитал, что его затраты на производство хлебобулочных изделий будут складываться из: 1) затрат на сырье; 2) амортизации основного капитала; 3) заработной платы рабочих; 4) аренды земли; 5) оплаты процентов за вложенный капитал. Дать определение издержкам производства и выделить, какие издержки пекарь забыл учесть?

 

Задание №17. а) Раскрыть содержание вопроса: Потребление и сбережение, инвестиции и процентная ставка. Их влияние на объем национального производства. Объясните, в чем проявляется парадокс бережливости?

б) Дайте определение ценной бумаги, правильный ответ на предлагаемые тесты, обоснуйте его.

К ценным бумагам относятся: 1) акции, 2) облигации, 3) долговые расписки, 4) чеки, 5) депозитные и сберегательные сертификаты, 6) коносаменты, 7) лотерейные билеты, 8) векселя, 9) почтовые марки, 10) театральные абонементы.

К эмиссионным ценным бумагам относятся: 1) облигации, 2) чеки, 3) депозитные и сберегательные сертификаты, 4) акции.

Назовите ценные бумаги, владельцу которых для реализации прав на нее достаточно просто их предъявить: 1) именные, 2) ордерные, 3) на предъявителя.

 

Задание №18. а) Дайте содержательный ответ на вопрос: Безработица как форма макроэкономической нестабильности. Кривая Филлипса. Закон А.Оукена. Экономические и социальные последствия.

б) Определите пороговую выручку (точку безубыточности), если фирма выпускает и продает один товар. Выручка от реализации 20000р; переменные издержки 10000р.; постоянные издержки 4000р., прибыль 1000р. Сделайте график. Рассчитайте запас прочности фирмы. Объясните значение рассчитанных показателей.

 

Задание №19. а) Раскройте содержание вопроса: Инфляция: сущность, причины, виды, измерение. Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика государства.

б) Какое из следующих явлений несовместимо с достижением экономической эффективности?

1. совершенная конкуренция;

2. внешние факторы (участие в совместных проектах, торговля, войны);

3. монополия;

4. все перечисленные явления;

5. ни одно из вышеперечисленных не является верным.

Обоснуйте свой ответ.

 

Задание №20. а) Содержательно раскройте вопрос: Банковская система, её структура и функции. Роль Центрального Банка России в реализации денежно-кредитной политики государства.

б) Рассчитайте производительность труда в натуральном и денежном выражении. Данные для расчета: 1) объем выработанной продукции 8000 тонн, 2) среднесписочная численность работников 100 чел., 3) стоимость одной тонны продукции 200 р. Объясните, при каких условиях можно повысить производительность труда.

 

Задание № 21. а) Достаточно полно дайте ответ на вопрос: Государственный бюджет, его структура по доходам и расходам. Бюджетный дефицит и профицит. Государственный долг: внутренний и внешний. Особенности бюджета РФ на текущий год.

б) Определите, по какой цене фирма должна продать продукцию, чтобы получить прибыль в размере 40 тыс. ден. ед. при реализации 8000 шт. изделий. Данные для расчета: постоянные издержки – 12000 ден. ед.; переменные издержки – 48000 ден. ед.; выручка от реализации 6000 шт. изделий составила 60000 ден. ед. Обоснуйте ответ.

 

Задание №22. а) Обоснуйте теоретически и приведите фактические данные при ответе на вопрос о налогах: понятие, функции, их виды. Принципы налогообложения, ставки налога на доходы, прибыль, добавленную стоимость и др. Кривая Лаффера. Совершенствование налоговой системы в России.

б) Выберите правильный ответ, дайте объяснение. Тест:

Фундаментальный вопрос экономики это –

1. Обеспечение каждого работника квартирой, машиной, счетом в банке;

2. Справедливое распределение доходов и устранение бедности;

3. Дать работу всем, кто желает и хочет работать;

4. Решение проблемы ограниченности ресурсов.

 

Задание №23. а) Обоснуйте сущность, цели и задачи государственного регулирования в условиях формирования рыночной экономики. Какова тенденция изменения экономических и социальных функций государства?

б) Как определить рыночную доходность акции (текущую, конечную). Рассчитайте курс акции и её рыночную стоимость. Данные для расчета: номинальная цена акции – 1000 р., дивиденды – 20%, ссудный процент – 10%. Выделите факторы, которые повышают или понижают курс акции.

 

Задание №24. а) Обоснуйте, как измеряется структура денежной массы в рыночной экономике. Покажите на графике спрос и предложение денег, какие факторы влияют на эти процессы? Условия равновесия на денежном рынке.

б) Выберите правильный ответ и объясните его. Тест:

Закон убывающей предельной полезности заключается в том, что:

1. полезность, приносимая каждой последующей единицей товара, убывает по мере приобретения товаров-заменителей.

2. полезность, приносимая каждой последующей единицей товара, убывает по мере уменьшения дохода потребителя?

3. полезность, приносимая каждой последующей единицей товара, убывает по мере увеличения количества при потреблении данного товара.

 

Задание №25. а) Охарактеризуйте современную кредитно-банковскую систему, выделите проблемы и тенденции ее развития. Какова роль Центрального банка России в укреплении и расширении кредитно-банковской системы?

б) Рассчитайте коэффициент эластичности спроса за определенный период времени при следующих данных: Ро (цена базового периода товара) = 10 у.ед.; Р1 (цена текущего периода товара) = 12 у.ед.; Q0 – объем проданного товара в базовой период = 10 тыс. шт. Q1 – объем проданного товара за текущий период = 15 тыс. шт. Что означает полученный коэффициент эластичности спроса для продавца?

 

Задание №26. а) Обоснуйте инвестиционную политику государства, источники и виды инвестиций в экономику, их влияние на объем национального производства. Какова роль в этом процессе Банка России?

б) Дайте правильный ответ и объясните его. Тест:

Предельный доход равен цене товара фирмы, действующей в условиях:

1) монополистической конкуренции;

2) чистой монополии;

3) олигополии;

4) чистой конкуренции;

5) нет верного ответа.

 

Приложение 1.

Оформление титульного листа

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...