Тема 1. Место детства в становлении личности
1. Значение периода детства для развития личности. 2. Качества личности, формируемые в детстве, их связь с этапами возрастного развития. 3. Особая роль школы в формировании личности. 4. Пути развития личности в современном обществе. 5. Приоритет нравственного начала над остальными сторонами в развитии личности ребенка. 6. Опасность формирования агрессивности у детей. Тема 2. Роль социальных факторов в развитии личности 1. Социальные институты и факторы, влияющие на развитие личности ребенка. 2. Ведущая роль семьи в формировании личности, изменение ее значения с возрастом ребенка. 3. Особенности воздействия школы на личность ребенка в разные периоды детства. 4.Специфика личностно-развивающего влияния внешкольных учреждений. 5. Формирование личности ребенка через средства массовой информации. Тема 3. Общение с людьми и его влияние на развитие личности 1. Общение и взаимоотношения с людьми как факторы развития личности ребенка. 2. Взаимоотношения и общение в ведущих видах деятельности. 3. Общение и игры. 4. Общение и учение. 5. Общение и труд. 6. Развитие личности в процессе разрешения внешних и внутренних противоречий. Тема 4. Основные теории и направления развития личности в детстве 1. Различные теоретические подходы к решению проблемы личностного развития детей. 2. Психоаналитическая традиция в понимании индивидуальногоразвития ребенка. 3. Теория черт и развитие личности в детстве. 4. Социодинамическая и интеракционистская трактовка личностного развития. 5. Гуманистический подход к формированию морали ребенка. 6. Основные теоретические понятия, используемые при рассмотрении процессов личностного развития детей.
7. Сензитивные периоды, ведущие типы общения и кризисы в развитии личности ребенка. Темы для рефератов 1. Значение детства для развития ребенка как личности. 2. Основные социальные институты и факторы, влияющие на развитие личности ребенка. 3. Взаимоотношения детей и развитие личности. 4. Понимание процесса развития личности в детстве в русле различных теорий.
Темы для самостоятельной исследовательской работы 1. Проблема формирования личности в современных условиях. 2. Возрастные особенности влияния различных социальных институтов на развитие личности. 3. Возрастные характеристики общения и развитие личности. 4. Сравнительный анализ различных теорий детского личностного развития. Литература I Асеев В. Г. Возрастная психология: Учебное пособие.— Иркутск, 1989. (Теория психического развития ребенка: 32—50.) Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте.— М„ 1968. (Социальная ситуация развития ребенка: 143—207.) Бернс Р. В. Развитие Я-концепции и воспитание.—М., 1986. (Влияние родителей на формирование Я-концепции ребенка: 119—168.) Гальперин П. Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии.— М., 1978. (Условия и движущие причины психического развития ребенка: 10—16. Значение последовательных возрастных периодов детства для общего хода формирования человеческой личности: 37—50.) Психология и педагогика игры дошкольника (материалы симпозиума).— М., 1966. (Игра и развитие ребенка: 5—10. Основные вопросы теорий детской игры: 11—37.) " Развитие личности ребенка.—М., 1987. (Интеллект и достижения детей: 131—150. Приобретение детьми социального опыта: 151—165. Самосознание и социальное развитие детей: 166—189.), Развитие общения дошкольников со сверстниками.— М., 1989. (Влияние общения на развитие личности дошкольника: 166—187.) Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста.— М., 1986.
(Игра и эмоциональное развитие ребенка: 91—122.) Раншбург И., Поппер П. Секреты личности.— М., 1983. (Ранние предпосылки к развитию личности (младенческий возраст): 11—29.) Раттер М. Помощь трудным детям.—М., 1987., (Различие между мальчиками и девочками: 135—140. Особенности темперамента и его влияние на развитие ребенка: 140—152.) Фридман Л. М., Волков К. Н. Психологическая наука — учителю.—М 1985. (развитие личности ученика: 43— 70.) Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей. - М., 1984. (Психологические модели морального развития: 6—19. Понятие и формы нормативной регуляции поведения детей: 27—35. Нормативная регуляция поведения детей: Саморегуляция поведения детей на основе норм морали: 81—138.) Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника.— М., 1966. (Факторы, влияющие на изменение чувств школьника: 49—63. Подростковый возраст (эмоции и чувства): 114—141.) II Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Гамезо и др.-М., 1984. (Факторы и движущие силы психического развития ребенка: 47—52.) Давыдов В. В. Генезис и развитие личности в детском возрасте// Вопросы психологии.— 1992.—№ 1. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения.— М., 1986. (Развитие личности в детском возрасте: 78—83.) Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения.— М., 1990. (История изучения личности и эмоциональной сферы ребенка: 9—16. Основные этапы формирования личности в детстве: 17—51.) Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6—7 лет.—М., 1992. (О природе детской игры и ее роли в развитии ребенка: 139—143.) Нравственность, агрессия и справедливость//Вопросы психологии.— 1992.—№ 1. Попова Л. В., Дьяконов Г. В. Идентификация как механизм общения и развития личности: методические рекомендации.— М., 1988. (Идентификация как механизм развития личности: 5—18.) Психологические проблемы нравственного воспитания детей.—М., 1977. (Психологические механизмы усвоения детьми этических норм: 59—108.) Селиванов В. И. Воля и ее воспитание.— М., 1976. (Развитие воли у детей: 18—28. Воспитание воли школьника: 28—61.) Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе.— М., 1989. (Периодизация и уровни развития личности в онтогенезе: 125—195.)
Фрустрация, конфликт, защита//Вопросы психологии.—1991.— № 6. Альконин Д. Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет).—М., 1960. (Проблема психического развития ребенка: 5—22. Методы исследования психического развития детей: 23—30.) Эмоциональное развитие дошкольника:Пособие длявоспитателей детского сада.—М., 1985. (Участие эмоций и мотивов в формировании детской личности: 29—43.) III Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности(детстве: норма и отклонения.— М., 1990. (Норма и отклонения в формировании личности: 52—65. Развитие эмоциональной сферы и эмоциональные отклонения в формировании личности: 66—87. Психологические основы диагностики и коррекции отклонений в формировании личности ребенка: 122—129.) Валлон А. Психическое развитие ребенка.— М., 1967. (Развитие личности: 179—187.) Лисина М. И., Капчеля Г. И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей в школе.— Кишинев, 1987. (Формы общения у дошкольников: 58—71.) Одаренные дети.—М., 1991. (Психологическая характеристика одаренности детей, их сильные и слабые стороны: 43—67, 153—157.) -, Ольшанникова А. Е. Эмоции и воспитание.—М., 1983. (Воспитание чувств: 60—78.) Проблемы дошкольной игры; психолого-педагогический аспект.— М., 1987. (Сюжетно-ролевые игры дошкольников: 18—38.) Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе.—М., 1981. Рувинский Л. И. Самовоспитание личности.—М., 1984. Субботский Е. В. Как рождается личность (некоторые психологические аспекты формирования личности ребенка).— М.., 1978. (У истоков морали: 33—56.) Субботский Е. В. Формирование морального действия у ребенка// Вопросы психологии.— 1979.—№ 3. Глава 9.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|