Системы управления запасами, их регулирующие параметры.
РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Логистическая система обеспечения движения на маршрутах и формирования запасов
Студент группы УБ-0903 ___________ А.И. Андреева
Преподаватель ___________ А.В. Смирнова
Красноярск 2012 ВВЕДЕНИЕ Целью данной работы является последовательное выполнение всех практических заданий по блокам теоретического материала. Данная работа направлена на закрепление теоретических знаний, полученных на лекционных занятиях, а также для получения навыков работы с составлением маршрутов перевозок и с системой управления запасами, практического умения решать транспортную задачу. Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить ряд следующих задач: · Ознакомиться со всем теоретическим материалом, представленным к изучению · Разобрать все примеры решения заданий · Прорешать по аналогии с примерами расчетно-графические задания · Обобщить результаты вычислений и сделать выводы
Теоретическая часть
Тра́нспорт (от лат. trans — «через» и portare — «нести») — 1) одна из важнейших отраслей материального производства, осуществляющая перевозки пассажиров и грузов; 2) совокупность всех видов путей сообщения, транспортных средств, технических устройств и сооружений на путях сообщения, обеспечивающих процесс перемещения людей и грузов различного назначения из одного места в другое. В данной статье раскрывается понятие транспорта именно в этом значении. Нередко под термином «транспорт» подразумевают всю совокупность инфраструктуры, управления, транспортных средств и транспортных предприятий, составляющие транспортную систему, либо отрасль экономики.
К первой особенности транспортной отрасли материального производства следует отнести то, что транспорт не создает новых вещественных продуктов. В результате производственного процесса – перевозки груза, изменяется место пребывания последнего и одновременно создается новая потребительная стоимость. Если рассматривать перевозочный процесс грузов как составную часть общего процесса производства товара, то транспортная отрасль наряду с перевозкой может взять на себя функции по хранению, сортировке, упаковке, распределению продукции и другие – т.е. функции транспортно-экспедиционного обслуживания. Передача этих функций транспорту должна преследовать цель снижения затрат, связанных с сохранением потребительной стоимости произведенных товаров. Одна из задач транспорта – минимизировать затраты связанные с сохранением потребительной стоимости созданных товаров. Здесь не только снижение себестоимости перевозок, но главным образом снижение затрат связанных с несвоевременными перевозками и «замораживанием» оборотных средств, как на хранение сырья, так и готовой продукции. Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50% от суммы общих затрат на логистику. В данном расчетно-графическом задании необходимо выполнить несколько заданий на составление маршрутов движения автотранспорта, расчет показателей работы на маршруте, рассчитать данные в рамках системы управления запасами, решить транспортные задачи. Для этого необходимо разобраться с базовыми понятиями, а также с основными методиками расчетов. Движение автотранспорта происходит по маршрутам. Маршрут движения – путь следования автомобиля при выполнении перевозок.
Основные элементы маршрута: длина маршрута – путь, проходимый автомобилем от начального до конечного пункта маршрута; оборот автомобиля – законченный цикл движения, т.е. движение от начального до конечного пункта и обратно; ездка – цикл транспортного процесса, т.е. движение от начального до конечного пункта. Расстояние, на которое транспортируется груз за ездку, называется длиной ездки с грузом (lеr). Маршруты движения могут быть маятниковые и кольцевые. Маятниковый маршрут – такой маршрут, при котором путь следования автомобиля между двумя грузопунктами неоднократно повторяется. Кольцевой маршрут - маршрут движения автомобиля по замкнутому контуру, соединяющему несколько потребителей (поставщиков). Разновидностями кольцевых маршрутов являются: развозочные, сборные и сборно-развозочные маршруты. Развозочным маршрутом называется такой маршрут, при котором продукция загружается у одного поставщика и развозится нескольким потребителям. Сборный маршрут - это маршрут движения, когда продукция получается у нескольких поставщиков и доставляется одному потребителю. Сборно-развозочный маршрут - это сочетание развозочного и сборного маршрутов. Управление запасами, наряду с нормированием, предусматривает организацию контроля за их фактическим состоянием. Контроль за состоянием запасов – это изучение и регулирование уровня продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления с целью выявления отклонений от норм запасов и принятия мер к ликвидации отклонений. На практике применяются различные методы контроля. Далее рассмотрены два наиболее часто встречающихся метода. При первом методе период, через который предприятие направляет заказ поставщику, не меняется (система с фиксированной периодичностью заказа). Например, каждый понедельник менеджер фирмы просматривает остатки товаров и доказывает их до заранее определенной максимальной нормы. Сущность второго метода заключается в том, что как только запас какого либо товара достигнет заранее определенного минимального значения, этот товар заказывается. При этом размер заказываемой партии все время один и тот же (система с фиксированным размером заказа). Рассмотрим подробнее названные системы.
Система контроля за состоянием запасов с фиксированной периодичностью заказа. Контроль состояния запасов по этой системе осуществляется через равные промежутки времени посредством проведения инвентаризации остатков. По результатам проверки составляется заказ на поставку новой партии товара. Таким образом, в рамках данного расчетно-графического задания будут получены необходимые навыки, в будущем позволяющие успешно вести работу в направлении логистической организации на предприятии транспорта.
Расчетная часть
Маршрут движения автотранспорта. Расчет технико-эксплуатационных показателей его работы на маршруте. №1 Определите среднее расстояние перевозки l ср на основании следующих данных: Q1=20 тыс. т,Q2=40 тыс. т,Q3=30 тыс. т,Q4=10 тыс. т,l1=16 км,l2=26 км,l3=36 км,l4=46 км Решение: lср=W/Q (1) lср= = =29 км где l ср – среднее расстояние перевозки, км; W – грузооборот, ткм; l – расстояние между пунктами маршрута перевозки, км; Q – объем перевозки на данном пункте маршрута, тыс. т. Ответ: lср= 29 км
№2 Автомобиль грузоподъемностью 5 т совершил три ездки: за первую ездку он перевез 5 т на 26 км, за вторую – 4 т на расстояние 34 км и за третью ездку – 2,5 т – на расстояние 16 км. Определить статический коэффициент использования грузоподъемности по каждой ездке и статический и динамический коэффициент использования грузоподъемности за смену. Решение: Статический коэффициент использования грузоподъемности по каждой ездке: у ст = (2) где Q – количество перевезенного груза, т; q – грузоподъемность автомобиля, т. g ст= gд= (3) qф – факическая загрузка qн - грузоподъемность Z – количество ездок 1) gст (за одну ездку) gст 1= 5/5 =1 gст 2= 4/5 =0,8 gст 3=2,5/5 =0,5 2) gст и gд (за смену) Статический коэффициент использования грузоподъемности за смену: 3) у ст = (4) где n - количество ездок. gст = =0,76 Коэффициент динамического использования грузоподъемности равен: gд = = 0,8 где ler - общий пробег с грузом, км.
№3 Определить количество автомобилей для перевозки 509 т груза первого класса. Если известно, что для перевозки используется автомобиль грузоподъемностью 5 т, время в наряде Тн – 8 часов, а время, затраченное на одну ездку, равно 2 ч. Решение: 1) Предположим, что маршрут движения - маятниковый с обратным холостым пробегом. Известно, что время, затрачиваемое на одну ездку = время одного оборота = 2 ч. Тогда количество оборотов за время работы одного автомобиля на маршруте: no= = = 4 (6) 2) Предположим, что автомобили будут полностью загружены, т.е. коэффициент использования грузоподъемности gст=1. Определим возможную массу груза, которую может перевезти один автомобиль за день: Qсут=q*gст*no=5*1*4=20 т (7) 3) Определяем необходимое количество автомобилей для перевозки груза: A= = = 25 автомобилей (8) № 4. Рассчитать технико-эксплуатационные показатели работы на маршрутах: А) Маятниковый маршрут с обратным холостым пробегом
Рисунок 1 – Маятниковый маршрут с обратным холостым пробегом
Исходные данные к расчету: lx=lгр – 12 км, нулевые пробеги l’0 = 5 км, l’’0 = 7,5 км. На маршруте перевозится груз с коэффициентом использования грузоподъемности gст = 0,8 в количестве Q= 20 009 т. Срок вывоза 34 дня. Груз вывозится автомобилями грузоподъемностью 2,5 т. техническую скорость 25 км/ч, время простоя под погрузкой и разгрузкой tпр = 0,64 ч, время в наряде Тн = 8ч. Решение: 1) Определяем время оборота автомобиля на маршруте: tоб= + tпр = + 0,64 = 1,6 ч (9) где vt – техническая скорость, км; tпр - время простоя под погрузкой и разгрузкой, ч. 2) Определяем количество оборотов за время работы автомобиля на маршруте: no= = = 5 (10) 3) Определяем возможную массу груза, которую может перевезти один автомобиль за день: Qсут=q*gст*no=2,5*0,8*5=10 т (11) 4) Определяем необходимое количество автомобилей для перевозки груза: A= = = 58 автомобилей (12) 5) Определяем коэффициент использования пробега: β= (lег/(l’0+lег+lx) + lег/(lег+lx) + lег/ (lег+lx+l’’0))/3 = (0,41+0,5+0,38)/3=0,43 Б) Маятниковый маршрут с обратным не полностью груженым пробегом Исходные данные для расчета: нулевые пробеги l’0=l’’0= 4км, время в наряде – 8 ч, груженый пробег lАВгр= 10 км, lВСгр= 6 км, холостой пробег – 6 км. На маршруте АВ перевозится 160 006 т груза с коэффициентом использования грузоподъемности 1, а на участке ВС – 120 006 т груза с коэффициентом использования грузоподъемности 0,8. Для перевозки груза используется автомобиль грузоподъемностью 5т. Время на погрузку tп = 0,5 ч, на разгрузку tр = 0,4 ч. Срок вывоза груза Др = 148 дней. Средняя техническая скорость vт = 25 км/ч.
Решение: 1) Определяем время оборота автомобиля: to=tдв + ∑tпр to=tп+ lАВгр/vт + tр + tп +lВСгр/vт + tр +lx/vт = 0,5 + 10/25 + 0,4 + 0,5 + 6/25 +0,4 + 6/25 = 2, 68 ч (13) где tдв– время движения автомобиля, ч; tп – время погрузки автомобиля, ч; tр– время разгрузки автомобиля, ч; vt– техническая скорость, км/ч; l’er– расстояние перевозки в прямом направлении, км; l’’er– расстояние перевозки в обратном направлении, км. 2) Определяем количество оборотов: no= = = 3 (14) 3) Определяем производительность автомобиля на участках АВ и ВС за день: QАВ=q*gст*no=5*1*3=15т (15) QВС=q*gст*no=5*0,8*3=12т (16) 4) Определяем необходимое количество автомобилей для перевозки грузов по маршрутам АВ и ВС: AАВ= = = 72 автомобиля (17) AВС= = = 67 автомобилей (18) Очевидно, что по маршруту ВС груз будет перевезен меньшим количеством автомобилей (68). Таким образом, 5 автомобилей сверх – будут перевозить груз только по маршруту АВ с обратным холостым пробегом, то есть время оборота сократиться. to=tп+ lАВгр/vт + tр +lx/vт = 0,5 + 10/25 + 0,4 + 6/25 = 1,54 ч (19) Получается, что количество оборотов за смену также увеличится: no= = = 5 (20) Соответственно вырастет производительность каждого автомобиля на маршруте АВ за день: QАВ=q*gст*no=5*1*5=25т (21) Отсюда найдем остаток не перевезённого груза 68 автомобилями на всем маршруте и посчитаем, сколько автомобилей нужно, чтобы перевезти этот остаток: QАВ68=148*15*68=150960 т (22) Qост=160006-150960=9046 т (23) QАВдоп= = 2 Таким образом, на всем маршруте груз перевозить будут 68 автомобилей, а на часть АВ будет выделено дополнительно 3 автомобиля, то есть на части маршрута АВ перевозки будет осуществлять 71 транспортное средство, а на части ВС – 68. 5) Определяем коэффициент использования пробега: β= (lег/(l’0+lег+lx) + lег/(lег+lx) + lег/ (lег+lx+l’’0))/3 = (0,62+0,73+0,8)/3=0,72
В) Маятниковый маршрут с обратным груженым пробегом Исходные данные для расчета: Длина груженой ездки lгр= 24 км, нулевые пробеги l’0=l’’0= 5 км, время в наряде 8 ч. Число тонн груза, следущего из пункта А в пункт В, равно числу из пункта В в пункт А QАВ=QВА= 24006 т. Срок вывоза груза Др= 34 дня. Перевозка осуществляется автомобилями грузоподъемностью q= 2,5 т, техническая скорость vт = 25 км/ч. Время простоя tпр = 0,6 ч, коэффициент использования грузоподъемности – 0,8. Решение: 1) Определяем время оборота автомобиля на маршруте: tоб= + tпр + tпр = + 0,6 + 0,6 = 3,12 ч (24) 2) Определяем количество оборотов за время работы автомобиля на маршруте: no= = = 2 (25) nм=2*nо=4 3) Определяем возможную массу груза, которую может перевезти один автомобиль за день: Qсут=q*gст*no=2,5*0,8*4=8 т (26) 4) Определяем необходимое количество автомобилей для перевозки груза: A= = = 177 автомобилей (27) 5) Определяем коэффициент использования пробега: β= (2*no*lег)/ (2*no*lег+2*lx)= (2*2*24)/(2*2*24 + 2*5)=0,9
Рисунок 4 – Кольцевой маршрут Исходные данные для расчета: объем перевозок и коэффициент использования грузоподъемности на участках маршрута следующий: на участке АБ QАБ= 180 006 т, gАБ=1, на участке ВГ QВГ= 150 006 т, gВГ=0,8, на участке ГД QГД= 100 006 т, gГД=0,6. Срок вывоза груза 360 дней. Время в наряде Тн = 12 ч. Вывозка осуществляется пятитонными автомобилями. Дорожные условия на отдельных участках маршрута различные. Поэтому скорости движения установлены: на участках АБ и ГД vт = 25 км/ч, на участках БВ и ВГ vт = 20 км/ч, на участке ДА и при выполнении нулевого пробега vт = 15 км/ч. Время на погрузку равно tп= 0,6 ч, а на разгрузку tр= 0,4 ч. Решение: 1) Определяем время работы автомобиля на маршруте: Тм=Тн-tн=12- = 11, 33 ч (28) 2) Определяем время оборота автомобиля на маршруте: tо= + ∑tпр = ∑дв + ∑пр =0,6 + + 0,4 + + 0,6 + + 0,4 + 0,6 + + 0,4 + = 0,6 + 0,6 + 0,4 + 0,25 + 0,6 + 0,6 + 0,4 + 0,6 + 0,64 = 2, 84 ч 3) Определяем количество оборотов за время работы автомобиля на маршруте: no= = = 4 (29) 4) Пересчитываем время работы на маршруте и время в наряде в связи с округлением часов: Т’м= no + to= 2,84*4=11, 36 (30) Тн= 11, 36+ (5+5)/15=12,02 (31) 5) Определяем дневную выработку автомобиля в тоннах и тонно-километрах: а) масса перевезенных грузов, т Qсут= (qн*gАБ+qн*gВГ+qн*gГД)*no=5(1+0,8+0,6)*4= 48 т (32) б) транспортная работа, ткм Wсут=(qн*gАБ(lАБ+lБВ)+qн*gВГ*lВГ+qн*gГД(lГД+lДА))*no= 5(20+9,6+12,6)*4= 844 ткм 6) Определяем необходимое количество автомобилей для работы на маршруте: A= = = 23 автомобилей (33) 7) Определяем суточный пробег автомобиля: lсут =(lАБ+lБВ+lВГ+lГД+lДА)*no+2*lн – lДА = (15+5+12+16+5)*4+2*5 – 5 = 217 км 8) Определяем коэффициент использования пробега: β= (lАБ+lБВ+lВГ+lГД+lДА)/lсут=212/217=0,97 (34)
Системы управления запасами, их регулирующие параметры. Задание №1. Известно, что затраты на выполнение заказа С0 = 24 ден.ед/ед, годовое потребление S = 1206 ед., годовые затраты на хранение продукции I = 0,1 ден.ед., размер партии поставки: 106, 206, 406, 506, 606, 806, 1006 ед., годовое производство p= 15 006 ед., издержки, обусловленные дефицитом h= 0,4 ден.ед. Решение: 1) Определим оптимальный размер заказываемой партии при пополнении заказа на конечный интервал: gопт= = = 792ед. (35) Таким образом, наиболее оптимальным размером поставки будет являться партия в 806 ед. Общее время цикла: t= = = 0,65 или 0,65*240 = 156 дней (36) 2) Рассчитаем оптимальный размер партии в условиях дефицита: gопт= * = 794*1,12= 889 ед. (37) t= = = 0,73 или 0,73*240 = 176 дней (38) Приведенные расчеты показывают, что в том случае, когда допускается дефицит, имеет место большая величина оптимального размера заказа (889 ед. вместо 794 ед.) и большое время цикла между точками заказов (0,78 года вместо 0,65 года).
Задание №2. Известно, что годовой спрос S составляет 10 006 ед., затраты на выполнение заказа C0 = 26 долл./ед., цена единицы продукции Cн = 1,4 долл./ед., затраты на содержание запасов I=40% от цены единицы продукции. Решение: 1) Определим оптимальный размер партии поставки: I=Cн*0,4=1,4*0,4=0,56 долл./ед. (39) gопт= = = 1016 ед. (40) Таким образом, наиболее оптимальным размером поставки будет являться партия в 1018 ед. Общее время цикла: t= = = 0,1 или 0,1*240 = 24 дня. 2) Рассчитаем цену, которую должен установить поставщик при поставке продукции партиями J=450 ед.: J=Cн*gопт/2 (41) Сн=450/1018/2=0,22 долл./ед. 3) Рассчитаем оптимальный размер производимой партии на предприятии при годовом производстве 150 тыс. ед. D= 150 000 - годовое производство sопт= = = 3941 ед. (42) Задание № 3. Определить размер страхового запаса, если известно: продолжительность функционального цикла L= 15 дней. За день продается от 0 до 20 ед. продукции. Средний объем продаж Д = 10 ед. Желательный уровень обслуживания SL = 99%. Размер заказа Q – 406 ед. Все изменения происходят в рамках нормального закона распределения.
Задание №4. Известно, что длительность интервала между проверками R = 19суток. Время доставки заказа L = 3 суток, резервный запас S = 16 ед., среднесуточный сбыт Sd= 2 ед./сутки. 1) Определим максимальный уровень запаса М: Транспортная задача.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Данное расчётно-графическое задание создано с целью закрепления теоритических знаний по логистики. Оно позволяет на практике понять как считать коэффициент использования пробега, рассчитать маршруты движения и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|