Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разработка стратегии достижения цели.

Организация предпринимательской деятельности. Схемы и таблицы: Учебное пособие

В. Попков, Е. Евстафьева
1-е издание, 2007 год, 352 стр.    (5.4.2)

Планирование стратегии

 

 

Одним из важных направлений жизнедеятельности любой фирмы, является умение правильно и качественно выработать хозяйственную политику и стратегию развития организации. В современном мире действия организаций и их руководителей не могут сводиться к простому реагированию на происходящие перемены. Всё шире признаётся необходимость сознательного управления изменениями на основе научно обоснованной процедуры их предвидения, регулирования, приспособления к целям организации, к изменяющимся внешним условиям.

     Стратегическое планирование задает перспективные направления развития предприятия, определяет основные виды его деятельности, позволяет увязать в единую систему маркетинговую, проектную, производственную и финансовую деятельность. Стратегический план обеспечивает адаптацию предприятия к внешней среде, к распределению ресурсов и внутреннюю координацию деятельности с целью выявления сильных и слабых сторон. Стратегический план на крупных предприятиях, как правило, долгосрочный. Но временной период стратегического плана для разных предприятий может быть различным и то, что является долгосрочным для одного предприятия, может быть краткосрочным для другого. Стратегическое планирование на предприятиях должно быть направлено на их долгосрочное развитие, достижение высоких темпов экономического роста. Развитие – это процесс, в котором увеличиваются возможности и желания предприятия удовлетворять свои желания и потребности потребителей. Таким образом, стратегическое планирование призвано обеспечить необходимый экономический рост и желаемый уровень развития предприятия на предстоящий долгосрочный период.

       Будучи функцией управления, стратегическое планирование является фундаментом, на котором строится вся система управленческих функций, или основой функциональной структуры системы управления. Стратегическое планирование является инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования предприятия и объединяются усилия всего коллектива предприятия по ее достижению.

      Стратегическое планирование представляет собой набор процедур и решений, с помощью которых разрабатывается стратегия предприятия, обеспечивающая достижение целей функционирования предприятия. Логика этого определения такова: деятельность аппарата управления и принимаемые на ее основе решения формируют стратегию функционирования предприятия, которая позволяет фирме достичь своих целей.

       Процесс стратегического планирования является инструментом, с помощью которого обосновываются управленческие решения в области хозяйственной деятельности. Его важнейшая задача обеспечить нововведения и организационные изменения, необходимые для жизнедеятельности предприятия.

Стратегическое планирование состоит из 2-х этапов - стратегического анализа и стратегического выбора.

Стратегический анализ требует четкого понимания со стороны руководства того, на какой стадии развития находится предприятие, прежде чем решать, куда двигаться дальше. Для этого необходима эффективная информационная система, обеспечивающая данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций. Важны знания о конкурентном окружении, в котором работает фирма.

Особенностью стратегического управления является его ориентация в будущее, на необходимость определения к чему стремиться, какие цели ставить.

Стратегический анализ выступает важнейшим этапом управления при выработке эффективной стратегии, которая основывается, как правило, на трех составляющих:

      - правильно выработанных долгосрочных целях;

      - глубоком понимании внешнего конкурентного окружения:

      - реальной оценке собственных ресурсов и возможностей.

Стратегический выбор включает формирование и оценку альтернативных направлений развития предприятия. Принимается наиболее предпочтительный вариант. Есть специальные методы прогнозирования и оценки будущих ситуаций на базе сценариев развития и портфельного анализа. Считается, что формирование и оценка альтернативных вариантов развития представляет самостоятельную ценность для управления и реализуется в ходе стратегического планирования. При этом определяются временные рамки, ресурсы, источники и объемы финансирования и ответственные за реализацию намеченных мероприятий. http://www.eup.ru/Documents/2006-07-24/406FA-1.asp

Выделяют оперативное и перспективное планирования. Первое призвано обеспечить эффективную организацию текущей деятельности предприятия, а второе - выживание организации в будущем.

В рамках перспективного планирования обычно различают традиционное долгосрочное и стратегическое планирования. Различие между ними заключается в трактовке будущего. В системе долгосрочного планирования делается допущение, что будущее может быть предсказано путем экстраполяции исторически сложившихся тенденций роста. Руководители организации обычно исходят из того, что в перспективе итоги деятельности улучшатся по сравнению с прошлым, и эту посылку закладывают в обоснование плана.

Типичный результат такой практики - постановка оптимистических целей развития, с которыми не сходятся реальные результаты. Они могут быть выше, но чаще существенно ниже планируемых.

  В системе стратегического планирования не делается предположение, что будущее непременно должно быть лучше прошлого и его можно изучать методами экстраполяции. Главным фактором здесь выступает состояние внешней среды. Поэтому в стратегическом планировании важное место отводится анализу перспектив организации, задачей которого является выяснение тех тенденций, опасностей, возможностей, а также отдельных чрезвычайных ситуаций, которые способны изменить сложившиеся тенденции. http://www.eup.ru/Documents/2006-07-24/406FA-2.asp

 

1.3 Элементы стратегического планирования

Система стратегического планирования включает следующие элементы:

  1. Генеральную цель или миссию организации.

  Самое широкое по смыслу решение, принимаемое организацией в рамках стратегического планирования, состоит в выборе миссии, т.е. генеральной цели организации. Миссия раскрывает смысл существования предприятия, в котором проявляются отличия данного предприятия от ему подобных.

      Для того, чтобы организация выжила и процветала, ей полезно и необходимо сознательно выбрать и постоянно пересматривать свою генеральную цель. Это справедливо и для государственных и для частных организаций. Определить «свое дело» важно уже потому, что это определение лежит в основе множества решений, затрагивающих будущее организации.

Стержнем генеральной цели должны быть технология, специфика продукции или потребность в ней. Как правило, ее следует ориентировать не на группы потребителей, а на потребности, так как покупатели – категория не постоянная.

 

       2. Общие цели организации

        Как только определена генеральная цель организации, можно выбирать подцели и общие задачи. Общие цели могут иметь количественную и качественную форму, но они должны носить широкий и вневременной характер в противоположность конкретным, имеющим качественную меру, задачам.

     Цель и основные задачи составляют фон, в условиях которого формулируются предполагаемые стратегии, а также критерии, по которым они оцениваются. Цель определяет смысл существования организации и характер ее деятельности. Основные задачи устанавливают, что организация намерена выполнить в среднесрочном и долгосрочном плане для достижения цели.

Чтобы внести истинный вклад в успех организации, цели должны обладать рядом характеристик.

Конкретные и измеримые. Во-первых, цели должны быть конкретными и измеримыми. Чем яснее и конкретней будет поставлена цель, тем эффективней будет продвижение и достижение её. Цели могут быть долгосрочные – более 5 лет; среднесрочные от 1 года до 3лет; краткосрочные до 1 года.

Достижимые цели. Цель должна быть достижимой, чтобы служить повышению эффективности организации. Установление цели, которая превышает возможности организации либо из-за недостаточности ресурсов, или из-за внешних факторов, может привести к катастрофическим последствиям.

Если цели не достижимы, стремление работников к успеху будет блокировано и их мотивация ослабнет. Поскольку в повседневной жизни принято связывать вознаграждение и повышение по службе с достижением целей, недостижимые цели могут сделать средства, используемые в организации для мотивации сотрудников, менее эффективными.

Наконец, чтобы быть эффективными, множественные цели организации должны быть взаимно поддерживающими т.е. действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей. Невозможность сделать цели взаимно поддерживающими ведет к возникновению конфликта между подразделениями организации, которые отвечают за достижение установленных целей.

Этот перечень не является всеобъемлющим. Какой-нибудь конкретной организации может потребоваться сформулировать общие цели и в других областях.

        

     3. Задачи организации

Задачи– это конкретные, привязанные к определенным срокам результаты, которых организация намерена добиться в ходе реализации своих более широких целей. Обычно задачи формулируются как можно конкретнее и имеют количественную определенность. Упор должен быть сделан на оценке результата, полученного при достижении поставленной цели.

      Задачи организации часто связаны с определенными программами и проектами, которые служат инструментами для достижения более широких целей.

 

      4. Стратегии развития организации;

 Стратегия – это общее направление, на котором следует искать пути достижения целей. Такой цели, например, как увеличение дохода на акцию, можно достичь несколькими путями, а именно: выпуская новые виды продукции, приобретая более мелкие организации или продавая старую продукцию на новых рынках. Аналогичным способом учебное заведение, цели которого – выжить и сохранить группы населения, которые на данный момент не пользуются его услугами, может предусмотреть новые программы, рассчитанные на определенные группы, открыть филиалы в новых районах, изменить условия приема, чтобы облегчить доступ представителям определенных групп населения, и т.п. Все это – стратегии или целые направления, которые может выбрать организация.

 

5. Программы и проекты.

Программа - это комплекс мер, направленный на реализацию выбранной стратегии или стратегической задачи, сбалансированный по срокам, исполнителям и ресурсам. Каждая программа включает различные проекты или работы, в ходе которых решается общая задача.

На уровне стратегического планирования программы часто связаны с развитием организации, инвестированием или ликвидированием. К примеру, стратегия, ориентированная на выпуск продукции должна подкрепляться программой исследовательских работ, разработки новых или улучшение старых изделий. Стратегия, направленная на разделение сферы деятельности, может потребовать разработки программ приобретения и слияния организаций, подготовки кадров и т.д.

          На рисунке 1 показано, как можно лучше всего соотнести эти элементы между собой. Указанные элементы и их взаимосвязи важны для осознания сложности стратегического выбора и необходимости системы планирования.

           1.Миссия

                                   (генеральная цель)

 


2. Основные цели

 


     3. Стратегии 4. Стратегические задачи 5. Программы

 

Рис. 1. Пирамида стратегического планирования

 

 

         Вершина пирамиды – это генеральная цель организации, её миссия и характеристика её рода деятельности. В рамках этой миссии должны быть сформированы широкие и всеобъемлющие цели. Они характеризуют те позиции или «пункты назначения», которых стремится достичь организация при осуществлении своей миссии. Основываясь непосредственно на этих целях, организация выбирает свою стратегию (общее направление), задачи (конкретные показатели) и программы (совокупности работ, ориентированных на цели и задачи). Цели прямо определяются миссией. В свою очередь стратегии, задачи и программы определяются целями.

http://www.eduhmao.ru/info/1/4340/35034/

http://www.cfin.ru/

            http://www.cfin.ru/bandurin/article/sbrn05/10.shtml!!!!

Разработка стратегии достижения цели.

При разработке стратегий важно учесть наибольшее возможное количество вариантов, так как существует тенденция учитывать только наиболее очевидно приемлемые варианты и уже на ранних этапах выдвижения альтернатив отбрасывать остальные. Однако такая оценка всегда субъективна. Очевидные варианты не обязательно являются лучшими. И это обстоятельство может лишить вариантов, которые при более детальной проработке на этапе оценки вариантов обнаружили бы свои преимущества.

В процессе стратегического анализа должны быть оценены различные варианты стратегии корпорации. Для того чтобы выбрать тот или иной вариант, разработчики стратегии сравнивают их между собой, учитывая, в какой мере каждый из них способен обеспечить достижение целей организации. Оптимальный вариант стратегии должен обеспечить наилучшее соотношение между сильными и слабыми сторонами организации, возможностями и угрозами внешней среды.

Наиболее значимыми критериями для такой оценки являются следующие два:

    - подходит ли стратегия для того, чтобы строиться на преимуществах организации и преодолевать ее недостатки, использовать возможности и при этом сводить до минимума угрозы?

    - приемлема ли стратегия для участников компании?

Выбор стратегии представляет собой отбор тех вариантов из предложенных, которые соответствуют критериям и которым собирается следовать руководство. Он может представлять собой одну стратегию или же целый набор альтернатив. Важно подчеркнуть, что обычно не бывает жестко определенного плана последовательности действий по выбору из альтернативных вариантов стратегии. Решение о выборе стратегии будет сильно зависеть от оценок и ожиданий топ-менеджеров и других групп поддержки. http://www.prostobiz.ua/layout/set/print/biznes/razvitie_biznesa/stati/slagaemye_strategicheskogo_upravleniya

 

1.5 Стратегии развития организации.

 

  Чтобы быть эффективной, стратегия должна учитывать все сильные и слабые стороны организации, внешние и внутренние условия, возможные изменения ситуации, соответствовать накопленному потенциалу организации и перспективам тех видов деятельности, которыми она занимается. Для успешного выбора стратегии необходим глубокий анализ существующих направлений работы организации, ее позиций в конкурентной борьбе, перспектив на будущее, а также тенденций ее развития, новых видов деятельности, к которым необходимо перейти для повышения эффективности работы полиграфического предприятия.

  Конкретные стратегии, выбираемые разными организациями, вследствие специфики внешних и внутренних условий, различных взглядов руководства на пути развития организации и др. причин могут существенно различаться. Однако все частные стратегии можно обобщить и вести речь о так называемых базисных, или генетических, стратегиях.

   Обычно для их формулирования ис­пользуются две координаты: рынок и продукт, а результаты представляются в виде матрицы. Такие матрицы могут строиться для формулирования стратегий организаций как находящихся в стадии развития, так и в стадии спада.

        

       Рисунок 3. Матрица «товар-рынок» Игоря Анософфа

 

http://www.cfin.ru/press/practical/2002-08/03.shtml

      - Стратегия расширения присутствия на освоенных рынках может быть весьма успешной, когда организация имеет технологические или производственные преимущества, которые позволяют увеличивать рыночную долю за счет кон­курентов. Такие стратегии обычно являются высокозатратными, так как, по­мимо вложений в технологию и производство, сопровождаются использова­нием относительно низких, по сравнению с конкурентами, цен.

      - Стратегия развития продукта предполагает разработку, производство и сбыт новых продуктов на освоенных рынках. Реализация такой стратегии прежде всего, предполагает наличие развитой научно-исследовательской и конструк­торской базы и персонала, мотивированного на поиск и освоение новых идей. Применение данной стратегии может закончиться неудачей, если конкурент может легко скопировать продукт, сэкономив на НИОКР, производстве и сбыте.

      - Стратегия развития новых рынков предполагает поиск новых рынков для сбыта освоенных продуктов. Такая стратегия подразумевает большие инвести­рования в новые рынки; она, как правило, носит достаточно агрессивный характер и предполагает высокий накал конкурентной борьбы.

       - Стратегия диверсификации заключается в поставках новых продуктов на но­вые рынки. Этот термин часто ассоциируется с экспансией в область, не свя­занную с текущей деятельностью организации. Такую стратегию, требующую для своей реализации больших инвестиций, могут проводить обычно только крупные организации. При ее реализации возникают большие трудности дос­тижения эффективного управления. http://www.hr-portal.ru/print/21312

       Каждое из 4-х полей матрицы представляет определенную стратегию.

     Поле 1 показывает направленность организации на существующие продукты и рынки. Цель этой стратегии – стабилизация или расширение рынка.

     Возможные пути достижения целей – увеличение потребления через снижение цен из-за снижения себестоимости и ухудшения качества товара, а также через рекламу.

         Поле 2 включает стратегии, направленные на развитие рынка.

    Они предусматривают выход на новые рынки с уже выпущенным товаром.

    Возможными путями могут быть: сбыт на новых региональных, национальных или интернациональных рынках; новые области использования старых продуктов, внедрение их на новых сегментах рынка.

    Поле 3 включает стратегии, направленные на разработку новых продуктов (инноваций), которые будут сбываться на старых рынках.

    Эти стратегии применяются организациями, имеющими сильные проектные службы.

         Поле 4 представляет стратегии диверсификации, под которыми понимается изменение направлений и сфер деятельности, то есть включение в производственную программу изделий, не имеющих прямого сходства с выпускающимися изделиями.

    Причинами, побуждающими предприятие выпускать новые продукты и выходить с ними на новые рынки, могут быть: стремление покинуть стагнирующие рынки данной отрасли и проникнуть в отрасли с высокой нормой прибыли, уменьшение риска, а также финансовые выгоды. http://www.zhastar.net/content/view/38877/15/

 

2. Стратегическое планирование на предприятие ОАО «Варненский Комбинат Хлебопродуктов»

 

2.1Общая информация о предприятии.

         ОАО «Варненский Комбинат хлебопродуктов» широко известен не только в Челябинской области, но и во многих регионах России как крупное предприятие, занимающееся производством продуктов питания.

         Место нахождения: Российская Федерация, Челябинская область, с. Варна, ул. Пугачева, 1а

         История ОАО «Варненский Комбинат хлебопродуктов» началась в 1927 году, когда на юге Челябинской области, в степном селе Варна, было образовано «Товарищеское общество приема хлеба».
После Великой Отечественной войны предприятие переименовано в «Тамерланский хлебоприемный пункт». Началось расширение производства.
        В 1958 году был смонтирован миникомбикормовый завод производительностью 8 тонн в час.

       С 1958 по 1962 год решением областного комбината хлебопродуктов и районными властями было отведено место и построена новая территория по ул. Пугачева, 1а.

       В 1975 году «Тамерланский хлебоприемный пункт» был переименован в Варненский элеватор, который всегда был в числе передовых по показателям темпа роста производительности труда, выполнения годового плана.

        Варненский элеватор неоднократно занимал первые места в областных, всесоюзных, республиканских соревнованиях и награжден переходящими знаменами.

        С развалом СССР и упадком экономики в 1991 году приемка зерна резко снизилась, предприятие стало работать с убытками, стали сокращаться штаты, склады и элеваторные емкости стали пустовать.

        В 1993 году Варненский элеватор стал Акционерным обществом открытого типа.

        В начале 1996 году АООТ «Варненский элеватор» стал дочерним предприятием АОЗТ КХП им. Григоровича.

        25 октября 2001г. ОАО «Варненский элеватор» переименован в ОАО «Варненский Комбинат Хлебопродуктов».

         

 

2.2 Анализ деятельности предприятия ОАО «Варненский Комбинат Хлебопродуктов».

        ОАО «Варненский Комбинат Хлебопродуктов»относится к отрасли пищевой промышленности, специализируется на выпуске муки;макаронных изделий, растительного масла, отрубей и кормосмесей.

 

       Тенденции в отрасли деятельности:

       - продукция относится к категории товаров первой необходимости и потому пользуется устойчивым спросом;

      - рынок достаточно наполнен, поэтому высока конкуренция товаропроизводителей.

      Основными видами товарной продукции предприятия, обеспечивающими более 10% дохода эмитента, за последние три финансовых года являются: макаронные изделия.

 

     Основные поставщики предприятия:

ООО "Актив Плюс"                               Гофротара             5,49%

ООО "Фона",                                           Пшеница               36,26%

ООО "Н.Н.Т.-Реалиния"                        Пленка                   4,27%

ООО "Кронверк"                           Пленка                   3,22%

ООО "Прайм -Соя"                                Пищевые добавки 1,76%

ООО "Эколюкс-2000"                           Пленка                   1,79%

ООО "Финтехнопроект"                        Пленка                   2,29%

                      

 

     Объем производства макарон составляет 12 000 тонн ежемесячно.

     Объем производства муки составляет 30 000 тонн ежемесячно.

     Объем производства растительного масла составляет 300 тонн ежемесячно.

     Объем производства отрубей и кормосмесей

 

Доля рынка предприятия по субъектам РФ приведена в таблице 5.

 

регионы доля рынка макарон ОАО «Варненский КомбинатХлебопродуктов» в июле 2008 года.

Южный регион

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 23,9%
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ 22,6%
САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 12,3%
АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ 9,4%
ДАГЕСТАН 7,6%
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ 7,1%
ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ 4,0%
СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ 2,3%
КАЛМЫКИЯ 0,0%
КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКАЯ 0,0%
СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ 0,0%
АДЫГЕЯ 0,0%
итого 13,7%

Челябинская область

ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ 13,7%

Центральный регион

САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ 17,5%
РЯЗАНСКАЯ ОБЛАСТЬ 16,5%
НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ 10,7%
ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ 9,4%
ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ 9,1%
УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 6,9%
КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ 6,6%
ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 4,1%
ЧУВАШСКАЯ 4,1%
ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ 3,2%
БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ 2,9%
МАРИЙ ЭЛ 1,8%
МОРДОВИЯ 1,6%
КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТЬ 1,4%
ЛИПЕЦКАЯ ОБЛАСТЬ 0,0%
СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ 0,0%
ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ 0,0%
ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 0,0%
ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТЬ 0,0%
ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ 0,0%
ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 0,0%
КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ 0,0%
БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ 0,0%
итого 6,2%

Урало-Сибирский регион

СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 30,8%
КУРГАНСКАЯ ОБЛАСТЬ 25,5%
ПЕРМСКАЯ ОБЛАСТЬ 24,4%
ТАТАРСТАН 16,0%
НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ 15,6%
БАШКОРТОСТАН 11,0%
УДМУРТСКАЯ 9,9%
ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ + ХМАО 9,6%
ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ 8,8%
ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ 8,1%
КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 5,2%
ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ 3,3%
КОМИ-ПЕРМЯЦКИЙ АО 0,0%
АЛТАЙСКИЙ КРАЙ 0,0%
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ 0,0%
ТЫВА 0,0%
итого 12,7%

Северо-Западный регион

АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ 40,8%
КИРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 29,6%
С.-ПЕТЕРБУРГ и ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ 18,4%
ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ 13,8%
КОМИ 9,8%
МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ 8,8%
ПСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 8,1%
НОВГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ 2,5%
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ 0,0%
КАРЕЛИЯ 0,0%
НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ 0,0%
итого 14,46%

Московская область

МОСКВА

 

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
итого 17,9%

Дальневосточный регион

ПРИМОРСКИЙ КРАЙ 58,9%
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ 45,6%
ЧИТИНСКАЯ ОБЛАСТЬ + Агинский АО 23,8%
АМУРСКАЯ ОБЛАСТЬ 20,1%
ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ 20,0%
ХАКАСИЯ 7,8%
ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ + Усть Ордынский АО 4,0%
САХА (ЯКУТИЯ) 3,5%
БУРЯТИЯ 2,3%
КАМЧАТСКАЯ ОБЛАСТЬ 0,0%
МАГАДАНСКАЯ ОБЛАСТЬ 0,0%
САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ 0,0%
ТАЙМЫРСКИЙ 0,0%
ЕВРЕЙСКАЯ АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ 0,0%
ЧУКОТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ 0,0%
ЭВЕНКИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ 0,0%
итого 20,5%

 

  Основными потребителями продукции являются магазины, оптовые фирмы и частные предприниматели. Рынок сбыта продукции общества диверсифицирован - ни на одного потребителя продукции не приходится более 10% объема продаж.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...