Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пул (англ. pool – общий котел)




ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

 

по дисциплине «Экономическая теория»
для специальностей 080106 «Финансы (по отраслям)»,
080113 «Страховое дело (по отраслям)», 080501 «Менеджмент (по отраслям)»,

032002 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»,
080504 «Государственное и муниципальное управление»,
080114 «Земельно-имущественные отношения»
I курс

 

1. Экономическая теория: предмет и структура экономической теории, охарактеризовать её составляющие.

Эк.Теория - хоз.система обеспечивающая удовлетворение потребностей людей создавая мат.блага. Состоит из 2-х состовляющих:

1.Микроэкономика - анализирует действия индивидов, отдельных фирм, домохозяйств и фирм.рассматривает проблему формирования цен, з\п, издержки производства методы увеличения прибыли на МИКРО уровне

2.Макроэкономика – рассматривает поведение и функционирование нац. Гос. Системы в целом. (проблемы совокупного спроса и предложения инфляции экономического роста, уровня занятости)

Агрегированные совокупные показатели – ВВП, ВНП, НД)

МАКРО- и МИКРО- экономика тесно связаны и многие проблемы эконм.Иеории входят в обе сферы.

2. Основные методы и функции экономической теории: дать характеристику и пояснить значение.

Функции:

· Познавательная - изучение законов экономического развития общества

· Критическая – выбрать имеющ-ся инф. Нужное что даст рез-ты

· Практическая – на базе знаний разрабатываются принципы рационального оз-ния

· Прогностическая – разработка научных прогнозов

· Методологическая – Эк.Теория явл фундаментом для

А)отраслевых – промышл.сел-хоз.

Б)функциональных – бух.учет. финанс.

В)меж-отраслевых – статистика

Методы:

1.наблюдение – сбор фактов

2.эксперимент - проведение искуственого научного опыта

3.метод научных абстракций

4.метод анализа(изуч. Явл. По его составным частям) и синтеза –изуч.явл. как един. целого

5.методы индукции(заключение на основе отдельн.фак-ров) и дедукции – выводы на основе общих положений.

6.единство исторического процесса - изуч. Эконом.проесов в историч. Послед.

7.графический метод.-схемы таблицы графики.

 

 

3. История развития экономической теории: перечислить основные этапы и пояснить их характерные особенности.

Название науки дал аристотель в 4 веке до Н.Э.

Как наука экономика возникает в 16 веке появляются школы:

Школа меркантелистов – думающих только о деньгах, - это превая теория в экономике

1-я половина 16 века – основа всего деньги. Теория принуждения денег

2-я половина 16-го – преобладание экспорта над импортом. Развитие мануфактуры.

Представитель – Т.Мэн.

Физиократия - власть природы- экономика гос.-ва зависит от природы

Представитель – Франсуа Кене. труд- экономическая таблица.

Классическая школа английских экономистов – роль гос-ва в экономике минимальна тк есть «невидима рука» которая регулирует все экономические отношения на рынке

Представитель –А.Смит. Труд - Исследование о причине и богатствах народов 1782г.

Аспекты теории – свободное движение рабочей силы, свободная торговля землей, регулирование налогами, свобода внешней торговли.

Социалисты – утописты – подвергали критике капитализм. Ликвидация частной собственности. Противоположность между умственным и физическим трудом. Были против революции и политической борьбы.

Представитель – Фурье, Сен-Симон.

Марксисты – продолжатели социал-утопст-ов.

Революции, теория прибавочной стоимости гибель капитализма.

Представитель - К.Маркс. Ф. Энгельс.

НЕо-классическая школа – Спрос и предложение – главнее элементы рыночного ценообразования.

Представитель - А.Маршал. Труд – принцип политической экономии.

Кейсианство – необходима участие гос-ва в экономике. Доказал невозможность самоисцеления экономики.

Представитель – Кейнс. Труд – общая теория занятости % и денег. Писал работу на основе кризиса в Европе и США 1922-1923 гг.

Ввел раздел МАКРО-экономики.

4. Воспроизводство: пояснить понятие, типы, пути расширенного воспроизводства.

Воспроизводство – это процесс постоянного повтороения и возобновления производста.

Воспроизводство:

1.производство – создание мат.благ

2.распределение – рез-тов общ-го произв-ва

3.обмен – обмен между людьми деятельностью продуктов труда.

4.потребление – исп. Прод-тов в процессе удовлетв.потребн.

А) личное – потребл.продукт.труда (отрицательное

Б) производственное – потребл с целью созд.нов.мат.блага(положительное)

Воспроизводство –

1.Материальное – созд-ие мат.ценностей (станки машины деньги)

2.Нематериальное – духовные ценности (теории книги открытия).

Оббьем производства –

1.Простое – если не изменятся

2.Раширенное – Если увеличивается

3.убывающее – если уменьшается (из-за кризиса или войны).

Расширенное производство – оббьем произв-го продукта и его качество возрастают, совершенствуются и факторы производства.

1.Экстенсивный тип- вовлечение доп.трудовых и мат. Рес-сов без изменения их технической основы.

2.Интенсивный тип – совершенствование уще имеющихся рес-сов, их модернизация и обновление.

5. Ресурсы и факторы производства: дать понятие, привести их классификацию и охарактеризовать.

Ресурсы:

1.труд

2.земля

3.капитал

4.Предпринимательские способности.

Факторы - это вовлеченные в производство ресурсы.

1.Труд – целесообразная, осознанная деятельность людей по созданию материальных и духовных благ. Он ограничен но способен количественному и качественному росту. Плата за него - з\п

2.Земля – включает: пахотные земли, природные рес-сы, леса, недровые запасы, дороги. Явл. Ограниченным рес-сом. Плата за нее – рента

3.Капитал - фактор производства который создан человеком для дальнейшего применения в производстве товаров и услуг. Имеет 2 формы:

А – производственный капитал – машины станки оборудование

Б –финансовый – денежн. Ср-ва необходимые для приобретения средств производства.

Плата за него - %

4. Предпринимательские способности – умение обобщать и соединять капитал,труд и землю, уметь правильно рисковать и извлекать прибыл из использования факт-ров производства. Таким талантом обладают только 5-10 % населения

Плата за него – прибыль.

 

6. Потребность как экономическая категория. Перечислить и охарактеризовать виды потребностей. Сформулировать закон возрастания потребностей.

Потребность – это нужда человека в чем либо. Как экономическая категория – это нужда человека в товарах и услугах для удовлетворения потребностей.

Классификация - Материальные Духовные Соц-ные, Биолог-кие

Существует классификация по таблице Р.Маслоу

 

 

 

7. Экономические системы: пояснить понятие, основные элементы, их характеристику.

Эк.сис-мы – это набор механизмов с помощью которых распределяются ограниченные рес-ы что бы удовлетворить безграничные потребности оюдей.

Любая система различается по:

1.по форме собственности (частная, гос-ая, муниц-ая)

2.как решаются главные вопросы экономики. (что? как? Для кого?)

3.способ ценообразования

4.метод распределения экономических благ.

 

8. Охарактеризовать основные типы экономических систем и их отличительные черты.

Традиционная экономика.

1.по форме собственности -общая

2.главн вопросы решаются по традициям и обычаям.

3.отсутствует.

4.расрпеделение благ – по традициям и обычаям.

Австралия Азия Африка – где господствует натур.хоз-во.

 

Рыночная экономика.

1.собственность – частная

2.вопросы принимаются частниками и фирмами самостоятельно.

3.ценообразование – на рынке

4.распределение благ -принимаются частниками

Достоинства:

1.эфективное распределение рсурсов

2.роль личной свободы

3.свобода предпринимательства.

4.быстрая приспособляемость.

5.способна к саморегулированию.

6.конкуренция.

Недостатки:

1.ослабление конкуренции как регул-го механ-ма

2.нет гарантии труда

3.неравномерное распределение дохода

4.нестабильность, неравенство

5.не защищает соц. Нуждающихся.

6. не способствует развитию фундаментальной науки.

 

Командно – административная

1.Общественная форма собственности

2. Вопросы решаются Гос-вом.

3. Ценообразование – устанавл. Гос-во

4.Распределение – Гос-во

Сущностью и экономической основой командной системы являеться дерективное – обязательное, централизованное планирование.

Недостатки:

1.снижение мат-ой заинтересованност

2.отсутствие выбора потребителя и произв-ля

3.низкая произ-ость труда и качества труда – тк нет конкуренции.

Достоинство – уверенность в завтрашнем дне и соц. Гарантии.

 

Смешанная

(рыночная эк-ка + Гос.Регулирование)

1.И частная и гос-нная

2.и частниками и гос-вом

3. -\\\-\\

4.-\\\\-\\

Научное обоснование дал – Кейнс.

 

Модели смешанной системы –

1. Американская – система всемирного поощрения предпринимателей, обогащение активной части населения.

2. Шведская – отличается сильной соц.-ой политикой, напралвена на сокращение имущественного неравенства.

3. Японская - определенно отставание уровня жизни населения от роста производительности труда.

9. Рыночная экономика: пояснить понятие, особенности и недостатки. Перечислить достоинства смешанной экономики.

 

Рыночная экономика.

1.собственность – частная

2.вопросы принимаются частниками и фирмами самостоятельно.

3.ценообразование – на рынке

4.распределение благ -принимаются частниками

Достоинства:

1.эфективное распределение рсурсов

2.роль личной свободы

3.свобода предпринимательства.

4.быстрая приспособляемость.

5.способна к саморегулированию.

6.конкуренция.

Недостатки:

1.ослабление конкуренции как регул-го механ-ма

2.нет гарантии труда

3.неравномерное распределение дохода

4.нестабильность, неравенство

5.не защищает соц. Нуждающихся.

6. не способствует развитию фундаментальной науки.

 

Достоинства Смешанной экономики

1.И частная и гос-нная

2.и частниками и гос-вом

3. -\\\-\\

4.-\\\\-\\

Достоинством смешанной экономики являются эффективность использования ресурсов и экономическая свобода производителей. Она способствует внедрению более современных технологий. Важным неэкономическим аргументом является ставка на личную свободу. Современная рыночная система являет собой широкое разнообразие смешанных форм и моделей. Так, выделяют: шведскую, японскую, американскую модели.

10. Назвать основные вопросы экономики и пояснить их решение в различных экономических системах.

Что? как? для кого производить?

1.В традиционной решаются по обычаям и традициям.

2. в Рыночной – в частных фирмах с учетом анализа рынка.

3. в Командноадминистративной – решает гос-во.

4 в Смешаной на обоих ур-нях (част и гос.)

 

 

11. Охарактеризовать противоречие «ресурсы-потребности» и проблему оптимального выбора; дать понятие альтернативных издержек.

«ресурс – потребность» - ресурсы со временем уменьшаяются и истощаются а потребности человека безграничны и постоянно растут.

Проблема выбора- главная трудность человеческой цивилизации, из-за ограниченности ресурсов всегда приходится выбирать на что их потратить, и какой продукт произвести..Это связано с тем что потребности человека можно удовлетворить – множеством способов (сон еда спорт) а любой рес-с можно исп. Различным образом в разных отраслях. (дерево – источник тепла, фактор здания)

Цена выбора (альтернативная стоимость) – это жизненные блага или доходы которых мы лишаемся, когда выбираем иной вариант своих действий. По другому еще Цены выбора называют – Альтернативными (упущенными) издержками

 

12. Кривая производственных возможностей: пояснить понятие, графическое изображение и методологическое значение КПВ.

КПВ демонстрирует различные комбинации двух товаров, которые могут быть произведены, при молном исп. Рес-сов. Спомощью КПВ мы можем отследить закон редкости. КПВ – разделяет экономич-ое пространство на 2 части:

1. Возможных программ если те расположены слева от кпв

2. Невозможных прорамм – расп. Справа от кпв.

Графическое изобр. – на практике кпв имеет форму выпуклой кривой – тк невозможно полностью заменить производство одного товара другим.

КПВ может смещаться:

1 вправо – расширяя производственные возможности из за (1. Внедрение НТП, и новых технологий произ-ва, 2. В рез-те роста рес=сов – открытие новых месторожд., квелич.числа населения.)

2.влево – сужающее производство.

По закону замещения – при поном исп. Рес-сов для отдного продутк аидет сокращение рес-сов для другого.

13. Рынок: дать понятие, привести классификацию рынков (привести примеры).

Рынок - это сфера экономических отношений, по поводу купле-продажи товаров и услуг, основанная на принципах добровольности и равенства в обмене.

- это система связывающая спрос и предложение на товары и услуги

Классифиация рынков:

1.По объектам - товаров и услуг

- рабочей силы

- финансовый

2.по субъектам - рынок труда

-Гос. Заказов

3.По ГП - местный

-Региональный

-национальный

4.По ур-ню насыщ-сти - дифицитный

-Равновестный

-Избыточный

5. По соотв. Закону - легальный

- не легальный

 

14. Рынок: дать понятие, пояснить признаки, принципы и функции рынка.

Рынок - это сфера экономических отношений, по поводу купле-продажи товаров и услуг, основанная на принципах добровольности и равенства в обмене.

Функции рынка:

1.саморегулирующая – взаимодействие спроса и предложение

2.ценообразующая

3.посреднеческая

4.санирующая – разоряет слабые фирмы.

 

Признаки рынка:

1.Наличие различных форм собственности

2.Наличие рыночных инфроструктур -

Совок-сть учреждений гос-го и произвого сектора обеспеч-щего:

А)благоприятные условия функционирования рынка

Б)юрид.\эконом. контроль за хоз-ой деятельностью.

В) регулирование деловой активности

 

15. Полезность товара: дать понятие, пояснить объективную и субъективную стороны полезности. Закон «предельной полезности».

Полезность – это сво-во товара удовлетворять потребностям человека.

Ценность товара оценивается не затратами на ее производство а величиной полезности товара.

Субъективна я полезность – доход потребителя ограничен – не может удовлетворить все потребности – вынужден ранжировать степень полезности тех или иных благ.

Объективная полезность — это полезность, которая не может измеряться или сравниваться. Например, полезность воды в реке или песка в пустыне для потребителя не может быть измерена

Покупая товар потребитель старается максимизировать полезность – достичь максимизации рез-тата при минимизации затрат.

Готовность платить определенную цену за данный товар зависит от субъективной оценки потребителя.

Полезность: общая (TU) совокупность полезность всех ед. употребленного блага.

Предельная (MU) – добавочная полезность прибавляемая к каждой послед. Ед. потребляемого блага. MU= ΔTU/ΔQ

Закон Госсена – по мере удовлетворения потребностей ее интенсивность падает. Величина удовлетворения от каждой ед. блага уменьшаеться, предельная полезность падает.

 

16. Спрос: дать понятие; охарактеризовать понятия «объем спроса», «закон спроса»; перечислить факторы, влияющие на спрос.

Спрос – это товары и услуги которые потребитель желает и может преобрести по определенной цене.

Объем (величина) спроса на товар или услугу – это то количество товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течение определенного периода времени

 

Закон спроса: при прочих равных условиях объем спроса на товар увеличится, если цена на него будет снижаться, и, наоборот, объем спроса на товар сократится, если цена на товар повышается

 

Факторы влияющее на спрос:

  1. Цены на товары заменители и дополняющие товары.

Товары – заменители – это товары, имеющие одинаковое назначение (масло-маргарин, аудиокассеты -–компакт-диски);

Дополняющие товары – это товары, которые используются совместно

(автомобиль – бензин, фотоаппарат – фотопленка);

  1. Доходы покупателей. Чем больше денег, тем больше мы совершаем покупок.
  2. Мода, вкусы и предпочтения покупателей. Мода и пр. приводят к тому, что спрос на товар возрастает.
  3. Реклама. Реклама оказывает огромное влияние на наши вкусы и предпочтения, тем самым, увеличивая спрос.
  4. Сезонные изменения в спросе. Спрос зависит от времени года и потребности в соответствующих товарах (лыжи – зимой, зонт –осенью);
  5. Ожидания покупателей. Ожидания повышения цен, изменения спроса.

 

17. Предложение: дать понятие; охарактеризовать понятия «объем предложения», «закон предложения»; перечислить факторы, влияющие на предложение.

Предложени е какого-либо товара или услуги – это готовность производителей продать определенное количество этого товара по определенной цене за определенный период времени.

Объем предложения то количество товара, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного периода времени.

Цена предложения минимальная цена, по которой продавцы согласны продать определенное количество товара.

Зависимость между объемом спроса и ценой предложения выражается в законе предложения.

Закон предложения: при прочих равных условиях, объем предложения товара увеличивается, если цена на товар возрастает (и наоборот).

Общие факторы, оказывающие влияние на изменение предложения:

1. изменение цен на факторы производства;

2. технический прогресс;

3. сезонные изменения;

4. налоги и субсидии;

5. увеличение спроса на другие товары и т.д.

 

 

18. Рыночное равновесие: дать понятие равновесия, равновесной цены, рыночного ценообразования.

рыночное равновесие –это состояние рынка, при котором объем спроса равен объему предложения

Равновесная цена – цена, складывающаяся на рынке в результате взаимодействия спроса и предложения, по которой объем покупок, которые готовы совершить покупатели, будет равным объему продаж товаров, который устраивает поставщиков.

Равновесная цена устанавливается для любого варианта соотношения спроса и

предложения и представляет собой вариант удовлетворения реального платежеспособного спроса населения.

Суть рыночного равновесия состоит в том, что любой потребитель, которого устраивает данная цена товара, без каких-либо проблем находит товар на рынке и одновременно любой производитель, которого данная цена устраивает, без каких-либо проблем реализует свой товар.

 

19. Охарактеризовать эластичность спроса и предложения по цене, коэффициент эластичности.

Эластичность – это мера реакции одной величины на другую.

Рассчитывается:

1.по цене

2.по доходу

3.по цене на сопряженные товары(взаимо – дополняемые и - заменяемые

 

Эластичность спроса

Эластичность спроса – это способность спроса или величина его изменения в результате изменения цен или неценовых факторов.

В зависимости от степени реагирования на изменение какого-либо фактора различают эластичный и неэластичный спрос.

Эластичный это спрос с высокой чувствительностью к изменению цены или другого фактора.

Эластичностью спроса на товар по цене – называется зависимость объема спроса на товар от изменения цены на него:

 

Еdp = Q2-Q1/P2-P1 * P1+P2/Q1+Q2

 

Товары с Еdp=1 – спрос считается нейтральным, если цена и величина спроса измеряется в одинаковой пропорции

Товары с Еdp >1 - спрос считается эластичным, если товар не явл. Предметом первой необходимости (товар роскоши, и имеющие заменители

Товары с Еdp<1 - спрос считаеться НЕ Эластичным на товары которые не имеют замены (продукты питания, лекарства)

 

Еsp = Q2-Q1/P2-P1 * P1+P2/Q1+Q2

Факторы,влияющие на эластичность предложения:

1.период времени – чем больше период времени тем больше возможности у продавца к изменению цен.

2. Наличие незагруженных свободных производственных мощностей.

3. Возможность длительного хранения продукции.

 

 

20. Конкуренция: понятие, виды. Охарактеризовать «плюсы» и «минусы» конкуренции для участников рынка.

Конкуренция – это соперничество между различными производителями(потребителями) на рынке, за наиболее выгодные условия и реализацию продукта.

 

С эконом.точки зрения:

1.степень состязательности на рынке

2.саморегулирующий элемент рыночного механизма

3.кретерий по которому определяется критерий отраслевого рынка.

Достоинства:

-более эффективное исп. Рес-сов

-свобода выбора и действий потребителя

-нацелевает производителя на повышение качества товаров и услуг.

Недостатки:

-не способствует сохр. Невоспроизводимомх рес-сов.

-отрицат. Сказ-ся на окруж. Среде

-нет условий развития фунд.науки.

-не гарант права на труд доход и отдых.

 

Виды конкуренции

1.Ценовая – предполагает продажу товаров по более низким ценам чем у конкурентов.

Снижение цены возможно при условии снижения затрат на производстве или за счет уменьшения прибыл, что невозможно для любой фирмы.

2.Неценовая -

А)Качества. Повышение – качества, новизны, тех.ур-ня продукции.

В)Сервиса. Организация рекламы – о товаре; о возможностях; о ценах;

С) Организация послепродажн-го тех. Обслуж-я – доставка; установка; гарант. Ремнот; возможность обменять и здать товар;

D) д\п торговое обслуживание – скидки; подарки; акции.

 

В зависимости от остроты борьбы различают:

1.Совершенную конкуренцию

2.Несовершенную:

2.1.Монополистическую

2.2.Олигополию

2.3Монополию

1. – большое число предприятий, стандаризированная продукция, продавец не осущ-ет контроль над ценами, свободное вступление и выход.

2.1.много продавцов выставляют на рынке схожую продукцию, отличающуюся отдельными хар-ми.

Достаточно 25-70 фирм

Каждая фирма имеет свою долю рынка

Дифференциация продукции по качеству цене и упаковке.

Легкое вступление в отрасль.

2.2 Несколько крупных фирм контролируют рынок товаров и услуг.

Малое число фирм

Продукция может быть стандартизированной или дифиринцированной.

Возможно слияние фирм, тк это увеличивает рыночную долю.

Ни одна фирма не будет менят цену не рассчитав действия конкурентов

2.3 Одна фирма является одним производителем продукции.

Единственный продавец.

Продукт уникален и не имеет заменителей

Монополист диктует цену.

Вступление заблакировано.

 

21. Монополия: понятие, виды монопольных объединений, охарактеризовать «плюсы» и «минусы» монополии.

Монополия – это фирма (или ситуация на рынке) которая производит товар не имеющий заменителей.

Пул (англ. pool – общий котел)

– временное объединение предпринимателей, при котором прибыль поступает в общий фонд, а затем распределяется между участниками соглашения в соответствии с заранее оговоренными условиями.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...