ТЕМА 5. Создание государственной системы образования в России XVIII в.
Тема 1. Проблема цели воспитания в истории педагогики Вопросы для обсуждения: 1. Категория цели воспитания; целеобразование и целеполагание. 2. Цель воспитания в различных педагогических системах и теориях. 3. Развитие идеи гармоничного развития личности в истории педагогики
Задания для самостоятельной работы:
1. Заполните таблицу
2. С помощью цитат представьте многообразие подходов к трактовке цели воспитания в истории европейской педагогики XVIII-XIX вв. 3. Изобразите модель гармонического развития личности в различные эпохи: Античности, Возрождения, советской педагогики. Литература: Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. Учеб.для вузов.- М.: ВЛАДОС, 2004. 2. История педагогики и образования: От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца 20 в.: Учеб. пособие для пед.вузов / Пискунов А.И. и др.- М.:Сфера, 2001. 3. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие для вузов /Под ред. З.И.Васильевой. – М.: Академия, 2001.
Тема 2. Педагогическая система Я.А.Коменского.
Вопросы для обсуждения: 1. Природосообразность как философская основа педагогической теории Коменского. Возрастная периодизация процесса образования ребенка. 2. Дидактика Я.А.Коменского: принципы и методы обучения, классно-урочная система.
3. Требования Я.А. Коменского к учителю. Задания для самостоятельной работы: 1. Сделать цитатные выписки на тему «Как учить и как учиться» (по Я.А. Коменскому). 2. Подготовить мини-сообщения на основе анализа работ педагога по следующим темам: · «Материнская школа» Я.А.Коменского. · «Законы хорошо организованной школы» Я.А.Коменского. 3. Представить классно-урочную систему Я.А.Коменского в виде логической схемы. Литература: 1. Коменский Я.А. Великая дидактика \\ Избр. пед. соч. в 2-х т. – М., 1982. – т.1. – гл. 6,7,8,9,16,20. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. Учеб.для вузов.- М.: ВЛАДОС, 2004. 3. История педагогики. В 2-х частях. Учебное пособие для педагогических университетов/ Под ред. акад. РАО А.И.Пискунова. – М.,1998. 4. История педагогики и образования: От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца 20 в.: Учеб. пособие для пед.вузов / Пискунов А.И. и др.- М.:Сфера, 2001. 5. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие для вузов /Под ред. З.И.Васильевой. – М.: Академия, 2001.
Тема 3. Развитие гуманистических традиций в педагогической системе Д.Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, Ф.-В.-А. Дистервега.
Вопросы для обсуждения: 1. Теория воспитания джентльмена Джона Локка. 2. Теория естественного воспитания Ж.Ж. Руссо, ее гуманистический характер. 3. Антропологическая концепция, природосообразность воспитания в творческом наследии И.Г. Песталоцци. 4. Концепция воспитывающего обучения И.Ф. Гербарта 5. Принципы природосообразности и культуросообразности как важнейшие требования к организации развития личности в педагогических воззрениях А. Дистервега. Задания для самостоятельной работы: 1. Сопоставьте трактовки принципа природосообразности Я.А. Коменским, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. В чем своеобразие каждой из них?
2. Реализуются ли в современной педагогической практике принципы природосообразности, культуросообразности? 3. Сделайте сравнительный анализ взглядов на воспитание и обучение изученных педагогов.
Литература:
Тема 4. Народная педагогика как отражение воспитательных традиций Древней Руси Вопросы для обсуждения:
Задания для самостоятельной работы:
2. Представьте «цитатный» портрет идеального человека Древней Руси. (на материале произведений устного народного творчества) Литература: 1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIY-XYII вв. М., 1985.2. Антология педагогической мысли России второй половины XIX-начала XX в. М., 1990.3. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М., 1983.4. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца ХУII века / Отв. ред. Днепров Э.Д. – М., 1989. 5. Школа и педагогика в культуре Древней Руси: историческая хрестоматия. – М., 1993. 6. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России / Сост. Егоров С.М. – М., 1986.
ТЕМА 5. Создание государственной системы образования в России XVIII в. Вопросы для обсуждения:
1. Петровские культурно - образовательные реформы. 2. Теоретическая педагогика первой половины XVIII в. (И.Т. Посошков (1653 - 1726), В.Н. Татищев (1686-1750), Ф. Прокопович (1681-1736), Л. Магницкий (1669-1739)). 3. Просвещение в России в эпоху Екатерины Великой (М.В. Ломоносов (1711-1765), И.И. Бецкой (1704-1795), Ф.И. Янкович (1741-1814), А.Н. Радищев (1749-1802)). 4. Воспитание детей в крестьянской семье. 5. Воспитание детей дворян.
Задание для самостоятельной работы: 1. Представьте в табличном варианте перечень образовательных реформ и преобразований в России XVIII века. 2. Составьте перечень видов образовательных учреждений, возникших в России в результате реформ XVIII века.
Литература:
1. Антология педагогической мысли России XVIII в. Сост. И.А. Соловков. - М.: Педагогика, 1985. (стр. 5-8, 9-25, 36-38, 40, 42-44, 60, 68-69, 90-91, 148-149, 234, 235, 282-283, 288-289, 377-378). 2. Константинов Н.А. и др. История педагогики.: Уч. Пос. Для студентов пед. Ин-тов. Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М. Ф. Шабаева. - 5-е изд., доп., перераб. М.: Просвещение, 1982. (стр. 155-173). 3. История педагогики. Часть 2. С XVII в. до середины XX в. Уч. Пос. Для пед. Ун-тов Под ред. А.И. Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 1998. (стр. 60-93). 4. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X - начало XX в.): Уч. пос. - М.: Издательский дом «Форум», 1998.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|