Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие политической культуры




Параграф 2 Человек в политической жизни

Вопросы к тексту параграфа:

1) Что понимается под политическим участием?

2) Каковы его формы?

3) Раскройте содержание понятия «политическая культура».

4) Какие типы политической культуры вам известны?

5) В чем особенности российской политической культуры?

 

Вопросы и задания к источнику:

1) Что представляет собой политическая социализация личности?

2) Какие институты способствуют политической социализации англичан?

3) Опираясь на текст, покажите связь политической социализации и политической культуры.

4) Схожи ли процессы политической социализации в Великобритании и России? Аргументируйте ответ, опираясь на свой личный опыт.

 

Параграф 23 лидеры и элиты

Вопросы к тексту параграфа:

1) Что представляет собой политическая элита?

2) Каковы основные типы формирующихся в обществе элит?

3) Чем контрэлита отличается от элиты?

4) В чем заключается сущность политического лидерства?

5) На каких основаниях определяются типологии лидерства?

6) Как создается имидж политического лидера?

7) Какую роль в политической жизни играют группы давления?

 

Вопросы и задания к источнику:

1) Дайте краткие наименования каждому из описанных подходов к изучению проблемы.

2) Опираясь на курс истории и другие источники, объясните, какое воздействие на политическое лидерство оказывает среда.

3) Каким образом в лидерстве проявляются индивидуальные свойства лидера?

4) Как, с вашей точки зрения, влияют на деятельность лидера его последователи и оппоненты?

5) Проиллюстрируйте на любых примерах из истории или современности каждый из представленных в документе трех подходов.

6) Что нового по сравнению с учебным текстом дает вам этот документ?

 

 

Человек в политической жизни

Вспомните:  
  в чем особенности каждого из субъектов политики? Кого мы называем политической элитой? Что представляет собой политическое сознание и политическое поведение?
     

Долгое время понятие «статус личности» было связано преимущественно с характеристикой правового положения человека.

ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ

Вам известно, что в современном обществе человек является основным субъектом политики. В российской политической практике вплоть до 90-х гг. XX в. рядовой гражданин не признавался самостоятельным и свободным субъектом политических действий. В этой роли выступали обычно «народные массы», социальные группы и объединения граждан. Личность могла участвовать в политической жизни лишь в качестве одного из представителей официальных структур.

Сегодня каждый россиянин, как и гражданин любой демократической страны, имеет возможность активно включиться в политическую жизнь. Однако участие в политике и воздействие на политику – явления несовпадающие. Далеко не всегда активные действия эффективны и созидательны. Здесь многое зависит от содержания и формы участия, от политической культуры человека. Проблемы политического участия и политической культуры являются основным предметом рассмотрения в данном параграфе.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ

Политическое участие – это действия гражданина с целью повлиять на разработку, принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.

Объем возможного участия определяется политическими правами, реализация которых разделяет граждан на две группы. К первой относится политическая элита, все те, для кого политика является основным занятием, профессиональной деятельностью. Вторую группу составляют рядовые граждане. Проявляя активность, они, как правило, добровольно включаются в политическую жизнь, оказывая влияние на государственную власть. Некоторые ученые рассматривают политическое участие как действия в политике граждан обеих групп. Другие связывают политическое участие только с действиями рядовых граждан, отмечая при этом подвижность и условность грани между двумя группами.

Вероятно, немногие из вас станут профессиональными политиками, поэтому главное внимание уделим политическому участию рядовых граждан. Подчеркнем, что оно бывает прямым (непосредственным) и представительным (опосредованным). Непосредственное участие выражается в таких действиях, как голосование на выборах и референдумах, посещение митингов, пикетирование, обращения и письма в государственные органы, встречи с политиками, работа в политических партиях и пр. Опосредованное участие осуществляется через избранных представителей (от партий, движений, заинтересованных групп), которым передаются полномочия для принятия решений. Например, выступить на слушаниях парламентской комиссии, вести переговоры с представителями властных структур, наладить с ними неофициальные контакты.

Обозначенные действия называются видами (или формами) политического участия. Им соответствуют определенные политические роли: избирателя, члена партии, инициатора петиции и пр. Политическое участие – это, во-первых, всегда конкретное действие. Во-вторых, участие обычно происходит добровольно. Это не обязанность, какой является уплата налогов или служба в армии. В-третьих, участие является действительным, а не фиктивным. Оно предполагает наличие реального выбора, альтернативы.

Свободное и добровольное политическое участие граждан, преследующих свои личные или групповые интересы, называется автономным участием. Его противоположностью является участие мобилизованное участие, имеющее принудительный характер. При этом возможно использование мер морального и материального стимулирования, как это было в СССР. Предоставление отгулов, премирование помогали привлекать граждан к участию в праздничных демонстрациях. Так можно было показать – и внутри страны, и для внешнего мира – всенародное единство и одобрение проводимой политической линии. Мобилизованное участие доминирует в тоталитарных и авторитарных политических режимах, а автономное – в режимах демократических.

«Только в условиях демократии, – подчеркивает современный американский политолог С. Верба, – политическое участие становится действенным механизмом, при помощи которого гражданин передает информацию о своих интересах, предпочтениях, потребностях и оказывает давление на тех, кому данная информация адресована». Так, граждане, возмущенные несправедливостью того или иного решения, требуют его пересмотра. Они обращаются с петициями, письмами, заявлениями в соответствующие инстанции, на радио, телевидение, в редакции газет и журналов. Иногда предпринимают и различные акции протеста: забастовки, митинги и пр. Проблема приобретает общественный резонанс и вынуждает власть изменить или скорректировать свое решение.

Вы, наверное, не раз убеждались в том, что, располагая равными правовыми возможностями, люди по-разному вовлекаются в политику. В зависимости от степени участия в ней ученые выделяют пять типов личности.

1. Личность активиста. Для него свойственны высокая политическая активность, постоянный интерес к политическим проблемам и информированность о них. Активистом может быть член политической партии, участник движения, по своей воле включенный в политическую деятельность. К активистам относятся также многие профессиональные политики и лидеры политических партий.

2. Личность, принимающая эпизодическое участие в политике. Она проявляет интерес к политике, хорошо информирована, но в силу определенных личных обстоятельств (отсутствие свободного времени, болезнь и пр.) участвует лишь в выборах и отдельных политических акциях.

3. Личность политического наблюдателя с различным уровнем компетентности, не всегда проявляющая интерес к политике и лично не участвующая в ней.

4. Пассивная личность с нейтральным, безразличным отношением к политике.

5. Аполитичная или отчужденная личность с негативным отношением к своему участию в политике, не интересующаяся ею и мало что о ней знающая. Такая личность, конечно же, не является субъектом политики.

Приведенная типология убеждает в том, что мощными стимулами политической активности человека выступают его интерес к политике и политическая компетентность.

Политическая компетентность напрямую связана с образованием. По данным социологов, более образованные люди более активны в политическом отношении. Причем влияние фактора образования оказывается выше, чем уровень доходов или профессия. Интерес к политике во многом связан с удовлетворением потребностей человека, которые выступают в качестве мотивов политического участия. Потребности, как вы знаете, образуют иерархию. Низшими считаются социально-экономические (материальные) потребности. Затем следуют потребности в безопасности (правовой защите), социальной и политической идентичности (отождествлении себя с определенной социальной группой, партией, движением). Высшими же потребностями считаются стремление к самоутверждению (повышению своего социального статуса) и самореализации (реализации в политической сфере своих творческих способностей и ценностных ориентации). По мере удовлетворения низших потребностей действия человека начинают определять высшие потребности. В обществе, в котором не удовлетворены самые первичные потребности человека, политическое участие будет определяться отнюдь не стремлением к творческой самореализации, а неудовлетворенными социально-экономическими потребностями и потребностью в правовой защищенности. Не случайно включение в политику большинства российских граждан происходит под лозунгами повышения жизненного уровня, социальной защиты, борьбы с преступностью.

Мы рассмотрели некоторые факторы, положительно влияющие на политическую активность граждан. Каковы же причины абсентеизма – уклонения от участия в политике? Избегают политики, как правило, люди с низким уровнем образования, не уверенные в себе и своих возможностях. Но абсентеистом может стать и хорошо образованный человек, разочарованный в своем политическом участии из-за отсутствия желаемых результатов. Уклонение от политики нередко обусловлено распадом групповых ценностей или утратой личностью чувства принадлежности к какой-либо социальной группе. В этих случаях человек лишается «маяков», которые позволяли ему ориентироваться в «политическом море». Какими бы причинами ни был вызван абсентеизм, на практике он может принести ущерб обществу и самому человеку.

На рубеже 60–70-х гг. XX столетия в странах Западной Европы были реализованы программы для привлечения в политику пассивных слоев населения. Результаты оказались неожиданными: «новобранцы» проявили крайне консервативные позиции, чем вызвали поворот демократического политического процесса «вправо».

Следует отметить, что степень активности и эффективность политического участия во многом зависят от политической культуры.

ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Политическая культура исследуется учеными на основе разных научных подходов и трактуется в науке неоднозначно. Она, по образному выражению современного американского философа У. Джеймса, является «цветущей и жужжащей неразберихой». И все же попытаемся разобраться в этом политическом феномене.

Отметим, что политическая культура рассматривается обычно на двух уровнях: личности и общества.

Политическая культура личности представляет собой единство трех составляющих: знаний о мире политики, политических ценностных ориентации, способов практичес ких политических действий.

Политические знания могут иметь научный характер, но могут бытовать и на уровне житейских представлений. В житейских представлениях политические явления нередко искажаются. Скажем, свобода понимается как вседозволенность, консенсус – как соглашательство, а демократия – как возможность делать все, что пожелаешь. Знания политологии помогают адекватно воспринимать политическую реальность. Человек, обладающий научным знанием, менее подвержен дезинформации и манипулированию его политическим сознанием. Он, как правило, критически осмысливает услышанное и прочитанное. Однако надо иметь в виду, что на политические представления даже самой образованной личности большое влияние могут оказывать сложившиеся в обществе устойчивые стереотипы, ставшие неотъемлемой чертой политического мышления людей. Например, в период правления Сталина лишь немногие допускали мысль о его личной вине в массовых репрессиях и других беззакониях.

Политические ценностные ориентации занимают центральное место в структуре политической культуры личности. Они включают в себя суждения, мнения человека о политических идеалах, целях и принципах разумного и желаемого общественного устройства, способах его достижения, политических механизмах функционирования и пр. Политические ориентации формируются под влиянием знаний, эмоционального личностного отношения к политическим явлениям и собственных оценок. Иными словами, ценностные ориентации выражают субъективные политические позиции людей. Вместе с тем ценностные ориентации личности формируются под влиянием нормативных общественно признанных политических ценностей. Напомним, что в России к ним относятся: демократия, парламентаризм, правовое государство (продолжите этот перечень). Базовые политические ценности выступают обычно в качестве критериев оценки политического события или явления («демократично или недемократично», «правомерно или неправомерно» и т. д.).

Ценностные ориентации проявляются по-разному. Иногда они существуют в виде неосознанных предпочтений, например, какого-либо политического направления: социал-демократического, либерального и др. При отсутствии глубоких знаний о сущности этих направлений субъект политики нередко превращается в ее объект, легко поддается на популистские воззвания и лозунги, слепо следует за политическими лидерами. В этом случае его политическое участие иногда характеризуют как участие мобилизованное.

Если же ценностные ориентации становятся осознанными твердыми позициями (убеждениями), то они побуждают к активным, целенаправленным и чаще всего конструктивным действиям. Иначе говоря, ценностные ориентации приобретают функцию важнейшего регулятора политического поведения человека.

Политические ценностные ориентации могут резко изменяться в связи со сменой социально-политических условий общественной жизни, общей направленности развития страны, событий за рубежом. Вспомните, например, как А. И. Герцен, западник по своим политическим позициям, под впечатлением революции 1848 г. во Франции и кровавой расправы над ее участниками резко изменил свои взгляды. В считанные дни он пришел к убеждению, что Россия должна следовать не западноевропейскому пути развития, а своему собственному, самобытному пути. Нередко ценностные ориентации человека меняются и под воздействием жизненных обстоятельств, например в связи с изменением его социального статуса.

Способы практических политических действий – это образцы и правила политического поведения, которые определяют, как следует поступать. Многие политологи называют их моделями политического поведения, ибо исполнение гражданином какой-либо политической роли предполагает соблюдение не одного, а ряда последовательных правил. В сочетании эти правила отражают содержание соответствующей роли. Например, роль избирателя, как известно, предполагает анализ и оценку с позиций определенных требований предвыборных программ, а также личных качеств претендентов на власть. Совокупность действий избирателя, согласно нормативным требованиям, и будет являться моделью (образцом) его политического поведения.

Знания и представления о политике, политические ценностные ориентации (убеждения, предпочтения) относятся к области политического сознания, а способы практических политических действий – к моделям политического поведения. Как вы уже знаете, политическое сознание предопределяет политическое поведение, которое, в свою очередь, активно воздействует на политическое сознание.

Политическая культура личности тесно связана с политической культурой общества, которая формируется под влиянием общей культуры страны (религии, национального менталитета, достигнутого уровня науки и техники, образования). В общенациональной политической культуре воплощаются как современные политические идеи, ценностные ориентации и нормы поведения, так и опыт прошлого. Он предстает в политических традициях, символах, обычаях, ритуалах, стереотипах мышления и деятельности.

Традиции обеспечивают преемственность между прошлым и будущим, сплачивают общество в целостный механизм. Именно традиции придают устойчивость политико-культурным формам деятельности людей. Показательно, что чем стабильнее государственное устройство страны, тем с большим уважением чтят ее культурно-исторические традиции. В Великобритании, например, существуют традиционные ритуалы, связанные с историей монархии, парламента, судов. Некоторые напоминают театрализованное представление: приезд королевы в парламент в старинной карете, средневековые одежды государственных мужей, спикер, сидящий на мешке с овечьей шерстью.

Политическая культура включает и многообразные политические символы – знаки, обобщающие какой-либо образ, явление, процесс.

Общеизвестно, что символами государства являются флаг, герб, гимн. Символом власти у разных народов на определенных исторических этапах считались скипетр и держава. В настоящее время власть символизирует резиденция главы государства. Когда говорят о политике Кремля или Белого дома, мы сразу понимаем, что имеется в виду политика России и США.

Символическое значение имеют и многообразные политические церемонии, обряды, ритуалы. Наверное, вы не раз наблюдали, скажем, ритуал вступления Президента в должность, ритуал встречи главы иностранного государства, церемонию возложения венков.

Воспроизводя традиции, ритуалы, церемонии и опираясь на символику, политическая культура способствует приобщению человека к политическому наследию, формирует в его сознании чувство идентичности (тождественности) со своей страной, своим народом, определенной социальной группой. Человек ощущает себя неотъемлемой частью данного социально-культурного сообщества.

Вместе с тем политические традиции могут приходить в противоречие с современными (нередко официально закрепленными) нормативными моделями сознания и поведения. Тем самым создаются ситуации конфликтного сосуществования старого и нового. Так, в республике могут быть представлены монархические взгляды; высокий правовой статус личности может сочетаться с низким уровнем личностных притязаний на политическое участие. Не случайно в рамках общенациональной политической культуры возникают политические субкультуры – относительно самостоятельные блоки ценностей, норм, стереотипов политического поведения, которых придерживаются отдельные социальные группы. Становление политических субкультур происходит и в результате заимствования культурного опыта других народов.

Анализ политических субкультур позволяет выделить в политической культуре общества совокупность преобладающих характеристик, придающих ей особый колорит и своеобразие во взаимоотношениях государства и граждан. Например, японская политическая культура – это культура консенсуса и долга. Ее отличает преданность государству, уважение к власти. Для политической культуры французов характерны развитое чувство принадлежности к единой нации, твердая республиканская традиция.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...