Основные черты психологии старшего школьника
Интеллектуальная зрелость, в том числе нравственно-мировоззренческая, готовность старших школьников ставить и решать различные жизненные задачи в этом возрасте очевидна, хотя здесь говорить о ней пока что приходится в общем виде, имея в виду сравнительно невысокий уровень интеллектуального развития немалого числа современных юношей и девушек. Речь идет о возможностях, которые имеются у всех старшеклассников и многими из них практически реализуются. Значительны и индивидуальные различия, существующие между старшеклассниками, причем в настоящее время даже наблюдается тенденция к их увеличению в связи с дифференциацией учебных программ, учебных заведений, относительной свободой выбора в них учебных предметов. Старшие школьники независимо от их индивидуальных особенностей знают, понимают и следуют определенным нормам морали. Их нравственное сознание достигает достаточно высокого уровня зрелости, дифференциации и стабильности при, разумеется, выраженных индивидуальных различиях в содержании тех нравственных норм, которых они придерживаются. Эти нормы имеют сложную индивидуальную структуру и соотносятся со всеми основными видами общения и деятельности. Налицо в этом возрасте выраженная полоролевая дифференциация, т. е. развитость форм мужского и женского поведения у юношей и девушек. Они знают, как себя вести в тех или иных ситуациях, их ролевое поведение является достаточно гибким. Наряду с этим иногда наблюдается своеобразная инфантильно-ролевая ригидность, негибкость поведения в ситуациях общения с разными людьми и по различным поводам. Большинство старших школьников к окончанию школы самоопределяются в будущей профессии. У них складываются профессиональные предпочтения, которые, однако, не всегда являются достаточно продуманными и окончательными. Индивидуальные различия здесь бывают еще большими, чем в нравственном выборе. Некоторые дети уже к концу подросткового возраста твердо знают, кем они станут, у других выбор профессии не является завершенным даже тогда, когда они ее фактически приобретают. Ранний или поздний выбор профессии, как правило, не сказывается на профессиональных успехах; они могут быть значительными или незначительными независимо от того, насколько рано или поздно происходит окончательное профессиональное самоопределение.
В раннем юношеском возрасте завершается формирование сложной системы социальных установок, причем оно касается всех компонентов установок: когнитивного, эмоционального и поведенческого. Правда, период ранней юности характеризуется большими противоречиями, внутренней несогласованностью и изменчивостью многих социальных установок. У юношей и девушек можно обнаружить такие акцентуации характеров, которые не встречаются ни в каком другом возрасте, причем между отдельными чертами характера и их проявлениями имеется множество противоречий, острота которых к окончанию школы обычно сглаживается. Ранний юношеский возраст — это пора первой любви, возникновения интимных эмоциональных отношений между юношами и девушками. У девушек они обычно появляются несколько раньше и имеют более глубокий характер, чем у юношей. В отношениях, о которых идет речь, формируются личностные качества верности, привязанности, личной ответственности за судьбу близкого человека. Вместе с общими нравственными установками они порождают определенный, индивидуально своеобразный ответ на вопрос «каким быть?». В ранней юности процесс формирования личности еще не завершается, он активно продолжается и дальше, но уже за пределами школы. Однако многое из того, что человек как личность приобретает в школьные годы, остается с ним на всю жизнь и в значительной степени определяет его судьбу.
Темы и вопросы для обсуждения на семинарах Тема 1. Формирование и развитие морали 1. Проблема нравственного выбора, место, которое она занимает в юношеском возрасте. 2. Открытость юношей и девушек к обсуждению нравственных проблем. 3. Основные нравственные вопросы ранней юности. 4. Особенности решения нравственных проблем современными старшеклассниками. Тема 2. Становление мировоззрения 1. Структура мировоззрения старших школьников. 2. Формирование социально-политических взглядов у старшеклассников. 3. Экономическое мировоззрение и культура. 4. Особенности развития и соединения научных и религиозных взглядов. Тема 3. Нравственное самоопределение 1. Начало реализации жизненных планов. 2. Поиски ответа на вопросы: «кем быть?» и «каким быть?». 3. Представление о себе в прошлом, настоящем и будущем времени. 4. Стабилизация внутренней жизни и внешних отношений. 5. Аномальная эмоционально-личностная симптоматика ранней юности. Тема 4. Основные черты психологии старшего школьника 1. Достижение уровня высокой интеллектуальной зрелости. 2. Оформление морально-нравственной сферы личности. 3. Профессиональное самоопределение. 4. Личностное самоопределение. 5. Юность — пора первой любви. 6. Значение личностных новообразований ранней юности для дальнейшей судьбы человека. Темы для рефератов 1. Моральное развитие в раннем юношеском возрасте. 2. Личностное самоопределение в ранней юности. 3. Общая характеристика личности старшеклассника. Темы для самостоятельной исследовательской работы 1. Социально-психологические проблемы формирования мировоззрения у современных старшеклассников. 2. Природа и дальнейшая судьба эмоционально-личностных аномалий, наблюдаемых в ранней юности. 3. Что приобретает личность в ранней юности по сравнению с остальными периодами жизни. Литература I Бернc Р. В. Развитие Я-концепции и воспитание.— М., 1986. (Я-концепция в юности: 169—224.) I Братусь Б. С. Психологические аспекты нравственного развития личности.— М., 1977.
(Подросток и юноша: 21—64.) Развитие личности ребенка.— М., 1987. (Психология юности: 231—266.) Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника.— М., 1966. (Эмоциональная жизнь в юношеском возрасте: 142—169.) II Асеев В. Г. Возрастная психология: Учебное пособие.—Иркутск, 1989. (Юноша: 119—153.) Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте.— М., 1968. (Формирование личности в раннем юношеском возрасте: 365—420.) Захарова А. В. Психология обучения старшеклассников.— М., 1976. (Социально-психологические особенности ранней юности: 4—16.) Кон И. С. Психология ранней юности.— М., 1989. (Формирование личности в юности: 69—105. Межличностные отношения в юношеском возрасте: 128—166, 213—237. Дружба в юности: 167—185.) Ill Иващенко Ф. И. Психология трудового воспитания.— Минск, 1988. (Психологические особенности старшего школьника: 57—63. Трудовая деятельность старшеклассников: 63—70. Склонность к труду, условия ее формирования: 74—80,105—122.) Левитов Н. Д. Психология характера.— М., 1969. (Становление характера в старшем школьном возрасте: 405—415.) Никифоров Г. С. Самоконтроль человека.— Л., 1989. (Самоконтроль у старших школьников: 98—102.) Особенности обучения и психического развития школьников 13—17 лет.—М., 1988. (Психологические особенности старшеклассников: 69—71.) Кон И. С. Дружба.— М., 1980. Глава 14. ВОЗРАСТНОЕ РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Краткое содержание
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|