Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рецензирование, защита и оценка курсовой работы




Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО–ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ВОЛГОГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра экономики

В. П. Рудыкина

Г. В. Кузибецкая,

Е. Н. Кравченко,

Экономическая теория

Темы курсовых работ
и методические рекомендации
по их выполнению

Для студентов I курса всех форм обучения

Утверждено на заседании кафедры экономики

«19» сентября 2008 г.

зав. кафедрой: к.э.н., доцент

Злочевский И.А. __________

Разработаны в соответствии с «УМК по экономической теории»
// Под ред. зав. кафедрой Общей экономической теории РГТЭУ, д.э.н. профессора Иохина В.Я.

Содержание

 

Раздел 1. Выбор темы и написание курсовой работы  
1.1. Назначение курсовой работы  
1.2. Подготовка к исследованию  
1.3. Процесс исследования  
1.4. Рецензирование, защита и оценка курсовой работы.  
1.5. Список рекомендуемой литературы  
1.6. Ссылки (Internet) на экономическую информацию  
Раздел 2. Требования к оформлению курсовой работы  
2.1. Общие требования  
2.2. Структура работы и нумерация страниц  
2.3. Рубрикация работы  
2.4. Оформления источников (ссылки и сноски)  
2.5. Требования к оформлению списка литературы  
2.6. Оформление таблиц  
2.7. Иллюстрации в работе (чертежи, графики, диаграммы, схемы и т.д.)  
2.8. Требования к оформлению математических формул  
Приложение 1 – Примерная тематика курсовых работ  
Приложение 2 – Образец оформления титульного листа курсовой работы  
Приложение 3 – Образец оформления листа содержания  

 


Раздел 1

Выбор темы и написание курсовой работы

Назначение курсовой работы

Для студентов нашего университета написание курсовой работы по экономической теории представляет собой фактически первое самостоятельное теоретическое исследование. Оно позволяет развить навыки изучения и анализа реальных экономических процессов и явлений, приобрести опыт научной работы. Курсовая работа как результат исследовательской деятельности позволяет студенту показать не только теоретические знания, но и их применение в хозяйственной жизни общества.

Курсовая работа служит своеобразным отчетом и является показателем успешности протекания учебного процесса. Написание работы требует от студента осмысления первоисточников экономических знаний, умения применять их при анализе конкретных событий и явлений хозяйственной жизни. Студент учится самостоятельно работать с литературой, разбираться в экономических процессах, обобщать конкретные факты, видеть нерешенные проблемы экономики и возможные предпосылки, способствующие их решению.

Подготовка к исследованию

Выбор темы

Тема курсовой работы выбирается студентом из «Тематики курсовых работ» (Приложение 1), предлагаемой кафедрой экономики в каждом учебном году. Представленный в Приложении 1 перечень тем курсовых работ является примерным и может меняться в соответствии с требованиями к уровню знаний студентов по конкретной специальности. Темы также могут конкретизироваться, например, по периоду рассмотрения того или иного экономического процесса, или с учетом особенностей различных стран. В этом случае тема согласуется с преподавателем.

Выбор темы курсовой работы осуществляется студентом самостоятельно.

Для студентов-заочников выбранную тему необходимо утвердить в деканате (или у преподавателя) до конца текущей сессии.

Для студентов очного отделения выбранную тему курсовой работы необходимо утвердить на кафедре экономики (или у преподавателя) до 15 февраля текущего учебного года.

Если студент не осуществит выбор самостоятельно, то закрепление темы курсовой работы будет осуществлено по усмотрению преподавателя. По окончанию сессии узнать тему курсовой работы можно будет в деканате заочного отделения (для студентов-заочников) или на кафедре экономики (для студентов-очников).

При выборе темы студент должен учитывать ее актуальность, личные склонности с учетом знаний и интересов, а также возможность получения наиболее полной информации для проведения исследования. При этом необходимо понимать, какая сторона экономической теории рассматривается в предлагаемой теме. Относится ли данная тема преимущественно к истории экономической мысли, или к общей экономической теории, или к теории национальной экономики. При наличии серьезных оснований и обязательного согласования с научным руководителем студент может предложить свою тему.

Выбор литературы

Студент самостоятельно подбирает соответствующую теме литературу. К ней относятся: первоисточники – классические работы основоположников экономической теории; научные труды, отражающие экономические события, их динамику; периодическая экономическая литература; учебники и учебные пособия по экономической теории; экономико-статистические справочники и другие источники.

При поиске необходимой литературы полезными могут быть библиотечные каталоги, библиографии в приложениях к книгам, диссертациям и статьям, тематические обзоры, перечни основной и дополнительной литературы в учебных программах по экономической теории, а также Интернет. При затруднениях в поиске источников можно обратиться за помощью к работникам библиотек.

Процесс исследования

Порядок изучения темы

Сначала можно выявить различия в подходах к избранной теме в учебниках по экономической теории. Целесообразно взять учебники, различающиеся по структуре, авторы которых относятся к разным научным школам. Даже если расхождений обнаружить не удастся, проведенное исследование позволит лучше понять тему. Затем необходимо изучить историю разработки данной темы в экономической науке. Для этого надо обратиться к первоисточникам, монографиям по данной проблеме, а также к публикациям в журналах по экономической теории вплоть до последнего времени.

При чтении студенту следует вести конспект, делать выписки теоретических положений, давать описание событий и фактов, накапливать фактический материал. Выписки должны иметь точную ссылку на источник. Их лучше делать на одной стороне листа или же на отдельных карточках, что существенно облегчит в дальнейшем написание курсовой работы. Цитаты выписываются точно в соответствии с оригиналом и берутся в кавычки. Можно вести конспект, излагая своими словами основные идеи, содержащиеся в изучаемых источниках. При их использовании в курсовой работе необходимо давать точные ссылки на источники (требования к оформлению ссылок см. в п.2.4).

В ходе изучения проблемы необходимо анализировать точки зрения авторов по исследуемой теме, показывать их различие. При этом студент может присоединиться к одной из них, но может сформулировать особый взгляд на проблему.

В результате изучения литературы и самостоятельного осмысления проблемы формируется план исследования, предварительный вариант структуры, который обсуждается с научным руководителем. В ходе изучения проблемы, он может изменяться.

Содержание курсовой работы

Курсовая работа обязательно состоит из содержания, введения, основной части (главы), заключения, списка литературы, кроме того, возможны приложения.

Во введении к курсовой работе отражаются следующие основные моменты:

а) значение выбранной темы (обосновывается выбор темы, определяется та проблема, решению которой будет посвящена курсовая работа);

б) раскрывается актуальность темы курсовой работы;

в) определяется ее практическая значимость;

 

При формулировке проблемы исследования, ее актуальности и практической значимости рекомендуется использовать следующие формулировки:

Актуальность исследования объясняется (обусловлена, определяется, детерминируется, основана)…

В современных (социально-экономических) условиях…

…что и обусловило актуальность выбранной темы исследования

(что) резко актуализировало потребность в разработке (чего)

Проблема (какая) в современной ситуации является одной из наиболее актуальных

Актуальность исследования обусловлена необходимостью и своевременностью изучения и решения проблемы…для дальнейшего развития теории (теории и практики)

Велика потребность в разработке…

Недостаточная разработанность темы (вопроса)…

Существующие (учебники) неудовлетворительно решают проблему…

Современное состояние (программы) не обеспечивает требуемый уровень…

Нуждаются в совершенствовании отдельные (вопросы)…

Возникает практическая потребность…

 

г) дается краткая характеристика степени изученности данной проблемы в экономической литературе;

д) указываются фамилии экономистов, научные труды которых использованы при написании работы;

е) формулируется цель и задачи работы.

Цель исследования выражает то, к чему надо стремиться, что надо достигнуть – то есть желаемый конечный результат конкретной работы. Цель исследования выступает как желаемые новые состояния (результаты) или как некое качественное состояние объекта изучения, достижение которой позволяет преодолеть противоречие между должным и сущим.

Формулируя цель, можно использовать следующие ключевые слова: «систематизация знаний…», «обобщение материала по …», «рассмотрение…», «характеристика…», «выявление….», «сравнение…», «разработка…» и т.д.

Задачи исследования – это конкретные задания, формулировка которых и определяют содержание основных глав ВКР, которые должны представлять собой описания решений каждой из них.

Обычно формулировка задач даётся в форме перечисления: изучить..., описать..., установить..., выявить..., дать характеристику..., проанализировать… и т.п.

 

ж) обосновывается логическая последовательность раскрываемых узловых вопросов темы, общего порядка исследования и структуры работы.

Основная часть представляет собой раскрытие глав и параграфов, названных в плане. Не следует перегружать план работы, включая в него большое количество глав. В курсовой работе реально рассмотреть две – максимум три главы. Глава должна делиться на параграфы (не менее двух). В этой части раскрывается сущность проблемы, природа исследуемого экономического явления. Студент должен показать, в какой мере анализируемая им проблема касается всех членов общества, социальных групп и классов; как она соотносится с различными видами трудовой и предпринимательской деятельности. При раскрытии темы анализируется социально-экономическая среда, выявляется связь с социально-экономической политикой государства. Здесь формулируются вопросы, ставятся задачи, дается анализ, приводятся аргументы, иллюстрации теоретических положений, показываются различные формы, в которых исследуемое явление выступает на поверхности действительной жизни, обозначаются способы его измерения, рассматриваются последствия, вызываемые данным явлением, и его влияние на экономическую, социальную и политическую жизнь общества.

Заключение представляет собой обобщенное изложение выводов, полученных в результате исследования. В нем формулируется общая значимость полученных результатов (как направление последующего, более детального исследования избранной темы или же рекомендации автора по использованию полученных результатов).

Список литературы включает монографии, учебные издания, статьи, законодательные акты, правительственные постановления и иные публикации по изучаемому вопросу. Сайты Интернет не относятся к литературе и не являются научно достоверными, если в них нет ссылки на печатный аналог.

Приложения содержат исходный, первичный материал: различные таблицы, схемы, рисунки, документы, анкеты и другие сведения.

Рецензирование, защита и оценка курсовой работы

Студентами заочного отделения выполненная курсовая работы сдается в деканат не позднее, чем за месяц до начала сессии.

Студенты очного отделения должны зарегистрировать выполненную курсовую работу у лаборанта кафедры экономики и сдать ее на кафедру не позднее, чем за две недели до ее защиты.

Рецензирование осуществляет назначенной кафедрой лицо (преподаватель), который пишет заключение о допуске (или недопуске) к защите. Студент, чья работа допущена преподавателем к защите, получает курсовую работу в деканате (для заочников) или на кафедре (для очников), знакомится с замечаниями (если они есть) и приносит работу на защиту. Если работа к защите не допущена, студент должен ее переделать с учетом тех замечаний, которые сделаны преподавателем, и снова сдать ее для регистрации.

Защита курсовой работы проводится при наличии положительного заключения рецензента. Успешная защита работы является условием допуска студента к экзамену по данному курсу.

Оценка работы. По итогам защиты выставляется оценка в зачетной ведомости и в зачетной книжке студентав графе зачетов. Работа может быть оценена на «отлично», «хорошо» или «удовлетворительно».

Оценка «отлично» выставляется студенту, показавшему глубокие знания и умение творческого использования их при самостоятельном анализе избранной темы, умение обобщить фактический материал, сделать из обобщения выводы как при написании курсовой работы, так и при ее защите. Курсовая работа с оценкой «отлично» может быть рекомендована на конкурс студенческих работ, использована в качестве доклада на студенческой конференции.

Оценка «хорошо» выставляется студенту, показавшему в работе и при ее защите полное знание материала, всесторонне осветившему вопросы темы, но не в полной мере проявившему творчество в исследовании.

Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, раскрывшему в работе основные вопросы избранной темы, но не проявившему полной самостоятельности в анализе, или допустившему отдельные неточности в содержании работы.

Работа, являющаяся плагиатом не допускается к защите. В этом случае студент обязан выбрать новую тему (тему может определить и научный руководитель) и самостоятельно начать работу.

В целом оценку курсовой работы рецензент осуществляет по следующей схеме:

1. Актуальность темы работы (соответствие темы работы предметной области учебной дисциплины).

2. Цель и задачи работы, их грамотная формулировка.

3. Методологическая база, т.е. уровень проработки студентом теоретической, законодательной и статистической базы по теме работы, а также практических материалов. Наличие в работе ссылок на источники информации.

4. Методы исследования. Степень овладения студентом научным инструментарием. Достаточность методов исследования, использованных в работе для решения поставленных задач.

5. Содержание и полученные результаты. Полнота раскрытия вопросов, обозначенных в плане, для решения поставленных в работе задач и достижения цели. Достоинства и недостатки в части решения поставленных задач. Рекомендации по устранению замечаний.

6. Выводы, т.е. обоснованность и аргументированность выводов, самостоятельность суждений студента.

7. Литература – современность и достаточность используемой при написании курсовой работы литературы.

8. Оформление работы должно соответствовать установленным требованиям. Оценивается также стиль изложения и аккуратность оформления работы.

 

 

Список рекомендуемой литературы

Основная

(все учебники и пособия из основного списка
можно найти в библиотеке ВФ РГТЭУ)

1. Агапова, Т.А. Серегина, С.Ф. Макроэкономика / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. – М: Дело и Сервис, 2004.

2. Баликоев, В.З. Общая экономическая теория: Учебник для студентов, обуч. по эконом. специальностям / В.З. Баликоев. – М.: Омега-Л, 2007. – 732 с.

3. Бартенев, С.А. История экономических учений: Учеб. для вузов / С.А. Бартенев. – М.: Экономистъ, 2004. – 455 с.

4. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: Учебник для вузов / Е.Ф. Борисов. – М.: ТК Велби: Проспект, 2008. – 544 с.

5. Борисова, Е.ф. Экономическая теория в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Е.Ф. Борисов. – М.: ТК Велби: Проспект, 2008. – 256 с.

6. Джуха, В.М. Микроэкономика: Учеб. пособие для вузов / В.М. Джуха, Е.А. Панфилова. – М.: Ростов н/Дону: Март, 2004. – 255 с. – (Учебный курс)

7. Иохин, В.Я. Экономическая теория: Учеб. для вузов / В.Я. Иохин. – М.: Экономистъ, 2006. – 861 с.

8. Камаев, В.Д. Экономическая теория: Краткий курс: Учеб. для вузов / В.Д. Камаев, М.В. Ильчиков, Т.А. Борисовская. – М.: Корус, 2007. – 384 с.

9. Капканщиков, С.Г. Макроэкономика: Учеб. пособие для вузов / С.Г. Капканщиков. – М.: Кнорус, 2007. – 331 с.

10. Корниенко, О.В. Экономическая теория: Учебное пособие / О.В. Корниенко. – Ростов н/Дону: Феникс, 2008. – 410 с.

11. Куликов, Л.М. Основы экономической теории: Учеб. пособие для вузов / Л.М. Куликов. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 399 с.

12. Курс экономической теории. Учеб. для вузов / Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров: АСА, 2005. – 830 с.

13. Лизогуб, А.Н. Экономическая теория: Конспект лекций / А.Н. Лизогуб, В.И. Симоненко. – М.: Приор-издет., 2004. – 143 с.

14. Макконнелл, К.Р, Брю, С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с англ. / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю – М.: ИНФРА-М, 2006.– 940 с.

15. Матвеева, Т.Ю. Основы экономической теории: Учеб. пособие для вузов / Т.Ю. Матвеева, И.Н. Никулина. – М.: Дрофа, 2003. – 442 с.

16. Микро- и макроэкономика: Учеб. пособ. / М.И. Плотницкий, Л.В. Воробьева, Н.Н. Сухарева и др. – М.: Книжный Дом Мисанта, 2004. – 224 с.

17. Новикова, З.Т. Экономическая теория: Учебное пособие для вузов / З.Т. Новикова. – М.: Академический проспект, 2005.

18. Носова, С.С. Экономическая теория: Учебник / С.С. Носова. – М.: Кнорус, 2008 – 800 с.

19. Нуриев, Р.М. Курс микроэкономики: Учеб. для вузов / Р.М. Нуриев. – М.: Норма, 2005. – 560 с.

20. Основы экономической теории: Курс лекций / Под общ. ред. А.А. Кочеткова. – М.: Дашков и К°, 2004. – 488 с.

21. Основы экономической теории. Политэкономия: Учеб. для вузов / Под ред. Д.Д. Москвина. – М.: УРСС, 2003. – 527 с.

22. Райзберг, Б.А. Курс управления экономикой / Б.А. Райзберг. – СПб.: Питер, 2003. – 528 с.

23. Салихов, Б.В. Экономическая теория: Учеб. для вузов / Б.В. Салихов. – М.: Дашков и К°, 2008. – 724 с.

24. Симкина, Л.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов / Л.Г. Симкина. – СПб.: Питер, 2008. – 384 с.

25. Тарасевич, Л.С. Микроэкономика: Учеб. для вузов / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. – М.: Юрайт, 2007. – 392 с.

26. Экономическая теория: Учеб. для вузов / Под ред. В.Д. Камаева, Е.Н. Лобачевой. – М.: Юрайт, 2006. – 557 с.

27. Экономическая теория. Микроэкономика – 1, 2: учеб. для вузов / М-во образования РФ; РЭА им. Г.В. Плеханова. – М.: Дашков и К°, 2004. – 933 с.

28. Ядгаров, Я.С. История экономических учений: Учеб. для вузов / Я.С. Ядгаров. – М.: Инфра-М, 2004. – 479 с.

 

Дополнительная

1. Всемирная история экономической мысли. В 6 Т. – М.: Мысль, 1997.

2. Зайцев, Н.П. Краткий словарь экономиста / Н.П. Зайцев. – М.: ИНФРА-М, 2000.

3. Кейнс, Д.М. Общая теория занятости, процента и денег / Д.М. Кейнс. – Петрозаводск: Петраком, 1993.

4. Кондратьев, Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. Избранные труды / Н.Д. Кондратьев. – М.: Экономика, 2002. – 767 с.

5. Краткий терминологический словарь-справочник современного делового человека. – Волгоград: ВолГУ, 2002.

6. Любимцева, С.В. Трансформация экономических систем / С.В. Любимцева. – М.: Экономистъ, 2003. – 443 с.

7. Маркс К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч.: В 9 т., 1988.

8. Ойкен, В. Основные принципы экономической политики. – М.: Прогресс, 1995.

9. Парсаданов, Г.А. Прогнозирование национальной экономики / Г.А. Парсаданов. – М.: Высшая школа, 2002.

10. Румянцева, Е.Е. Новая экономическая энциклопедия / Е.Е. Румянцева. – М.: ИНФРА-М, 2005.

11. Савченко, Е.С. Экономика: идеология реформ. – М.: Республика, 2003.

12. Смит, А.Исследования о природе и причинах богатства народов. – М., 1993.

13. Фридмен, М., Хайкен, Ф.А. О свободе. – Минск, 1990.

14. Экономическая теория. Микроэкономика – 1, 2: Учебник / Под общ. ред. заслуженного деятеля науки РФ, проф., д-ра экон. наук Г.П. Журавлевой. – М.: Дашков и К°, 2007.

 

Журналы

1. Вопросы экономики

2. Экономист

3. Российский экономический журнал (РЭЖ)

4. ЭКО

5. Человек и труд

6. Проблемы прогнозирования

7. МЭМО

8. Бизнес

9. Общество и экономика

10. Экономика России: XXI век

11. БОСС

12. Регион: экономика и социология

13. Деньги

14. Эксперт

15. Власть

16. Рынок ценных бумаг (РЦБ)

17. Проблемы теории и практики управления

18. Экономика и управление

19. Мир России

20. Мировая экономика и международные экономические отношения

Газеты

1. Ведомости 3. Российская газета

2. Экономика и жизнь 4. Коммерсант-Daily

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...