Социализированность и критерии готовности к жизни
Социализация человека осуществляется в процессе его взаимодействий с многообразными и многочисленными факторами, группами, организациями, агентами с помощью различных средств и механизмов [7]. От того, как происходит это взаимодействие в стихийной, относительно направляемой и относительно социально контролируемой социализации, во многом зависят самоизменение человека на протяжении его жизни и в целом его социализированность [11]. Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности, является объектом социализации. Об этом свидетельствует то, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел ролями мужчины и женщины (полоролевая социализация), создал прочную семью (семейная социализация), мог бы и хотел компетентно участвовать в социальной и экономической жизни (трудовая или профессиональная социализация), был компетентным членом общества (языковая социализация) и т.п. [14]. Следует иметь в виду, что требования к человеку в том или ином аспекте социализации предъявляют не только общество в целом, но и конкретные группы и организации. Особенности и функции тех или иных групп и организаций обусловливают специфический и неидентичный характер этих требований. Содержание же требований зависит от возраста и социального статуса человека, к которому они предъявляются. В рамках проблемы социализированности как результата социализации на каждом возрастном этапе особняком стоит вопрос о воспитанности как результате относительно социально контролируемой социализации [21]. Охарактеризовать воспитанность на теоретическом уровне весьма проблематично е связи с многообразием трактовок понятия «воспитание».
Все известные попытки охарактеризовать воспитанность с помощью эмпирических показателей вызывают те или иные возражения. Более или менее корректно это делается по отношению к таким аспектам воспитанности, как образованность, профессиональная подготовка, установки и ценностные ориентации в различных сферах жизнедеятельности и пр. Однако выявленный уровень образованности человека или его социальные установки, например, в сфере межэтнического взаимодействия, далеко не всегда соответствуют его реальному социальному поведению [14]. С этой точки зрения залогом успешной социализации можно считать формирование у человека поведенческих моделей, включающих основные элементы институциональных требований и предписаний. Американский психологи педагог Л. Колберг подчеркивал, что такой тип социализированности предотвращает ролевые конфликты в будущем, в то время как конформное приспособление к своей среде в случае ее изменения делает их неизбежными [22]. В многочисленных исследованиях все больше внимания уделяется выявлению не тех обстоятельств и характеристик, которые обеспечивают соответствие человека требованиям, предъявляемым на данном этапе его развития, а тех, которые обеспечивают успешную социализацию в дальнейшем [15]. Социализированность имеет «мобильный характер», т.е. сформировавшаяся социализированность может стать неэффективной в связи с самыми различными обстоятельствами. Происходящие в обществе коренные или весьма существенные изменения, приводящие к ломке или трансформации социальной и (или) профессиональной структур, что влечет за собой изменения статуса больших групп населения, превращают их социализированность в неэффективную для новых условий. Переезд человека из страны в страну, из региона в регион, из села в город и наоборот также делает социализированность проблематичной.
Изменение ролей, ожиданий и самоожиданий в связи с переходом человека с одного возрастного этапа на другой, о чем шла речь выше, также может сделать неэффективной сформировавшуюся социализированность у детей, подростков, юношей [7, 18].
Таблица 1.1. Критерии и показатели социализированности
Каждый из предлагаемых критериев является качественным так как раскрывает динамику преобразования личностных характеристик воспитанника, характеризующих социализированность на том или ином этапе, а также указывают на те аспекты в деятельности детского дома по социализации, на которые следует обратить более пристальное внимание. Почти каждый выдающийся педагог-теоретик также предлагал свой взгляд на то, что представляет собой воспитанный человек. Поскольку социальная педагогика рассматривает воспитание в контексте социализации и воспитанность как результат влияния не только воспитания, но и относительно направляемой и стихийной социализации, постольку весьма интересным представляется мнение К.Д. Ушинского. который писал, что воспитанность – это «образование в человеке такого характера, который противостоял бы напору всех случайностей жизни, ' спасал бы человека от их вредного, растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты» [26]. Социализированность имеет «мобильный характер», т.е. сформировавшаяся социализированность может стать неэффективной в связи с самыми различными обстоятельствами [13]. Происходящие в обществе коренные или весьма существенные изменения, приводящие к ломке или трансформации социальной и (или) профессиональной структур, что влечет за собой изменения статуса больших групп населения, превращают их социализированность в неэффективную для новых условий. Переезд человека из страны в страну, из региона в регион, из села в город и наоборот также делает социализированность проблематичной. Изменение ролей, ожиданий и самоожиданий в связи с переходом человека с одного возрастного этапа на другой, о чем шла речь выше, также может сделать неэффективной сформировавшуюся социализированность у детей, подростков, юношей [23]. С точки зрения педагогики социализация не может рассматриваться как простое, механическое отражение личностью непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта. Усвоение этого опыта субъективно, так как одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются, по-разному переживаются различными личностями. Поэтому личностью индивид становится в процессе освоения социальных функций и развития самосознания, т.е. осознания своей самотождественности и неповторимости как субъекта деятельности и индивидуальности, но именно в качестве члена общества. Так, Э. Эриксон отмечает, что социальное влияние не противоречит природе ребенка, его жизненным импульсам, он подчеркивает гармоничность психобиологических и социальных факторов в личностном развитии ребенка [17].
Человек не играет пассивной роли в своем социальном становлении. Он имеет определенные задатки, у него формируется индивидуальность, он активен в освоении своего социального опыта. Поэтому можно говорить о том, что все люди, усваивая вроде бы одновременно общий для всех социальный опыт, делают это каждый по-своему [21]. Современная образовательная практика в лучшем случае обеспечивает учащемуся усвоение знаний и умений, не уделяя внимания присвоению их ребенком. Если опыт не присвоен, он не может быть использован в реальных жизненных ситуациях. В этом случае можно говорить о том, что цель образования – подготовка к самостоятельной жизни – не достигнута. Для того чтобы найти личностные смыслы во всеобщем социальном опыте, ребенок-сирота нуждается в помощи. Такая помощь не может оказываться без участия психолога [24]. Критериями социализации, готовности к самостоятельной жизни можно выделить следующие: 1. Законченность школьного или профессионального образования: психолого-педагогическая поддержка старшеклассников, вступающих в самостоятельную жизнь после окончания школы-интерната, облегчит им социальную адаптацию, поможет быть принятыми в социуме. Выделим основные направления психолого-педагогического и социального сопровождения выпускников: подготовка к итоговой аттестации (коррекция эмоционального состояния, совершенствование навыков самопрезентации, уверенного поведения); индивидуальное консультирование (помощь в решении личностных проблем, помощь в решении проблем взаимоотношений, коррекция выбора профессионального самоопределения); коммуникативные тренинги (обучение методам саморегуляции в стрессовых ситуациях, обучение техникам общения, обучение техникам релаксации, повышение самооценки); профилактика асоциальных форм поведения (совместное проведение классных часов, помощь в решении конфликтных ситуаций, просветительская деятельность); профориентация подростков с проблемами здоровья (личностное самопознание, совершенствование коммуникативных навыков, актуализация личностного самоопределения, помощь в выборе образовательного учреждения и профессии). Реализация этих условий в детском доме, школе-интернате возможна только при соблюдении важного педагогического принципа воспитания: разумные к человеку и как можно больше уважения к нему. 1. Основание собственной семьи. Статистических данных по этому направлению нет. 2. Реальные жизненные цели. Обучение в данном направлении не ведётся. 3. Социальная зрелость. 4. Социальная адаптированность (знания, умения и установки, необходимые для реализации себя в различных сферах деятельности, необходимой на данном возрастном этапе уровень образования). 5. Социальную автономность (умение творчески подходить к жизни – креативность, т.е. поведенческая автономия). 6. Социальная активность (мера согласованности самооценки и притязаний человека с его возможностями и реалиями социальной среды, мера приобщения на внешнее «надо», т.е. приобщение к должному). Одна из важнейших задачпсихологической поддержки и сопровождения социального развития воспитанника учреждения для детей-сирот состоит в том, чтобы обеспечить как осознание ребенком своей потребности во взрослении, так и понимание им своих возможностей занять определенное место в социуме. Решение этой задачи невозможно без выбора тех внутренних психических средств, которые помогут ребенку достичь желания результата своего жизнестроительства. Этапы взросления как процесса социального самоопределения проявляются в формировании жизненных планов, имеющих соответственные возрасту и индивидуальным характеристикам ребенка особенности. Л.С. Выготский говорил, что ребенок развивается из перспективы будущего, из того образа «желаемого себя взрослого», который задается во многом групповыми, в основном родительскими, ожиданиями. Ребенок, оставшийся без попечения родителей, лишен их помощи в построении образа будущего, его представления об ожидающей его взрослой жизни крайне расплывчаты. Вследствие этого крайне актуальна постановка задачи психологическойподдержки ребенкав построении адекватной его потенциалу жизненной перспективы. В ходе взросления жизненная перспектива конкретизируется в понятии жизненного плана. Этот план в точном смысле этого слова возникает лишь тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, которым человек намерен следовать, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему понадобятся [16]. Возможность достижения желаемого результата определяется не только ясным пониманием хода и условий реализации жизненного плана, но и психологической готовностью подростка к тому или иному действию. Характерные для личности способы решения социальных проблем, как и та система ценностей, с которой они соотносятся, формируются, прежде всего, в ходе практической деятельности ребенка и его общения с окружающими людьми. Поведение людей любого возраста в новых для них проблемных ситуациях зависит от наличия опыта разрешения аналогичных ситуаций. Любая новая проблема сопоставляется с прошлым опытом, и чем более личным был этот опыт, тем сильнее его последующее влияние. Ситуация, в которой индивид сам принимал участие, психологически более значима, чем та, о которой он только слышал или читал. Реальное поведение людей часто резко отличается от того, каким оно представляется им самим в воображаемых ситуациях. Таким образом, ещеодной задачей психологаявляетсяпредоставление ребенку-сироте опыта проживания личностно значимых для него ситуаций в специально спроектированных условиях (ролевые и деловые игры, тренинги) [5]. Важнейшим требованием к решению данной задачи является организация рефлексии по результатам полученного опыта и помощь в присвоении его (выявлении личностных смыслов). Способы социализации на разных возрастных этапах представлены по-разному, и для поддержки процесса социального развития воспитанника психологу необходимо учитывать как общие возрастные особенности усвоения социального опыта, так и специфические характеристики, свойственные развитию с последствиями депривациями. Исследования показывают, что подростки-воспитанники и выпускники сиротских учреждений испытывают затруднения в осознания себя и своего места в мире, проявляют неуверенность в понимании собственного Я. Эти затруднения могут приводить к различным последствиям: уходу от психологической интимности, избеганию тесных межличностных отношений; размыванию чувства времени, неспособности строить жизненные планы, страху перед взрослением и переменами; размыванию продуктивных, творческих способностей, неумению мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то главной деятельности; формированию «негативной идентичности», отказу от самоопределения и выбору отрицательных образцов для подражания (Э. Эриксон) [10]. Наиболее слабым аспектом в общей характеристике социально-личностного развития выпускников сиротских учреждений является их недостаточная личностная готовность к процессам взаимодействия с людьми. Результаты исследования степени готовности воспитанников-сирот – учащихся старших классов интерната к самостоятельной жизни показали, что её низкий уровень вызван несформированность необходимых ценностей ориентаций, личностных качеств, знаний и навыков, обусловленной не только нарушениями психофизического и интеллектуального развития, но и отсутствием или недостаточностью соответствующей работы психолога образовательного учреждения. В качестве основных направлений работы психолога по коррекции нарушений личностного становления детей-сирот можно выделить следующие: развитие самооценки; развитие образа «Я» и образа окружающего мира; развитие установки и отношения к себе как полноценному человеку; создание пространства (как межличностного, так и профессионального) для реализации такой установки и отношения. Подготовка к самостоятельной жизни воспитанников сиротского учреждения обеспечивается, если: ü программа психолого-педагогической поддержки процесса социального развития разработана с учетом особенностей детей, развивавшихся в условиях детской депривации; ü содержание программы ориентировано на подготовку молодых людей данной категории к самостоятельному решению основных жизненно важных проблем после выпуска; ü условия учреждения позволяют реализовать эту программу. 1. становление жизненной перспективы 2. формирование положительного отношения к труду 3. обеспечение продуктивности социальных контактов Оценка социальной зрелости личности воспитанника сиротского учреждения должна основываться на таких личностных свойствах, как эмоциональная устойчивость, общительность, высокий уровень самоконтроля при общении в коллективе, спокойствие, доверчивость. Решающее условие, позволяющее говорить о возможности успешного жизнеустройства выпускника школы-интерната, – чувство удовлетворённости своим положением, своей работой, взаимоотношениями с взрослыми и сверстниками. В основе критериев оценки готовности выпускников к самостоятельной жизни лежат: 1. адекватное профессиональное самоопределение 2. готовность и умение устанавливать продуктивные социальные контакты для получения помощи 3. соответствие моральным нормам и требованиям общества 4. использование личного опыта в изменяющихся условиях. В самостоятельной жизни выпускникам придется вступать в общественные отношения, что требует развития социальных умений и навыков личности – ответственности, умения делать выбор и работать в сотрудничестве. Необходимо разнообразить обстановку и формы социальной жизни. Поскольку речь идет о ребенке-сироте, воспитывающемся в школе-интернате, то именно здесь должна быть создана развивающая среда, максимально содействующая расширению и углублению его социализации в трех основных сферах: деятельности, общении, самопознании. Этому во многом будет способствовать активное участие детей-сирот в работе школьной детской организации при одном очень важном условии – совместной деятельности детей и взрослых, т.е. сотрудничестве. Необходимо предоставлять детям возможность предлагать свои варианты предстоящей деятельности, обустройства жизни и быта, оформления учебных помещений и школьного двора, и прийти им на помощь, не оставляя их одних в трудную минуту [16]. Таким образом, для социализации детей-сирот, формирования социальной компетенции выпускника, адекватной оценки себя и других в социуме педагогам и специалистам интернатного учреждения следует обратить внимание на развитие таких качеств личности, которые обеспечивают успешность именно в современной жизни: коммуникативную культуру, умение следовать поведенческим моделям, адекватным ситуации; умение сделать осознанный и ответственный выбор; умение работать в группе, коллективе; универсальные навыки деятельности, мотивированной на достижение успеха (умение оценить свои способности, объективную трудность задачи, умение ставить адекватные своим возможностям цели, объективно оценить причину своих неудач); способность к творческой деятельности, к продуцированию новых идей (умение решать проблемные ситуации при дефиците имеющихся средств, способов и знаний, проявляющееся в способности к обнаружению и постановке проблем; способности к генерированию большого числа идей; в гибкости и оригинальности способности действовать нестандартно, способности усовершенствовать объект, добавляя детали и др.). Именно эти аспекты следует усиливать в образовательном процессе, как в учебных занятиях, так и во внеурочное время, во внеклассной и внешкольной деятельности [13].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|