1. Группы переформировываются на основе сходства целевой аудитории или сферы деятельности в группы по 3 человека.
2. Участники обсуждают и для каждого проекта выписывают в рабочую тетрадь, с последующим обсуждением с тренером потребности выбранной социальной группы.
3. Затем ранжируют потребности с точки зрения остроты, очевидности для клиентов и бенефициаров и степени удовлетворенности текущим рыночным предложением.
4. В колонках 2, 3 и 4 выставьте свои оценки по 10-бальной шкале.
5. Из трех проблем, набравших максимальное количество баллов, участники выбирают проблему, которую будет решать будущее социальное предприятие.
Участникам направляются файл формы оценки бизнес-возможностей. Выбранные 1-3 идеи социального предпринимательства предприниматели оценивают по таблице и выбирают лучшую по рейтингу и по мнению слушателя.
Результаты направляются тренеру, курирующему данного предпринимателя.
| Методика оценки социальной бизнес-возможности
| |
| Источник: «Understanding Social Entrepreneurship. The Relentless Pursuit of Mission in an Ever Changing World» by Jill R. Kickul; Thomas S. Lyons, 2012
|
|
| |
| | | |
| Социальный потенциал
|
| Критерий
| Сильная возможность
| Слабая возможность
|
| Социальные потребности
| Продукт или услуга непосредственно адресованы для удовлетворения существующей социальной потребности
| Товар или услуга опосредованно удовлетворяют социальные потребности
|
| Соответствие миссии
| Продукт или услуга соответствуют социальной миссии предприятия
| Продукт или услуга имеет опосредованную связь или не связан с миссией предприятия
|
| Достижимое социальное воздействие
| Продукт или услуга могут удовлетворять выявленную социальную потребность и достигать тем самым измеримого социального воздействия
| Продукт или услуга лишь в небольшой степени удовлетворяют выявленную социальную потребность
|
| Социальная эффективность инвестиций
| Высокое значение показателя отношения социального воздействия к затратам на его достижение
| Низкая предполагаемая эффективность инвестиций
|
| Поддержка местного сообщества
| Продукт или услуга позитивно воспринимаются местным сообществом
| Продукт или услуга негативно воспринимаются местным сообществом
|
| Рыночный потенциал
|
| Критерий
| Сильная возможность
| Слабая возможность
|
| Есть неудовлетво-ренный спрос
| Клиенты высказывают заинтересованность и потребность в товаре или услуге СП
| Клиенты безразличны к появлению товара или услуги
|
| Временное окно
| Достаточно времени для реализации возможности
| Времени недостаточно для реализации проекта
|
| Интерес инвестора(ов)
| Наличие заинтересованного частного, государственного или благотворительного инвестора
| Отсутствие интереса к проекту со стороны инвесторов
|
| Размер рынка
| Большой
| Небольшой
|
| Достижимая доля рынка для проекта
| Открытый рынок с несильной или отсутствующей конкуренцией
| Рынок с сильной конкуренцией, закрытый рынок с несколькими сильными игроками
|
| Потенциал конкурентных преимуществ
|
| Критерий
| Сильная возможность
| Слабая возможность
|
| Входные барьеры
| Много серьезных барьеров для входа на рынок
| Несущественные или отсутствующие барьеры для прихода новых игроков
|
| Перспективные партнерства или альянсы
| Много потенциальных партнеров
| Мало потенциальных партнеров
|
| Контроль над расходами
| Сильный контроль
| Слабый или отсутствующий контроль над расходами
|
| Привлекательность миссии
| Идея понятна, вызывает симпатию и может привлечь сторонников
| Миссия не вызывает понимания, симпатии и не привлекает сторонников
|
| Управленческая команда
| Сильная команда, полный набор необходимых компетенций
| Слабая команда, недостаток ключевых компетенций
|
| Потенциал устойчивости
|
| Критерий
| Сильная возможность
| Слабая возможность
|
| Обеспеченность ресурсами
| Наличие материальных ресурсов для старта и работы СП
| Недостаток материальных средств для старта и работы СП
|
| Возможности предприятия
| Персонал и руководство обладают необходимыми компетенциями для старта и работы СП
| Недостаток компетенций у сотрудников или руководства СП
|
| Достаточность инвестиций
| Инвесторы заинтересованы в проекте и готовы инвестировать средства, достаточные для старта и работы проекта
| Потенциальных инвестиций недостаточно для старта и работы проекта
|
| Способность генерировать стабильную прибыль
| Высокая потенциальная способность генерировать устойчивую прибыль
| Низкая вероятность прибыльности социального предприятия
|
| Наличие устойчиво высокого потенциального спроса
| Высокий и стабильный потенциальный спрос на продукты или услуги СП
| Низкий или нестабильный потенциальных спрос на продукты или услуги СП
|
| Шаблон оценки социальной бизнес-возможности
|
| на основе методики Д. Кикул и С. Лайонса
|
| Критерии
| Сильная
| Средняя
| Слабая
|
| Социальный потенциал
| | | |
| Социальные потребности
|
|
|
|
| Соответствие миссии
|
|
|
|
| Достижимое социальное воздействие
|
|
|
|
| Социальная эффективность инвестиций
|
|
|
|
| Поддержка местного сообщества
|
|
|
|
| Рыночный потенциал
| | | |
| Есть неудовлетворенный спрос
|
|
|
|
| Временное окно
|
|
|
|
| Интерес инвестора(ов)
|
|
|
|
| Размер рынка
|
|
|
|
| Достижимая доля рынка для проекта
|
|
|
|
| Потенциал конкурентных преимуществ
| | | |
| Входные барьеры
|
|
|
|
| Перспективные партнерства или альянсы
|
|
|
|
| Контроль над расходами
|
|
|
|
| Привлекательность миссии
|
|
|
|
| Управленческая команда
|
| |
|
| Потенциал устойчивости
| | | |
| Обеспеченность (материальными) ресурсами
|
|
|
|
| Возможности предприятия (компетенции)
|
| |
|
| Достаточность инвестиций
|
|
|
|
| Способность генерировать стабильную прибыль
| |
|
|
| Наличие устойчиво высокого потенциального спроса
| |
|
|
| Итого:
| | | |