Задание 9. Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы (впишите или выделите шрифтом).
Кафедра гуманитарных наук
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Студент: Шувалов М.Ю
Группа: М-16202
Преподаватель: д.фил.н. Шалина И.В.
г. Верхняя Пышма 2017 г. Задание 1. Поставьте ударение в словах в соответствии с нормами литературного языка (например: змЕя): ШОфер, украИнский, убыстрИть, тУфля, тОрты, твОрОг, йОгурт, свЕкла, сирОты, сОгнутый, придАное, подросткОвый, опОшлить, озлОбленный, корЫсть, избалОванный, казакИ, закУпорить, позвонИт, грЕнки, рожкИ, транспортИровать, сажЕнь, портОвый, нефтепровОд, начАть, Искра, углубИть, созЫв, договОрный, принУдить, диалОг, инАче, патриархИя, рефлЕксия, упрОчение, фенОмен, Экскурс, агЕнт, граждАнство, докумЕнт, заЕм, заключИт, ознакомлЕние, премировАть, приговОр, принУдить, тамОжня, столЯр, цемЕнт, экипировАть, алкогОль, апартамЕнты, бАловать, бронЯ, бутИк, гастронОмия, диспансЕр, кОлледж, завИдно, корЫсть, кулинарИя, молодЕжь, немотА, ободрИть, апОкриф, апострОф, дОгмат, знАмение, Иконопись, мышлЕние, партЕр, призЫв, танцОвщица, бюрокрАтия, втрИдорога, дебитОрский, мИзерный, ознакомлЕние, оптОвый, страхОвщик, ходАтайство, экспЕрт, ветеринАрия, включИт, диоптрИя, запломбировАть, индустрИя, инсУльт, кремЕнь, медикамЕнты, Августовский, кАмбала, кладовАя, кУхонный, недУг, алфавИт, аристокрАтия, вероисповЕдание, гЕнезис, еретИк, изЫск, модернОвый, нормИровать, освЕдомиться, рАкурс, танцОвщица, хАос, авИзо, договОр, квартАл, маркЕтинг, обеспЕчение, срЕдства, усугубИть, бАржа, газопровОд, зубчАтый, кОмпас, руднИк, сосредотОчение, алкогОль, блокИровать, красИвее, ломОта, некролОг, твОрОг, щавЕль. Задание 2. Укажите нормативное произношение сочетания -ЧН- в словах (подчеркнуть или выделить шрифтом, например очечник [ШН], ежесуточно [ЧН]):
Алчный [ЧН], будничный [ЧН], булочная [ШН], вечность [ЧН], встречный [ЧН], годичный [ЧН], яичница [ШН], Фоминична [ШН], удачный [ЧН], точный [ЧН], стрелочник [ЧН], справочник [ЧН], сливочный [ЧН], скучный [ЧН], шапочное знакомство [ШН], горничная [ШН], горчичник [ШН], гречневый [ЧН], дачный [ЧН], двоечник [ШН], девичник [ШН], Ильинична [ШН], Никитична [ШН], скрипичный [ЧН], скворечник [ШН], пустячный [ШН], пряничный [ШН], прачечная [ШН], праздничный [ЧН], яичница [ШН], заочник [ЧН], беспорядочный [ЧН], сердечный (приступ) [ЧН], порядочный [ЧН], полуночник [ШН], подсвечник [ШН], перечница [ШН], подсолнечный [ЧН], ночной [ЧН], нарочно [ШН], молочный [ЧН], многостаночник [ЧН], коричневый [ЧН], конечно [ШН], канареечный [ЧН].
Задание 3. Буквы Ё и Е. Укажите, в каких словах под ударением произносится [о], а в каких [э] (например: шепот – О). Помпезный [э], настороженность [э], новорожденный, опека [э], оседлый [о], всплеск [э], пекло [э], скабрезный [э], афера [э], белесый [э], недоуменный [о], житие [э], маневры [э], иноплеменный [о], жердочка [э], хребет [э], приозерье [о], перенесший [о], перед [э], подоплека [о], женоненавистник [э], унесшие [о], черноземный [э], шерстка [о], щелкать [о], отцветший [э], щелка [о], бытие [э], блекнуть [э], гололедица [э], проблескивать [о], преемник [о], никчемный [о], одноименный [о], плеск [э], оседланный [о], острие [э], осетр [о], тверже [э], безнадежный [о], повременный [о], вовлекший [о], тонкошерстный [о], желоб [о], желчь [э], многоженец [о], свекла [о], валежник [э], гренадер [о], клест [о], острие [э], щекотно [о]. Задание 4. Запишите слово в правильной форме (подчеркнуть или выделить шрифтом). 1. На фирму требуются опытные (бухгалтеры, бухгалтера). 2. Завод начал выпускать новые (тракторы, трактора). 3. На правлении будут планировать (отпуски, отпуска). 4. Для проведения семинарских занятий были подобраны квалифицированные (лекторы, лектора). 5. Важнейшие отделы и (секторы, сектора) института были реорганизованы. 6. Водить автобусы по горным дорогам могут только опытные (шоферы, шофера). 7. По обе стороны строительной площадки возвышались аккуратно сложенные (штабели, штабеля) кирпичей. 8. (Ордеры, ордера) на квартиры в новом доме уже выданы. 9. В продаже большой выбор (ботинки, туфли, сапоги). 10. На базу завезли несколько тонн (мандарины, апельсины, груши, яблоки, баклажанов). 11. На фестивале исполнялись национальные танцы (таджики, киргизы, узбеки, башкиры, цыгане, буряты). 12. Детскому дому подарили комплекты (наволочки, простыни, пододеяльники).
Задание 5. Выберите слово в правильной форме (подчеркнуть или выделить шрифтом). 1. У (ее, нее) не было той книги, которую я просила. 2. Благодаря (ей, ней) мы прослушали интересную лекцию. 3. Вокруг (их, них) всегда было много народу. 4. Одноклассник пригласил нас к (себе, нему) в гости. 5. Поезд останавливался на (каждой, всякой, любой) станции. 6. Я пошла в библиотеку взять хоть (какую-либо, какую-то, какую-нибудь, кое-какую) книгу. 7. Все (ихние, их) конспекты лежали на столе. 8. Мой директор старше (нее, ее). 9. Я хочу представить вас (своим, моим) коллегам. Задание 6. Выберите и подчеркните правильные словосочетания (подчеркнуть или выделить шрифтом): Две девочки – обе девочки; пять суток – пятеро суток; два корректора – двое корректоров; четверо детей – четыре ребенка; трое сотрудниц – три сотрудницы; тремя ножницами – троими ножницами; четыре директора – четверо директоров; к двумстам рублям – к двумстам рублей; проэкзаменовать двадцать три студента – проэкзаменовать двадцать трех студентов; в полтораста километрах – в полутораста километрах; в две тысячи десятом году – в двух тысяче десятом году; с обоих сторон – с обеих сторон. Задание 7. Выберите определение, правильно согласуя его с существительным (подчеркнуть или выделить шрифтом). (Защитный, защитная) аэрозоль, (черный, черная) гуашь, (цветной, цветная) тюль, (зеленый, зеленая) фасоль, (дорогой, дорогая) шампунь, (тонкий, тонкая) бретель, (ценный, ценная) бандероль, (учетный, учетная) табель, (компьютерный, компьютерная) пароль, (железный, -ая, -ое) алиби, (военный, военная) атташе, (хрустальный, -ая, -ое) бра, (модный, -ая, -ое) дефиле, (талантливый, талантливая) конферансье, (уютный, -ая, -ое) кафе, (крепкий, крепкое) кофе, (кожаный, -ая, -ое) портмоне, (молодой, молодая) протеже, (строгий, -ая, -ое) табу, (светлый, -ая, -ое) фойе, (зеленый, -ая, -ое) киви, (ветхий, -ая, -ое) домишко.
Определите родовую принадлежность нижеприведенных слов: Сочи (_______), Калахари (_______), Сухуми (_____), Онтарио (_____), Хельсинки (____) Сочи (м.р. - город), Задание 8. Найдите ошибки, вызванные нарушением лексических норм (подчеркнуть или выделить шрифтом и объяснить): 1. Трактор шёл по широкой безбрежной степи. 3. Ожидается очень грандиозная акция. 5. В XII веке общая культура народов Руси находилась на высокой степени развития. 6. Я скажу благодарность тем, кто мне помог. 7. Она искала золотую середину между ними. 10. Каждый ученик высказал своё кредо. 11. До восьмого класса хотела быть сугубо химиком либо нейрохирургом. 12. Этот человек сыграл большое значение в моей жизни. чтобы не повторялось слово чаще, нужно заменить одно из них синонимом, например, нередко 15. Один раз в год акционерное общество обязано проводить годовое собрание акционеров. 17. Комнатные растения сейчас распространены не только в справочниках по цветоводству.
20. Здесь вы можете получить информацию о дизайнерах, модельерах, артистах, творческих людях, звёздах и дирижёрах. 23. Хороший суп легко приготовить, имея в наличности все необходимыеингредиенты. 25. Россия в обилии была насыщена антигуманными традициями. наполнена 27. Вдруг Софья теряет своё сознание. 28. В нашу студию пришли весьма известные люди, которые у всех на устах. 29. Русская история свято хранит русских полководцев. 30. Большая половина игры уже прошла. 31. Я поднял тост за моих далёких друзей. 33. Мимика на её лице чрезвычайно выразительна. 34. Прозвучали громкие аплодисменты и овации. 35. В сентябре месяце мы выехали на сельскохозяйственные работы. 36. Наша семья внесла в фонд милосердия 1000 рублей денег. 37. Через неделю начинается предвыборная (компания/кампания). 39. Простодушные люди часто принимают желаемое/желательное за действительное. 40. Хотя срок действия договора заканчивается, он может быть (продлён/пролонгирован). пролонгирован
Задание 9. Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы (впишите или выделите шрифтом). Культура понятие ко лл ективное. Отдельный человек может быть носителем культуры, может активно уча _ ствовать в ее развити и, но по своей природе культура явление обществе нн ое, социальное. Следовательно, культура есть не что общее для какой - либо группы людей, живущих в одно время и связа нн ых определе нн ыми социальными отношениями, культура есть форма общения между людьми. Культура помимо ко мм уникативной природы имеет и символическую природу. Многие материальные предметы становясь элементами культуры пр и обретают символическую функцию. Например, меч__ не более чем предмет. Как вещь он имеет вес, форму, он может быть выкован или сломан его можно пом е стить в в и трину музея им можно пользоваться в бою. Но когда меч_ пр и креплен к поясу или помещен на бедре он символизирует свободного человека и является знаком свободы он предстает как символ и пр и надлежит культуре.
В 18 веке русский и европейский дворянин не носит, меча на боку его в и сит шпага иногда крошечная почти игрушечная шпага, которая оружием практически не является. В этом случае шпага символ символа она означает меч_ а меч_ означает принадлежность к дв о рянскому сословию. Принадлежность к дворянству означает и обязательность правил поведения и принципов чести и покроя одежды. В истории извес т ны случаи, когда ношение крестьянского платья или (не) приличной дворянину бороды становились предметом тревоги политической полиции и самого императора. Культура всегда связана с историей всегда подр а зумевает непр е рывность нравстве нн ой инте лл ектуальной духовной жизни человека общества и человечества. И потому, когда мы говорим о культуре нашей современной мы сами того не подозревая говорим и об огромном пути, который эта культура прошла. Путь этот насчитывает тысяч е летия перешагивает границы исторических эпох национальных культур и погружает нас в одну культуру, культуру человечества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|