Укажите лексические средства словесной образности, использованные в следующих предложениях.
Практическое занятие № 1 Тема: «Стилистика как лингвистическая наука» Подготовьте ответы на вопросы: 1. Каковы основные предпосылки формирования стилистики в качестве особой научной дисциплины? Дайте общее определение этой науке. Охарактеризуйте объект и предмет стилистики. 2. Всестороннее изучение коммуникативно-стилевой дифференциации языка привело к появлению внутри стилистики нескольких направлений. Назовите и кратко охарактеризуйте их. Покажите соотношение этих направлений. 3. В чем заключается отличие стилистического рассмотрения единиц языка от их изучения в других разделах языкознания? Раскройте связь курса «Стилистика русского языка» с курсами «Современный русский язык», «История русского литературного языка», «Лингвистический анализ художественного текста», «Культура речи», «Риторика». Покажите самостоятельность стилистики как научной и учебной дисциплины. 4. Назовите основные методы исследования в языкознании. Как специализируются они при обработке стилистического материала? Охарактеризуйте собственно стилистические методы и приемы исследования. 5. В чем заключается значение стилистики как лингвистической науки? Кратко охарактеризуйте место и роль стилистики в профессионально-педагогической подготовке учителя русского языка. Выполните задания: Ниже приведены определения стилистики, данные разными авторами. Проанализируйте их и скажите, что является основным предметом стилистики. Одинаково ли он выделяется разными учеными? Какое из определений содержит широкое и какое – узкое понимание предмета стилистики? 1. Таким образом, стилистика анализирует средства языка со стороны их значения и экспрессии, она производит их оценку с точки зрения их большей или меньшей пригодности для выражаемого содержания. Оценочное отношение к явлениям языка составляет отличительную особенность стилистики, одной из основных ее задач является содействие при выборе из ряда синонимических средств того, которое для стоящих перед автором целей является наиболее подходящим – самым ясным, точным. (А. Гвоздев).
2. Стилистика общенародного национального языка охватывает все стороны языка – его звуковой строй, грамматику, словарь и фразеологию. Однако она рассматривает соответствующие языковые явления не как внутренне связанные элементы целостной языковой структуры в их историческом развитии, но лишь с точки зрения функциональной дифференциации, соотношения и взаимодействия близких, соотносительных, параллельных или синонимических средств выражения более или менее однородного значения, а также с точки зрения соответствия экспрессивных красок и оттенков разных речевых явлений; с другой стороны, стилистика рассматривает эти явления с точки зрения их связи с отдельными формами речевого общения или с отдельными общественно разграниченными типами и разновидностями речи. (В. Виноградов). 3. Стилистика – англ. Stylistics, франц. Stylistique, нем. Stilistik, исп. еstilistica. Раздел языкознания, в задачи которого входит: а) изучение разных стилей, включая стили индивидуальные и жанровые; б) изучение экспрессивно-оценочных и эмоционально-оценочных свойств различных языковых средств как в парадигматическом плане, т.е. в системе данного языка («стилистика языка»), так и в синтагматическом плане, т.е. с точки зрения их использования в различных сферах речевого общения («стилистика речи»). (О. Ахманова). Практическое занятие № 2 Тема: «Стилистические ресурсы русского языка. Лексическая стилистика» Подготовьте ответы на вопросы:
1. Охарактеризуйте стилистическое и стилевое распределение лексических единиц. Дайте стилистическую оценку лексике, имеющей эмоционально-экспрессивную окрашенность. 2. Охарактеризуйте стилистические ресурсы семантики лексических единиц (использование синонимов, антонимов, паронимов, омонимов, многозначных слов как стилистических средств). 3. Опишите стилистические свойства устаревших и новых лексических единиц. 4. Расскажите об использовании внелитературной лексики в стилистических целях. 5. Перечислите и кратко опишите лексические образные средства как стилистические ресурсы русского языка. Выполните задания: Приведенные ниже слова сгруппированы в зависимости от их функционально-стилистической окраски. Какие слова – разговорные, нейтральные, книжные – помещены в каждой из групп? 1. Врачевание, авторство, фиаско, кардинальный, нетленный, зафиксировать, изыскать, проследовать, поистине, текстуально. 2. Ведьма, вертушка, ворчун, прибавка, непутевый, ловкий, секретничать, прокормиться, по-хорошему, наспех. 3. Бедность, выговор, календарь, постоянный, плохой, высокий, говорить, бранить, мало, обязательно. Какую стилистическую окраску и экспрессивно-эмоциональные оттенки имеют слова в приводимых ниже синонимических рядах (ответ сверьте с квалификацией, даваемой этим словам в толковых словарях и словарях синонимов). Хлопец, оголец, шпингалет, пацан, шкет; деньги, деньжата, деньжонки, финансы, капиталы; есть, кушать, жрать, лопать, трескать, уписывать, уплетать, уминать, наворачивать, пожирать. Назовите стилистические недочеты, допущенные при употреблении неологизмов в 1-7 предложениях. Назовите стилистические функции неологизмов в предложениях 9-12. 1. Товарищи спортсмены, жеребьевка продолжается. Кто отжеребился, пройдите к своим машинам. 2. При строительстве таких необычных домов нужно работать с загадом. 3. В Швецию на соревнования уже выехала команда лыжебежцев. 4. С речью выступил заднескамеечник сэр Джон. 5. В этом квартале у нас имеются существенные недокопы и недоборы, и строители вынуждены устранять их ручным способом. 6. Повышалось самоощущение больного. 7. Важной задачей является более значительное облеснение пейзажа. 8. Рождается новая специальность – планетология. 9. Доктор выслушал младенца. А потом и говорит: - Инфлюэнца-симуленца, притворенца, лодырит! (С. Маршак) 10. Вот и вечер в ночную жуть ушел от окон, хмурый, декабрый. (В. Маяковский) 11. Мы хотели увидеть живой свою «атомку» (атомную электростанцию). 12. Новый автоград построен на Каме.
Назовите стилистическую функцию паронимов, многозначных слов и омонимов в следующих предложениях. 1. Дети – цветы жизни. Не давайте им, однако, распускаться. 2. Поэт издалека заводит речь. Поэта далеко заводит речь (Цв.) 3. «Из зоны радиации в зону бюрократии» - заголовок 4. Они олицетворяют собой честь и честность. 5. Я жить хотел быстрее всех. Я жаждал дел, а не деяний (Е. Евт.) Укажите лексические средства словесной образности, использованные в следующих предложениях. 1. Мороз-воевода дозором обходит владенья свои (Н.). 2. Снежная пыль столбом стоит в воздухе (Горб.) 3. Смирились вы, моей весны высокопарные мечтанья (П.). 4. Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый! (Кр.) 5. Пуще всего береги копейку. 6. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить… (Н.) 7. В сто сорок солнц закат пылал (М.). 8. Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость… (П.). Практическое занятие № 3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|