Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Реализация инвалидами права на здоровье

Вопросы для рассмотрения

 

1. Льготы и компенсации в системе социальной защиты инвалидов

 

2. Реализация инвалидами права на здоровье:

- рассмотреть права на медицинские услуги для разных категорий инвалидов

-рассмотреть и проанализировать содержание социально-медицинскую и медико-социальную помощь инвалидам.

В соответствии с законодательством о социальной защите инвалидов им предоставляется значительное количество прав, льгот и компенсаций. Все предоставляемые инвалидам в соответствии с законодатель-ством права и льготы подразделяются на группы в зависимости от фор-мы и периодичности предоставления, от причин инвалидности, категории, предоставляемых льгот.

По форме предоставления:

- имеющие “моральную” форму (преимущественное право или пер-воочередное право в чем-либо);

-имеющие денежную форму (бесплатное обеспечение лекарствами или бесплатное пользование поликлиниками);

- имеющие натуральную форму (бесплатное предоставление авто-транспортных средств, мото- и вело-колясок, обеспечение топливом).

По периодичности предоставления:

- имеющие одноразовый характер или предоставляемые с большой периодичностью (бесплатная установка телефона, капитальный ремонт жилой площади, предоставление жилой площади);

- имеющие ежемесячный характер (компенсация части стоимости жилой площади, коммунальных услуг);

- имеющие годовую периодичность (бесплатный проезд раз в год или раз в два года в междугородном транспорте, санаторно-курортное лечение или его компенсация);

- имеющие постоянный характер (льготы по проезду в городском, общественном транспорте, бесплатное обслуживание, льготы при покупке лекарств).

Предоставляемые в зависимости от причины инвалидности:

- инвалиды войны и приравненные к ним категории;

- инвалиды по зрению;

- инвалиды в результате чернобыльской катастрофы;

- другие

По охвату определенного числа инвалидов:

-предоставляемые всем категориям инвалидам;

-предоставляемые отдельным категориям инвалидов.

По категориям льгот:

- по пенсионному обеспечению, налогообложению, выплате пособий;

- по получению, приобретению, строительству и содержанию жилых помещений;

- по коммунально-бытовым услугам и торговому обслуживанию;

- по медицинскому, протезно-ортопедическому обслуживанию, санаторно-курортному лечению, обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;

- по обеспечению транспортными средствами и оплате проезда;

- по трудоустройству, обучению, переподготовке и условиям труда;

- по пользованию услугами учреждений связи, культурно-зрелищных и спортивно-оздоровительных учреждений;

- по получению услуг учреждений социального обслуживания, социальной и юридической помощи.

Льгота по получению средств технической реабилитации - автомобиля и мотоколяски – практически повсеместно не выполняется. По-прежнему серьезной остается проблема льготного обеспечения лекарственными средствами. В соответствии с Указом Президента Российской

Федерации "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов" от 02.10.92г. № 1157 инвалиды I группы и неработающие инвалиды II группы имеют право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами. Инвалиды III группы, признанные в установленномпоряд-ке безработными, имеют право на 50% скидку с оплаты лекарств. В среднем по России этой льготой пользуется около 60% от числа граждан, имеющих на это право. Однако на практике данный вид льгот предо-ставляется не всем инвалидам, имеющим на нее право, или не в полном объеме. То же касается и льгот по оплате коммунальных платежей.

Аналогичная ситуация – с предоставлением и других видов льгот.

Инвалиды всех категорий, в том числе дети-инвалиды, родители, опеку-ны (попечители) и социальные работники, осуществляющие уход за детьми-инвалидами, пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта городского и пригородного сообщения, кроме такси. Реалии таковы, что значительное количество инвалидов в настоящее время не получают необходимой для возвращения к нормальной трудовой, семейной и общественной жизни помощи, в которой они нуждаются. Без-условно, во многом это объясняется неблагоприятной экономической ситуацией, складывающейся в стране за последние годы. Сталкиваясь с растущими экономическими трудностями, государство ослабляет внимание к вопросам социальной защиты инвалидов.

В России права инвалидов на участие в жизни общества и защита их интересов закреплена федеральным законодательством и рядом подзаконных актов. Они направлены на предоставление им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других конституционных прав и свобод. В Основном За-коне государства права и свободы инвалидов отдельно не оговариваются, а предоставляются им наряду со всеми гражданами России, подчеркивая тем самым их равноправие.

Вместе с тем, правовое закрепление принципа равных прав инвалидов и неинвалидов, запрещение дискриминации человека по причине инвалидности в Российской Федерации отсутствует, что в реальной действительности затрудняет реализацию инвалидами ряда установленных для них законодательством прав. Например, большинство инвалидов из-за несозданных государством условий передвижения в общественном транспорте, въезда и выезда в жилые и учебные строения инвалидных колясок, отсутствия специальных программ обучения, необорудованияучебных мест, несмотря на то, что право на образование гарантировано

Конституцией Российской Федерации и Законом Российской Федерации «Об образовании», не могут обучаться на равных со здоровыми гражданами в учреждениях общего образования. По этим и многим другим причинам не могут быть в полной мере реализованы и иные права и возможности инвалидов.

Между официально провозглашаемой политикой в области социальной защиты инвалидов и её реализацией наблюдается разрыв и несогласованность. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, оказались в числе беднейших слоев населения. У инвалидов войны, участников войны, признанных инвалидами от общего заболевания, размер государственной пенсии по I группе инвалидности с 01.02.03 составляет – 1661,17; по II группе – 1329,29; по III группе – 996,70. Молодые люди, ставшие инвалидами I группы на военной службе по призыву (например, юноши без рук или без ног, или без ног и рук) с 1 августа 2002 года по-лучают пенсию всего 1567 руб. В условиях, когда среднедушевой де-нежный доход в большинстве субъектов федерации не достигает прожиточного минимума, а более трети всего населения страны находится за чертой бедности, трудно предъявлять претензии только к органам исполнительной власти республик, краев, областей и органам местного самоуправления. Необходимо находить ресурсы в работе с сообществом, объединять инициативы местных общественных организаций, развивать практики самопомощи, поддерживать активную жизненную позицию инвалидов и членов их семей, способствуя их самореализации в работе, творчестве, общественной деятельности. Многое можно сделать, активизируя стратегии самозанятости инвалидов. Социальная работа в этом случае выступает важным движителем позитивных изменений.

Реализация инвалидами права на здоровье

Ключевые нормативные акты, обеспечивающие реализацию инвалидами прав на здоровье, это, во-первых, «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций на ее сорок восьмой сессии 20 декабря 1993 года (резолюция 48/96))», в частности, правило №2 "Медицинское обслуживание"; во-вторых, «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан №5487-1 от 22 июля 1993 года», в частности, статья 27 «Права инвалидов».

Первый из упомянутых документов гласит:

Медицинское обслуживание

Государствам следует обеспечить эффективное медицинское обслуживание инвалидов.

1. Государствам следует принять меры для разработки программ ран-него обнаружения, оценки и лечения дефектов, осуществлением которых будут заниматься многодисциплинарные группы специалистов.

Это позволит предупреждать и сокращать масштабы инвалидности или устранять ее последствия. Следует обеспечить всестороннее участие в таких программах инвалидов и членов их семей на индивидуальной основе, а также организаций инвалидов в процессе планирования и оценки деятельности.

2. Следует организовать подготовку работников местных общин для участия в такой деятельности, как раннее обнаружение дефектов, оказание первой помощи и направление в соответствующие учреждения сферы социального обслуживания.

3. Государствам следует обеспечить предоставление инвалидам, особенно младенцам и детям, медицинского обслуживания на том же уровне в рамках той же системы, что и другим членам общества.

4. Государствам следует обеспечить надлежащую подготовку и оснащение врачей и другого медицинского персонала всем необходимым для медицинского обслуживания инвалидов и обеспечить им доступ к соответствующим методам и средствам лечения.

5. Государствам следует обеспечить, чтобы врачи и другой медицинский персонал получали надлежащую подготовку, с тем чтобы они не предлагали родителям неправильные рекомендации, ограничивающие тем самым выбор для их детей. Этот процесс подготовки должен идти постоянно и основываться на самой последней информации.

6. Государствам следует обеспечить, чтобы инвалиды имели доступ к любым видам постоянного лечения и получали лекарственные препараты, которые могут им потребоваться для поддержания или повышения уровня их жизнедеятельности.

 

В соответствии с основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан №5487-1 от 22 июля 1993 года, ст.27, инвалиды, в том числе дети-инвалиды и инвалиды с детства, имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную под-готовку и переподготовку. Нетрудоспособные инвалиды имеют право на бесплатную медико-социальную помощь в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, на уход на дому, а в случае неспособности удовлетворять основные жизненные потребности -на содержание в учреждениях системы социальной защиты населения.

В результате позднего выявления и низкой эффективности лечения увеличивается число инвалидов больных туберкулезом в России. В 1995 году их насчитывалось в стране 65,5 тысяч, в 1996г. - 76,2 тыс., в 1999г. -96,0 тыс. человек. Уровень первичной инвалидности в связи с туберкулезом вырос и составил в 1999г. 2,6 чел. на 10 тыс. чел., в то время как в 1992г. этот показатель был 1,4 чел. Наблюдается увеличение больных

туберкулезом среди осужденных. Только в 2000г. их насчитывалось около 17 тыс., из которых 15 тыс. туберкулезных больных содержалось в изолированных помещениях исправительных учреждений, а около 2 тыс. - среди здоровых осужденных. Причин этого много, но одной из них следует считать недостаточное медицинское обеспечение заключенных

Постановлениями Правительства Российской Федерации утверждены целевые программы ранней диагностики инвалидизирующих заболеваний, а также методы их лечения и профилактики тяжелых осложнений (фенилкетонурии, сахарного диабета, туберкулеза и др.).

Порядок оказания инвалидам медико-социальной помощи и перечень льгот для них определяются законодательством Российской Феде-рации, республик в составе Российской Федерации. Органы государственной власти автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в пределах своей компетенции могут устанавливать для инвалидов дополнительные льготы.

Инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий на территории других государств имеют право на:

- бесплатное пользование при выходе на пенсию поликлиниками, к которым они были прикреплены в период работы, внеочередное бес-платное оказание медицинской помощи (в том числе бесплатное диспансерное обследование) в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях (в т. ч. в госпиталях для ветеранов войн);

- бесплатное обеспечение лекарствами по рецептам врачей в пределах норм и в порядке, установленных Правительством РФ;

- бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгметаллов) в государственных, муниципальных лечебно-профилактических учреждениях, а также бесплатное обеспечение другими протезами и протезно-ортопедическими изделиями. Для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны установлены следующие меры социальной защиты:

- инвалиды 1 группы и неработающие инвалиды 2 группы с 1 января 1993 г. имеют право на бесплатное обеспечение лекарствами по рецептам врачей, а при наличии соответствующих медицинских показаний -перевязочными материалами и отдельными изделиями медицинского назначения;

- инвалиды Великой Отечественной войны и приравненные к ним лицам, кроме того - отдельными лечебными средствами и предметами ухода;

- инвалиды 3 группы, признанные в установленном порядке безработными, имеют право на приобретение по рецептам врачей отдельных врачей отдельных лекарственных средств и изделий медицинского назначения с 50 % скидкой;

- граждане, впервые признанные инвалидами 1 группы и имеющие соответствующие медицинские показания, обеспечиваются не реже одного раза в течение первых трех лет после установления инвалидности бесплатной путевкой в санаторно-курортное учреждение и билетами напроезд к месту лечения и обратно с 50 % скидкой.

Этим правом пользуются лица, признанные инвалидами 1 группы после вступления в силу настоящего Указа:

- инвалиды в возрасте от 3 до 15 лет включительно (дети-инвалиды) и сопровождающие их лица (один из родителей, опекун, попечитель) при направлении в санаторно-курортное учреждение обеспечиваются билетами на проезд к месту лечения и обратно с 50 % скидкой, а сопровождающее лицо - бесплатной путевкой;

- пособие по временной нетрудоспособности, кроме случаев туберкулеза, трудового увечья, профессионального заболевания, выдается до

четырех месяцев или пяти месяцев в календарном году инвалидам, работающим на предприятиях, учреждениях, организациях, отчисляющих взносы в Фонд социального страхования РФ;

- дети - инвалиды и дети, один из родителей которых является инвалидом, обеспечиваются местами в детских дошкольных, лечебно - профилактических и оздоровительных учреждениях в первоочередном порядке

Реабилитированные лица и лица, пострадавшие от политических репрессий имеют право на следующие льготы:

- внеочередное оказание медицинской помощи;

-внеочередное получение путевок для санаторно-курортного лечения и отдыха; путевки выдаются неработающим инвалидам и пенсионе-рам органами, назначившими пенсии, а работающим - по месту работы на основании заявления при предъявлении свидетельства о праве на льготы и медицинского заключения лечебного учреждения о необходимости санаторного лечения;

- бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгметаллов) в государственных и муниципальных учреждениях.

Льготное обеспечение указанных лиц протезно-ортопедическимиизделиями осуществляется в порядке, установленном законодательством

. Проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принуди-тельного проживания, созданных фашистами и их союзниками в период Указ Президента Российской Федерации от 02.10.92 г. №1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов»

Постановление Правительства РФ от 3 мая 1994 г. № 419 «Об утверждении Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий» второй мировой войны, признанными инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для ин-валидов Великой Отечественной войны соответствующих групп.

Указ Правительства Российской Федерации от 15 октября 1992 г., № 1236 «О представлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны», при-каз № 558 от 31.12.92 г. Главного медицинского управления г. Москвы «О льготах бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны».

Для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет одному из работающих родителей или лиц, их заменяющих, предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из названных лиц либо разделены ими между собой по своему усмотрению.

Государство предусматривает оказание инвалидам квалифицированной медицинской помощи бесплатно или на льготных условиях, а также бесплатное обеспечение лекарствами и изделиями медицинского назначения. Восстановительное лечение и реконструктивная хирургия должны осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования. Порядок оказания различных видов медицинской помощи инвалидам определен рядом нормативных актов Правительства Российской Федерации. В реальной жизни в качестве одной из серьезных проблем реализации этих положений является несоблюдение государственной гарантии бесплатного медицинского и льготного лекарственного обеспечения. Так, в нарушение статьи 13 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правительство Российской Федерации длительное время не определяет порядок финансирования предоставляемой инвалидам квалифицированной медицинской помощи, включая лекарственное обеспечение.

В силу этого многие лишены возможности получения бесплатной специализированной помощи в федеральных медицинских центрах, нарушаются их права на бесплатное или льготное лекарственное обеспечение.

Большинство субъектов федерации, в нарушение Перечня жизненно необходимых лекарственных средств, утвержденного приказом Минздрава России от 26.01. 2000 г. № 30 и согласованного с Минфином и Минэкономики России, включающего около 400 позиций международных непатентованных названий препаратов, ограничивают назначение инвалидам лекарств на льготных условиях своими территориальными Перечнями лекарственных средств, не включающими наиболее важные позиции. Это происходит несмотря на то, что субъект федерации не вправе принимать перечень, не соответствующий федеральному.

Одним из этапов процесса медицинского обеспечения инвалидов является санаторно-курортное лечение. Санаторно-курортный комплекс нашей страны не имеет аналогов в мире. Разработанный отечественной курортологией дифференцированный подход к использованию природных лечебных факторов с учетом специфики их действий, позволил провести рациональную медицинскую специализацию санаториев на всей территории Российской Федерации. Этому способствовало необычайное богатство и разнообразие природных лечебных ресурсов и климатогеографических условий нашей страны. Однако не-которые всемирно признанные курорты, например Кавказские минеральные воды, формировавшиеся столетиями, в настоящее время испытывают серьезные трудности. Здравницы пустуют из-за событий в Чеченской Республике, высоких цен на пассажирский транспорт, лечение, питание, сокращения льготных (оплаченных предприятиями, профсоюзами и др.) путевок.

По данным Госкомстата России на 1 января 2000 г. сеть санаторно-курортных учреждений страны составила 546 санаториев для взрослых на 167,3 тыс. мест; 529 санаториев для детей на 59 тыс. мест; 1288 санаториев - профилакториев на 122,5 тыс. мест; 82 пансионата с лечением - на 26,9 тыс. мест; 25 санаторно - оздоровительных лагерей круглогодичного функционирования на 7,6 тыс. мест. Всего: 2470 учреждений на 383,3 тыс. мест. Из них санаторно-курортные учреждения Министерства здравоохранения Российской Федерации составляют 607 санаториев на 77,2 тыс.мест, включая 103 санатория для взрослых и 504 санатория для детей.

Несмотря на эти показатели, в целом ситуация в стране по обеспечению инвалидов и лиц, страдающих различными заболеваниями, санаторно-курортными путевками сложная. Инвалиды и дети-инвалиды имеют право на санаторно-курортное лечение в соответствии с индивидуальной программой реабилитации на льготных условиях. В управлении социальной защиты населения по месту жительства инвалид, нуждающийся в лечении, на основании заявления и медицинской справки ставится в очередь на получение путевки. Первоочередным правом на получение санаторно-курортных путевок пользуются инвалиды Великой Отечественной войны и лица, приравненные к ним по льготам. Ожидание санаторно-курортной путевки инвалидами нередко растягивается на годы.

По информации Министерства труда и социального развития Российской Федерации потребность по заявкам субъектов федерации в расходах на санаторно-курортное лечение инвалидов и участников Великой Отечественной войны на 2000 год составила 2 млрд. 235,3 млн. руб., а фактическое финансирование - 293,1 млн. руб. В 2001 году потребность расходов на указанные цели составляет 2 млрд. 233,3 млн. руб., а фактическое финансирование - в сумме 995,8 млн. руб.

Одной из основных организационных задач Минздрава России являлось и продолжает оставаться проведение структурной перестройки существующей системы здравоохранения с целью обеспечения профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий по снижению заболеваемости и смертности населения, охране здоровья матери и ребенка, распространению здорового образа жизни. Так, в основу федеральной программы "Дети-инвалиды" заложена проблема профилактики детской инвалидности. В результате реализации мероприятий программы 90% новорожденных охвачены обследованием на два наследственных заболевания - фенилкетонурию и врожденный гипотиреоз, приводящих в случаях несвоевременного и поздно начатого лечения к умственой отсталости ребенка (в 1997 г. выявлены 201 и 630 больных, в 1998 г. - 140 и 570 соответственно). За счет использования цитогенетических и пренатальных исследований предупреждено рождение 14200 детей с генетическими и врожденными заболеваниями. Ранняя диагностика слуха позволяет выявлять ежегодно 500 детей, страдающих врожденной глухотой и проводить их раннюю реабилитацию.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...