Контрольная работа по стилистике (сдать до 13 мая)
I. Необходимо подобрать примеры (мин.10 по каждому пункту) из СМИ (с указанием источника): 1. использования синонимов, антонимов, многозначных слов, омонимов, паронимов /парономазии (указать функцию); 2. использования фразеологизмов (указать тип фразеологизма и принадлежность к стилю); 3. нарушения лексической сочетаемости, речевой недостаточности, речевой избыточности; 4. использования лексики, имеющей ограниченную сферу распространения: диалектизмов, жаргонизмов, профессиональной и профессионально-жаргонной лексики, вульгаризмов; 5. использования заимствованных слов (экзотизмов, варваризмов), устаревших слов, неологизмов, речевых штампов; 6. использования эмоционально-экспрессивных слов и оценочной лексики. 7. использования стилистических приёмов речевой экспрессии (тропы, фигуры). Пропишите их функции в контексте. II. Исправьте предложения, укажите характер ошибки в структуре предложения. 1. Но это не единственная причина, которая мешает пополнению кадров продовольственной торговой сети, которая, как показал опрос, который мы провели в своем райторге, разделяется многими молодыми работниками торговли. 2. Мы об этом говорили на расширенном заседании факультета, где было принято соответствующее решение. 3. Бригадир Козин, рассказав о работе своей бригады, которая лучше других справлялась со всеми работами, сейчас уже вывезла в поле 60 тонн навоза, собирает золу, подверг резкой критике работу 4-й и 5-й полеводческих бригад, которые часто срывали своевременное выполнение сельскохозяйственных работ, некачественно их проводили, а правление мирилось с этими недостатками, не призывало виновных к ответу. 4. Гражданин, который сообщил эти данные и оказавшийся страстным патриотом речного транспорта, привел интересное сравнение. 5. В многотиражной газете “Вечерка” встретилось утверждение, что как будто наш завод не может обеспечить все свои цехи мерительным инструментом собственного изготовления. 6. Железобетонные изделия, направляющиеся на стойки, грузятся на автомашины башенным краном. 7. Тысячи километров магистральных газопроводов, построенные в послевоенные годы, соединяются между собой. 8. Больше всего рыбы взял в этой путине сейнер, которым командовал Миронов, плавающий уже два сезона без капитального ремонта. 9. Возвращаясь домой, меня настиг дождь. 10. Работа по снятию растительного покрова требует обеспечения землей для озеленения участка.
III. Во фрагменте материала Вячеслава Костикова « Манька величия » (АиФ) найдите средства выразительности (тропы и фигуры), определите их стилистическую роль. <…> В преддверии выборов Россию захлестнула новая политическая эпидемия – недержания величия. Вместо того чтобы четко и ясно сказать людям, что именно та или иная партия, тот или иной политик, пройдя в парламент, попытаются сделать за три-четыре года, нас обильно потчуют «Манькой величия». Или байками о том, каким могучим станет Отечество через 15, 20 или 25 лет. Из уст политиков так и сыплются слова «величие», «процветание», «сила», «могущество», «держава». «Будущее России – стать страной номер один», «Россия должна сохранять роль самой сильной и первой в Арктике державы», «у нас будет самая выдающаяся Олимпиада в истории!» Такое впечатление, что все предвыборные программы списаны с государственного гимна, где в первых строках звучит: «Россия – священная наша держава». Но то, что хорошо для исполнения по случаю праздников и парадов, мало подходит для реальной жизни. Спору нет: людям нужно внушать «веру, надежду, любовь». После дефолта советского оптимизма, последовавшего за развалом СССР и крахом коммунистической идеи, нужны новые точки опоры. Но перед страной, перед населением нужно ставить реально выполнимые задачи, а не показывать на журавлей в небе. Даже после 6 лет нефтяного бума и высоких цен на нефть и газ Россия остается экономическим подростком. Зачем же раньше времени объявлять себя Гулливером? Наш ВВП в 13 раз меньше, чем в США, и в 2,5 раза меньше, чем во Франции и Англии. Наш новый, лучший за последние годы бюджет уже позволяет увеличить базовую пенсию. Но говорить об этом нужно спокойно, без захлеба, как о реальном, но скромном достижении.
Сегодня ни один социологический опрос, посвященный чаяниям россиян, не обнаруживает у широких слоев населения ни приступов величия, ни национальной гордыни. Россияне, уставшие быть «впереди планеты всей», сегодня не хотят быть ни первыми, ни последними. Они хотят нормальных условий жизни в нормальной стране. Чтобы из деревни можно было выехать на автобусе, а не шагать 5 км до ближайшего шоссе в резиновых сапогах. Чтобы на вокзалах и в аэропортах были чистые туалеты. Чтобы за каждым поворотом автомобилистов не подстерегал жадный гаишник. Чтобы лекарства можно было купить по доступной цене. Чтобы не было страшно летать на наших устаревших «тушках». <…> ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ «СТИЛИСТИКА» (желтым – вопросы на Гос.Экзамен) 1. Стилистика как раздел языкознания. Охарактеризуйте предмет и задачи стилистики. Определите связь курса «Стилистика русского языка» с другими языковыми дисциплинами. 2. История стилистических учений (труды М. В. Ломоносова, А. С. Пушкина, Ш. Балли, Л. В. Щербы, В. В. Виноградова, М. Н. Кожиной и др.). 3. Что такое языковая и стилистическая норма современного русского литературного языка. Виды стилистических ошибок. 4. Функциональная стилистика. Предмет. Задачи. Понятие о функциональном стиле языка. Подстиль. Что объединяет все книжные стили языка? 5. Официально-деловой стиль и его подстили (общая характеристика). Текстовые нормы построения документа. Канцеляризм. 6. Стилистические свойства официально-делового текста (экстралингвистические, фонетические, лексико-фразеологические и грамматические черты).
7. Научный стиль. Функции научного стиля и его подстилей (общая характеристика). 8. Стилистические свойства научного стиля (экстралингвистические, фонетические, лексико-фразеологические и грамматические черты). 9. Общая характеристика публицистического стиля (экстралингвистические, фонетические, лексико-фразеологические и грамматические черты). Подстили публицистического стиля. 10. Стилистика информационных, аналитических, художественно-публицистических жанров прессы. 11. Стилевые смешения как характерная особенность языка публицистики. Использование эмоционально-экспрессивных слов в публицистике. 12. Понятие разговорной речи и её особенности. Стилистические свойства разговорной речи (экстралингвистические, фонетические, лексико-фразеологические и грамматические черты) 13. Язык художественной литературы (общая характеристика). Отношение языка художественной литературы к системе функциональных стилей современного русского литературного языка. 14. Структурная стилистика. Предмет. Задачи. Понятие стилистической парадигматики. Стилистическая согласованность и стилистический контраст. Роль стилистически окрашенных слов в общей стилистической системе языка. Коннотация. 15. Фонетическая стилистика. Типы произношения и функциональные стили. Фонетические средства, представляющие интерес для стилистики. Эвфония и дисфония. Устранение неблагозвучия речи при стилистической правке текста. 16. Словообразовательная стилистика. Способы русского словообразования. Словообразовательные средства, представляющие интерес для стилистики. Специфика словообразования в функциональных стилях речи. 17. Лексическая стилистика. Смысловая точность речи. Выбор слов. Плеоназм, тавтология и плерома как существенный недостаток языка СМИ. 18. Стилистическое использование в речи синонимов, антонимов, многозначных слов, омонимов и паронимов. 19. Стилистическое использование слов иноязычного употребления, новых и устаревших слов, социолектов, диалектов.
20. Стилистическое использование фразеологических средств. Межстилевая фразеология. Книжная фразеология. Разговорная фразеология. Фразеологизмы научного и официально-делового стиля. Публицистическая фразеология. 21. Стилистические приемы речевой экспрессии на лексическом уровне: метафора, метонимия, синекдоха, ирония, эпитет, сравнение, гипербола, литота, олицетворение и т.д. – роль в тексте. 22. Функционально-стилистические возможности морфологии как уровня языка. Стилистический потенциал двух частей речи (на выбор студента). 23. Синтаксическая стилистика. Понятие синтаксической синонимии. Особенности синтаксиса книжно-письменной и устно-разговорной разновидности литературного языка. 24. Стилистика текста. Стилистические особенности монолога, диалога, полилога; чужой речи. 25. Стилистические приемы речевой экспрессии на синтаксическом уровне: хиазм, антитеза, инверсия, градация, анафора и эпифора, параллелизм, присоединительные конструкции, парцелляция, асиндетон и т.д. – роль в тексте. 26. Языковая игра – роль в тексте. Уровни языковой игры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|