Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Поведение индивида в условиях конкуренции




 

Новым явлением, связанным со становлением рыночных отношений в российской практике, является конкуренция, Развитие экономических реформ в значительной степени ускорило распространение конкурентных отношений на российском рынке. Переход от конкуренции за ресурсы и товары к конкуренции за потребителей и ужесточение отношений в этой сфере стали мощным фактором, направляющим развитие отечественной экономики.

В условиях рыночных отношений конкуренция во многом определяет поведение личности как в организации, так и за ее пределами. Конкуренция в значительной степени усиливает конфликтные составляющие в деятельности организаций.

Конкуренция — соревнование людей, групп, организаций в достижении сходных целей, лучших результатов в определенных областях деятельности. Конкуренция характерна для различных видов деятельности, в которых происходит столкновение интересов.*

Конкуренция представляет собой жесткое конфликтное соперничество юридических и физических лиц в различных сферах деятельности [11, с. 11].

Вместе с тем конкуренцию характеризует наличие правил (норм), в соответствии с которыми происходит взаимодействие субъектов. Контроль соблюдения этих правил осуществляет третье лицо. Если происходит нарушение принятых правил, то возникает ужесточение конкурентной борьбы, развиваются конфликты различных видов.

Например, приемные экзамены в институт. Ситуация конкуренции между абитуриентами за ограниченное количество мест в институте. Поступление и прием в институт осуществляются по четко разработанным правилам; отношения между абитуриентами и преподавателями, принимающими экзамены, регламентируются положениями по институту, утвержденными в Министерстве общего и профессионального образования. Любая спорная ситуация между преподавателем и студентом по поводу уровня знаний студента может быть обжалована им в соответ-

* Большой энциклопедический словарь. — 2-е изд., перераб. и доп. —М.: «Большая российская энциклопедия»; СПб.: Норинт, 1997, С.563.

• ствующей инстанции (в пределах института, в министерстве, суде). Таким образом, ситуация конкуренции регламентируется правилами взаимоотношений между участниками конкурентной борьбы для предупреждения конфликтных ситуаций.

Прием в институт, как ситуация конкуренции, всегда сопровождается конфликтами, но если введенные правила приема в вуз соблюдаются, то разнообразие конфликтов здесь ограничивается внутриличностными конфликтами для студентов, которые переживают свои неудачи на экзаменах. Если же происходит нарушение установленных правил приема (или одной из сторон кажется, что происходит такое нарушение), то происходит эскалация внутриличностного конфликта, его разрастание в межличностный или другой вид конфликта (см. рис. 3.8).

Рис.3,8. Схема эскалации конфликта.

Люди конкурируют за ресурсы, работу, за предоставление всевозможных льгот, за товары и услуги и др.

Традиционно, с позиций экономики,субъектами конкуренции являются:

• производители товаров и услуг (продавцы), которые борются друг с другом за покупателей, клиентов с использованием различных способов и приемов;

• потребители предлагаемой продукции (покупатели), которые борются за приобретение лучших товаров на наиболее выгодных для них условиях. Конкуренция осуществляется на различных уровнях:

• государственном, т.е. конкурируют самостоятельные государства за территории, приоритеты в направлениях развития, сырье, рынки сбыта своей продукции;

организационном, т.е. фирмы, организации конкурируют между собой за реализацию своих экономических интересов (увеличение объемов продаж, долю продукции на рынке; выпуск новой продукции, привлечение новых клиентов);

личностном, т.е. отдельные личности вступают в борьбу друг с другом за власть, рабочие места, ресурсы и пр.

В управленческой деятельности конкуренция происходит на уровне работников (за лучшее выполнение работы); на уровне руководителей структурных подразделений (за ресурсы для своего подразделения); на уровне руководителей организации (за долю рынка, за клиентов).

Таким образом, субъекты конкуренции и конфликта совпадают, так же как и в некоторых случаях совпадают объекты (ресурсы, должности, квалификация). Рассматривая объект конкуренции, можно сделать вывод, что в качестве объекта выступают преимущественно всевозможные ресурсы (материальные, информационные, временные), хотя внешне это может выглядеть и по-другому.

В дальнейшем будем рассматривать конкуренцию как конфликтную ситуацию, постоянно существующую между участниками конкурентной борьбы и при определенных условиях перерастающую в конфликт.

Понятия «конфликт» и «конкуренция» имеют как общие свойства, так и различия.

Общее между конкуренцией и конфликтом:

• борьба за свои интересы;

• активные взаимонаправленные действия субъектов;

• противоположность целей участников взаимодействия (реализация целей одной из сторон полностью лишает оппонента возможности реализовать свои цели);

• нарушение стабильности «Я-образа» у участников в результате вступления в борьбу.

Отличия конкуренции от конфликта:

• конкуренция предполагает достаточно часто опосредованные, а не прямые воздействия, как при конфликте, т.е. оппоненты выбирают способы косвенного воздействия: снижение цены на свой продукт, увеличение объема продаж своей продукции, повышение качества свой продукции;

• в условиях конкуренции затрагиваются преимущественно экономические интересы субъектов взаимодействия;

• перечень объектов конкуренции представляется более узким, чем объектов конфликта: объекты конкуренции входят в объект конфликта, но конфликт может разразиться и без конкурентной борьбы со своим объектом;

• наличие правил ведения конкурентной борьбы: законодательство, положения, регламентирующие акты в организациях, этические нормы, кодексы и т.д.; нарушение этих правил и приводит к конфликтам;

• частое участие третьей стороны при разрешении спора между конкурентами: арбитры, посредники, руководители. При решении конфликта к помощи посредника прибегают, но не слишком часто, в зависимости от характера конфликта.

Конкуренция определяет такое понятие как конкурентоспособность продукта, услуги, персонала. Положительные стороны конкуренции:

• высокий уровень мотивации участников бизнеса в борьбе за покупателей (путем изготовления полезной и качественной продукции, противостояния монополизму, снижения цен);

• нацеленность производства на конечные результаты своей деятельности;

• взаимный контроль друг друга, в результате чего осуществляется выпуск качественной продукции.

Отрицательные стороны конкуренции:

• конфликтность взаимоотношений;

• нестабильность существования организаций и рабочих мест;

• банкротства организаций.

Находясь в состоянии сравнения своих личных качеств и профессиональных возможностей, индивиды вынуждены, защищая свой Я-образ, работать интенсивнее.

Конкурентная борьба, происходящая на любом уровне, заставляет каждую из сторон доказывать свое преимущество, свое превосходство перед другой стороной. Именно поэтому конкуренция является движущей силой рыночной экономики.

Следует отметить, что с точки зрения особенностей поведения индивида в условиях конкуренции у не-. гр возникает необходимость доказывать свое преимущество в различных областях деятельности по сравнению с оппонентом. Такое положение приводит к усилению действия психологических механизмов защиты, реализации позитивных функции конфликтов (стимулирование к развитию, изменениям).

Вместе с тем конкуренция между продавцами, может создать конфликтную ситуацию с клиентами.

Например. В парикмахерской постоянная клиентка Смирнова причесывается у мастера Ивановой. С течением времени клиентка решила поменять мастера и перешла к мастеру Петровой, которая работает в этой же смене. Иванова и Смирнова живут в одном подъезде и всегда здоровались и разговаривали при встречах: После перехода к другому мастеру Иванова перестала замечать Смирнову, не здоровается ни в парикмахерской, ни во дворе дома.

В данной ситуации, кроме имущественных интересов у мастера Ивановой задето самолюбие, ее Я-образ, поскольку постоянная клиентка перешла к другому мастеру. С мастером Петровой ей необходимо и дальше работать, доказывать свою квалификацию, поэтому произошел перенос отрицательных эмоций, вызванных конкуренцией со стороны Петровой, на клиента Смирнову. Конфликт не состоялся в связи с тем, что взаимодействие Ивановой и Смирновой прекратилось.

В связи со значительной эффективностью ситуации конкуренции достаточно часто создаются в организациях руководителями сознательно для решения ряда производственных и управленческих задач: оценки деятельности сотрудников, стимулирования, перемещения сотрудников и т.д. Конкуренция используется руководителем для активизации деятельности своих сотрудников, для повышения их отдачи в работе, для переключения внимания с одних проблем на другие, повышения эффективности функционирования подразделений.

 

Краткое содержание

 

Появление конфликта, как правило, связано с психологическими особенностями личности, затронутыми ее интересами, потребностями, мотивами деятельности.

Основными характеристиками, определяющими поведение индивида в конфликте, являются: природные свойства индивида, его индивидуально-психологические особенности (темперамент); система потребностей, мотивов, интересов; внутреннее представление личности о себе, ее «Я-образ» («Я-концепция»).

Количество и разнообразие потребностей личности велико. Все множество потребностей личности составляет источник, мотив ее деятельности, во многом определяет ее поведение.

В основе большинства конфликтов лежит невозможность личности реализовать значимые для нее цели, потребности, интересы.

Я-концепция определяет относительно устойчивую, в большей или меньшей степени осознанную, переживаемую как неповторимую систему представлений индивида о себе, на основании которой он строит свои взаимоотношения с остальными людьми. Формы поведения личности для самозащиты от внешнего, агрессивного, по ее мнению, воздействия называют психологическими механизмами защиты, которые и формируют субъективные причины конфликтов.

Конфликты возникают и из-за несоответствия поведения индивида ожиданию окружающих. Такое объяснение причины возникновения конфликтов было выдвинуто в соответствии с ролевой теорией. Согласно этой теории личность в жизни рассматривается как актер, поведение которого должно отвечать определенной роли в соответствии с разделением функций (в организации, в семье, в быту) и ожиданию окружающих от этой роли. В случае соответствия поведения личности ожиданиям окружающих конфликт не возникает, если же поведение личности значительно отличается от ожидаемого, то возникает конфликт, сила которого может быть различной.

Поведение личности во многом определяется условиями, в которых она существует. Новым для российской практики явлением стало понятие конкуренции. Конкуренция представляет собой жесткое конфликтное соперничество юридических и физических лиц в различных сферах деятельности, которое происходит в соответствии с выработанными правилами (нормами). При нарушении этих правил возникают конфликты.

Конкуренция — конфликтная ситуация, которая при продолжительном напряженном взаимодействии может перерасти в конфликт. Нарушается созданный Я-образ личности, срабатывают психологические защитные механизмы личности, что приводит к конфликтам. Для того, чтобы ситуация конкуренции не перерастала в конфликтную, целесообразно придерживаться заданных правил ведения конкурентной борьбы, либо прекратить взаимодействие.

 

Ключевые слова

 

Интерес (от лат. interes — имеет значение, важно) — форма проявления познавательной потребности личности, направленная на тот или иной предмет, отношение к предмету как к чему-то для нее ценному, важному, привлекательному.

Конкуренция (от лат. concurentia — соперничество) — жесткое конфликтное соперничество юридических и физических лиц в различных сферах деятельности.

Личность — устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида.

 

Мотив (от лат. movere — приводить в движение, толкать) — внутреннее побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенных потребностей; совокупность внутренних и внешних условий, вызывающая активность личности. Мотив является основанием поступков индивида.

Потребность —нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности.

Роль (от франц. rôle — роль) — определенный стереотип, шаблон, модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных или личных отношений.

Вопросы для повторения

1. Как может повлиять на поведение личности и на возникновение конфликта ее нереализованная потребность в самоуважении?

2. Почему люди так стремятся реализовать свои интересы?

3. Что является движущей силой, определяющей поведение индивидов?

4. В чем состоит практический смысл «Я-концепции» При управлении организацией?

5. Приведите примеры конфликтных ситуаций, возникших в результате действия психологических механизмов защиты?

6. В чем выражается взаимосвязь понятий потребности-мотивы-интересы и как это влияет на возникновение конфликтов в организации?

7. В чем состоит взаимосвязь понятий «конкуренция» и «конфликт»?

8. Как может быть использована конкуренция между сотрудниками для повышения эффективности деятельности подразделения?

 

Практическая ситуация

В подмосковном поселке Котельники орган местного самоуправления осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией и законодательством РФ.

Формами местного самоуправления являются: референдум, сход, выборы органов и должностных лиц местного самоуправления, территориальное общественное самоуправление.

Структура органов местного самоуправления определяется местным сообществом муниципального образования самостоятельно и закрепляется в уставе муниципального образования в соответствии с законодательством.

В сентябре 1996 года прошли выборы Главы поселка и представительного органа. Была разработана структура муниципального образования «Поселок Котельники» и утверждено штатное расписание, в соответствии с которым был набран штат сотрудников в администрацию, часть сотрудников перешла из предыдущего состава. В администрации работают 45 человек. Коллектив сложился достаточно дружный, молодой, сплоченный. В структуре администрации предусмотрены должности первого заместителя главы администрации и три его зама: по экономическим, социальным и финансовым вопросам.

Первый заместитель главы администрации Петров В.В. работает в администрации 7 лет, работу знает хорошо, пользуется уважением у сотрудников.

Заместителем главы администрации по финансовым вопросам работает Сидорова A.A., которая трудится в администрации уже 6 лет, пришла из Федерального казначейства т должность главного бухгалтера и вскоре была назначена заместителем главы администрации. Сидорова является грамотным специалистом, хорошо владеющим информацией по законодательной базе.

Заместителем главы администрации по социальным вопросам является Гяазкова В.В., работающая в администрации 16 лет. В свое время Глазкова была избрана секретарем исполкома и осталась на долгие годы в администрации. У нее большой опыт работы, знание людей из данного округа, она квалифицированно разбирается в вопросах социальной защиты и помощи населению.

Должность заместителя главы администрации по экономическим вопросам долгое время была свободной в связи с тем, что не могли подобрать соответствующего специалиста (рядом находится Москва и жители района традиционно ориентируются на работу в столице).

Год назад, наконец, был найден специалист — Иванова P.P. Она пришла из комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации Московской области. Выбор был остановлен на ней, потому что ее профессионализм соответствовал тому кругу вопросов, которые предполагается решать на должности главы администрации по экономике в современных условиях. Кроме того, Иванова, являлась жительницей поселка.

Коллектив принял Иванову хорошо, с уважением к ее предыдущей деятельности. Но с течением времени в коллективе стали появляться конфликтные ситуации: сначала незначительные, потом все серьезнее. Один из конфликтов возник при перераспределении должностных обязанностей между Сидоровой и Ивановой.

Так как, Сидорова работала давно, а должность зама по экономике была вакантна, то Сидорова выполняла часть этих функций. В этой связи при определении круга обязанностей Ивановой Сидорова заявила, что те организации, с которыми у нее налажены контакты и вопросы решаются нормально, должны остаться за ней, а Иванова пусть сама устанавливает отношения с теми организациями, где данная работа не проводилась.

Однако Иванова не стала проводить изменений в работе и продолжила работу с уже охваченными организациями. Появились случаи, когда Иванова брала отчеты у Сидоровой, обобщала данные и докладывала руководству о проделанной работе.

На одном из совещаний Сидорова возмутилась подобными действиями Ивановой и выступила. Иванова стала достаточно эмоционально доказывать, что она более компетентна в подобных вопросах. Разгорелся спор, который прекратил первый заместитель главы администрации. Однако конфликт происходил на совещании, на котором присутствовало много сотрудников, в результате в конфликт были втянуты сотрудники этих подразделений. Обстановка в двух подразделениях администрации существенно затрудняет дальнейшую работу всех подразделений.

 

Вопросы по ситуации:

 

1. Определить объективные причины создавшейся конфликтной ситуации.

2; Интересы каких групп и сотрудников задействованы, какие защитные механизмы были включены и у кого при создавшейся ситуации?

3. В чем состоят субъективные причины конфликтной ситуации?

4. Как сказалась Конкуренция отношений на формировании конфликта?

Литература по главе

1. Андреева Г.М. Социальная пси х ология. 2-е изд. — М.: Молодая гвардия, 1988.

2. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарика, 1998.

3. Войкунский А.Я. Я говорю, мы говорим: очерки о человеческом общении. —· М.: Прогресс, 1990.

4. Гришина H.B. Я идругие. Общение в трудовом коллективе.— Л.,1990.

5. Жариков E.G. Методика самооценки хозяйственного руководителя. — М.: АНХ при СМ СССР, 1983.

6. Кочеткова А.И. Психологические основы современного управления персоналом. — М.: Издательство ЗЕРЦАЛО, 1999.

7. Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день. — М.: Новая школа, 1994.

8. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: Учебное лособие. — М,: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1999.

9. Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. Т- 1,2 — M.: Внешторгиздат, 1993.

10. Обозов H.H. Психология межличносптых отношений. Киев: Лыбидь, 1990.

11. Самоукин А.И., Самоукина Н.В., Шишов А.П. Психология бизнеса. — М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем»: Издательство ЭКМОС, 1997.

12. Тидор С.Н. Психология управления: от личности к команде. — Петрозаводск: «Периодика», 1997.

13. Управление персоналом организации. Практикум: Учебное пособие / Под. ред. А.Я.Кибанова — М.: ИНФРА-М, 1999.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...