Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Наша жизнь — между наслаждением и страданием




Свобода воли

 

«Боже! Дай мне силы изменить в моей жизни то,

что я могу изменить, дай мне мужество принять то,

что изменить не в моей власти,

и дай мне мудрость отличить одно от другого»

 

(Древняя мудрость)

 

Есть ли свобода воли?

Важнейшим философским вопросом является понятие – свободы воли. Если мы предположим, что свобода воли человека выражается в самоосознании, которое рассматривается как способность человека осознанно и самостоятельно планировать, и реализовывать перспективы своего определения в мире. То становится очевидным, что эта проблема вплотную соотносится с проблемой становления всего жизненного пути личности, «единственного и неповторимого» (М.М.Бахтин).

Очевидно, что субъект начинает объединять себя с более полным потоком жизни, и это воссоединение позволяет ему вырваться из эмпирической обусловленности и начать действовать в соответствии со своими высшими смыслами. Эти смыслы звучат, как голос его внутренней необходимости. Если вспомнить известную лютеровскою фразу: «здесь стою и не могу иначе!», то она, наилучшим образом, выражает понимание этой внутренней необходимости.

Австрийский психолог, автор метода «логотерапии» В.Франкл, в своей книге «Человек в поисках смысла» в главе «Самотрансценденция как феномен человека», писал: «.....человеческое существование характеризуется преодолением границ среды обитания вида «Homo sapiens». Человек стремиться и выходит за ее пределы, в мир, и действительно достигает его - мир, наполненный другими людьми и общением с ними, смыслами и их реализацией».

Древние философы несколько иначе смотрели на понятие «точки (топоса) свободы», вслед за Р.Декартом, который решал эту проблему со свойственной ему позиции дуализма, пытался решать Б.Спиноза, верный принципам монизма. Спиноза утверждал, что воля является универсальной сущностью или идеей, которая бесконечна и может простираться за пределы разума. Универсальность воли в том, что она применима как к одному индивидууму, так и к бесконечному их числу. Свободу человека Спиноза рассматривал через могущество разума, а могущество души определялось ее познавательной способностью.

Многие современные ученые, с большим энтузиазмом обсуждали данную проблему. Можно обратиться к статье А.А.Пузырея «В стороне Декарта», где, по мнению автора: свобода – это феномен полного внутреннего самоопределения - и с этим можно согласиться.

В дальнейшей логике нашего рассуждения появляется большое количество вопросов. На что же именно в нашей жизни мы можем влиять? И способен ли субъект влиять на выход из причинно- следственных связей, реагировать каждый раз по-новому и не тянуть прежние наработки в будущее? Способен ли субъект воссоединить себя с высшими, вечными смыслами, создав полноту собственной жизни? Можно ли постичь себя истинного? На каком периоде своего развития человек способен проявлять свою свободу воли, и в какой мере она допустима? Почему человек естественным путем, от природы не получает этого знания?

Несмотря на то, что в основе нашей природы лежит стремление к равновесию (гомеостаз) и здравый эгоизм — желание максимального получения при минимальных усилиях — почему мы, в отличие от животных, совершаем необдуманные и неэффективные поступки? Возможно, в большинстве случаев жизни «Аннушка уже пролила масло», а мы-то считаем, что ход событий зависит от нас?

Очевидно, мы ошибаемся именно в осознании пределов наших возможностей, в постановке целей. Природа не дает нам информации о том, в каких поступках мы действительно свободны, а в каких существует лишь иллюзия свободы, нет у нас этого врожденного инстинкта. Судьба позволяет нам ошибаться — как каждому человеку, так и всему человечеству.

 

Попытки разобраться

В попытке разобраться в поставленных проблемах, обратимся к очень важному вопросу:

«Когда человек становится способным что-то выбирать?» Для поиска ответа можно проследить развитие человеческой личности в онтогенезе.

Основным двигателем развития личности ученые считают социокультурные условия, в которые помещен индивид.

Индивид рождается с определенными врожденными задатками и только в особых условиях, они могут развиться в способности. Мы знаем большое количество примеров, когда дети с выдающимися задатками к музыке или науке не имели должного влияния среды на развитие этих задатков и претворение их в способности. Постепенно, влияние этих генетических индивидных качеств, слабело и со временем уже ничто не выдавало в обычном человеке потенциального «великого музыканта» или «ученого».

На протяжении всей нашей жизни мы обусловлены социальной ситуацией развития (ССР). В течение жизни она меняется. Это и ведет человека к развитию. Развитие это непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся в первую очередь постоянным возникновением и образованием нового, не бывшего на прежних ступенях. С материалистической точки зрения развитие - это процесс, характеризующийся единством материальной и психической сторон, единством общественного и личного.

Критерий возраста - новообразования, которые характеризуют сущность каждого возраста. Новообразование – новый тип строения личности, ее деятельности, те психические и социальные изменения которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание человека, его отношения к среде его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период.

Социальная ситуация развития – это специфическое для данного возраста, единственное и неповторимое отношение между человеком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Социальная ситуация - это исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии личности в течение определенного периода. Она определяет весь образ жизни человека, и его социальное бытие.

Для младенца ССР - это его мать и близкие, от которых он полностью зависит. Далее по мере взросления ребенок выделяет из своего окружения людей, с которыми ему хочется общаться. Если ребенок ходит в ясли и в детский сад, то возможностей выбора сверстников для общения у него достаточно. Но выборы эти бессознательные, интуитивные по принципу нравится - не нравится. Школа дает ребенку еще большую «условную свободу выбора», ребенок может выбирать с кем сидеть за партой, с кем играть, но в этом возрасте дети часто бывают конформистами, они пытаются подражать поведению старших товарищей, примыкают к группировкам, становятся бездумными исполнителями чужой воли. В этом возрасте ребенку необходимо, чтобы общество его приняло и он не слишком щепетилен в выборе этого общества, «...с кем угодно, лишь бы не быть одному».

Пожалуй, о первых попытках реального свободного выбора может идти речь, когда у ребенка происходит относительная автономия от взрослых и наступает фаза интимизации отношений с людьми. Это примерно 15-17 лет. К этому возрасту человек способен на иерархию и автономию мотива, соподчинение одних желаний другим. Психологи называют этот период вторым рождением личности. Если есть второй период, то, очевидно, что был и первый.

Интересное исследование провел Отечественный психолог А.Н.Леонтьев.

Детям, в возрасте от 3 до 5 лет предлагали решить невыполнимую задачу. Например: не вставая со стула, достать игрушку, лежащую на большом расстоянии. Все экспериментаторы выходили из комнаты и оставляли ребенка одного. Часто дети, не долго думая, вставали со стула, забирали игрушку, спокойно садились обратно и начинали с ней играть. Когда экспериментаторы спрашивали этих детей о соблюдении условий задания и те говорили, что не вставали с места, то их угощали конфетами и хвалили. При этом некоторые дети ели конфеты и плакали, некоторые отказывались от конфет, другие съедали все и просили еще. Случаи, когда ребенку было стыдно за свой обман, получили название - эффект «горькой конфеты». Ученые считают, что это признаки первого рождения личности человека.

В общепринятом смысле можно сказать, что на рубеже от 3-5 лет у ребенка зарождается такое морально-этическое образование, как совесть и это свидетельствует о появлении у него первых личностных качеств, т.е. это начальные шаги, когда постепенно ребенок из индивида превращается в личность. В.Франкл говорил: «Орган смысла - совесть, а совесть-это бессознательный Бог».

 

Далее, второе рождение личности происходит у человека на рубеже полового созревания и характеризуется, как уже было сказано, способностью соподчинения собственных мотивов, потребностью ставить цели, достигать их и главное; в этот период созревает очень важное личностное образование- воля.

В концепции Аристотеля воля определяет не только инициацию произвольных действий, но и их выбор, и их регуляцию при осуществлении. Произвольными действиями или поступками Аристотель называет действия, имеющие источник активности в самом человеке, т.е. осуществляемые по решению человека. Воля понимается Аристотелем, как самостоятельная сила души, и как способность человека к определенной активности, идущей от него самого.

Декарт рассматривал понятие «воля» как способность души формировать желания и определять побуждения к любому действию человека, которые нельзя объяснить на основе рефлекторного принципа. Функция воли: используя разум, бороться со страстями для обеспечения побуждения к избранным действиям. Страсти возникают под влиянием вещей, а желания порождаются непосредственно душой. Воля может выступить против страстей и затормозить движения, «к которым страсть располагает тело». Разум рассматривался - как собственное орудие воли. Декарт относил к сильным душам те, в которых имеются твердые и определенные суждения о добре и зле. Слабые души - воля которых не заставила себя следовать определенным правилам.

Если принять все вышесказанное, то понятно, что для формирования личности необходимы определенные условия, есть ряд характеристик свидетельствующих о достаточной зрелости личности – понятие добра и зла, волевая регуляция, личностные смыслы и т.д.

Психофизиологи считают, что к 25-ти годам все морфологические структуры мозга человека созрели, а, следовательно, к этому возрасту человек представляет собой законченный продукт. И вероятно, что личность тоже созревает к этому возрасту. В этот период человек получает большую степень автономии от близких и способен сам формировать собственное социальное окружение. В этом возрасте человек способен не только на действие, а на поступок.

Леонтьев писал: «Личность человека порождается в его деятельности, которая осуществляет его связи с миром. Первые активные и сознательные поступки - вот начало личности. Становление ее проходит в напряженной внутренней работе, когда человек как бы постоянно решает задачу, «чему во мне быть», и, случается, отторгает от себя то, что обнаружилось». Вспомните А.П.Чехова, «..по капле выдавливающего из себя раба...».

М.М.Бахтин в своей книге «Философия поступка», рассуждал о том, что каждая мысль является поступком, и вся жизнь человека рассматривается им, как сложный поступок. Он вводит новое понятие - «Участное сознание», человек должен «мыслить участно». Само понятие «Смысл», М.Бахтин рассматривает, как трансценденцию, то, что ведет человека.

«....Все смысловое содержание может стать действительным только в поступке....нужна инициатива поступка по отношению к смыслу. Ответственность проявляется в его утверждении или не утверждении...» М Бахтин.

 

Способности человека самостоятельно решать конфликты мотивов, задачи личностных смыслов, говорят о том, что он способен к определенному самоанализу, он способен искать ответ на вопрос, «кто я, и зачем?». Этот период можно назвать поиском собственной индивидуальности. В своих поступках и деяниях человек выражает свое индивидуальное отношение к миру, осуществляет, по словам Э.Гюссерля «личностные вклады» в других людей, в социальное конструирование различных «жизненных миров». Подобная позиция требует от человека очень активной и устойчивой индивидуальной позиции. И здесь уместно вспомнить, слова А.Пузырея, что свобода – это полное самоопределение.

В своей статье «Свобода воли» Бааль Сулам - каббалист и философ 20–го века писал, что единственной свободой воли человека является свобода выбора общества, которое способно улучшить его личностные свойства. «Только выбор окружения может принести успех или позор человеку. Но после того как выбрал окружение, он отдает себя в их руки, как материал в руки производителя».

В этих словах есть великая мудрость, ведь человек постоянно находится в поиске общества, в котором он мог бы развивать свои индивидуальные качества. Развиваясь, сам, он способен развивать и данное общество – это работает по принципу открытой системы.

И тогда перед человеком встает вопрос «что выбирать?» - это один из важнейших вопросов человеческого бытия.

Понимание смысла собственного существования делает деятельность человека направленной. Жизнь, наполненная высшим смыслом превращается в духовную практику, в деятельность на постижение Бытия. Развитие, обуславливающее структуру личности включает в себя и личную историю, и эволюцию живых существ, и историю человечества. Личность тем значительнее, чем более индивидуально представлено в ней всеобщее. Высокодуховная личность является носителем общественно- исторических сил, она выступает как единица в системе общественных отношений, как образец этих отношений и всегда преломляет эти отношения через собственное индивидуальное постижение высших законов бытия.

 

Наша жизнь — между наслаждением и страданием

Если проанализировать действия человека, мы обнаружим, что практически все они жестко детерминированы. Ведь внутренняя природа человека и внешние обстоятельства вынуждают его действовать по закрепленному поведенческому репертуару.

Потребностно - мотивационная сфера людей, вероятно, ограничена зоной наслаждения и страдания. Здесь уместно вспомнить классика психоанализа - З.Фрейда. Он признавал существование двух основных групп инстинктов: жизни и смерти (эрос и танатос). С точки зрения З.Фрейда: вся жизнь человека нацелена на разрядку или удовлетворение потребностей. Согласно теории Фрейда, мотивация человека полностью основана на энергии возбуждения, производимого телесными потребностями.

В дальнейшем эта теория стала родоначальницей концепции теорий гомеостаза. В действительности практика показывает, что очень много реального в этой концепции. Постепенно появились новые теории о разумном эгоизме, имеющие в своей основе схожий принцип.

С теоретической основой индивидуальности и эгоизма тесно связана и их практическая основа; она заключается в том, что причину и цель всех своих волевых актов и стремлений индивидуум имеет в самом себе, а особенно в своих чувствах (удовольствия и неудовольствия). Иначе говоря, люди способны постигать этот мир через позитивные и негативные эмоции.

Непосредственно, человек способен чувствовать только собственные радости и страдания, а не радости и страдания других. Чувства других людей им постигаются в той мере, в которой они выражаются другими людьми и в собственной готовности субъекта их воспринять. С собственной внутренней жизнью субъекта эмоции других людей не находятся в непосредственной связи.

Можно сказать так, что все стремления и волевые акты живого существа вытекают из его чувств и конечной целью имеют опять – таки чувства. Получается, что индивидуум со всех сторон огражден от прочего мира и поэтому противопоставлен ему. И это абсолютное отделение формирует в человеке самосознание - оно и является основой индивидуальности и вместе с тем корнем эгоизма. Подобное противопоставление себя самого миру и при этом познание себя самого, как целостную субстанцию, как необусловленное ничем бытие (Wesen),-является очевидной причиной, по которой каждый человек чувствует себя центром мироздания и, как удачно подметил А.Шопенгауер - если исчезнет центр мироздания (сам человек), то исчезнет для него и весь мир.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...