Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уголовное право Российской Федерации

Министерство образования и науки рф

Фгаоу впо «северо-восточный федеральный университет имени м.к. аммосова»

Юридический факультет

Методические рекомендации по написанию курсовых работ

По дисциплине

Уголовное право Российской Федерации

(специальность — 030501.65 Юриспруденция)

 

Якутск 2011

Кафедра уголовного права и процесса

 

 

Составитель:

 

 

Старший преподаватель Корякина З.И.

 

Введение

 

В соответствии с учебным планом по специализации “Юриспруденция” предусматривается выполнение студентами курсовой работы по дисциплине “Уголовное право Российской Федерации”.

Курсовая работа — своеобразный итог определенного этапа обучения в вузе. Она представляет собой самостоятельный научно-исследовательский труд, позволяющий определить способности студента решать научные и практические проблемы изучаемых дисциплин, дающий возможность говорить об умении будущего юриста грамотно, логически правильно, стройно и последовательно излагать результаты этого труда.

В данных методических рекомендациях изложены основные требования, предъявляемые к подготовке, написанию и оформлению курсовых работ по дисциплине “Уголовное право Российской Федерации”, а также предоставлены определенные темы.

Общие положения

Каждый студент, обучающийся на юридическом факультете, обязан выполнить курсовую работу из списка тем курсовых работ и представить выполненную работу на рецензирование не позднее срока, установленного кафедрой.

Сдаваемая на кафедру курсовая работа должна быть зарегистрирована заведующим кабинетом кафедры уголовного права и процесса в специальном журнале, где вносится запись о Ф.И.О. студента, группе и курсе, теме, дате сдачи работы. Произведенную запись в журнале студент отмечает своей подписью.

Кафедра принимает только работы, выполненные с соблюдением следующих обязательных условий:

— выполнена по теме, определенной кафедрой (темы курсовых работ прилагаются);

— написана самостоятельно на основе предварительного изучения и усвоения содержания научных публикаций по исследуемой теме;

— правильно оформлена, то есть с соблюдением всех необходимых требований, указанных в данных методических рекомендациях.

Работы, выполненные с нарушением указанных положений, не рецензируются и возвращаются студентам на доработку.

Задачи курсовой работы

Написание курсовой работы является одной из важнейших форм самостоятельного изучения студентами программного материала.

Творческое выполнение курсовой работы учит логически излагать свои мысли и способствует:

во-первых, более глубокому усвоению теоретических положений и методических аспектов изученной дисциплины, выработке необходимых приемов анализа и обобщения теоретических положений и юридических источников, а также юридической практики;

во-вторых, привитию навыков самостоятельной работы с научной литературой и нормативными актами, овладению и прочному закреплению правовой терминологии;

в-третьих, расширению научного, профессионального кругозора студента, формированию интереса к научно-исследовательской работе, приобретению навыков творческого подхода к изучению юридических дисциплин, выработке самостоятельных выводов, что имеет большое значение для будущих специалистов с высшим образованием;

в-четвертых, четкой организации руководства самостоятельной работой студента, одновременно являясь средством контроля за тем, насколько успешно выполняется каждым конкретным студентом учебный план и усваивается материал в объеме, установленном программой.

Рецензирование курсовых работ позволяет преподавателям своевременно выявлять возможные недоработки и оказывать студенту необходимую помощь по их устранению.

Основные требования, предъявляемые к курсовой работе

Подготовка курсовой работы (как и любого научно-литературного труда) — весьма сложный теоретический процесс. В ходе написания курсового проекта приходится сталкиваться с большими трудностями, так как это требует от исследователя мобилизации сил и знаний, трудолюбия, усидчивости, настойчивости, умения в относительно короткий срок интенсивно и напряженно работать при изложении сущности рассматриваемых проблем.

Основным критерием оценки курсовой работы является достаточно высокий уровень освещения в ней научно-теоретических проблем, актуальность и практическая значимость исследования.

Как показывает опыт, студенты довольно часто допускают ошибки, так как при написании курсового проекта излагают материал лишь в “позитивном”, описательном аспекте, не предпринимая попыток самостоятельного критического анализа работ ученых; отдельные работы представляют собой откровенную компиляцию. Такие работы составлены на основе чужих произведений даже без авторской обработки источников, в то время как основная часть текста работы должна состоять из творчески осмысленного материала.

Курсовое сочинение должно быть основано на прочном фундаменте знаний, полученных при изучении философии, теории государства и права, теории уголовного права и уголовного процесса.

При написании работы автор не должен забывать, что это органически целостное, структурно и логически верно построенное научно-литературное произведение, в котором каждая часть работы представляет собой относительно законченный этап исследования, органично связанный с последующим (параграфом, главой).

Недопустимо, чтобы работа выглядела как бессистемный набор разрозненных фактов, мнений юристов, цитат, результатов социологических исследований.

И, наконец, одно из важнейших требований, предъявляемых к такого рода работам: необходимо показать умение критично оценивать взгляды ученых, их отдельные позиции, аргументированно и убедительно отстаивать правоту или доказывать ошибочность тех или иных положений, устанавливать закономерности, формулировать самостоятельные выводы, давать рекомендации по решению проблем, исследованных в курсовой работе.

Подготовка к написанию курсовой работы

Определив направление исследования и тему своего будущего произведения, студенту необходимо ознакомиться в библиотеке с перечнем литературы, чтобы понять глубину и полноту освещения материала предшественниками, практические возможности к доступу литературы, выяснить наличие материалов статистики, обзоров и обобщений судебной практики, а при необходимости подготовиться к проведению самостоятельных социологических исследований. На этом этапе следует еще раз проконсультироваться со специалистами, чтобы грамотно отобрать необходимые источники.

На подготовительном этапе формируется лишь замысел будущей работы. План ее составляется спустя некоторое время. Предварительное составление плана курсового сочинения представляется нецелесообразным, так как автор не может точно и подробно выстроить структурную схему будущей работы, пока “строительный материал” им еще не изучен.

Далее нужно определиться с теоретическим обоснованием исследуемых проблем, поиском необходимой литературы, систематизацией отбираемого материала.

План будущей работы студент составляет в процессе ознакомления с различными источниками информации, уже имея черновики рукописи. При этом обязательно обсуждение плана с руководителем курсовой работы, т.е. с преподавателем, рецензирующим работу.

Подготовительный этап написания работы может включать в себя следующие моменты:

— поиск и отбор необходимой литературы;

— группировку и систематизацию материалов в соответствии с предварительным планом работы;

— прогнозирование вероятного результата своего исследования и т. д.

Поиск литературы следует начинать в библиотеке. По уголовному праву издано несколько библиографических справочников, ознакомившись с которыми можно отобрать соответствующие теме исследования книги, статьи, другие материалы. К услугам студентов в нашем городе — фонды Национальной библиотеки им. А.С. Пушкина, библиотеки СВФУ, библиотек других вузов, книжные магазины и ярмарки.

При подготовке материала для написания курсовых работ можно рекомендовать в качестве примерного перечня следующую литературу:

— законодательство (Уголовный кодекс РФ, отдельные законы, например, “Об оружии”);

— фундаментальные труды по проблемам философии, теории государства и права, теории уголовного права;

— монографии (научные труды по отдельным проблемам и темам);

— научные статьи, опубликованные в журналах (“Государство и право”, “Правоведение”, “Законность”, «Российская юстиция», «Уголовное право» и др.);

— статьи из сборников научных трудов;

— статьи из материалов научно-практических конференций;

— рецензии на опубликованные научные работы;

— авторефераты диссертаций;

— материалы печати;

— научно-практические комментарии;

— учебники;

-   электронные ресурсы интернета;

— информация, имеющуюся в автоматизированных компьютерных базах систем “Кодекс”, «Консультант», “Гарант”, “ЮСИС” и др.

Какие-либо рекомендации относительно порядка изучения литературы дать сложно, поскольку это связано как с множеством особенностей личности (психики, памяти, восприятия и т. п.), так и уровнем эрудиции, жизненным опытом, степенью освоения материала, организованностью человека. Таким образом, подготовительный процесс сбора материала весьма индивидуален.

В большинстве случаев процесс отбора, изучения и систематизации материала проходит по следующей схеме: найдя необходимую книгу, статью, рецензию, студент в соответствии с замыслом осуществляет общее, предварительное знакомство с ней. На что необходимо обратить внимание? На титульный лист, выходные данные, краткую аннотацию (если она есть), оглавление, введение, заключение. Подобное поверхностное ознакомление позволит студенту уяснить общее представление о тех научных проблемах, которые пытался разрешить автор книги. Оглавление поможет понять построение, последовательность и логику научного исследования. Отдельные названия глав и параграфов подскажут студенту направление собственного творческого поиска и составления плана в чистовом варианте.

Названия всех отобранных источников следует заносить на отдельные листы или карточки с краткими записями сути произведения; затем эти карточки группируются и раскладываются в футляре (ящичке, коробке) по главам и параграфам рабочего варианта плана курсовой работы. Количество источников на данном этапе работы может существенно отличаться от окончательного варианта списка использованной литературы, который будет приведен студентом в своей работе. Как правило, подобные карточки заготавливаются впрок, с некоторым запасом, чтобы впоследствии была возможность выбора источника без дополнительного обращения в библиотеку.

Все собранные материалы автор приводит в определенную логическую систему. Затем начинается работа студента по углубленному изучению книг, статей, материалов с конспектированием наиболее важных, с точки зрения автора, положений. Здесь также не надо бояться подробных записей исходных материалов. Последующая рациональная структура создаваемого сочинения может быть найдена лишь при составлении, анализе и оценке вариантов конструирования будущей работы.

К карточке, обозначающей соответствующую монографию, статью, необходимо делать выписки. Их рекомендуется заносить на отдельные листы, с записями только на одной стороне, чтобы в дальнейшем с помощью ножниц и клея была возможность располагать текст в какой-либо последовательности, производить необходимые перестройки, объединять материал в соответствующие группы.

К выпискам следует точно указывать выходные данные (фамилия и инициалы автора работы, ее точное и полное название, место издания, издательство, год издания и страницы цитируемого текста). Эти организационные моменты помогут вам существенно сэкономить время как при оформлении сносок, так и при составлении списка литературы.

Выписки необходимо делать рационально, что во многом зависит от уровня информированности исследователя. Для кого-то мысли, почерпнутые из книги ученого, являются уже известным фактом, для другого — станут новостью. Но одно правило надо соблюдать всегда: выписки обязательно следует делать по поводу основных, узловых, принципиальных проблем темы исследования. Причем текст любого фрагмента работы должен представлять собой законченную мысль, согласованную с интересующей вас проблемой.

Довольно часто при конспектировании работ других ученых появляются ваши творческие находки. В этих случаях непременно следует зафиксировать мысль на полях либо на отдельной карточке и в дальнейшем, если она достаточно зрелая, использовать в тексте работы.

Законспектированные и собранные материалы лучше всего разложить по отдельным папкам, которые будут соответствовать разделам рабочего плана курсового сочинения. Собранная информация поможет вам определиться со структурой будущей работы, составлением плана ее написания в чистовом варианте.

Составление плана курсовой работы

Проект плана необходимо согласовать с научным руководителем, так как он сможет подсказать наиболее оптимальный вариант по объему, характеру, направленности, логике изложения материала, сложности и другим важным критериям подготовки работы.

Не следует забывать, что в процессе написания сочинения так называемый “чистовой” вариант плана тоже может претерпеть существенные изменения.

Весь подготовительный этап изучения и конспектирования литературы поможет вам составить представление об условиях теоретических и практических проблем исследуемого направления, наметить путь своего творческого исследования, предвосхитить результат сочинения. По плану работы также можно составить представление об актуальности решенных проблем, объеме, сложности, глубине, логике изложения материала. Поэтому составление плана — весьма сложный и ответственный момент при написании курсовой работы. План должен быть детально продуман, взвешен, должен точно отражать суть написанного и быть логически стройно составлен.

Хорошо продуманный, четко составленный план представляет собой “скелет”, стройную архитектонику будущего произведения. Он поможет впоследствии “смонтировать” научно-литературное произведение и является основой успешного процесса подготовки исследования.

Как правило, план курсовой работы состоит из трех частей — введения, основной части (от двух до четырех глав, вопросов) и заключения.

Во введении обосновывается актуальность темы, кратко характеризуется степень ее разработанности, определяются цели и задачи исследования. По объему введение должно составлять примерно 10 процентов текста работы, то есть 2—3 страницы набранного на компьютере текста.

Основная часть отражается в плане как детально зафиксированный перечень взаимно согласующихся и взаимно увязанных между собой вопросов, а при необходимости — параграфов и подпунктов к ним.

По объему это примерно 80 процентов текста, то есть 20—22 страницы.

В заключительной части курсовой работы проводится обобщение наиболее важных положений, делаются выводы, подводятся итоги раскрытия темы, обосновываются предложения по совершенствованию тех или иных аспектов проблемы.

Для заключения достаточно 5—10 процентов от общего объема текста (1—2 страницы).

Написание курсовой работы

Написание курсовой работы — сложный творческий процесс. Он весьма индивидуален и во многом зависит от того, насколько успешно человек владеет пером.

Встречаются люди, чьи слова, произнесенные устно, могут, что называется, сразу же лечь на бумагу. Такие люди могут излагать материал письменно без последующей литературной обработки, но это скорее исключение из правил.

Обычно, проделав подготовительную работу в соответствии с составленным планом, по уже имеющемуся систематизированному материалу производится монтаж будущего произведения. Он тоже условно делится на несколько этапов: работа над текстом, обработка и оформление рукописи, проверка сочинения (содержания и оформления), окончательная правка. Все это можно делать и на компьютере.

На основе составленного плана, в котором учтены логически соподчиненные элементы (вопросы, параграфы), начинается последовательная работа над содержанием текста сочинения. Материал излагается аргументированно, без повторов, вопросы должны быть согласованы между собой и с основной идеей произведения. Тщательно проверяются формулировки и обороты, так как иногда в текст вкрадываются ошибки, затрудняющие понимание мыслей автора.

По каждому параграфу необходимо сделать вывод, который в свою очередь будет своеобразным переходным мостиком, связывающим последующую часть работы с предыдущей. Также составленные вами выводы переходят в заключение, что также является удобным моментом при подведении итогов по проделанной работе. Ход и содержание теоретического исследования индивидуальны. Надо суметь показать всю глубину своих знаний, в этом и состоит мастерство автора.

Приведение цитат должно быть уместным и целесообразным. В процессе творческого изложения материала, который строится на обобщении и анализе теоретических проблем, законодательства, примеров из следственно-судебной практики, автору необходимо уметь грамотно и корректно вести научную полемику.

Важнейшие положения сочинения автор должен излагать своими словами. Доля цитат из работ ученых не должна превышать 20—30 процентов от объема всего текста работы.

Однако достаточного обоснования того или иного узлового положения без цитат, почерпнутых из монографий или статей ученых, сделать невозможно. Самое сложное здесь состоит в том, чтобы в процессе критического анализа позиций тех или иных юристов грамотно и аргументированно обосновать правоту или ошибочность высказанных суждений.

После написания курсовой проект можно дать для прочтения специалисту-юристу и человеку, хорошо знающему правила русского языка. Это поможет избежать множества дефектов, которые автору незаметны, но очевидны другим людям. Творческий процесс тем и сложен, что поиск точного выражения мысли не всегда сразу венчается успехом.

Высказанные критические замечания по поводу отдельных положений работы следует тщательно проверить, проанализировать, выяснить, почему они оказались ошибочными или непонятными, и произвести окончательную правку своего произведения.

Оформление курсовой работы

Так как курсовая работа является научно-литературным произведением, к ее оформлению предъявляются определенные требования.

Существуют стандарты и правила, которые необходимо соблюдать. Юристам следует особенно внимательно к ним относиться, так как в своей профессиональной деятельности им придется постоянно иметь дело с применением законов и нормативных актов, грамотно и правильно оформлять документы.

Объем работы — 22—25 страниц печатного текста, напечатанного через 1,5 интервала. Можно написать сочинение и от руки, если почерк разборчивый (примерно 40л). Хотя в этом случае объем будет соответствовать индивидуальным особенностям почерка.

Материал печатается на компьютере. При написании должны соблюдаться поля: левое — 30 мм, правое — 10 мм, верхнее и нижнее — по 20 мм.

Текст основной части работы делится на главы и параграфы (параграфы могут по необходимости подразделяться на пункты и подпункты).

Названия глав печатаются (с равным отступом от краев текста) прописными буквами, подзаголовки печатаются строчными буквами (первая буква прописная). Длина строки (строк) в заголовке не должна быть более 40 знаков, переносы слов в заголовке не допускаются, точка в конце не ставится. Заголовки не подчеркиваются.

Заголовки параграфов печатаются с абзаца строчными буквами, первая — прописная. Параграфы нумеруются арабскими цифрами в пределах каждой главы. Между заголовками и текстами — пропуск по одной пустой строке.

Заголовки должны иметь порядковую нумерацию и обозначаться: глава — римскими цифрами, параграфы и пункты — арабскими. Такое оформление курсовой работы будет соответствовать установленным стандартам и позволит студенту закрепить навыки, которые понадобятся ему для написания дипломной работы.

Сноски размещаются в нижней части и, по возможности, не должны переноситься на следующую страницу. Поправки в рукописи допускаются, но не более пяти на одной странице.

Жирный шрифт при выделении текста не использовать. Допускается выделение текста курсивом.

Подготовленную работу аккуратно сброшюровать и, подшив после текста один чистый лист, сдать на кафедру.

В процессе написания и оформления курсовой работы необходимо правильно цитировать высказывания ученых, делать ссылки, сноски, указывать литературу.

Цитирование, то есть дословное приведение выдержек из произведений других авторов, осуществляется в полном соответствии с текстом источника, из которого цитата взята. Изменения допустимы лишь в отношении орфографии — ее можно корректировать в соответствии с правилами современного правописания. Цитировать можно выдержки лишь из опубликованных работ.

Например: “Если необоснованное и незаконное наказание есть открытый произвол, то несправедливое наказание есть тот же произвол, но прикрытый формальными рамками закона”1.

_________________

1 Янич Л. С. Общая теория права. Л., 1981. С. 65.

В случаях, когда студент упоминает фамилию ученого в середине предложения, цитату следует оформить следующим образом: “Если необоснованное и незаконное наказание, — пишет Л. Янич, — есть открытый произвол...”.

Помимо правильного оформления цитат, следует грамотно делать ссылки и сноски. Ссылки бывают нескольких видов.

Встречающиеся в самом тексте (внутритекстовые ссылки)обычно используются в отношении наиболее значимых, известных источников. Оформление их зависит от того, каким образом они указаны в предложении.

Например:...проблемы преступности затронуты в книге И. Карпеца, изданной в 1992 году в Москве издательством “Юридическая литература”.

Подстрочные ссылки (сноски) целесообразно применить, когда автор желает облегчить читателю возможность ознакомиться с произведениями, упомянутыми студентом на одном и том же листе. Они включают в себя основные элементы библиографического описания источника. Для связи подстрочной ссылки с текстом используются сноски.

При повторных ссылках на одно и то же произведение существуют принятые сокращения:

— если на одной и той же странице цитируется текст из уже упомянутой книги, то во второй сноске полное название ее не приводится и пишут слова2:

_________________ 2 Там же. С. 58.

— если цитирование этой книги производится на разных страницах текста, то указывается фамилия автора, а вместо названия работы пишется3:

_________________ 3 Смирнов В. Указ. соч. С. 25.

Список использованных источников и литературы

Дать какие-либо исчерпывающие рекомендации по поводу необходимого количества законодательных актов, нормативных документов, книг, монографий, статей для написания работы практически невозможно. Но, взглянув на представленный список, невольно делается вывод о серьезности, глубине исследования проблем, добросовестности подхода студента к написанию курсового сочинения. Как подсказывает опыт, в курсовых работах, оставляющих хорошее впечатление, обычно используется около двух десятков источников.

Список использованных источников и литературы составляется в установленном порядке, с учетом определенных требований, по соответствующим разделам, строго в алфавитном или хронологическом порядке и в порядке юридической значимости нормативных актов.

Примерный список выглядит так:

1. Нормативные правовые и другие официальные документы:

1.1. Конституция Российской Федерации. М.: Юрид лит., 1995. С. 64.

1.2. Уголовный кодекс Российской Федерации. СПб.: Альфа, 1996. С. 256.

 

2. Монографии, статьи, специальная литература:

2.1. Алексеев С. С. Теория права. М.: БЕК, 1993. С. 176.

2.2. Лунев В. В. Предпосылки объективного вменения и принципы виновной ответственности // Государство и право. 1992. № 6. С. 61.

 

3. Правоохранительная практика:

3.1. Уголовное дело 45/09. Архив Якутского городского суда.

Правильное название книги описывается в соответствии с ее титульным листом. Для обеспечения работы со списком литературы необходимо в процессе написания сочинения точно и полно указывать на карточках выходные данные произведений и расставлять их по алфавиту в “своих” карточках.

Подводя итог, необходимо напомнить следующее: курсовая работа включает титульный лист, оформленный по установленной форме (Приложение № 1), содержание (Приложение № 2), и приложения, если они имеются. К ним относится таблицы, материалы социологического исследования, схемы, диаграммы и т. п.

Требования, предъявляемые кафедрой к курсовой работе:

— научность, выражающиеся в масштабе и глубине охвата литературы по теме, практическая часть работы;

— самостоятельность подхода в изложении материала, показ неразрывной связи теории с практикой;

— культура авторского изложения текста, грамотность, знание и правильное применение юридических терминов, соблюдение стандартов при написании и оформлении работы, аккуратность.

Курсовая работа оценивается:

— на “отлично”, если студент свободно владеет теоретическим и практическим материалом, умеет правильно толковать законы, самостоятельно мыслить, грамотно и аргументированно обосновывать и объяснять существо правовых проблем, проявлять инициативу, предлагать в необходимых случаях свои идеи, выводы, предложения;

— на “хорошо”, если студент достаточно твердо усвоил теоретический материал, показал умение связать знания теории с практикой, правильно понимает законы, испытывает некоторые трудности в оценке, анализе и обосновании правильности позиций ученых, работы которых он использовал в сочинении;

— на “удовлетворительно”, если студент усвоил основные разделы теории, в целом правильно излагает материал и законодательство, однако испытывает трудности в процессе применения норм права в практике, не может найти принципиальных различий в тех или иных позициях юристов;

— на “неудовлетворительно”, если студент допустил грубые фактические ошибки, неверно излагает анализируемое законодательство, допускает плагиат, не умеет применить знание законов на практике.

 

Приложение 1

 

министерство образования и науки рф

фгаоу впо «северо-восточный федеральный университет имени м.к. аммосова»

Юридический факультет

Кафедра уголовного права и процесса

 

 

Курсовая работа

по дисциплине__________

на тему:_________________

 

Выполнил(а) студент(ка)

_________ группы _____ курса

__________________ отделения

___________________________

(фамилия, имя, отчество)

№Зачетной книжки__________

Проверил (а):

 

Якутск 2011

Приложение 2

 

 

Введение

Глава 1. Наказание и его цели

1.1. Понятие наказания

1.2. Цели наказания

Глава 2. Цели наказания: законодательное определение и эмпирические исследования

2.1. Восстановление справедливости

2.2. Общее предупреждение

2.3. Специальное предупреждение

Глава 3. Правила назначения наказания

3.1. Общие правила назначения наказания

3.2. Специальные правила назначения наказания

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложения

 

Приложение 3

Темы курсовых работ по дисциплине “Уголовное право Российской Федерации”

Темы курсовых работ по дисциплине «Уголовное право».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...