Управление социально-культурной сферой
Тема 12. Управление образованием 1. Особенности управления социально-культурной сферой. Понятие образования как целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающегося констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов) (ФЗ «Об образовании», преамбула).
Право на образование. Система образования. Разграничение компетенции в области управления образованием между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных государственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образованных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций; объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования (Федеральный закон «Об образовании», ст. 8). 2. Субъекты государственного управления образованием, их полномочия. Министерство образования и науки Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство РФ. Министерство образования и науки Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, опеки и попечительства над детьми, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений (Положение о Министерстве, п.1).
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки как федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении Министерства образования и науки РФ, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в установленной сфере деятельности осуществляет: контроль и надзор за исполнением законодательства в области образования, науки, научно-технической деятельности, молодежной политики, аттестации научных и научно-педагогических кадров; самостоятельно и совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации государственный контроль качества образования в образовательных учреждениях; лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию образовательных учреждений и их филиалов, а также научных организаций (в сфере послевузовского и дополнительного профессионального образования); рассмотрение вопросов, связанных с подтверждением, признанием и установлением эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях, полученных за рубежом и в Российской Федерации; рассмотрение вопросов присвоения ученых званий профессора по специальности и профессора по кафедре, доцента по специальности и доцента по кафедре, а также лишения (восстановления) указанных ученых званий, вопросов присуждения ученых степеней доктора наук и кандидата наук и выдачу соответствующих дипломов установленного образца;
создание советов по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационных советов), установление их компетентности (Постановление Правительства РФ от 06.04.2004. №159). Федеральное агентство по образованию как федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении Министерства образования и науки РФ. Федеральное агентство по образованию является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования, воспитания, молодежной политики и развития общедоступных образовательных ресурсов (Положение о Федеральном агентстве, п.1). Федеральное агентство по образованию в установленной сфере деятельности осуществляет: организацию деятельности образовательных учреждений общего, профессионального и дополнительного образования по оказанию государственных услуг в области образования; организацию повышения квалификации и переподготовки научно-педагогических работников государственных учреждений высшего профессионального образования и государственных научных организаций, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования (Постановление Правительства РФ от 06.04.2004 № 169, п.3). Федеральные (ведомственные) государственные органы управления образованием, управляющие подведомственными им образовательными учреждениями по профилю соответствующих отраслей или сфер управления (Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ). Органы исполнительной власти (государственного управления) образованием субъектов РФ (Кемеровской области): департамент образования и науки Кемеровской области, департамент молодежной политики и спорта. Кемеровской области как исполнительные органы государственной власти Кемеровской области отраслевой компетенции. 3. Объекты государственного управления образованием: сфера образования, образовательные учреждения. Административно-правовой статус образовательных учреждений. Образовательное учреждение как учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
Организационно-правовые формы образовательных учреждений: государственные, муниципальные, негосударственные (частные, учреждения общественных и религиозных организаций). Типы и виды образовательных учреждений: дошкольные, общеобразовательные, учреждения профессионального образования, дополнительного образования, специальные (коррекционные). Формы получения образования: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, семейного образования, самообразования, экстернат (Федеральный закон «Об образовании», ст. ст. 10,12). 4. Функции и методы управления образованием. Лицензирование образовательных учреждений. Государственная аккредитация и аттестация. (Федеральный закон «Об образовании», ст. 33). Программно- целевой метод. Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы. Федеральная целевая программа «Русский язык» (2006-2010 годы). Региональные (Кемеровской области) целевые программы: «Образование Кузбасса», «Развитие профессионального образования в Кемеровской области».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|