Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принцип единства экономики и политики при приоритете политики.

Содержание этого принципа является требование, согласно которому разработчики прогнозов, стратегических программ и планов должны исходить из целей политики, намеченной к реализации соответствующими субъектами управления. На макроуровне – политики правящей партии (блока партий), реализуемой сформулированным ею правительством. Она должна обеспечить сохранение экономических и социальных основ общества, выражать интересы определенной части его населения. В этих условиях плановые документы являются инструментом реализации политики, господствующих в данное время классов, социальных общностей людей и выступают поэтому, не только в качестве социально-экономических и хозяйственных решений, но и решений политических. Объективной основой данного принципа является стремление субъектов управления обеспечить единство всей системы интересов на базе которых формируется политика классов, различных социальных общностей. Сказанное означает, что политика есть не что иное как организационно оформленная система интересов соответствующих общностей людей. Она выражает их отношение между собой и к государству, направление его деятельности в сторону, позволяющую реализовать эти интересы. Так как в системе интересов центральное место занимают экономические интересы, они являются определяющими по сравнении. Со всеми другими и в этом смысле политика не может быть концентрированным выражением экономики. Вместе с тем, для беспрепятственного развития экономики, нужны соответствующие политические условия, необходимо государство со всеми своими институтами, органами власти. Поэтому политика выступает в качестве направляющего русла, в рамках которого функционирует экономика любой страны. Следовательно, без приоритетного начала политики в управлении экономикой, последняя не может успешно развиваться, чем и определяется соотношение между экономикой и политикой.

На микроуровне собственники коммерческих организаций формируют политику, определяющую направление их развития, рас­тление финансовых результатов деятельности в соответствии со своими интересами.

2. Принцип единства централизма и самостоятельности. Сущность этой закономерности стратегического планирования состоит в том, что подготавливаемые регулирующими органами проекты решении в форме прогнозов, стратегических программ и планов, с одной стороны, должны базироваться на информации о намерениях хозяйствующих субъектов, учитывать их интересы, а с другой – обеспечивать воздействие на них нужном для общества направлении.
В рыночном хозяйстве централизм обеспечивается прежде всего системой государственного заказа, разработкой и реализацией федеральных и региональных целевых комплексных программ, мероприятиями финансовой, кредитной и валютной политики, социальной защиты населения и т.д. Вместе с тем, в рамках существующего законодательства коммерческие организации свободны в с действиях, в подготовке и реализации планов своей текущей и перспективной работы.

В рамках фирмы, корпорации, централизм и самостоятельность стратегическом планировании, находят свое конкретное воплощение в предоставлении своим филиалам максимально возможной сво6оды в хозяйственной деятельности, в т.ч. и в планирова­но в рамках общей стратегии фирмы, корпорации.

Соотношение между централизмом и самостоятельностью носит конкретно-исторический характер, то есть может изменяться в зависимости от задач и особенностей развития страны в тот или период времени, в зависимости от внешних и внутренних условий.

3. Принцип научной обоснованности и эффективности прогнозов, стратегических программ и планов означает необходимость учета в процессе их составления следующих требовании:

а) действия всей системы законов развития общества, определяющих содержание и направление движения его отдельных элементов и сфер деятельности. Это означает, что разрабатывая прогнозы, проекты стратегических программ и планов, их составители должны исходить из сущности, содержании и форм проявления в практической деятельности и экономических законов рыночного хозяйства, и законов развития социальных отношений, и зако­нов развития науки и техники; *

б) глубокое изучение и практическое использование в плановой
работе достижений современной отечественной и зарубежной на­уки и техники, в целях своевременного осуществления структурной перестройки экономики, материализации в хозяйственной практике важнейших направлений научно-технического прогресса, экологизации производства, обеспечении его социальной направленности, а также высокий уровень интенсификации и эф­фективности;

в) на основе широкого использования экономических инструментов ориентировать фирмы, корпорации на своевременное техническое перевооружение, реконструкцию и обновление про­изводства, восприимчивость к научно-техническому прогрессу, бы­строе реагирование на постоянно изменяющиеся потребности общества;

г) обеспечение в процессе стратегического планирования орга­нического единства стратегических и тактических планов, программ и прогнозов;

д) повышение степени достоверности планово-учетной информации, являющейся информационной базой для расчетов показа­телей прогнозов, стратегических программ и планов;

е) постоянное совершенствование технологии разработки всех плановых документов;

ж) обеспечение комплексного использования всех других эле­ментов методологии стратегического планирования.

4. Принцип сочетания общих л локальных интересов при приори­тете интересов более высокого ранга и стимулирование личной и кол­лективной заинтересованности в выполнении заданий стратегических программ и планов. Этот принцип означает; во-первых, объектив­ную необходимость органической увязки интересов различных клас­сов, социальных слоев, коллективов коммерческих организаций и отдельных работников в единую систему и обеспечение в процессе управления стратегических целей программ и проектов планов, а также подготовки мероприятий, способствующих их достижению; во-вторых, при регулировании воспроизводственных процессов, происходящих в национальной экономике с помощью федераль­ных и региональных целевых, комплексных стратегических про­грамм и планов, решать эти проблемы исходя из приоритета для всех членов общества интересов укрепления его безопасности, обороноспособности, социальной защищенности граждан и других общечеловеческих ценностей; в-третьих, создание с помощью системы экономических стимулов, в виде разнообразных форм заработной платы, премий, налоговых и кредитных льгот, обеспечения холимыми материальными ресурсами, личной и коллективной заинтересованности работников в успешного выполнении плановых заданий.

Несогласованность интересов хозяйствующих субъектов, внутритрудовых коллективов не позволяет управлять экономическими и социальными процессами, достигать намеченных целей, а отсутствие экономических стимулов трудовой активности людей; ведет к низкой эффективности труда, к разрушению самой экономической системы.

Кроме охарактеризованных выше общих принципов управления стратегическое планирование опирается на три специфических или локальных принципов. В составе этой группы принципов стратегического планирования входят:Обеспечение оптимальной пропорциональности, на основе выделения ведущих звеньев; Принцип единства и комплексности прогнозов, стратегических программ и планов; Принцип единства процесса разработки, обеспечения возможности выполнения и проверки выполнения программ и планов.

1. Сущность принципа обеспечения оптимальной пропорциональ­на основе выделения ведущих звеньев состоит в планомерном, сознательном формировании, соответствующими субъектами управления, пропорций, соответствий между структурными элементами управляемой подсистемы, исходя при этом из определенного критерия оптимальности. В качестве критерия оптимальности могут выступать а) время, необходимое для решения той или иной проблемы этического планирования; б) объем капитальных вложений, требующихся для реализации плановых решений или объем материальных ресурсов во всех их разновидностях; в) количество ра­ботников, необходимых для решения плановой задачи.

Ведущее звено стратегической программы, плана — это наиболее важное для функционирования в перспективе объекта стратегического планирования его структурные элементы, обеспечивающие достижения стоящих перед ним стратегических целей, решение ключевых проблем.

2. принцип единства и комплексности прогнозов, стратегических программ и планов. Объективной основой данного принципа является единство воспроизводственного процесса в рамках фирмы, региона, страны в целом, существование единого экономического пространства, единого рынка с присущей ему инфраструктурой.

Единство различных плановых документов может быть формальным и обеспечивается в таком случае едиными формами, показателями, таблицами, способами расчёта показателями, таблицами, способами расчёта показателей. Оно может быть материальным, опираться на конкретные ресурсы, необходимые для выполнения заданий.

Единство стратегических планов коммерческих организаций до-посредством координации в единое целое планов их структурных подразделений, филиалов, разработанными в русле общей стратегииорганизации. На макроуровне указанная проблема решается путём взаимного согласования между собой федеральных и национальных программ и планов, взаимной увязки их показателей.

Комплексность прогнозов, стратегических программ и планов их уровней и временных горизонтов обеспечивается в результате процессе их составления всех внешних и внутренних факторов определяющих развитие объекта стратегического планирования. Комплексность стратегических прогнозов, программ и планов означает так же многоаспектный характер работы над плановыми документами, отражение в них многомерности окружающего объект планирования мира.

3. Принцип единства процесса разработки, обеспечения возможности выполнения и проверки выполнения стратегических программ и Его содержание состоит в том, что разработчики проектов м и планов должны в процессе их составления, стремиться обеспечить внутреннюю согласованность всех разделов и показателей их плановых документов, точность плановых расчетов, а также возможность их последующей проверки.

 

 

2.3 Методология стратегического планирования

В системе методологии стратегического планирования, в процессе разработки прогнозов, стратегических программ и планов все большее значение начинают приобретать методологические подходы. Под методологическим подходом понимается единое, целостное направление использования логики, принципов и методов стратегического планирования в ходе разработки прогнозов, проектов стратегических программ и планов всех уровней и временных горизонтов. Поэтому являются ошибочными встречающиеся в специальной литературе взгляды, в соответствии с которыми ме­тодологический подход отождествляется с каким-то особенным методом планирования.

Можно говорить о фактическом применении в практике современного стратегического планирования системного подхода в таких его модификациях как: 1) системно-комплексный подход; 2) сис­темно-программный (программно-целевой) подход; 3) системено-мультилликационный подход; 4) системно-нормативный подход; 5) системный режима экономики подход;,6) системно-динамический подход.

Системный подход представляет собой форму приложения тео­рии познания и диалектики к исследованию процессов, происхо­дящих в природе, обществе, мышлении. Его сущность состоит в реализации требований общей теории систем, согласно которой каждый объект в процессе его исследования должен рассматри­ваться как большая и сложная система и, одновременно, как эле­мент более общей системы. Развернутое определение системного подхода включает также обязательность изучения и практического использования следующих 8 его аспектов:

1. Системно-элементного или системно-комплексного, состоящего в выявлении элементов, составляющих данную систему. Во всех со­циальных системах можно обнаружить вещные компоненты (сред­ства производства и предметы потребления), процессы (экономические, социальные, политические, духовные и т.д.) и идеи – научно осознанные интересы людей и их общностей.

2. Системно-структурного, заключающегося в выяснении внутренних связей и зависимостей между элементами данной системы позволяющего получить представление о внутренней организации (строении) исследуемого объекта.

3. Системно-функционального, предполагающего выявления функционального для выполнения которых созданы и существуют соответствующие объекты.

4. Системно-целевого, означающего необходимость научного определения целей исследования, их взаимной увязки между собой.

5. Системно – ресурсного, заключающегося в тщательном выявлении

ресурсов, требующихся для решения той или иной проблемы.

  1. Системно-интеграционного, состоящего в определении совокупности качественных свойств системы, обеспечивающих ее целостность и особенность.

7. Системно-коммуникационного, означающего необходимость выявления внешних связей данного объекта с другими, то есть, его с окружающей средой.

8. Системно-исторического, позволяющего выяснить условия в времени возникновения исследуемого объекта, пройденные им этапы, современное состояние, а также возможные перспективы развития.

Системно-комплексный подход — конкретизация и приложение системного подхода применительно к различным социальным системам (комплексам). В качестве систем-комплексов выступают коммерческие организации и их объединения, региональные совокупности, сферы жизнедеятельности общества, общество в целом. Каждый такой комплекс рассматривается как сложная динамическая система и как компонент более высокой по уровню системы. При этом берутся в органическом единстве элементный, структурно-функциональный, целевой, ресурсный, интегративный, коммуникативный и исторический аспекты.

Системно-программный (программно-целевой) подход — конкретизация и приложение системного подхода применительно к ре-локальных крупных научных, технических, социальных, экономических, экологических и иных проблем, возникающих перед соответствующими объектами стратегического планирования. Важнейшие характерные черты системно-программного подхода: единство четкой целевой ориентации, комплексности намечаемых мероприятий, определенности сроков их осуществления, адресности и указания источников ресурсов. В процессе практической реализации системно-программного подхода необходимо обеспечит 1) научное определение цели развития планируемой системы или системы целей для нее; 2) разработку альтернатив, способов, вариантов достижения целей; 3) определение объема и структур ресурсов, требующихся для достижения поставленных целей (цели); 4) разработку модели функционирования планируемой системы, показывающей одновременно возможные сочетания использования наличных и возникающих в будущем ресурсов; 5) отыскания критерия для выбора из альтернатив базисного решения.

Системно-мультипликационный подход (лат. мультипликация - умножение) конкретизация и приложение системного подхода исследованию процессов, связанных с возникновением и мультипликацией эффектов, образующихся в разных подсистемах общества. Для системно-мультипликационного подхода характерны еле дующие три важные особенности: а) мультипликационный эффект должен постоянно нарастать и умножиться. Он реализуется в случаях, когда данное нововведение (новый метод производства, изменение в организации производства, совершенствование технологии и.т.д.), осуществленное, в определенной части соответствую щей подсистемы, вызывает эффект, который распространяется, как правило, по цепочке подсистемы в остальные ее части, соответственно умножаясь при переходе от одной подсистемы к другой Этот эффект может мультиплицироваться, умножаться последовательно, по мере развития самой системы; б) мультипликационный эффект — это совместный эффект. Он несравнимо больше, чем суммарный эффект системы. Поэтому его реализация дает максимальную эффективность в масштабах данной системы. Исключительно важными его чертами является совместность и одновременность; в) мультипликационный эффект является интегральным эффектом в том смысле, что он одновременно и метрический (из меряемый) эффект в области производства и неметрический эффект в области культуры, идеологии, духовных ценностей. Таким образом, мультипликационный эффект охватывает все области ма­териальной и духовной жизни общества.

Системно-нормативный подход — конкретизация и приложение системного подхода применительно к стратегическому планированию требований субъектов планирования к его объектам по оптимальному использованию выделенных в их распоряжение различных ресурсов.

 

 

Система показателей и методы стратегического планирования

 

Разработка всех видов управленческих решений в форме прогнозов, стратегических программ и планов невозможна без использования системы показателей. Только с их помощью могут быть реализованы логика, принципы и методологические подходы стратегического планирования.

Под показателем в современном учёте и статистике понимается количественно-качественная характеристика социально-экономических явлений и процессов в обществе. Причём качественная сторона его отображает сущность явлений или процесса в конкретных условиях места и времени, а количественная – его размер, абсолютную или относительную величину. Применительно к стратегическому планированию, под показателем следует понимать меру (количественную или качественную) планового задания, придающую его количественную или качественную определенность.

Современная система показателей в целом позволяет характеризовать содержание основных социально-экономических процессов, происходящих в обществе, его отдельных подсистемах и используется в государственном регулировании. В связи с данным обстоятельством, учетом особенностей различных уровней регулирования и планирования различают несколько систем показателей:

· Систему показателей планирования в целом. Она включает в себя показателей федеральных программ, комплексных социально-экономических прогнозов, показатели системы национальных счетов, государственного бюджета, сводного финансового плана

· Систему показателей, используемых в процессе разработки рабочими и органами государственной власти, комплексных прогнозов социально-экономического развития страны, федеральных стратегических программ, государственного бюджета страны;

· Систему показателей развития субъектов федерации, включая показатели региональных целевых программ и местных бюджетов

· Систему показателей развития отдельной отрасли;

· Систему показателей прогнозов, стратегических программ и планов развития коммерческих организаций и их ассоциаций (объединений).

Используемая в стратегическом планировании система показателей должна отвечать определенным требованиям; К важнейшим из них обычно относят:

1. Единство и обязательность показателей для данного уровня

планирования. Данная задача решается путем разработки перечня как утверждаемых, так и используемых для расчетов показателей.

2. Показатели должны обладать способностью агрегироваться и дезагрегироваться (укрупняться и разукрупняться), быть сопоставимыми.

3. Показатели, используемые в стратегическом планировании иметь четкую меру, то есть быть определенными, измеряемыми

4. В целом система показателей должна обеспечивать комплексную характеристику всех аспектов функционирования планируемых объектов.

5. Система показателей должна быть гибкой, адаптивной, способной отражать все изменения в состоянии объекта планирования.

6. Показатели стратегических программ и планов должны сдержать указания на конкретных исполнителей плановых заданий: т.е. быть адресными.

7. Показатели, используемые в стратегическом планировании должны ориентировать соответствующие объекты планирования на рост продуктивности, результативности и эффективности.

8. Число показателей, содержащихся в прогнозах, стратегических программах и планах всех уровней и временных горизонте должно быть численно ограниченным.

В зависимости от связи с объектами стратегического планирования и содержанием меры, показатели могут быть классифицированы. Различают следующие группы показателей: а) конечные промежуточные б)натуральные и стоимостные; в) количественные качественные; г) объемные и сетевые; д) абсолютные и относительные; е) утверждаемые, расчетные и информационные (справочные).

Деление показателей, используемых в стратегическом планировании на конечные и промежуточные связано с особенностями удовлетворения потребностей общества на различных уровнях управления и планирования. Поэтому конечные результаты и показатели их выражающие.в зависимости от уровней их рассмотрение имеют определенное содержание и границы. Так, на уровне пер винного звена национальной экономики конечные результаты (общественные потребительные стоимости) представляют собой блага удовлетворяющие потребности товаропроизводителей, физически: лиц в средствах производства и предметах потребления; на второе уровне — это блага, удовлетворяющие производственные и непро­изводственные потребности субъектов федерации (регионов) и от­раслевых систем разной степени мощности и сложности; на треть­ем – и блага, удовлетворяющие потребности общества в целом.

Таким образом, под конечными показателями на микроуровне понимают показатели, характеризующие объемы продукции, вы­ходящие за пределы коммерческой организации, не идущими на цели внутреннего потребления у отдельных хозяйствующих субъ­ектов. На макроуровне под конечными показателями имеют ввиду такие, которые характеризуют продукцию (услуги), используемую для удовлетворения нужд производственного и непроизводственного накопления, для личного и общественного непроизводствен­ного потребления, возмещения выбытия и капитального ремонта элементов основного капитала и на экспорт (за вычетом импорта).

В сою очередь, под промежуточными показателями, понимают такие, которые характеризуют продукцию, необходимую для изготовления конечной или же продукт, предназначенный его переработки в производстве. Натуральные и стоимостные показатели. Натуральные показатели характеризуют вещественную сторону производства.. Они дают возможность установить прямое соответствие между объемом производства продукции в ее конкретно-вещественной объемом потребностей в этой продукции, направление движения товарных потоков. Натуральные показатели измеряются в единицах, которые связаны с характером продукции. Однако сфера применения натуральных показателей в чистом виде относительно ограничена, поскольку они характеризуют лишь частные связи и пропорции в национальной экономике. Для расширения сферы их использования, разрабатывают условно-натуральные показатели. Их устанавливают путем приведения многообразия натурального выражения данного вида продук­ту измерителю при помощи переводных коэффициентов. Общей основой для установки условно-натуральных показателей выбирается какое-либо решающее потребительское редукции или работ, имеющее наибольшее экономи­ческое значение. Например, все виды топлива в условном исчислении измеряются при помощи переводных коэффициентов, отражающих потребность в топливе для получения 1 т угля равна 1 ед,; нефти -- 1,5 ед.)

Стоимостные показатели. В рыночном хозяйстве чрезвычайно велика роль стоимостных показателей. С их помощью выражаются совокупные результаты воспроизводственного процесса (произвол-го внутреннего продукта, валового национального промежуточное потребление, валовая добавленная стоимость, стоимость основного капитала и его потребления, заработная плата по экономике в целом, валовая чистая прибыль, объем реализованной продукции, амортизация основных средств и т.д.). Они позволяют обеспечить взаимную увязку всех разделов прогнозов, стратегических программ и планов, определить направления в развитии различных отраслей, регионов, темпов их роста, структуру национальной экономики, важнейшие взаимосвязи и пропорции в ней, темпы экономического роста. С помощью стоимостных показателей составляются различные экономические балансы.

На микроуровне стоимостные показатели позволяют увязать за дания по производству продукции с заданиями по снижению издержек производства и обращения, росту производительности труд; повышению рентабельности и т.д.

Стоимостные и натуральные показатели выступают в форме количественных и качественных. Количественные показатели характеризуют прямые непосредственные результаты производства ил работ. Они могут быть объемными и сетевыми. Объемные показатели отражают размеры производства продукции, задания по объем капитальных работ, производительность труда в рублях на 1 работника и т.д. Сетевые — выражают задания по развитию различных отраслей социальной инфраструктуры. Это количество школ, больниц, учреждений культуры и т.д., а также контингента врачей, учителей, школьников, студентов и т. д.. Качественные показатели характеризуют потребительную стоимость продукции (ее полезность), условия развития как общественного, так и индивидуального (уровень хозяйственных субъектов) производства, 1 степени и эффективности, т.е. издержки производства, динамику его роста технический уровень, степень использования материальных ресурсов и т. д. Качественные показатели делятся на две группы: технико-экономические и экономические показатели. Технико-экономические показатели охватывают технико-экономические нормы и измерители и отражают эффективность использования основных оборотных фондов. К ним относятся, например, такие как: съем стали с 1 м2 пода печи, время оборота вагона, расход металла на 1 машину и т.д. Экономические показатели характеризуют эффективность использования трудовых и финансовых ресурсов. Они являются важнейшими синтетическими показателями, отражающим] в обобщенном виде качество работы коммерческих организаций и отраслей национальной экономики. К числу экономических показателей относят: производительность труда, уровень издержек производства и обращения, рентабельность, фондоотдача и т.д.

Следует иметь в виду, что деление показателей, используемых з стратегическом планировании на качественные и количественные в известной мере носит условный характер, так как качественные показатели имеют количественную определенность, а количест­венные — качественную характеристику.

Показатели прогнозов, стратегических программ и планов рас­сматриваются как в абсолютном, так и в относительном выражении.

Абсолютные показатели выражают количественную характеристику измеряемого процесса или явления. Относительные же — характеризуют эти явления на основе определенной базы. С помощью относительных показателей определяются темпы роста и прироста, дается обобщенное представление о динамике соответствующих величин во времени.

Среди показателей стратегических программ и планов различают: утверждаемые, расчетные и информационные (справочные) показатели.
Утверждаемые показатели являются обязательным для исполнения. Значительная их часть имеет адресный характер. Это
показатели: государственного бюджета, бюджетов субъектов РФ, объёмов производства фирмы, важнейших видов ее продукции, уровень издержек производства, производительность труда т.д. Количество утверждаемых показателей в рыночном хозяйстве сокращается при переходе от планов коммерческих организаций, к планам субъектов федерации и страны в целом. К расчётным показателям относят такие, с помощью которых обосновываются утверждаемые. Информационные (справочные) показатели — личного рода аналитические показатели типа: «в расчете на населения», «на 100000 населения», «доля» и т. д. Они позволяют сравнивать уровни развития отдельных субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, регионов), фирм, отраслей т. д.

Важной составной частью методологии стратегического планирования является методика стратегического планирования.

Методика стратегического планирования — это совокупность видов, приемов разработки, обоснования и анализа прогнозов, стратегических программ и планов всех уровней и ленных горизонтов, системы расчетов плановых показа­ли, их взаимной увязки. Под методом стратегического планирования понимают конкретный способ, технический при-с помощью которого решается какая-либо проблема планирования, рассчитываются числовые значения показателей прогнозов, стратегических программ и планов.

Составление различных плановых документов предполагает выявление и решение многообразных экономических, социальных, научно-технических и других проблем. Проблемы стратегического планирования (проблема ~ греч: — задача, задание)— теоретиче­ские и практические вопросы, требующие разрешения; различие между фактическим и желательным состоянием объекта планиро­вания.

Проблемы различают по характеру их структурности, то есть по степени развитости связей между явлениями и процессами, между факторами, причинами и следствиями. Выделяют 4 класса про­блем:

1.Стандартные (хорошо структурированные) проблемы. Связи здесь строго детерминированы, т.е. изменение фактора — причины ведет к однозначному изменению результативного признака (пример такой проблемы: определить сколько потребуется услов­ного топлива для выработки определенного количества электро­энергии на тепловых станциях).

2. Структурированные проблемы. В таких проблемах связи но­сят коррелятивный характер высокой степени тесноты, Измене­ния факторных признаков отражаются в результативном признаке, как правило, с некоторым интервалом «от» и «до», но нередко однозначно (например, Определение темпов роста производитель­ности труда в зависимости от динамики его фондовооруженности и энерговооруженности).

3. Слабо структурированные проблемы. Их характерной чертой является невысокий уровень тесноты связей. На результативный признак воздействуют многие факторные признаки — причины. Их воздействие отражается в изменениях результативного призна­ка в очень большом интервале значений «от» и «до» (пример — определение уровня урожайности сельскохозяйственных культур; определение состава и структуры населения в планируемом пери­оде и др.).

4. Не структурированные проблемы. Связи в такою типа про­блемах могут быть установлены только (или почти только) на ос­нове логического анализа.. Изменение результативного признака трудно предсказуемо (пример проблемы — развитие науки и тех­ники в долгосрочной и сверхдлительной перспективе).

В связи с различиями в структурности проблем стратегического планирования используются несколько методов разработки прогнозов, программ и планов. К ним относятся: экспертные (оценоч­ные) или эвристические методы; методы социально-экономиче­ского анализа; методы прямых инженерно-экономических расчетов; балансовый метод; экономико-математические методы и модели; методы системного анализа и синтеза.

Экспертные (оценочные) или эвристические методы. Они основаны на использовании косвенной и неполной информации, опыта специалистов-экспертов, интуиции. Конкретными формами их использования являются:

А) массовая оценка — выяснение мнения отдельных групп населения по существу какой-либо проблемы планирования в ходе социологических исследований;

Б) организация систематической работы экспертов (экспертные комиссии законодательных и исполнительных органов власти, Совет по размещению производительных сил и экономическому сотрудничеству при Минэкономики и Минсотрудничестве РФ, научные нститугов при Минэкономики РФ и т.д.). Лица, привлекаемые в качестве экспертов, являются высоко квалифицированными специалистами в соответствующих областях знания, облада­вшим профессиональным и практическим опытом;

В) организация работы экспертов на основе особой системы их деятельности. Широко известны такие методы организации работы экспертов, как: «Мозговая атака», метод «Дельфи», «Патгери» и другие.

Экспертные методы используются преимущественно при решении неструктурированных и слабо-структурированных проблем.

Методы социально-экономического анализа. Социально – экономический представляет собой всестороннее изучение социально - экономической действительности, познания внутренних связей и взаимозависимостей явлений с целью определения профессивных тенденций развития и возможностей совершенствования общественных: отношений и производства.

При анализе используются такие рабочие методы, как сравнение, выборочное изучение работы крупных объектов стратегического планирования, группировки, цепные постановки, исчисление балансовых разниц, исчисление индексов, расчет коэффициентов регрессии и корреляции, метод главных компонент и т д. Методы социально-экономического анализа используются при решении всех классов.

Метод прямых инженерно-экономических расчётов. Проектировки роста производства на предприятиях, обосновываются детальными инженерно-экономическими расчетами потребностей рынка в данном виде продукции и возможностей ее производства. На предприятиях промышленности такие расчеты охватывают: улуч­шение использования производственных мощностей, сырья, ма­териалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов (персонала); сни­жение себестоимости продукции и т.д.

Особое место среди инженерно-экономических расчетов исполь­зуемых в стратегическом планировании, занимают расчеты эконо­мической эффективности производства, инвестиций, доходности ценных бумаг, используемых кредитных ресурсов, конверсии ва­люты и наращения процентов (простых и сложных) и т.д.

Инженерно-экономические расчеты часто базируются на системе норм. При этом используются следующие группы:

I. Нормы использования основных производственных фондов. П. Нормы использования оборотных средств (сырья, материалов). III. Нормы затрат труда и трудоемкости изделий (нормы выработки, нормы использования рабочего времени). IV. Нормы организации производственных процессов (затрат времени на ремонт оборудо­вания, образование запасов сырья, материалов и т.д.). V. Нормы качества продукции (содержание полезного вещества в продукте, показатели надежности и долговечности и т.д.). VI. Удельные ка­питаловложения, нормы окупаемости капитальных затрат и т.п. VII. Нормы издержек производства и обращения, нормы рента­бельности.

Методы инженерно-экономических расчетов широко исполь­зуются при решении стандартных и структурированных проблем.

Балансовый метод. Под балансовым методом в стратегическом
планировании понимается совокупность приемов, используемых для обеспечения увязки и согласования взаимозависимых показа­телей. Цель этих приемов добиться баланса (равновесия) между показателями.

Балансовый метод является важным инструментом анализа и прогнозирования развития национальной экономики. С его по­мощью можно выявить направления движения материальных и финансовых потоков в стране, определить материально-вещест­венные и стоимостные пропорции в экономике, смоделировать на будущее их количественные параметры, получить представление о состоянии равновесия социально-экономической системы, рассчи­тать необходимый прирост различных факторов производств для создания материальной основы удовлетворения общественных по­требностей, потребностей рынка в материальных благах и услугах.

Большие возможности имеет применение линейного программирования при планировании сельскохозяйственного произво

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...