Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретическая часть

 

SWOT-анализ — метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы).

Сильные (S) и слабые (W) стороны являются факторами внутренней среды объекта анализа, (то есть тем, на что сам объект способен повлиять); возможности (O) и угрозы (T) являются факторами внешней среды (то есть тем, что может повлиять на объект извне и при этом не контролируется объектом). Например, предприятие управляет собственным торговым ассортиментом — это фактор внутренней среды, но законы о торговле не подконтрольны предприятию — это фактор внешней среды.

Объектом SWOT-анализа может быть не только организация, но и другие социально-экономические объекты: отрасли экономики, города, государственно-общественные институты, научная сфера, некоммерческие организации (НКО), отдельные специалисты, персоны и т.д.

Задача SWOT-анализа — дать структурированное описание ситуации, относительно которой нужно принять какое-либо решение. Выводы, сделанные на его основе, носят описательный характер без рекомендаций и расстановки приоритетов.

Для выполнения SWOT-анализа необходимо осуществить 3 этапа:

1) Составление аккумулирующей SWOT-матрицы

2) Составление итоговой SWOT-матрицы

3) Формулирование стратегий на основании итоговой SWOT-матрицы

Рассмотрим подробнее каждый этап.

1 этап – составление аккумулирующей SWOT-матрицы

Аккумулирующая, или предварительная SWOT-матрица представляет собой своеобразный черновой вариант итоговой SWOT-матрицы – в неё вписываются все факторы, даже те, влияние которых, на первый взгляд, несущественно для организации, или появление которых маловероятно. Чтобы построить аккумулирующую SWOT-матрицу, необходимо выявить и описать все сильные и слабые стороны организации, а также возможности и угрозы, возникающие во внешней среде по отношению к организации. Полученные данные заносятся в таблицу 1.

 

Таблица 1 – Аккумулирующая SWOT-матрица

Strengths (сильные стороны) Weaknesses (слабые стороны)
1. S1 1. W1
2. S2 2. W2
3. S3 3. W3
….. …..
Opportunities (возможности) Threats (угрозы)
1. O1 1. T1
2. O2 2. T2
3. O3 3. T3
….. …..

 

Необходимо как можно детальнее описывать все факторы, заносимые в таблицу – чем выше будет их степень конкретизации и чем объективнее и обоснованнее они будут, тем качественнее получится итоговая SWOT-матрица и тем проще будет сформулировать модели стратегий.

Для определения сильных и слабых сторон вашего предприятия можно воспользоваться следующим списком параметров:

1. Организация (здесь может оцениваться уровень квалификации ваших сотрудников, их заинтересованность в развитии вашего предприятия, наличие взаимодействия между отделами вашего предприятия и т.п.)

2. Производство (могут оцениваться ваши производственные мощности, качество и степень износа оборудования, качество выпускаемого вами товара, наличие у вас патентов и лицензий (если они необходимы), себестоимость вашей продукции, надежность каналов поставки сырья и материалов и т.п.)

3. Финансы (могут оцениваться издержки производства, доступность капитала, скорость оборота капитала, финансовая устойчивость вашего предприятия, прибыльность вашего бизнеса и т.п.)

4. Инновации (здесь может оцениваться частота внедрения новых продуктов и услуг на вашем предприятии, степень их новизны (незначительные либо кардинальные изменения), сроки окупаемости средств, вложенных в разработку новинок и т.п.)

5. Маркетинг (здесь можно оценивать качество ваших товаров/услуг (как это качество оценивают ваши потребители), известность марки, полноту ассортимента, уровень цен, эффективность рекламы, репутацию вашего предприятия, эффективность применяемой модели сбыта, ассортимент предлагаемых вами дополнительных услуг, квалификацию обслуживающего персонала).

 

За основу при оценке рыночных возможностей и угроз можно взять следующий список параметров:

1. Факторы спроса (здесь целесообразно принять во внимание емкость рынка, темпы его роста либо сокращения, структуру спроса на продукцию вашего предприятия и т.п.)

2. Факторы конкуренции (следует учитывать количество ваших основных конкурентов, наличие на рынке товаров-заменителей, высоту барьеров входа на рынок и выхода с него, распределение рыночных долей между основными участниками рынка и т.п.)

3. Факторы сбыта (необходимо уделить внимание количеству посредников, наличию сетей распределения, условиям поставок материалов и комплектующих и т.п.)

4. Экономические факторы (учитывается курс рубля (доллара, евро), уровень инфляции, изменение уровня доходов населения, налоговая политика государства и т.п.)

5. Политические и правовые факторы (оценивается уровень политической стабильности в стране, уровень правовой грамотности населения, уровень законопослушности, уровень коррумпированности власти и т.п.)

6. Научно-технические факторы (обычно принимается во внимание уровень развития науки, степень внедрения инноваций (новых товаров, технологий) в промышленное производство, уровень государственной поддержки развития науки и т.п.)

7. Социально-демографические факторы (следует учесть численность и половозрастную структуру населения региона, в котором работает ваше предприятие, уровень рождаемости и смертности, уровень занятости населения и т.п.)

8. Социально-культурные факторы (обычно учитываются традиции и система ценностей общества, существующая культура потребления товаров и услуг, имеющиеся стереотипы поведения людей и т.п.)

9. Природные и экологические факторы (принимается в расчет климатическая зона, в которой работает ваше предприятие, состояние окружающей среды, отношение общественности к защите окружающей среды и т.п.)

10. И, наконец, международные факторы (среди них учитывается уровень стабильности в мире, наличие локальных конфликтов и т.п.)

 

В качестве дополнений к данной таблице, могут составляться вспомогательные, которые используются для расчёта совокупной степени воздействия каждого фактора. Для этого каждый вписанный в таблицу фактор необходимо проранжировать – то есть присвоить каждому элементу SWOT-матрицы некие параметры, характеризующие значимость её элементов (оценка силы фактора). Затем определить вес фактора для рынка (определяется для факторов внутренней среды) или вероятность наступления событий (определяется для факторов внешней среды) и подсчитать совокупную степень воздействия по каждому фактору. Вспомогательные матрицы SWOT анализа представлены в таблицах 2, 3.

Необходимость исчисления коэффициента обуславливается тем, что простая констатация силы фактора не всегда оказывается актуальной. Например, фактор "слияние двух основных конкурентов" может быть признан очень существенным (к примеру, оценка 10), в то же время вероятность этого слияния близка к нулю (например, вес 0,01). В результате этот фактор из очень значимого (10) превращается в малозначимый (0,1).

 

Таблица 2 – Анализ сильных и слабых сторон предприятия

  Оценка силы фактора (1…10) Вес фактора для рынка (0…1,0) Коэффициент (Оценка х Вес)
Strengths (сильные стороны)
1. S1      
2. S2      
3. S3      
…..      
Weaknesses (слабые стороны)
1. W1      
2. W2      
3. W3      
…..      

 

Таблица 3 – Анализ внешних возможностей и угроз

  Оценка силы фактора (1…10) Вероятность наступления события (0…1,0) Коэффициент (Оценка х Вероятность)
Opportunities (возможности)
1. O1      
2. O2      
3. O3      
…..      
Threats (угрозы)
1. T1      
2. T2      
3. T3      
…..      

 

2 этап – Составление итоговой SWOT-матрицы

После составления SWOT-матрицы необходимо выбрать по 5 наиболее значимых факторов из каждого раздела, получивших наиболее высокую оценку при ранжировании. Эти факторы (более детализированные, и, в случае необходимости, дополненные) следует занести в шаблон итоговой SWOT-матрицы (табл. 4).

 

Таблица 4 –SWOT-матрица

Strengths (сильные стороны) Weaknesses (слабые стороны)
1. S1 1. W1
2. S2 2. W2
….. …..
Opportunities (возможности) Threats (угрозы)
1. O1 1. T1
2. O2 2. T2
….. …..

3 этап – Формулирование стратегий на основании итоговой SWOT-матрицы

Для более полной отдачи от метода используется построение вариантов действий, основанных на пересечении полей. Для этого последовательно рассматривают различные сочетания факторов внешней среды и внутренних свойств компании. Рассматриваются все возможные парные комбинации полей SO, WO, ST и WT по принципу:

S1 – O1, S1 – O2, S1 – O3, S1 – O4, S1 – O5, S2 – O1;

S2 – O1, S2 – O2, S2 – O3 и т.д.

и выделяются те, что должны быть учтены при разработке стратегии.

Получается по 25 элементов стратегий на каждый раздел матрицы, из которых можно собрать по 5 стратегий каждого типа и заполнить форму, представленную ниже.

 

Таблица 5 – Формулирование стратегий на базе SWOT-матрицы

  Opportunities (возможности) Threats (угрозы)
Strengths (сильные стороны) SO Стратегии, использующие сильные стороны компании, что бы реализовать возможности внешней среды: ST Стратегии, использующие сильные стороны компании, чтобы минимизировать угрозы внешней среды:
1. S2 + O4 1. S3 + T8
2. S5 + O7 2. S7 + T10
….. …..
Weaknesses (слабые стороны) WO Стратегии, использующие возможности внешней среды, чтобы минимизировать влияние слабых сторон компании: WT Стратегии, минимизирующие слабые стороны компании и позволяющие избежать угроз внешней среды:
1. W1 + O2 1. W4 + T3
2. W8 + O1 2. W6 + T5
….. …..

 

Стратегии 4х типов:

· Комбинация «возможности — сильные стороны» (поле СИВ) образуют стратегию развития и показывает, какие сильные стороны необходимо использовать, чтобы получить отдачу от возможностей во внешней среде (стратегия наступления).

· Комбинация «возможности — слабые стороны» (поле СЛВ) образует стратегию для внутренних преобразований и показывает, за счет каких возможностей внешней среды организация сможет преодолеть имеющиеся слабости (стратегия развития).

· Комбинация «угрозы — сильные стороны» (поле СИУ) используется как стратегия потенциальных преимуществ и показывает, какие силы необходимо использовать организации для устранения угроз (стратегия обороны).

· Комбинация «угрозы — слабые стороны» (поле СЛУ) рассматривается как ограничение стратегического развития и показывает, от каких слабостей необходимо избавиться, чтобы попытаться предотвратить нависшую угрозу (стратегия сдерживания).

При вписывании стратегий в соответствующие разделы матрицы, необходимо указать, какие из элементов S, W, O и T будут использованы в данной стратегии. Номера элементов берутся в итоговой матрице.

В одной стратегии могут быть задействованы несколько сильных и слабых сторон организации, а также использованы несколько возможностей и угроз внешней среды.

 

Задание на выполнение работы

1. Ознакомьтесь с содержанием деятельности компании в рамках ЭК в соответствии с вашим вариантом.

2. Найдите в российском сегменте сети Интернет две компании, занимающиеся деятельностью, максимально близкой к описанной в вашем варианте.

3. Изучите сайты выбранных компаний и составьте набор из 5–15 характеристик, по которым данные компании отличаются друг от друга.

4. Определите значения каждой из характеристик для каждой из компаний.

5. Предположим, вы хотите выйти на рынок рассматриваемых товаров (услуг) в рамках существующей компании, открыв отдельное направление либо создав новый канал сбыта в рамках традиционной деятельности:

· выделите возможный набор внутренних сильных сторон в предполагаемой компании;

· выделите возможный набор внутренних слабых сторон в предполагаемой компании;

· выделите возможный набор потенциальных внешних возможностей для реализации предполагаемой компанией на рассмотренном рынке товаров (услуг);

· выделите возможный набор потенциальных внешних угроз для бизнеса предполагаемой компании на рассмотренном рынке товаров (услуг).

6. Постройте SWOT-матрицу для предполагаемой компании, описывающую стратегические альтернативы и ограничения, выделяя те, которые могут лечь в основу формирования стратегии.

7. Определите значимости каждого из базовых факторов SWOT- матрицы по 10-балльной шкале методом собственной экспертной оценки;

8. Сложите полученные значения для факторов, находящихся в выделенных парах в SWOT-матрице и определите пару факторов с максимальным значением суммы.

9. Сделайте вывод по смыслу полученного результата и содержанию возможной стратегии предполагаемой компании.

Отчёт о выполненной работе

1.1. Основная деятельность компании заключается в

 

 

 

и нацелена на следующие группы клиентов:

·

·

 

1.2. Сравнение компаний, уже работающих на данном рынке

 

Характеристика Название и адрес компании 1 Название и адрес компании 2
1. Группа характеристик (факторов) 1    
1.1. Характеристика 1    
1.2. Характеристика 2    
…..    
2. Группа характеристик (факторов) 2    
2.1. Характеристика 1    
2.2. Характеристика 2    
…..    

 

1.3. Аккумулирующая SWOT-матрица

 

 

1.4. Внутренние сильные и слабые стороны предполагаемой компании

 

 

1.5. Внешние ограничения и угрозы предполагаемой компании

 

 

1.6. SWOT-матрица для предполагаемой компании

 

  Возможности Угрозы
Сильные стороны Поле СИВ   Поле СИУ
Слабые стороны Поле СЛВ   Поле СЛУ

 

1.7. Общий вывод и возможное содержание стратегии на данном направлении деятельности


Приложение 1

Варианты лабораторной работы № 1

 

Вариант 1

Компания «Орион» занимается производством разнообразной канцелярской продукции (карандаши, ручки, блокноты, календари, скрепки, зажимы, скобы, стикеры, еженедельники, плакаты и т.д.) и выполняет её распространение между собственными магазинами, которые самостоятельно дозаказывают требуемый товар, а также принимает заказы от сторонних компаний. Заказы могут включать как простые заказы по каталогу любого вида продукции в необходимом количестве, так и разработку специальной конфигурации, дизайна и других характеристик по требованию заказчика. В связи с этим специфические заказы обрабатываются и контролируются менеджерами на всех стадиях согласования параметров. После окончательного оформления клиент имеет возможность просмотреть детали и итоговую стоимость заказа и произвести расчёт как традиционным способом, так и на сайте. По факту оплаты заказ доставляется клиенту. На всех этапах клиент имеет возможность отслеживать состояние заявки.

Вариант 2

Компания ООО «Русский сувенир» представляет собой online магазин без оfline поддержки. В интернет-магазине представлен широкий ассортимент сувенирных изделий из гжели и керамики российского производства. Фирма работает с несколькими крупными заводами. Налаженные отношения с поставщиками позволяют вести бизнес без использования собственного склада (товар поставляется напрямую со склада компании-производителя), что значительно снижает издержки фирмы. Доставка товара клиенту осуществляется либо курьером, либо почтой (государственной или DHL). Оплата товара может осуществляться следующими способами: наложным платежом (при доставке товара почтой), наличными (при доставке товара курьером), электронными наличными (webMoney, Яndex–деньги). В случае выбора клиентом способа доставки курьером, покупателю необходимо подтвердить заказ (система формирует уведомление, которое отправляет на e-mail покупателя). В остальных случаях товар доставляется по факту оплаты.

 

 

Вариант 3

Интернет-аукцион «Colir» существует c 2002 года. На сайте физические лица торгуют друг с другом. Торги организованы следующим образом: физическое лицо-продавец выставляет на сайте информацию о своём лоте (фотографию, описание). Заинтересовавшее лицо предлагает свою цену. Один лот выставляется на продажу в течение ограниченного времени. Торг может проходить как напрямую между продавцом и покупателем (с самоорганизацией доставки), так и через третье лицо – менеджера аукциона, который организует торг и доставку товара, получая при этом определённый процент. Оплата товара осуществляется через платёжные интернет-системы (WebMoney, Яndex–деньги) или с использованием кредитных карт, (возможны другие способы оплаты при обоюдной договорённости сторон). Организацией и поддержкой аукциона занимается фирма ООО «Колир-М», основу коммерческой деятельности которой является получение прибыли от размещения рекламы на страницах с лотами.

Вариант 4

Что вам не хватает для покупки в интернет-магазине понравившейся вещи? Наверное, денег? Так же думает и компания ООО «ДляВас», которая развернула бизнес в сети Интернет по предоставлению краткосрочных кредитов online для осуществления покупок на сумму до 100 000 рублей прямо не выходя из дома. Вы, как физическое лицо, можете стать её клиентом, предоставив требуемую информацию о себе и заверив документы электронной подписью. В случае успешной проверки ваших документов, вы получаете возможность пользоваться кредитом в удобной для вас форме – от прямой оплаты вашего счёта в интернет-магазине до перечисления средств в ваш кошелёк в системе Web Money или любых других. Все операции по необходимому оформлению документов осуществляются прямо через сайт в режиме online. Также и последующие расчёты с компанией осуществляются через сайт путём зачисления средств на её счёт практически в любой расчётной системе сети в российском сегменте.

 

 

Вариант 5

На сайте администрации города N физическим лицам предоставляется возможность оплаты коммунальных услуг. При проведении платежа используются так называемые «сервисные» карты, которые плательщики могут приобрести в отделениях «Сбербанка» и «Банка связи». Система оплаты организована следующим образом: клиент регистрируется на сайте (заводит счёт), заполняет форму идентичную бланку оплаты, вводит код с сервисной карты (пополняя свой счёт на определённое количество денежных единиц). Операции с сервисными картами проводит «Банк связи», переводя деньги со счёта клиента на сбербанковский счёт администрации города.

Вариант 6

Туристическая компания ООО "Турист", которая продаёт через Интернет различные виды отдыха в России и за рубежом. Фирма реализует весь комплекс туристических услуг: организация собственных туров, продажа туров заграницу, а также активно работает в сфере приема иностранных граждан, предоставляя полный комплекс туристических услуг.

В офисе фирмы организована продажа авиабилетов во все направления на рейсы российских и иностранных авиакомпаний.

С недавнего времени компания реализует свои услуги чрез интернет. Для того что бы сделать заявку или забронировать тур, необходимо связаться с оператором. Который работает с клиентами, разъясняет условия туробслуживания, предоставляет полную информацию о туре, дает информацию о необходимых формальностях и особенностях страны пребывания; заключает с клиентом договор - заявку, по которому подыскивает и предлагает клиентам туры, согласно их пожеланиям; рассчитывает стоимость тура для клиента и выдает счета на предоплату и так далее.

Бронирование тура турфирмой производится только после заключения договора на туристское обслуживание, который заключается между турфирмой и клиентом непосредственно в офисе компании. После полной оплаты тура клиенту выдается путевка.

 

 

Вариант 7

Компания ЗАО «Старт» занимается размещением инвестиций для реализации высокотехнологичных проектов в сфере услуг. До настоящего момента взаимодействие с потенциальными заёмщиками осуществлялось традиционными способами по средствам электронной почты и бумажных документов. Недавно компания вышла в сеть Интернет с реализацией полного цикла по обслуживанию клиента от приёма заявки до перечисления кредитуемых сумм клиентам и осуществления последующего расчёта за услуги компании и расчётов по выданным кредитам и процентам. При этом клиент имеет возможность оперативно контролировать текущий график погашения, предстоящие и зачисленные платежи, а также взаимодействовать с компанией по вопросам проведения периодического аудита состояния компании-клиента и выполнения первоначального бизнес-плана.

 


Приложение 2

ПРИМЕРЫ

Сильными сторонами организации считают:

  • Наличие необходимых финансовых ресурсов;
  • Умение профессионально выдерживать конкуренцию;
  • Статус признанного лидера;
  • Наличие собственных технологий;
  • Относительно низкие затраты;
  • Эффективную рекламу;
  • Опыт инноваций и инновационную активность;
  • Надежный профессиональный менеджмент;
  • Эффективные производственные мощности;
  • Финансовую устойчивость и платежеспособность;
  • Высокий уровень квалификации руководящих сотрудников предприятия;
  • Высокое качество выпускаемых товаров;
  • Проверенный и надежный поставщик комплектующих

К слабым сторонам организации могут быть отнесены:

  • Отсутствие четкой стратегии;
  • Ухудшение условий труда;
  • Устаревшие производственные мощности;
  • Низкая рентабельность или отсутствие прибыли;
  • Недостаток требуемых навыков и профессионализма;
  • Низкая заинтересованность рядовых сотрудников в развитии предприятия
  • Проблемы управления операциями;
  • Отставание в обновлении продукции, товаров, работ, услуг;
  • Слишком узкая номенклатура реализуемой продукции, товаров, работ, услуг;
  • Неблагоприятная репутация или недостаточно сформировавшийся имидж;
  • Недостаточно налаженная работа по сбыту, неустойчивые каналы сбыта;
  • Высокая в сравнении с конкурентами удельная себестоимость;
  • Низкая платежеспособность.

Возможности в SWOT-анализе могут рассматриваться как факторы, оказывающие благоприятное воздействие:

  • Высокий спрос на продукцию;
  • Обслуживание дополнительных групп потребителей;
  • Расширение номенклатуры продаж;
  • Выход на новый рынок или сегмент;
  • Возможность привлечения инвесторов;
  • Падение торговых барьеров, затрудняющих доступ к привлекательным международным рынкам;
  • Увеличение темпов роста рынка.

Угрозы – факторы, способные нанести ущерб данной организации:

  • Неплатежеспособность покупателей;
  • Высокий уровень налогообложения;
  • Существенное расширение сети мощных конкурентов;
  • Рост продаж товаров-заменителей;
  • Снижение темпов роста рынка;
  • Высокий процент коммерческого кредита;
  • Неблагоприятные изменения в обменных курсах валют;
  • Спад в экономике;
  • Протекционистские мероприятия со стороны иностранных государств по защите собственных производителей;
  • Неблагоприятные изменения во вкусах и предпочтениях потребителей;
  • Неблагоприятные демографические изменения.

Пример заполненного шаблона аккумулирующей SWOT-матрицы компании Google

 

 

Пример заполненного шаблона итоговой SWOT-матрицы компании Google

 

 

Пример SWOT-анализа

Пример составления стратегий

  ВОЗМОЖНОСТИ 1. Появление новой розничной сети 2. и т.д. УГРОЗЫ 1. Появление крупного конкурента 2. и т.д.
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ 1. Высокое качество продукции 2. 3. и т.д. 1. Как воспользоваться возможностями Попытаться войти в число поставщиков новой сети, сделав акцент на качестве нашей продукции 2. За счет чего можно снизить угрозы Удержать наших покупателей от перехода к конкуренту, проинформировав их о высоком качестве нашей продукции
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ 1.Высокая себестоимость продукции 2. 3. и т.д. 3. Что может помешать воспользоваться возможностями Новая сеть может отказаться от закупок нашей продукции, так как наши оптовые цены выше, чем у конкурентов 4. Самые большие опасности для фирмы Появившийся конкурент может предложить рынку продукцию, аналогичную нашей, по более низким ценам

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...