Работа с сольным танцем как одна из техник ИТДТ.
Сольный подготовленный танец в группе происходит при поддерживающем и безоценочном внимании участников - "зрителей". В начале и в конце движения происходит групповой ритуал сонастройки, а после исполнения соло участники группы дают обратную связь. Сам исполнитель говорит о своем опыте, в том случае, если он этого хочет. Во время танца в группе исполнитель своего соло проживает и раскрывает себя и тему, выражая в движении телом, чувствуя и аутентично присутствуя, осуществляет контакт и с самим собой, и с группой -что оказывает терапевтический эффект на всех участников. Расхожее мнение о выступлении, как о представлении призванном развлечь присутствующих, "изобразить" чувства и содержание нам на тренинге не полезно и не нужно. В нашем формате терапевтической работы скорее зритель присутствует для танцора, а не наоборот. Нас интересует "проживание" и "воплощение" в танце. " Проживание " - телесное переживание душевных состояний, мыслей, истории. Полная вовлеченность в поток переживания - вот, что значимо и несет ресурсный опыт.
" Воплощение "- выражение творческого замысла, переживаний, впечатлений в движении и образах.
Людям профессиональной сцены важно освоить так называемое состояние "старт+"-так называется, возбуждение, которое не подавляет, не становится барьером к самовыражению, а напротив, придает энергию, кураж, мобилизует и вводит в состояние "потока"-необходимой спонтанности. Можно предположить, что сама по себе ситуация публичного выступления, где необходимо действовать неформально, предъявляя себя самого в фокусе направленного внимания, вызывает особое изменение состояния сознания-оно может быть чрезвычайно ресурсным. Чаще всего страх и смущение -это опыт прошлых негативных оценок не только сценических выступлений, но и попыток любого предъявления себя в жизни. В рамках тренинга создается ситуация, когда теплое, поддерживающее и неоценивающее внимание людей создает особое пространство, в котором раскрывающий и переживающий себя в танце человек может выбирать - что эта ситуация сейчас для него - препятствие, вызов или поддержка. Что танцор будет делать с этим особым потоком внимания, направленным на него -отступать и защищаться, сражаться или опираться? Кстати, иногда страх предьявлять себя людям, и становится темой танцевального соло - "сделать помеху процессу содержанием процесса". Очень терапевтичным и изменяющим может стать возможность для человека быть в своих актуальных чувствах и состояниях, в пространстве особого внимания перед другими людьми, где любое наше действие может быть увидено, принято и наделено проживаемым смыслом.
Участники тренинга, которые наблюдают соло находятся в состоянии непрерывного неоценивающего направленного внимания. Они наблюдают не только за соло, но и за собственным телесным, чувственным откликом на видимое. Осмысляют увиденное и чувствуемое. Возможно обращать внимание на сложности в восприятии: скука, отвлечение, отрицание, которые возникают когда внимание направлено на предьявление другого или, наоборот, поглощенность и "захваченность" происходящим. В обратной связи лучше удержаться от оценок из разряда "понравилось-не понравилось", "хорошо-плохо", "а я бы сделал не так...", необходимо удержаться от советов и прояснений. Лучше всего говорить о собственных переживаниях вызванных увиденным, личных ассоциациях и реакциях. Этот опыт эмпатичного включенного внимательного наблюдения затем находит место в повседневной жизни. Так же можно использовать для обратной связи исполнителю соло "принцип бутерброда": человек начинает с обратной связи + (что привлекло внимание? что заинтересовало?), переходит к обратной связи, которая может оказаться фрустрирующей для исполнителя (что показалось неадекватным? когда внимание терялось? и т.д.), и заканчивает вновь поддерживающими словами (что было значимо?). Участники при этом отчетливо понимают, что само содержание обратной связи говорит, как о выступлении, так и о самом говорящем. Автор соло сам по своему усмотрению выбирает что значимо и важно, с чем он хочет сейчас поработать с терапевтом и группой, а что ему не нужно и не подходит.
К примеру, одна из участниц подобного тренинга выбрала темой своего соло взаимоотношения с маленьким пасынком, полные противоречий и боли. Это был танец с игрушечным волчонком, который олицетворял образ приемного мальчика. Для многих участников эта работа оказалась значимой и в ином ракурсе, как взаимоотношения с собственным внутренним отвергнутым "ребенком". И, когда воплощаются такие значимые темы, то вся группа может получить разделяемый глубинный опыт переживания, не выразимый полностью словами, но очень реальный.
Иногда процесс сольного выступления работает как ритуал инициации, проявления скрытого, "недозволенного". Ведь и правда, жизненно важно быть услышанным, увиденным и принятым таким как есть без оценок, критики и отвержения. Это одна из базовых потребностей человека -быть узнанным и принятым в своем уникальном и естественном, в том, что является насущным и живым его реальности. Так же соло может быть ритуалом завершения, закрытия или перехода на другой уровень какой-либо темы в жизни человека. Часто сама подготовка к выступлению является значимым процессом, в котором осознаются многие неэффективные стратегии "воплощения": откладывание значимых действий на последний момент, частая смена замысла, невозможность остановиться на одном выборе, неоправданная привязанность к мнениям со стороны и другие барьеры. Все это может быть темой терапевтической работы в соло. После этапа обратной связи автор соло может обратиться к ведущим с возникшими вопросами. Так же порой бывает очень полезно не "забалтывать" переживания и остаться с ними еще на какое-то время. У каждого участника в последний третий день будет около 30-40 минут, которые группа посвящает ему лично. В это время есть возможность исполнить свой сольный танец (или отказаться), запросить обратную связь от участников (или остаться со своими переживаниями и отказаться от обратной связи), обратиться к терапевту с насущными вопросами(или нет). Каждый участник наполняет свое личное время в группе по своему усмотрению.
Методики исследования: 1. Методика Карпова А.В. Диагностика рефлексии. 2. Тест-опросник личностной зрелости Гильбуха Ю.З. 3. Методика «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф. 4. Опросник «Стиль саморегуляции поведения-98». 5. Диагностика самоактуализации личности (А.В.Лазукин в адаптации Н.Ф.Калина). 6. Экспресс-диагностика социальных ценностей личности. Несколько методик дают более точную, детальную и ясную картину.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|