Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вожаки толпы и способы их убеждения

РЕФЕРАТ

на тему:

 

Теория массы Лебона

Выполнила:

студентка 1 курса,11 группы

Сапожникова Кристина Евгеньевна

 

Проверила:

кандидат филологических наук, доцент

Балахонская Людмила Владимировна

 

Санкт-Петербург

 

2012 г.

Содержание:

 

1. Введение ……………………………………………………………… 3

 

2. Биография …………………………………………………………….. 4

 

3. Общая характеристика толпы ……………………………………….. 5

 

4.Основные этапы формирования толпы ……………………………... 6

5. Основные характеристики толпы …………………………………… 7

6. Идеи, рассуждения, воображение и религиозные чувства толпы …. 8

7. Мнения и верования толпы ………………………………………….. 9

8. Вожаки толпы и способы их убеждения ……………………………. 11

9. Классификация и описание толпы различных категорий ………….. 12 10. Заключение ………………………………………………………….. 14 11. Список использованной литературы ……………………………….. 15

 

Введение

Изучению психологии толпы придают очень большое значение. Причина этого заключается в том, что могущество масс - это сила, значение которой растёт всё больше и больше. Если в прошлом массам не уделялось внимания, то теперь мы можем понять, что толпа создаёт судьбы наций. Идеи, понятия и верования народов влияют на все исторические события. Тем не менее, толпа не изучена до конца, и понять её психологию очень трудно. Исследованием толпы занимались многие специалисты, такие как Г.Тард, З.Фрейд Г, Ортега-и-Гассет Х. Одним из исследователей психологии толпы был Гюстав Лебон, который в конце XIX в. первым предпринял научные попытки подойти к проблеме толпы. Первые две статьи Лебона по вопросу массового поведения были опубликованы в 1895 г. в журнале "Научное обозрение". А следующие, ввышедшие в том же году в книге «Психология толпы», принесли ему широкую известность. Его наблюдения стали основой для целого ряда исследований в этой области.

 

 

 

Биография

 

Гюстав Лебон (1841 — 1931) - фр. философ, историк, социолог и психолог, один из основателей социальной психологии. Лебон одним из первых попытался теоретически обосновать наступление «эры масс» и связать с этим общий упадок культуры. Он полагал, что в силу волевой неразвитости и низкого интеллектуального уровня больших масс людей ими правят бессознательные инстинкты, особенно тогда, когда человек оказывается в толпе. Здесь происходит снижение уровня интеллекта, падает ответственность, самостоятельность, критичность, исчезает личность как таковая. Анализ толпы, ее поведения, механизмов взаимодействия людей в толпе, индивида в толпе, классификация толпы - важная часть социологии Лебона, принесла ему мировую известность, стала достоянием современной социологии и социальной психологии.

 

Основные работы

§ «История арабской цивилизации» (1884)

§ «История цивилизаций Индии» (1887)

§ «Современная верховая езда» (1892)

§ «Психология народов и масс» (1895)

§ Психология воспитания (1902)

§ «Психология социализма» (1908)

§ «Эволюция материи» (1912)

 

 

Общая характеристика толпы

« Под словом "толпа" подразумевается в обыкновенном смысле собрание индивидов, какова бы ни была их национальность, профессия или пол и каковы бы ни были случайности, вызвавшие это собрание. Но собрание людей имеет совершенно новые черты, отличающиеся от тех, которые характеризуют отдельных индивидов, входящих в состав этого собрания. Сознательная личность исчезает, причем чувства и идеи всех отдельных единиц, образующих целое, именуемое толпой, принимают одно и то же направление.»

Исчезновение сознательной личности и ориентирование чувств и мыслей в известном направлении - главные черты, характеризующие толпу, вступившую на путь организации. В толпе человек часто думает и чувствует по-другому, то есть индивид сам по себе отличен от того, кем он становится в толпе. Индивидуальное исчезает, проявляется бессознательное наряду с инстинктами. Каждое действие в толпе заразительно. Повышается внушаемость каждого индивида.

Некоторые исследователи считают толпу преступной, но, по мнению Лебона, это неправильно. Толпа может быть и героичной, всё зависит лишь от целей и обстоятельств.

 

 

Основные этапы формирования толпы

1. Образование ядра толпы

Для того, чтобы сложилось ядро толпы, требуются определённые цели. Толпа образуется из людей, не имеющих между собой ничего общего, но сплочённых одним и тем же интересом. Индивид, присоединившийся к толпе, утрачивает часть своей индивидуальности и становится подвластен ей, проявляя эмоции, в точности похожие на эмоции собравшихся в толпе.

2. Процесс кружения

В процессе кружения происходит обострение чувств и возрастание возбуждения. Люди готовы к любым немедленным действиям.

3. Появление общего объекта внимания.

На данном этапе появляется общий воображаемый объект внимания, который заостряет на себе все чувства и эмоции людей и способствует ещё большему сплочению людей.

4. Активация индивидов в единое целое.

Возникает определённый стимул, побуждающий толпу к конкретным, зачастую агрессивным действиям. Толпа разделяется на зачинщиков, участников и наблюдателей, присутствие которых увеличивает массовость и усиливает влияние самой стихии толпы на собравшихся.

 

Основные характеристики толпы

-импульсивность

-изменчивость

-раздражительность

-чувство могущества и вседозволенности

-легковерие

-повышенная внушаемость

-религиозная нетерпимость

-консервативные инстинкты

Но, стоит также добавить, что толпе присущи и нравственные качества, такие как самопожертвование, преданность, патриотизм, бескорыстие.

 

Идеи, рассуждения, воображение и религиозные чувства толпы

«Идеи толпы можно разделить на два разряда. К первому мы причисляем временные и скоропреходящие идеи, зародившиеся под влиянием минуты; преклонение перед каким-нибудь индивидом или доктриной, например; ко второму - все основные идеи, которым среда, наследственность, общественное мнение дают очень большую устойчивость, таковы прежние религиозные верования и нынешние социальные и демократические идеи».

Идея должна претерпеть изменения, проникнуть в подсознание и стать чувством. Тогда она проникает в душу толпы и овладевает ею, выражаясь в определённых последствиях.

Что касается рассуждений, то, кажется, что они имеют отношение друг к другу, но толпа не умеет рассуждать, суждения всегда навязаны.

Воображение толпы очень развито. Выдуманное причисляется к реальному. Образы всегда достаточно простые, не привязаны к фактам.

«Кто владеет искусством производить впечатление на воображение толпы, тот и обладает искусством ею управлять».

Религиозные чувства, присущие толпе, - нетерпимость и фанатизм. «Герой, которому поклоняется толпа, поистине для нее Бог». Они играют большую роль, так как верования людей всегда имеют религиозную форму. «Некоторые исторические события, и притом наиболее важные, только тогда становятся понятными, когда мы вполне уясним себе ту религиозную форму, в которую всегда, в конце концов, облекаются все убеждения толпы».


Мнения и верования толпы

В своих работах Гюстав Лебон выделяет отдалённые и непосредственные факторы мнений и верований толпы.

Отдалённые факторы делают толпу доступной к восприятию известных убеждений и неспособной проникнуться другими взглядами. Эти факторы являются источником развития новых идей. Непосредственные факторы способствуют развитию этих идей и возникновению последствий. Во всех великих событиях истории мы можем наблюдать последовательное действие этих двойных факторов.

Отдалённые факторы:

- Раса. Раса – самый значительный фактор. «Влияние расы таково, что ни один из этих элементов не может перейти от одного народа к другому, не претерпев самых глубоких изменений. толпа разных стран имеет большие различия в своих верованиях и поступках и что на нее нельзя влиять одинаковым образом».

- Традиции. Традиции выражают идеи, потребности и чувства прошлого расы. Без традиций невозможно существование цивилизации, без их разрушения не существует прогресса. Идеал каждого народа заключается в сохранении традиции и в их постепенном изменении.

- Время. Время создаёт и разрушает, время способствует изменениям. «Идеи -это дочери прошлого и матери будущего и всегда- рабыни времени!» - Политические и социальные учреждения. Учреждения могут исправлять недостатки общества и способствовать прогрессу. Народ не может изменить эти учреждения, а именно их сущность. - Образование и воспитание. Образование должно изменять людей к лучшему и создавать равенство между ними. Образование, которое даётся человеку в определённой стране, позволяет понять, что ожидает эту страну в будущем. Тем не менее, воспитание и образование могут либо улучшить, либо испортить душу толпы.

Непосредственные факторы:

 

- Образы, слова и формулы. Образы, с помощью которых можно так легко воздействовать на толпу, можно вызвать посредством слов и формул. Но следует помнить, что слова не постоянны и значение их меняется. - Иллюзии. Толпа не стремится к правде и не любит тех, кто наставляет её на путь истинный. - Опыт. - Рассудок. Рассудок не оказывает на толпу какого-либо внимания. Толпа находится полностью под влиянием чувств.

Существуют постоянные и непостоянные мнения толпы. К постоянным мы можем отнести идеи христианства, реформации, феодализма, демократические и социальные идеи. К непостоянным относятся,к примеру, различные теории, идеи и мысли. «Не трудно внушить толпе какое-нибудь преходящее мнение, но очень трудно утвердить в ее душе прочное верование, и также трудно уничтожить это последнее, когда оно уже установилось. Народы всегда сознавали пользу приобретения общих верований, инстинктивно понимая, что исчезновение этих верований знаменует для них час упадка…»


Вожаки толпы и способы их убеждения

Вожаки - чаще всего психически неуравновешенные личности с железными убеждениями и сильной волей. Роль вожаков- создать веру во что-нибудь, власть вожаков деспотична, но толпа всегда нуждается в подчинении.

«Класс вожаков удобно подразделяется на две определенные категории. К одной принадлежат люди энергичные, с сильной, но появляющейся у них лишь на короткое время волей; к другой -вожаки, встречающиеся гораздо реже, обладающие сильной, но в тоже время и стойкой волей. Первые - смелы, буйны, храбры; они особенно пригодны для внезапных дерзких предприятий, для того, чтобы увлечь массы несмотря на опасность и превратить в героев вчерашних рекрутов. Но энергия этих вожаков, хотя и очень могущественная, держится недолго и исчезает вместе с возбудителем, вызвавшим ее появление. Вторая категория вожаков, обладающих стойкой волей, не столь блестяща, но имеет гораздо большее значение. К этой категории и принадлежат истинные основатели религии и творцы великих Дел: св. Павел, Магомет, Христофор Колумб, Лессепс.»

Способы действия вожаков: утверждение, повторение, зараза. Действие этих способов медленное, но результаты, достигаемые ими, очень долговременны.

 

Обаяние. Обаяние-господство какой-либо идеи над умом индивида. Существуют обаяние приобретённое и обаяние личное. Личное обаяние –это очень редкое явление. Люди, имеющие личное обаяние, обладают собственным магнетизмом и могут внушать свои чувства и идеи окружающим, легко им повинующимся.

 

Классификация и описание толпы различных категорий Классификация толпы.

А. Толпа разнородная

1. Анонимная (уличная толпа, например).

2. Неанонимная (присяжные, парламентские собрания и т.д.).

В. Толпа однородная

1. Секты (политические, религиозные и т.д.).

2. Касты (военные, духовенство, рабочие и т.д.).

3. Классы (буржуазия, крестьянство и т.д.)».

Разнородная толпа состоит из индивидов, различных между собой по профессии и умственному развитию. Однородная толпа состоит из сект, каст и классов. Секта включает в себя индивидов различных профессий, воспитания и среды, связанных только общностью верований. Каста же состоит из индивидов одних и тех же профессии, воспитания и среды. Класс образуется индивидами различного происхождения, но связанными между собой общностью интересов и привычек.

Г. Лебон в своей книге описывает толпы различных категорий.

Присяжные и уголовные суды - образец разнородной, неанонимной толпы. Обладают такими характеристиками, как восприимчивость к внушению, преобладание бессознательного, влияние вожаков, подчинение чувствам.

Избирательная толпа - разнородная толпа, обладающая слабой способностью к рассуждению, отсутствием критического духа, раздражительностью и легковерностью. «В решениях этой толпы легко можно проследить влияние вожаков и роль перечисленных нами выше факторов: утверждения, повторения, обаяния и заразы. Первым условием, которым должен обладать кандидат на выборах, является обаяние. Личное обаяние может быть заменено только обаянием богатства. Избиратель хочет также, чтобы льстили его тщеславию и угождали его вожделениям. Чтобы на него подействовать, надо осыпать его самой нелепой лестью и, не стесняясь, давать ему самые фантастические обещания. Написанная программа кандидата не должна быть чересчур категоричной, так как противники могут ею воспользоваться и предъявить ему ее впоследствии; но зато словесная программа должна быть самой чрезмерной. Он может обещать без всяких опасений самые важные реформы. Все эти преувеличенные обещания производят сильное впечатление в данную минуту, в будущем же ни к чему не обязывают».

Парламентские собрания- разнородная толпа, неанонимная, обладающая односторонностью идей, раздражительностью, восприимчивостью к внушению.

 


Заключение

В своё время самые продвинутые индивидуумы России, Италии и Германии считали эту книгу своей настольной. Для Ленина, Муссолини, Гитлера, не говоря о подражавших им лидерах рангом поменьше, эта книга была руководством к действию.

Есть мнение, что труд ученого 'Психология толпы' во многом стал пособием для формирования фашистской теории лидерства, являясь своеобразным «учебником» для Гитлера. Кроме того, отдал должное работе Лебона и Бенито Муссолини, для которого «Психология толпы» была едва ли не настольной книгой.

Трагедия заключалась в том, что его 'методами воздействия на толпу' умело воспользовались диктаторы, тщательно изучая их, а о том, насколько верны оказались мысли и исследования Лебона, можно судить по ходу истории.

Также, книги Гюстава Лебона изучали российский политический деятель Плеханов, французский философ Сорель, политик Габриель Ганото, Зигмунд Фрейд, Владимир Ильич Ленин.

 

Сегодня многие проблемы, выдвинутые Лебоном, по-прежнему остаются актуальными. Многие его идеи подтверждены современными исследованиями в области социальной психологии и заслуживают особого внимания. Зная основные особенности воздействия толпы на отдельного человека, мы получаем в свои руки тот инструмент, который в нужной ситуации поможет нам вовремя осознать истинныеапричины происходящего и избежать неприятностей, связанных с таким влиянием.

 

 


Список использованной литературы

1. История западной социологии: биографический справочник, 1999 г.

 

2. Лебон Г. Психология народов и масс. Спб.: ЗАО Питер. М., 1999

 

3. Лебон Г. Толпотворение. // Новое время. №3. 1998.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...