Признаки, разновидности, соотношения партий и государства
Партии занимают особое положение в политической системе, они являются самым активным из звеньев политической системы. В отличие от многих неполитических образований, общественно-политических структур, партии выполняют чисто политические функции, они создаются специально для участия в политике как особой сфере общественных отношений. От всех иных видов общественных объединений партии отличаются прежде всего своим политическим характером, который выражается в том, что партия стремится стать правящей, завоевать государственную власть для проведения в жизнь своей программы. Партия - это объединение людей одного политического направления, ставящее своей целью осуществление государственной власти и стремящееся обеспечить себе поддержку населения.. Современные политические партии, в собственном смысле слова, возникли с XIX в., первыми были партии тори и виги в Великобритании. В России первые партии появились в 1898- 1903 гг. в результате политических реформ. Признаки политической партии: • Партия - это всегда носитель идеологии. • Партия - это организация, т. е. достаточно длительно существующее устойчивое объединение людей на разных уровнях политики - от местного до международного. • Цель партии - завоевание и осуществление государственной власти. • Стремление обеспечить себе широкую поддержку населения (поддержка может быть различной: от участия в избирательной кампании до активного членства). • Специфическое положение партии в государстве (выражается в связи партии с государственным аппаратом, в том, что члены партий входят в состав парламента, правительства). Функции политической партии: • обеспечение связи между обществом и государством;
• стимулируют активное участие граждан в политической жизни; • оказывают влияние на формирование государственной политики; • способствуют развитию политической культуры и политического сознания; • осуществляют выдвижение кандидатов на выборах в органы государства всех уровней. Виды политических партий. По идеологической направленности выделяют: 1. Консервативные партии. Характеризуются стабильностью, приверженностью традиционным формам осуществления власти; ратуют за постепенные преобразования в обществе, за преемственность политики от прежних времен. 2. Либеральные партии. Провозглашают свободу личности, ратуют за приоритет личных интересов, а не общественных. 3. Социал-демократические партии. Провозглашают идеи социализма, всеобщего братства и равенства. 4. Коммунистические партии. В основе их идеологии лежат идеи классовой борьбы и диктатуры пролетариата. 5. Религиозные партии. Создаются на основе какого-либо религиозного течения, выражают идеи соответствующей религиозной направленности. 6. Национал-патриотические или фашистские партии. В основе их идеологии лежит идея приоритета какой-либо нации, защиты национальных интересов. По способу связи с государством партии подразделяют на: • правящие или правительственные (находятся у власти, имеют большинство голосов в парламенте, участвуют в формировании правительства); • оппозиционные (находятся в оппозиции к официальной власти, проводят противоположные программы, стремятся стать правящими). В современном обществе формируется новый тип партии, т. н. универсальные политические партии. Их особенности таковы: • поддерживают общедемократические, общечеловеческие ценности; • выражают общенациональные интересы; • выражают идеи компромисса, соглашения между различными слоями общества;
• отрицают различные догмы, быстро приспосабливаются к изменяющимся условиям, не придерживаются жестко определенной идеологии. Классификаций политических партий очень много, существует множество подходов к классификациям. Мы остановились конспективно лишь на основных из них; для более подробного усвоения темы рекомендуется обратиться к дополнительной литературе. РАЗДЕЛ 3. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА Тема 9. Сущность и понятие права
Сущность права, ее стороны и проявления. Право как масштаб, форма и мера свободы и ответственности в обществе. Объективное и субъективное право. Научное понятие права как основная категория теории права. Различные подходы к правопониманию и определению права. Объективные свойства и признаки права: нормативность, общеобязательность, принудительность, системность, формальная определенность, применимость, динамизм и стабильность. Понятие и сущность права
Понятие права - основная категория правоведения, так как в зависимости от того, как мы определим понятие права, будут зависеть и другие правовые категории, а также отраслевые понятия юридических наук. Понятие права имеет не только чисто научное значение, но и практический смысл, так как от понимания права зависит законодательная деятельность, ориентация юридической практики, понятие права влияет на правосознание людей. Право - непростое явление, от того или иного понимания права зависят интересы людей, они влияют на подход людей к праву. Право в различных обществах и конкретных случаях проявляет себя по-разному. На понятие права влияют не только чисто научные усилия, но и обстановка в той или иной стране. Единого правопонимания в теории нет. Общее во всех теориях права то, что они рассматривают право, во-первых, как социальный институт, как элемент структуры общества, а, во-вторых, право рассматривается как средство регулирования поведения, как институт, фиксирующий порядок в обществе, порядок в отношениях между людьми. Всё множество вариантов правопонимания можно свести к 3 основным типам (концепциям правопонимания): 1. нормативное правопонимание; 2. социологическое; 3. нравственное. Эти концепции и раскрывают сущность права.
С точки зрения нормативного правопонимания право - это система норм, система общеобязательных правил поведения, установленных государством. Такое правопонимание наиболее распространенно в силу его простоты, формального подхода к праву. Это понимание нацелено на узкопрофессиональную юридическую деятельность. В данном случае право определяется по внешним признакам: все то, что исходит от государства, считается правом. В рамках этого правопонимания закон и право равны. Такое правопонимание обладает определенными недостатками: 1. Право понимается очень узко - как текст закона. Это правопонимание иногда называют узконормативным. 2. Нет возможности увидеть проявления права в отношениях между людьми. 3. Право здесь жестко подчинено государству, рассматривается как инструмент в руках государства для достижения его целей. 4. Такое правопонимание не дает возможности оценить акты государства (их правовой характер, соответствие идеям равенства и справедливости, интересам общества). 5. Такое правопонимание порождает завышенную оценку роли законодателя в обществе; возникает заблуждение, что общественная жизнь может строиться в полном соответствии с предписаниями власти, выраженными в законах, независимо от их экономической и социальной обусловленности. 6. Этот тип правопонимания недемократичен. 7. С точки зрения этого подхода права и свободы граждан ограничиваются тем, что государство дарует обществу; не признается исходный, неотъемлемый характер прав человека. Эти и другие недостатки породили иные подходы к правопониманию. С точки зрения социологического подхода право коренится в природе общественных отношений. Право представляет собой ту сторону общественной жизни, которая выражается в действиях и поступках людей, т. е. в расчет берется т. н. "живое", действующее право. Право в данном случае понимается как форма и порядок общественных отношений. В нормативном правопонимании первичной клеткой права считается норма права, а в социологическом правопонимании - это правоотношения (отношения между людьми, установленные посредством взаимных прав и обязанностей).
Суть социологического правопонимания может быть сведена к следующему: в процессе своей обычной жизнедеятельности люди вступают в различные отношения, которые изначально являются правовыми. Типичные общественные отношения становятся нормами права. Следовательно, социологическое правопонимание характеризуется разделением права и закона, что является существенным достоинством такого подхода. Право существовало до закона, помимо него. Право здесь понимается прежде всего как субъективное право, т. е. возможности, имеющиеся у одного лица, мера возможного поведения лица. С точки зрения этой концепции законы можно разделить на правовые и неправовые. Правовые законы - законы, которые выражают действительное право, фиксируют то, что сложилось в обществе. Неправовые законы - акты законодателя, т. е. то, что имеет минимальную связь с реальностью. Достоинством социологического правопонимания является то, что оно заставляет законодателя ориентироваться на то, что складывается в обществе, учитывать реально сложившиеся отношения, а также и условия (социальные, экономические и т. д.), предопределяющие действенность закона. Недостатком является сложность разграничения правового и неправового, возникают трудности с определением правового характера отношений. Как следствие - особое внимание уделяется договору, определяющему договорные права и обязанности сторон. Особую роль в такой ситуации играет суд: если отношения протекают нормально, то проблем с правовыми отношениями не возникает, а если да - то вопрос об их правовом характере решает суд. Эта концепция получила развитие в США. Нравственное правопонимание пытается дать содержательную характеристику права. В рамках нравственного понимания право выступает как система норм, но не всяких, а норм, отвечающих определенным положительным критериям. Только справедливые нормы, или нормы, выражающие степень свободы общества, могут быть признаны правовыми. Главным моментом в праве при таком подходе являются принципы права (а не нормы или правоотношения). Достоинства нравственного правопонимания: • Право здесь связано с положительными общественными явлениями - со свободой, демократией и т. п. • Данное правопонимание заставляет законодателя ориентироваться на нравственные ценности общества, на его представления о справедливости, равенстве, гуманизме. • К недостаткам может быть отнесено следующее: • Сложность выбора критерия, по которому возможно отличить правовое от неправового.
• Не решен вопрос о существовании права до или помимо закона. Это понимание также исходит от различия между правом и законом, делит законы на правовые и не правовые. Однако без ответа остается немаловажный практический вопрос: если, используя те или иные критерии, мы определили закон как неправовой, то что с ним делать, вправе ли государственные органы уклониться от исполнения такого закона и не приведет ли это к произволу, анархии? Каждый из типов правопонимания по своему выражает правовую действительность, имеет свои плюсы и минусы. В праве мы обнаружим и нормы, и отношения, и идеи. В общественном сознании на каждый момент присутствуют все эти типы правопонимания, но какой из них становится господствующим, т. е. определяет деятельность законодателя, определяет юридическую практику, преобладает в общественном сознании, зависит от многих факторов, в частности, не столько от научных усилий, от уровня развития науки, сколько от ситуации в обществе. Господствующее правопонимание показывает, как представлено право в том или ином обществе. Нормативное правопонимание господствует там, где власть подчиняет себе общество со всеми вытекающими из этого последствиями (тоталитарное государство). Социологическая теория имеет иные социальные основания - эта концепция дает приоритет общественных отношений, он согласуется с обществом, где государство не вмешивается в жизнь общества. Она согласуется с ослаблением роли государства, децентрализацией управления. В нравственном правопонимании право концентрирует в себе прогрессивные идеи -свободы, равенства, справедливости и т. д. Оно свойственно современному нравственному обществу, где сложилось разделение властей, демократия и т. п. Касательно российской правовой системы можно сказать, что здесь длительное время господствовало нормативное правопонимание, но присутствовали и нравственно-социологические воззрения в той или иной форме. Из этих типов правопонимания для современного общества нравственное наиболее приемлемо. С точки зрения нравственного правопонимания, право - социально обусловленная форма и мера свободы и ответственности в обществе, выраженное в норах и субъективных правах и являющаяся регулятором поведения людей. В качестве сущностной характеристики права признается свобода. Свобода понимается как возможность действовать по собственному усмотрению, это возможность выбора, возможность поступать по своей воле, без принуждения. Но право и свобода - не одно и то же. Право - это мера свободы, ее границы, т. к. право не существует само по себе, а складывается в отношениях между людьми и вытекает из возможностей, существующих у людей в обществе. Такое понимание права, свободы в праве было выражено Кантом. Аналогичная позиция выражена во Всеобщей Декларации Прав Человека: "при осуществлении своих прав и свобод, каждый человек должен подвергаться только тем ограничениям, которые установлены законом, для обеспечения признания и уважения прав и свобод других людей". Право на только устанавливает границу свободы, оно еще обеспечивает свободу, защищает ее. В праве выражена мера ответственности за нарушение прав и свобод иных людей. Если у человека нет свободы выбора, нет смысла устанавливать ответственность. Право - социально обусловленная мера свободы; это означает, что в каждом обществе складывается свое право, человек обладает различными возможностями: эти возможности характеризуют достигнутый уровень развития общества, а также являются критерием человеческого прогресса в обществе. Право - равная мера свободы. Это означает, что оно предоставляет равные возможности добиваться своих целей правовыми способами. Если право предоставляет меру свободы, то она должна быть где-то выражена для того, чтобы можно было пользоваться эталоном свободы. Свобода выражается двояко. Во-первых, в нормах права, в общих правилах поведения, в том, что касается каждого человека и всех людей одновременно. Наряду с этим, во-вторых, право выражается и в субъективном праве, которое представляет собой меру возможного поведения каждого отдельного лица. Право состоит из объективного и субъективного права. Объективное право - общие нормы, правила, независящие от конкретного человека. Субъективное право - это правомочия отдельного лица, возникающие на основе норм объективного права; это мера возможного поведения лица. В качестве сущностной характеристика права была названа свобода, но иногда под сущностью права понимают справедливость. В отличие от справедливости, свободу можно понимать однозначно, а справедливость - это оценочное понятие, каждый имеет свои представления о ней. Право - социальный институт, который регулирует поведение людей, устанавливает определенные рамки этого поведения, сложившиеся в обществе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|