Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы социальной работы




Принципы социальной работы - это основополагающие идеи, положения, правила и нормы поведения органов социальной работы, обусловленные требованиями объективных закономерностей развития и функционирования социальных процессов, требованиями передовой практики. Люди формулируют принципы в качестве руководящих начал, с тем, чтобы их повседневная практическая деятельность не противоречила имеющим место социальным закономерностям, и в то же время была эффективной.

В качестве генеральных принципов, лежа­щих в основе всей организации социальной рабо­ты, как государственной, так и общественной, можно выделить следующие:

♦ принцип универсальности требует исключить дискриминацию при оказании социальной помощи по любым признакам идеологического, политичес­кого, религиозного, национального, расового, воз­растного и тому подобного характера. Содействие должно оказываться каждому клиенту по единст­венной причине — его потребности в помощи;

♦ принцип охраны социальных прав гласит, что оказание помощи клиенту не может сопровождаться требованием отказаться от каких-либо своих соци­альных прав. Например, нельзя связывать помощь, оказываемую многодетной семье, с требованием

к ней ограничить свою детородную активность;

♦ принцип клиентоцентризма означает призна­ние приоритета прав клиента во всех случаях, кроме тех, где это противоречит правам и интере­сам других людей. Традиции тоталитарного обще­ства заставляют нас во многих случаях выдвигать на первый план интересы государства и общества. Например, при анализе социальной дезинтеграции семьи принято говорить, что снижение рождаемо­сти отрицательно скажется на трудовых ресурсах, которыми общество будет располагать в следую­щих поколениях, на контингенте призывников для Вооружённых Сил. Следует помнить, что все эти, безусловно, важные приоритеты не могут стоять на первом плане для социального работника. Важнейшая цель его деятельности — обеспечение способности его клиента к социальному функцио­нированию, создание благоприятных условий для его социального самочувствия и развития его лич­ности. Потребности государства и общества удов­летворяются в результате деятельности социаль­ного работника лишь опосредованно.

В рамках этого же принципа можно рассмат­ривать суверенность и автономность клиента, ко­торый вправе принимать или не принимать помощь социальных работников, выбирать тот или иной вид помощи, получать полную информацию относитель­но работы с ним, а также ограждать свою личную жизнь от постороннего вмешательства, если это не наносит ущерба правам и интересам других лиц;

♦ принцип опоры на собственные силы подчёр­кивает субъектную роль клиента, его активную по­зицию в разрешении своих проблем. Социальный работник может проконсультировать клиента в вы­боре стратегий выхода из кризиса, оказать ему пси­хологическую помощь, побудить к самопомощи, содействовать объединению людей со сходными про­блемами для совместного преодоления трудностей. Но никто, кроме самого человека, не может разре­шить его жизненные затруднения, устранить кон­фликтную ситуацию, наладить отношения с близки­ми людьми. Разумеется, речь здесь идёт о клиентах, достаточно дееспособных с точки зрения своих ин­теллектуальных, психических и физических ресур­сов. Люди с ограниченными возможностями, дети, престарелые имеют право получать помощь, не проявляя при этом собственной активности;

♦ принцип максимизации социальных ресурсов исходит из того, что каждая социальная система с неизбежностью выделяет минимум средств на оказание социальной помощи своему населению. Правда, реальная величина этих средств зависит, прежде всего, от социально-экономических воз­можностей государства и от представлений обще­ства о том, что входит в необходимый социальный минимум для индивида. Поэтому социальные ре­сурсы Германии или Швеции, например, с их ус­тойчивыми экономиками и традиционно высоким уровнем жизни отличаются от уровня социальной помощи в нашей стране с её трудностями в эконо­мике и предельно аскетическими привычками на­селения. Однако действие принципа проявляется повсюду: социальные работники должны прила­гать усилия для привлечения дополнительных воз­можностей оказания помощи клиенту помимо га­рантированного минимума путём обращения к де­ятельности неправительственных, добровольчес­ких, благотворительных учреждений, организации самопомощи и взаимопомощи клиентов, другими не запрещёнными законом способами.

♦ принцип конфиденциальности связан с тем, что в процессе деятельности социальному работнику оказывается доступной информация о клиенте, разглашение которой может принести вред ему или его близким, дискредитировать и опорочить их. Это сведения о болезнях, негативных привыч­ках, психических заболеваниях, семейных кон­фликтах, криминальном прошлом или настоящем. Такая информация может использоваться только в профессиональных целях; она не должна разгла­шаться, кроме случаев, предусмотренных законом и связанных с возможностью насилия, нанесения ущерба какому-либо лицу, прежде всего детям;

♦ принцип толерантности связан с тем, что соци­альная работа ведётся с самыми различными кате­гориями клиентов, в том числе с личностями, кото­рые могут не внушать симпатии специалисту. По­литические, религиозные и национальные особенности индивидов, нуждающихся в помощи, их по­веденческие стереотипы и сама их внешность мо­гут оказаться непривычными для лиц, занимаю­щихся социальной работой. Определённые эле­менты ксенофобии (неприязни и страха перед проявлениями чуждых традиций) распространены в нашем обществе.

Социальные работники не свободны от ил­люзии считать свою точку зрения, свой стереотип поведения и свои представления единственно верными и нормативными. Между тем разнообра­зие человеческих типов, национально-культурных традиций, обычаев поведения является залогом жизнеспособности развития всего человечества. Никто не должен осуждать деятельность другого человека до тех пор, пока она не представляет опасности и не наносит ущерб окружающим. Про­фессиональная толерантность специалиста по со­циальной работе означает признание закономер­ности разнообразия клиентов и терпимость к про­явлениям этого разнообразия.

Статус социальной проблемы не всегда оче­виден. Индивидуальная констатация факта или явления, как проблемы, вовсе не предполагает об­щественного отклика. И наоборот, признание об­ществом какого-то явления социальной пробле­мой совсем не обязательно вызывает адекватную тревогу у тех индивидов и групп, которые попада­ют в сферу действия этого явления. Так, в нашем обществе достаточно долго не признавались соци­альными проблемами бездомность, насилие в се­мье, социальное исключение.

Исходя из того, что социальная работа является универсальным видом деятельности, а как наука связана с целым комплексом других наук (социальной философией, социальной психологией и др.), можно выделить несколько групп основ­ных принципов теории социальной работы.

Общефилософские принципы:

- Принцип детерминизма (учение о закономерности и причинной обусловленности всех явлений природы и общества) показывает причинную обусловлен­ность социальных явлений экономическими и политическим факторами, определяющими состояние общественных отноше­ний, специфику их формирования и проявления.

- Принцип гносеологического (в философии – теория познания) подхода ориентирует на тща­тельное изучение и сопоставление социально-исторического сво­еобразия процессов в обществе, учит видеть их специфику, тен­денции развития и закономерности.

- Принцип личностного подхода требует при изучении соци­альных процессов учитывать, что их носителем всегда выступает конкретная личность с ее потребностями и интересами, ценно­стными ориентациями, чувствами и мыслями.

- Принцип единства сознания и деятельности вооружает со­циальную работу правильным пониманием сущности того или иного вида деятельности, в которую вовлечен социальный кли­ент, и влияние уровня сознания на развитие этой деятельности, своеобразие ее формы и результаты.

Назовем специфические принципы социальной рабо­ты с учетом их классификации:

Содержательные принципы социальной работы. Включают: гума­низм, справедливость, альтруизм, гармонизацию общественных, групповых и личных интересов, самообеспечение.

К числу психолого-педагогических принципов можно отнести мо­дальность, эмпатию (сочувствование), аттракцию (привлекатель­ность), доверие.

Группу методических принципов составляют дифференцирован­ный подход, преемственность, последовательность, непрерывность, компетентность.

Организационными принципами являются всеобщность (относящийся ко всем), ком­плексность (совокупность, сочетание), посредничество (содействие соглашению, сделки между сторонами), солидарность (деятельное сочувствие, общность интересов, единодушие), субсидарность (вспомо­жение), т.е. пособие, материальная помощь.

Более общую классификацию принципов социальной рабо­ты, относящихся к личности социального работника и харак­теру его взаимоотношений с клиентом, предлагает профессор Лавриненко И.М.

Принципы, определяющие профессиональную деятельность социальных работников:

1. Социальный работник должен сознательно применять конкретные знания и навыки в конкретной ситуации. Он дол­жен также осмысливать и собственные находки, сделанные в практической работе. На всех уровнях практики социальной ра­боты опытный специалист должен в конкретной ситуации по­лагаться на существующее знание, прибегая к дополнительной теоретической и эмпирической информации.

2. Социальный работник должен заниматься клиентом как целостной личностью, учитывая его биологическое, психоло­гическое, социальное и духовное состояние.

3. Социальный работник должен вести деловые отношения с клиентом, соблюдая его достоинство. Необходимо восприни­мать клиентов как людей, которые представляют собой цен­ность просто вследствие их человеческой природы (человеко­любие). Следует избегать всяких оценок их ценности, основан­ных на личном мнении или господствующих в данный момент общественных настроениях. Терпимое отношение, отсутствие осуждения со стороны профессионального помощника помога­ет клиенту осознать свое достоинство, сводя к минимуму страх быть воспринятым негативно или неточно.

Обслуживание клиентов с соблюдением их достоинства по­могает социальным работникам избегать навязывания своих пристрастий или стандартов клиентам.

4. Социальный работник должен видеть в клиенте индиви­дуальность. Постоянное стремление как можно глубже рас­крыть свойства личности, семьи или сообщества требует от соци­ального работника осознанных усилий и тщательного анализа. Индивидуализация помогает социальному работнику правиль­но взаимодействовать с клиентом на основании уважения к его личности.

5. Социальный работник должен предоставлять клиенту со­временное видение его проблемы. Успех профессиональной помо­щи во многом зависит от правильного понимания общей ситуации и применения разных подходов к имеющимся проблемам. Внося ясное понимание и предлагая современные, творческие способы разрешения имеющейся проблемы, социальный работник внуша­ет клиенту чувство оптимизма и готовность к сотрудничеству.

6. Социальный работник должен основываться на знании возможностей клиента. Профессиональная специализация со­циального работника формируется на основе изучения раз­личных потребностей человека: физических, психологических, социальных. Однако для определения этих потребностей необ­ходимо знать, в какой мере клиент способен противостоять воз­действиям окружающей среды. Поскольку изменение в соци­альном функционировании должно быть в значительной мере самопобудительным, социальный работник должен помочь кли­енту раскрыть и эффективно использовать его силы.

7. Социальный работник должен побуждать клиента к мак­симальным усилиям по решению его проблем. Если клиенту нужна помощь в том, чтобы выйти из стрессовой ситуации и восстановить личностный и социальный баланс, он должен быть вовлечен в коррекционную деятельность в качестве активного участника. Социальный работник может это сделать на основе изучения условий его жизни и определения характера необхо­димой помощи. Эффективно изменить ситуацию возможно только тогда, когда тот, кто должен измениться, сам ясно пой­мет такую необходимость и у него возникнет желание действо­вать в этом направлении. Социальный работник должен оказы­вать ему содействие, корректируя и подбадривая его.

Задачи, которые социальный работник может поставить пе­ред клиентом, чтобы научить его самостоятельно контролиро­вать факторы, влияющие на его жизнь, определяются следую­щим образом:

— клиент должен воспринимать социального работника как временного агента, помогающего ему в решении одной или не­скольких проблем;

— клиент должен видеть в социальном работнике специали­ста, знания и умения которого он может использовать в своих интересах;

— клиент должен видеть в социальном работнике равного со­трудника или партнера в решении проблемных ситуаций;

— социальный работник помогает клиенту воспринимать об­щественно-политическую структуру как многополюсную, мно­гослойную, что дает клиенту возможность для взаимодействия в том или ином смысле.

8. Социальный работник должен способствовать макси­мальному самоопределению клиента. Социальный работник ру­ководит процессом оказания помощи, а не самим клиентом. Он помогает клиенту исследовать альтернативы и их возможное значение, но не диктует окончательный выбор возможностей.

Применительно к клиенту, этот принцип подразумевает:

— клиент имеет право и возможность быть свободным в вы-боре средств и путей решения своих проблем;

— право свободы ограничено способностями клиента, зако­ном и властью, а также общепринятыми обществом, агентст­вом (другой организацией) правилами и инструкциями;

— это право также распространяется на людей, имеющих психические, физические и другие отклонения. Социальный ра­ботник призван помогать им использовать его на практике.

Ответственность принятия решений за клиентов социальный работник должен брать на себя лишь в исключительных случаях и только после тщательного анализа сложившейся ситуации, имея в виду необходимость возвратить эту возможность клиенту.

9. Социальный работник должен помочь клиенту приобре­сти навыки самоуправления возникающими ситуациями. То, чего клиент достигает в результате своего взаимодействия с со­циальным работником, должно быть использовано им для ре­шения трудных жизненных ситуаций не только в настоящем, но и в будущем. Поэтому важным аспектом подготовки клиен­та к дальнейшей жизни является обучение тому, как в окру­жающей действительности находить и использовать необходи­мые средства и помощников.

10. Социальный работник должен работать с клиентом конфиденциально. Каждый социальный работник должен иметь представление о степени конфиденциальности полученной от клиента информации и условиях работы с ней.

Обычно выделяют две формы конфиденциальности:

абсолютная — информация, данная клиентом, никогда не может быть распространена дальше социального работника. Социальный работник находится под защитой и контролем оп­ределенных государственных органов, законодательных актов, которые дают ему юридическое право привилегированной свя­зи с клиентом, самостоятельного принятия решений о действи­ях с полученной информацией;

относительная — социальный работник может обещать действовать ответственно в рамках профессионального этическо­го кодекса, существующих законов, а также программ агентства.

11. Социальный работник должен оставаться верным фи­лософии нормализации. Многие объекты социальной работы имеют значительные умственные и физические ограничения. Вследствие этих недостатков они в определенной мере подвер­гаются дискриминации и социальной изоляции. Философия нормализации (приведения к норме) способна свести к минимуму изоляцию и интегрировать умственно и физически непол­ноценных людей в общественную среду с гарантией, что их ясизнь будет настолько сходна с жизнью нормальных людей, на­сколько это возможно.

12. Социальный работник должен постоянно оценивать про­гресс в деле изменения людей. Практика социальной работы включает в себя работу с изменяющимися людьми в изменяю­щихся ситуациях. Поэтому цели по оказанию помощи должны быть конкретными и регулярно анализироваться на предмет ус­тановления их важности и актуальности. Необходимо постоян­но контролировать и оценивать процесс изменения. Это долж­ны делать как социальный работник, так и сам клиент. С этой целью социальный работник и клиент систематически собира­ют и фиксируют показатели изменений для дальнейшей кор­ректировки деятельности. Если желаемый результат не дости­гается, социальный работник обязан использовать другой под­ход или избрать другой план своих действий. Непрерывная оценка прогресса должна стать неотъемлемой частью социаль­ной работы.

В структуре этики социального работника необ­ходимо выделить принципы:

§ общие — гуманизм, коллективизм, единство слова и дела и др.;

§ специфические — соответ­ствие уровня квалификации функ­циональным обязанностям, эконо­мических требований по резуль­татам труда и его оплаты и т. п.;

§ а также нормы, т. е. конк­ретные требования, предъявляе­мые к каждому члену коллектива (например, быть терпимым, чест­ным, правдивым и т. п.).

В законодательных и других нормативных актах Российской Федерации сформулированы принципы, вытекающие из обобщения опыта социальной работы в стране:

§ соблюдение прав человека и гражданина в сфере социального обслуживания и обеспечение их государственных гарантий;

§ равных возможностей для граждан при получении социальных услуг; добровольного согласия граждан на получение услуг;

§ доступности социального обслуживания;

§ соблю­дения конфиденциальности в работе;

§ преемственности всех видов и форм социального обслуживания;

§ адресности;

§ приоритета содей­ствия гражданам, находящимся в ситуации, угрожающей их здоро­вью или жизни;

§ профилактической направленности; содействия со­циальной реабилитации и адаптации;

§ межведомственности и междисциплинарности;

§ деятельностного подхода;

§ территориальной организации социальной службы;

§ государственной поддержки до­бровольной общественной деятельности по оказанию социальных услуг и помощи населению.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...