Принципы социальной работы
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Принципы социальной работы - это основополагающие идеи, положения, правила и нормы поведения органов социальной работы, обусловленные требованиями объективных закономерностей развития и функционирования социальных процессов, требованиями передовой практики. Люди формулируют принципы в качестве руководящих начал, с тем, чтобы их повседневная практическая деятельность не противоречила имеющим место социальным закономерностям, и в то же время была эффективной. В качестве генеральных принципов, лежащих в основе всей организации социальной работы, как государственной, так и общественной, можно выделить следующие: ♦ принцип универсальности требует исключить дискриминацию при оказании социальной помощи по любым признакам идеологического, политического, религиозного, национального, расового, возрастного и тому подобного характера. Содействие должно оказываться каждому клиенту по единственной причине — его потребности в помощи; ♦ принцип охраны социальных прав гласит, что оказание помощи клиенту не может сопровождаться требованием отказаться от каких-либо своих социальных прав. Например, нельзя связывать помощь, оказываемую многодетной семье, с требованием к ней ограничить свою детородную активность; ♦ принцип клиентоцентризма означает признание приоритета прав клиента во всех случаях, кроме тех, где это противоречит правам и интересам других людей. Традиции тоталитарного общества заставляют нас во многих случаях выдвигать на первый план интересы государства и общества. Например, при анализе социальной дезинтеграции семьи принято говорить, что снижение рождаемости отрицательно скажется на трудовых ресурсах, которыми общество будет располагать в следующих поколениях, на контингенте призывников для Вооружённых Сил. Следует помнить, что все эти, безусловно, важные приоритеты не могут стоять на первом плане для социального работника. Важнейшая цель его деятельности — обеспечение способности его клиента к социальному функционированию, создание благоприятных условий для его социального самочувствия и развития его личности. Потребности государства и общества удовлетворяются в результате деятельности социального работника лишь опосредованно.
В рамках этого же принципа можно рассматривать суверенность и автономность клиента, который вправе принимать или не принимать помощь социальных работников, выбирать тот или иной вид помощи, получать полную информацию относительно работы с ним, а также ограждать свою личную жизнь от постороннего вмешательства, если это не наносит ущерба правам и интересам других лиц; ♦ принцип опоры на собственные силы подчёркивает субъектную роль клиента, его активную позицию в разрешении своих проблем. Социальный работник может проконсультировать клиента в выборе стратегий выхода из кризиса, оказать ему психологическую помощь, побудить к самопомощи, содействовать объединению людей со сходными проблемами для совместного преодоления трудностей. Но никто, кроме самого человека, не может разрешить его жизненные затруднения, устранить конфликтную ситуацию, наладить отношения с близкими людьми. Разумеется, речь здесь идёт о клиентах, достаточно дееспособных с точки зрения своих интеллектуальных, психических и физических ресурсов. Люди с ограниченными возможностями, дети, престарелые имеют право получать помощь, не проявляя при этом собственной активности; ♦ принцип максимизации социальных ресурсов исходит из того, что каждая социальная система с неизбежностью выделяет минимум средств на оказание социальной помощи своему населению. Правда, реальная величина этих средств зависит, прежде всего, от социально-экономических возможностей государства и от представлений общества о том, что входит в необходимый социальный минимум для индивида. Поэтому социальные ресурсы Германии или Швеции, например, с их устойчивыми экономиками и традиционно высоким уровнем жизни отличаются от уровня социальной помощи в нашей стране с её трудностями в экономике и предельно аскетическими привычками населения. Однако действие принципа проявляется повсюду: социальные работники должны прилагать усилия для привлечения дополнительных возможностей оказания помощи клиенту помимо гарантированного минимума путём обращения к деятельности неправительственных, добровольческих, благотворительных учреждений, организации самопомощи и взаимопомощи клиентов, другими не запрещёнными законом способами.
♦ принцип конфиденциальности связан с тем, что в процессе деятельности социальному работнику оказывается доступной информация о клиенте, разглашение которой может принести вред ему или его близким, дискредитировать и опорочить их. Это сведения о болезнях, негативных привычках, психических заболеваниях, семейных конфликтах, криминальном прошлом или настоящем. Такая информация может использоваться только в профессиональных целях; она не должна разглашаться, кроме случаев, предусмотренных законом и связанных с возможностью насилия, нанесения ущерба какому-либо лицу, прежде всего детям; ♦ принцип толерантности связан с тем, что социальная работа ведётся с самыми различными категориями клиентов, в том числе с личностями, которые могут не внушать симпатии специалисту. Политические, религиозные и национальные особенности индивидов, нуждающихся в помощи, их поведенческие стереотипы и сама их внешность могут оказаться непривычными для лиц, занимающихся социальной работой. Определённые элементы ксенофобии (неприязни и страха перед проявлениями чуждых традиций) распространены в нашем обществе. Социальные работники не свободны от иллюзии считать свою точку зрения, свой стереотип поведения и свои представления единственно верными и нормативными. Между тем разнообразие человеческих типов, национально-культурных традиций, обычаев поведения является залогом жизнеспособности развития всего человечества. Никто не должен осуждать деятельность другого человека до тех пор, пока она не представляет опасности и не наносит ущерб окружающим. Профессиональная толерантность специалиста по социальной работе означает признание закономерности разнообразия клиентов и терпимость к проявлениям этого разнообразия.
Статус социальной проблемы не всегда очевиден. Индивидуальная констатация факта или явления, как проблемы, вовсе не предполагает общественного отклика. И наоборот, признание обществом какого-то явления социальной проблемой совсем не обязательно вызывает адекватную тревогу у тех индивидов и групп, которые попадают в сферу действия этого явления. Так, в нашем обществе достаточно долго не признавались социальными проблемами бездомность, насилие в семье, социальное исключение. Исходя из того, что социальная работа является универсальным видом деятельности, а как наука связана с целым комплексом других наук (социальной философией, социальной психологией и др.), можно выделить несколько групп основных принципов теории социальной работы. Общефилософские принципы: - Принцип детерминизма (учение о закономерности и причинной обусловленности всех явлений природы и общества) показывает причинную обусловленность социальных явлений экономическими и политическим факторами, определяющими состояние общественных отношений, специфику их формирования и проявления. - Принцип гносеологического (в философии – теория познания) подхода ориентирует на тщательное изучение и сопоставление социально-исторического своеобразия процессов в обществе, учит видеть их специфику, тенденции развития и закономерности. - Принцип личностного подхода требует при изучении социальных процессов учитывать, что их носителем всегда выступает конкретная личность с ее потребностями и интересами, ценностными ориентациями, чувствами и мыслями.
- Принцип единства сознания и деятельности вооружает социальную работу правильным пониманием сущности того или иного вида деятельности, в которую вовлечен социальный клиент, и влияние уровня сознания на развитие этой деятельности, своеобразие ее формы и результаты. Назовем специфические принципы социальной работы с учетом их классификации: Содержательные принципы социальной работы. Включают: гуманизм, справедливость, альтруизм, гармонизацию общественных, групповых и личных интересов, самообеспечение. К числу психолого-педагогических принципов можно отнести модальность, эмпатию (сочувствование), аттракцию (привлекательность), доверие. Группу методических принципов составляют дифференцированный подход, преемственность, последовательность, непрерывность, компетентность. Организационными принципами являются всеобщность (относящийся ко всем), комплексность (совокупность, сочетание), посредничество (содействие соглашению, сделки между сторонами), солидарность (деятельное сочувствие, общность интересов, единодушие), субсидарность (вспоможение), т.е. пособие, материальная помощь. Более общую классификацию принципов социальной работы, относящихся к личности социального работника и характеру его взаимоотношений с клиентом, предлагает профессор Лавриненко И.М. Принципы, определяющие профессиональную деятельность социальных работников: 1. Социальный работник должен сознательно применять конкретные знания и навыки в конкретной ситуации. Он должен также осмысливать и собственные находки, сделанные в практической работе. На всех уровнях практики социальной работы опытный специалист должен в конкретной ситуации полагаться на существующее знание, прибегая к дополнительной теоретической и эмпирической информации. 2. Социальный работник должен заниматься клиентом как целостной личностью, учитывая его биологическое, психологическое, социальное и духовное состояние. 3. Социальный работник должен вести деловые отношения с клиентом, соблюдая его достоинство. Необходимо воспринимать клиентов как людей, которые представляют собой ценность просто вследствие их человеческой природы (человеколюбие). Следует избегать всяких оценок их ценности, основанных на личном мнении или господствующих в данный момент общественных настроениях. Терпимое отношение, отсутствие осуждения со стороны профессионального помощника помогает клиенту осознать свое достоинство, сводя к минимуму страх быть воспринятым негативно или неточно.
Обслуживание клиентов с соблюдением их достоинства помогает социальным работникам избегать навязывания своих пристрастий или стандартов клиентам. 4. Социальный работник должен видеть в клиенте индивидуальность. Постоянное стремление как можно глубже раскрыть свойства личности, семьи или сообщества требует от социального работника осознанных усилий и тщательного анализа. Индивидуализация помогает социальному работнику правильно взаимодействовать с клиентом на основании уважения к его личности. 5. Социальный работник должен предоставлять клиенту современное видение его проблемы. Успех профессиональной помощи во многом зависит от правильного понимания общей ситуации и применения разных подходов к имеющимся проблемам. Внося ясное понимание и предлагая современные, творческие способы разрешения имеющейся проблемы, социальный работник внушает клиенту чувство оптимизма и готовность к сотрудничеству. 6. Социальный работник должен основываться на знании возможностей клиента. Профессиональная специализация социального работника формируется на основе изучения различных потребностей человека: физических, психологических, социальных. Однако для определения этих потребностей необходимо знать, в какой мере клиент способен противостоять воздействиям окружающей среды. Поскольку изменение в социальном функционировании должно быть в значительной мере самопобудительным, социальный работник должен помочь клиенту раскрыть и эффективно использовать его силы. 7. Социальный работник должен побуждать клиента к максимальным усилиям по решению его проблем. Если клиенту нужна помощь в том, чтобы выйти из стрессовой ситуации и восстановить личностный и социальный баланс, он должен быть вовлечен в коррекционную деятельность в качестве активного участника. Социальный работник может это сделать на основе изучения условий его жизни и определения характера необходимой помощи. Эффективно изменить ситуацию возможно только тогда, когда тот, кто должен измениться, сам ясно поймет такую необходимость и у него возникнет желание действовать в этом направлении. Социальный работник должен оказывать ему содействие, корректируя и подбадривая его. Задачи, которые социальный работник может поставить перед клиентом, чтобы научить его самостоятельно контролировать факторы, влияющие на его жизнь, определяются следующим образом: — клиент должен воспринимать социального работника как временного агента, помогающего ему в решении одной или нескольких проблем; — клиент должен видеть в социальном работнике специалиста, знания и умения которого он может использовать в своих интересах; — клиент должен видеть в социальном работнике равного сотрудника или партнера в решении проблемных ситуаций; — социальный работник помогает клиенту воспринимать общественно-политическую структуру как многополюсную, многослойную, что дает клиенту возможность для взаимодействия в том или ином смысле. 8. Социальный работник должен способствовать максимальному самоопределению клиента. Социальный работник руководит процессом оказания помощи, а не самим клиентом. Он помогает клиенту исследовать альтернативы и их возможное значение, но не диктует окончательный выбор возможностей. Применительно к клиенту, этот принцип подразумевает: — клиент имеет право и возможность быть свободным в вы-боре средств и путей решения своих проблем; — право свободы ограничено способностями клиента, законом и властью, а также общепринятыми обществом, агентством (другой организацией) правилами и инструкциями; — это право также распространяется на людей, имеющих психические, физические и другие отклонения. Социальный работник призван помогать им использовать его на практике. Ответственность принятия решений за клиентов социальный работник должен брать на себя лишь в исключительных случаях и только после тщательного анализа сложившейся ситуации, имея в виду необходимость возвратить эту возможность клиенту. 9. Социальный работник должен помочь клиенту приобрести навыки самоуправления возникающими ситуациями. То, чего клиент достигает в результате своего взаимодействия с социальным работником, должно быть использовано им для решения трудных жизненных ситуаций не только в настоящем, но и в будущем. Поэтому важным аспектом подготовки клиента к дальнейшей жизни является обучение тому, как в окружающей действительности находить и использовать необходимые средства и помощников. 10. Социальный работник должен работать с клиентом конфиденциально. Каждый социальный работник должен иметь представление о степени конфиденциальности полученной от клиента информации и условиях работы с ней. Обычно выделяют две формы конфиденциальности: — абсолютная — информация, данная клиентом, никогда не может быть распространена дальше социального работника. Социальный работник находится под защитой и контролем определенных государственных органов, законодательных актов, которые дают ему юридическое право привилегированной связи с клиентом, самостоятельного принятия решений о действиях с полученной информацией; — относительная — социальный работник может обещать действовать ответственно в рамках профессионального этического кодекса, существующих законов, а также программ агентства. 11. Социальный работник должен оставаться верным философии нормализации. Многие объекты социальной работы имеют значительные умственные и физические ограничения. Вследствие этих недостатков они в определенной мере подвергаются дискриминации и социальной изоляции. Философия нормализации (приведения к норме) способна свести к минимуму изоляцию и интегрировать умственно и физически неполноценных людей в общественную среду с гарантией, что их ясизнь будет настолько сходна с жизнью нормальных людей, насколько это возможно. 12. Социальный работник должен постоянно оценивать прогресс в деле изменения людей. Практика социальной работы включает в себя работу с изменяющимися людьми в изменяющихся ситуациях. Поэтому цели по оказанию помощи должны быть конкретными и регулярно анализироваться на предмет установления их важности и актуальности. Необходимо постоянно контролировать и оценивать процесс изменения. Это должны делать как социальный работник, так и сам клиент. С этой целью социальный работник и клиент систематически собирают и фиксируют показатели изменений для дальнейшей корректировки деятельности. Если желаемый результат не достигается, социальный работник обязан использовать другой подход или избрать другой план своих действий. Непрерывная оценка прогресса должна стать неотъемлемой частью социальной работы. В структуре этики социального работника необходимо выделить принципы: § общие — гуманизм, коллективизм, единство слова и дела и др.; § специфические — соответствие уровня квалификации функциональным обязанностям, экономических требований по результатам труда и его оплаты и т. п.; § а также нормы, т. е. конкретные требования, предъявляемые к каждому члену коллектива (например, быть терпимым, честным, правдивым и т. п.). В законодательных и других нормативных актах Российской Федерации сформулированы принципы, вытекающие из обобщения опыта социальной работы в стране: § соблюдение прав человека и гражданина в сфере социального обслуживания и обеспечение их государственных гарантий; § равных возможностей для граждан при получении социальных услуг; добровольного согласия граждан на получение услуг; § доступности социального обслуживания; § соблюдения конфиденциальности в работе; § преемственности всех видов и форм социального обслуживания; § адресности; § приоритета содействия гражданам, находящимся в ситуации, угрожающей их здоровью или жизни; § профилактической направленности; содействия социальной реабилитации и адаптации; § межведомственности и междисциплинарности; § деятельностного подхода; § территориальной организации социальной службы; § государственной поддержки добровольной общественной деятельности по оказанию социальных услуг и помощи населению.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|