Нарушение установленного способа представления налоговой декларации
Пример ООО «Актив» 24 мая 2011 года представило в налоговую службу декларацию по налогу на прибыль за 2010 год. Фирма пропустила срок сдачи, так как крайний день отчета истек 28 марта 2011 года. В результате задержка составила период с 29 марта 2011 года по 24 мая 2011 года. Месяц для расчета сроков в Налоговом кодексе считают со дня месяца начала просрочки до следующего месяца той же даты. Днем начала просрочки является день, следующий за крайним сроком сдачи декларации. В нашем случае это 29 марта, так как последний день сдачи декларации – 28 марта. Теперь считаем период просрочки в месяцах. С 29 марта по 29 апреля – это один месяц. Итак, «полный месяц» – это период с 29-го числа одного месяца до 29-го числа следующего месяца. С 29 апреля по 24 мая – это «неполный месяц», так как до полного месяца не хвУчетная политика фирмы Фирма должна формировать две учетные политики: одну – для целей бухгалтерского учета, другую – для целей налогообложения. Они могут быть оформлены как в виде отдельных документов, так и в виде разделов общей учетной политики фирмы. На практике гораздо удобнее вести две независимые учетные политики, особенно если фирма занимается несколькими видами деятельности или осуществляет много различных операций. Учетную политику для целей бухгалтерского учета составляют, руководствуясь Положением «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008). Понятие учетной политики для целей налогового учета дано в статье 11 Налогового кодекса, а отдельные требования «разбросаны» по разным главам Налогового кодекса. Налоговая учетная политика применяется начиная с 1 января следующего года. Значит, сформировать ее нужно заранее и утвердить приказом не позднее 31 декабря текущего года.
Утвержденная руководителем учетная политика обязательна для применения всеми подразделениями организации. Можно разрабатывать учетную политику отдельно для каждого налога, а можно собрать все правила для всех налогов в единый документ. Налоговая инспекция вправе потребовать вашу налоговую учетную политику только при проведении налоговой проверки. Требований о ее обязательном представлении в налоговые органы вместе с годовой отчетностью в законодательстве нет. атило 5 дней. Именно такой расчет признали верным федеральные судьи Северо-Кавказского округа в постановлении от 24 января 2007 г. № Ф08-7304/06-2985А. Обратите внимание: налоговая служба иногда считает месяцы просрочки по-другому, тем самым завышая сумму штрафа. Например, вы задержали сдачу декларации на один полный месяц – с 29 марта по 29 апреля, а она может посчитать этот промежуток как два неполных месяца, то есть с 29 марта по 31 марта и с 1апреля по 29 апреля. Если вы столкнулись с такой ситуацией, знайте – такой расчет неверен. Это подтвердили судьи Северо-Кавказского округа в вышеназванном постановлении. Итак, если вы задержите сдачу декларации по налогу на прибыль, налоговая инспекция вправе оштрафовать вас на 5 процентов от суммы налога, подлежащей уплате (доплате) по декларации, за каждый полный или неполный месяц просрочки. Штраф не может быть меньше 1000 рублей и больше 30 процентов от суммы налога по декларации. Пример Фирма должна была сдать декларацию по налогу на прибыль за 2010 год не позднее 28 марта 2011 года, но сделала это только 24 мая 2011 года. Таким образом, задержка составила два месяца: один полный (с 29 марта по 29 апреля) и один неполный (с 29 апреля по 24 мая). Предположим, по декларации фирма должна уплатить 50 000 руб. Поэтому штраф составит 5000 руб. (50 000 руб. × 5% × 2 мес.). Статьей 119 Налогового кодекса установлено, что штраф за нарушение срока представления налоговой декларации исчисляется исходя из неуплаченной суммы налога. Это означает, что если налог был своевременно уплачен, а декларация не была подана в инспекцию, оштрафовать вас могут только на сумму минимального налога – 1000 рублей. Такое разъяснение дает Федеральная Налоговая Служба России в письмах от 22 августа 2014 года № СА-4-7/16692, от 26 ноября 2010 года № ШС-37-7/16376@. Этой же позиции придерживается и Высший арбитражный суд РФ (п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года № 57).
Если фирма допустила просрочку представления налоговой декларации, то штраф может быть уменьшен при наличии смягчающих обстоятельств. Например, в арбитражной практике имеются примеры, когда ответственность смягчалась в связи с незначительностью периода просрочки (см., например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28 апреля 2010 г. по делу № А69-2291/2009). Смягчающими обстоятельствами в суде могут быть признаны также тяжелое финансовое положение фирмы или совершение налогового правонарушения впервые. В качестве смягчающего обстоятельства может быть признано судом и добросовестное заблуждение. Например, декларация сдается по телекоммуникационным каналам связи, она была в налоговый орган отправлена, однако из-за плохой связи не была им получена (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.04.2009 г. № Ф04-2189/2009(4443-А81-31)). Руководителя фирмы и ее главного бухгалтера за непредставление декларации по налогу на прибыль тоже могут оштрафовать. Сделать это возможно на основании статьи 15.5 Кодекса об административных правонарушениях. Штраф по этой статье составляет от трехсот до пятисот рублей. В некоторых случаях штраф может быть минимальным – 1000 рублей. Предположим, фирма деятельность в течение года вела, но по итогам года платить оказалось ничего не нужно. Например, вы закончили год с убытком или так получилось, что весь налог вы заплатили заранее в виде авансовых платежей. Соответственно в годовой декларации в строке «сумма налога к доплате» у вас будет пусто. А раз так, то и начислять штраф в процентном отношении будет не на что. Аналогичные выводы содержатся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 июня 2010 г. N 418/10. Судьи указали, что «применение метода исчисления штрафа в процентах от суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, не исключает применения низшего предела размера штрафа... в случае, когда сумма налога окажется минимальной или же составит ноль рублей».
Минимальный штраф размером в 1000 рублей может быть наложен на организацию и в том случае, если штраф, исчисленный в процентном отношении к сумме налога, подлежащего уплате на основании «опоздавшей» декларации, меньше этой суммы. Пример Фирма допустила месячную просрочку при представлении декларации. Налог, подлежащий уплате на основании этой декларации, составил 10 000 руб. Штраф в процентном отношении будет равен 500 руб. (10 000 руб. × 5 %). Это меньше минимально возможного штрафа, а значит фирму оштрафуют не на 500 руб., а на 1000 руб. Если за фирмой числится переплата по налогу на прибыль, которая перекрывает сумму налога к уплате по декларации, также может применяться минимальный штраф. Это связано с тем, что в такой ситуации организация не обязана уплачивать какие-либо суммы налога, а значит, и исчислять штраф в процентах основания нет. Обратите внимание: налоговая служба вправе начислить вам штраф по статье 119 Налогового кодекса только после того, как вы сдадите запоздалую декларацию. Раньше этого срока сделать они этого не могут. Дело в том, что штраф рассчитывают в процентах от суммы, подлежащей к уплате на основе вашей декларации. А если этой декларации у инспекторов нет, значит, определить сумму штрафа они не могут. Ведь формулировка статьи 119 Налогового кодекса не допускает расчета штрафа на основании каких-либо еще данных, содержащихся в иных источниках. Чтобы избежать негативных последствий, советуем вам в отведенный законом срок все же сдавать налоговую декларацию. Если задержка происходит из-за того, что вы не успеваете посчитать налог, тогда сдайте декларацию с указанием примерных цифр. В этом случае вам штраф не грозит. Ведь первичную декларацию вы сдали вовремя, и для исчисления штрафа за просрочку у налоговой инспекции не будет оснований. Когда же вы сделаете верный расчет, вы просто подадите уточненную декларацию в налоговую службу.
Подробно о том, как оформить уточненную декларацию, читайте раздел «Уплата налога и отчетность» → подраздел «Как заполнить декларацию». Если в уточненной декларации у вас выявилась сумма к уплате большая, чем была указана в первоначальном документе, тогда перед тем, как сдать «уточненку», доплатите в бюджет налог. Если вы этого не сделаете, вас могут оштрафовать уже по другой причине – за неуплату (недоплату) налога. Как мы уже говорили, за непредставление уточненной налоговой декларации фирму по статье 119 Налогового кодекса не штрафуют. Дело в том, что этот штраф предусмотрен за несвоевременную сдачу деклараций. По уточненным декларациям сроки сдачи не установлены. Отдельно скажем про штрафы, начисляемые за несдачу промежуточных деклараций, то есть деклараций за отчетные периоды (квартал, месяц). До недавнего времени единой точки зрения по вопросу применения штрафа по статье 119 Налогового кодекса за непредставление (несвоевременное представление) налоговых деклараций по налогу на прибыль по итогам отчетных периодов, не было. Однако Пленум ВАС РФ в Постановлении от 30 июля 2013 года № 57 закрепил обязательную для всех арбитражных судов правовую позицию. Пленум ВАС РФ указал на следующее. Правовая природа декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода, различны. Поэтому вне зависимости от того, как назван расчет авансового платежа в Налоговом кодексе, привлекать за его непредставление (несвоевременное представление) к ответственности по статье 119 Налогового кодекса нельзя. Следует отметить, что налоговое ведомство согласилось с этим мнением (письма ФНС России от 22 августа 2014 г. № СА-4-7/16692, от 30 сентября 2013 г. № СА-4-7/17536). Если организация выплачивает доход иностранной компании, то она обязана сдать декларацию по налогу на прибыль в качестве налогового агента (ст. 310 НК РФ). Сроки представления налоговых расчетов о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов установлены в статье 289 Налогового кодекса: · не позднее 28 дней со дня окончания отчетного периода; · не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Однако за нарушение этих сроков налогового агента привлечь к ответственности по статье 119 Налогового кодекса нельзя. Ведь в этой статье прямо указано, что ее положения распространяются только на налогоплательщиков (п. 13 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. № 98). Однако в этой ситуации налогового агента могут привлечь к ответственности по статье 126 Налогового кодекса за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля
Нарушение установленного способа представления налоговой декларации Методические рекомендации по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи утверждены приказом ФНС России от 31 июля 2014 года № ММВ-7-6/398@. А приказом ФНС России от Приказ ФНС России от 27 августа 2014 года № ММВ-7-6/443@ утверждены рекомендуемые формы и форматы документов, используемых при этом. Чтобы начать использовать такую технологию сдачи отчетности, бухгалтерия должна иметь компьютер и доступ к Интернету, заключить договор с оператором электронного документооборота и приобрести у него необходимое программное обеспечение. Сдавать отчетность в электронной форме обязаны: · фирмы и индивидуальные предприниматели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год составляет более 100 человек; · вновь созданные (в том числе при реорганизации) компании, чья численность работников превышает упомянутый предел; · крупнейшие налогоплательщики (абз. 2 и 4 п. 3 ст. 80 НК РФ). Иные фирмы и индивидуальные предприниматели способ представления налоговой отчетности (на бумажном носителе или в электронной форме) выбирают самостоятельно. С 1 января 2014 года налоговые декларации (расчеты) по установленным форматам в электронной форме в налоговую инспекцию кроме перечисленных выше лиц должны представлять те налогоплательщики, для которых такая обязанность предусмотрена частью второй Налогового кодекса применительно к конкретному налогу. Основание – абзац 2 пункта 3 статьи 80 НК РФ в редакции Федерального закона от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ. Налоговая ответственность за сдачу декларации не тем способом установлена статьей 119.1 Налогового кодекса. Штраф при нарушении способа представления налоговой декларации или расчета составит 200 рублей за каждый документ, представленный не тем способом. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения Ответственность за это нарушение установлена в статье 120 Налогового кодекса: «1. Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 10 000 рублей. 2. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере 30 000 рублей. 3. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа в размере двадцати процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 рублей». Каждая фирма обязана по установленным правилам вести учет своих доходов, расходов и объектов налогообложения. Грубое нарушение этих правил дает налоговой инспекции право оштрафовать фирму на 10 000 рублей. Грубым нарушением правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения считают: · отсутствие первичных документов; · отсутствие счетов-фактур или регистров бухгалтерского или налогового учета; · систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений. Данный штраф применяют, если грубое нарушение правил учета не повлекло занижения налоговой базы по налогу. Пример Фирма купила у двух поставщиков товар 29 декабря 2010 года. Накладные и счета-фактуры по этому товару были датированы этим же числом. Однако бухгалтер оприходовал товар только 11 января 2011 года. Это грубое нарушение правил учета объекта налогообложения по налогу на прибыль. Фирма списала товар в производство лишь в конце января 2011 года. Поэтому занижения налоговой базы в 2010 году не произошло. В данном случае фирме грозит штраф в размере 10 000 руб. Если правила учета объекта налогообложения грубо нарушались в течение более чем одного налогового периода, штраф возрастает до 30 000 рублей. Пример Вернемся к предыдущему примеру. Предположим, подобные случаи произошли дважды – в 2009 и 2010 годах. В конце 2009 года бухгалтер фирмы также не оприходовал товар, а сделал это уже в 2010 году, в этом же году и списал их в производство. В этом случае налоговая служба вправе оштрафовать фирму на 30 000 руб. Если из-за грубого нарушения правил учета была занижена налоговая база по налогу на прибыль, инспекторы вправе оштрафовать фирму на 20 процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее чем на 40 000 рублей. Пример Бухгалтер фирмы в течение года дважды не отразил в учете выручку от реализации: · первый раз в феврале – в размере 30 000 руб. (без учета НДС); · второй раз в сентябре – в размере 100 000 руб. (без учета НДС). Несмотря на это, в декларации по налогу на прибыль за 2009 год у фирмы числилась прибыль. В ходе выездной налоговой проверки ошибку обнаружила налоговая инспекция. Общая сумма неуплаченного налога на прибыль по итогам 2009 года составила 26 000 руб. ((30 000 руб. + 100 000 руб.) × 20%). Налоговая служба посчитала штраф исходя из суммы неуплаченного налога. Он составил 6240 руб. (31 200 руб. × 20%). Эта сумма меньше 40 000 руб., поэтому штраф фирма должна заплатить исходя из большей суммы штрафа, то есть 40 000 руб. Одним из признаков правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 120 Налогового кодекса, является занижение исчисленной суммы налога. Ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога предусмотрена ст. 122 НК РФ. А привлечь к ответственности за одно и то же налоговое правонарушение по обеим статьям одновременно нельзя, применить можно только одну статью (п. 2 ст. 108 НКР РФ). Об этом сказано в Определении Конституционного суда Российской Федерации в от 18.01.2001 № 6-О. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации еще в 2001 году (п. 41 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. № 5) указал, что критерием при принятии решения, по какой статье штрафовать организацию, является причина занижения налоговой базы, повлекшая неуплату или неполную уплату сумм налога: · если это произошло из-за грубого нарушения учета доходов и расходов и объектов налогообложения, то применяется п. 3 ст. 120 НК РФ; · если это произошло по другим причинам, то применяется ст. 122 НК РФ. Арбитражные суды придерживаются этой позиции и по сей день. Обратите внимание: штраф по статье 120 Налогового кодекса инспекторы вправе с вас взыскать только по итогам проверки налога на прибыль за год. По итогам отчетного периода (месяца, квартала) делать она это не вправе. Вы должны вести учет, даже если ваша фирма приостановила работу. Иначе налоговая инспекция имеет полное право вас оштрафовать. Если ваша фирма допустила грубое нарушение правил учета и занизила налоговую базу по налогу на прибыль, вы можете избежать штрафа. Это предусматривает статья 81 Налогового кодекса. Для этого внесите в учет исправления и подайте в налоговую инспекцию уточненную декларацию за тот год, в котором было совершено нарушение. Причем сделать это нужно до того, как в вашей фирме будет назначена выездная налоговая проверка. Кроме того, в бюджет нужно перечислить сумму заниженного налога, а также пени. Неуплата или неполная уплата налога Ответственность за это нарушение установлена в статье 122 Налогового кодекса: «1. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога. 2. Утратил силу. 3. Деяния, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченных сумм налога». Нарушения, предусмотренные пунктом 3 статьи 120 (грубое нарушение правил учета, повлекшее занижение налоговой базы) и статьей 122 Налогового кодекса, очень похожи. И в том и другом случае речь идет о занижении налоговой базы. Из-за этого налоговики часто взыскивали с фирм, которые грубо нарушили правила учета и вследствие этого занизили налоговую базу и не уплатили налог, два штрафа: · 20 процентов от неуплаченной суммы, но не менее 40 000 рублей – по пункту 3 статьи 120 Налогового кодекса; · 20 процентов от неуплаченной суммы – по статье 122 Налогового кодекса. Конец этому положило определение Конституционного Суда РФ от 18 января 2001 г. № 6-О. В нем судьи указали, что два штрафа налагать нельзя. Если вы занизили налоговую базу и не уплатили налог из-за грубого нарушения правил учета, вас оштрафуют по пункту 3 статьи 120. Если вы занизили налоговую базу и не уплатили налог по другой причине, вас оштрафуют по статье 122. Такой порядок дает вам возможность снизить размер штрафа, если вы действительно занизили налоговую базу и санкций уже не избежать. Если сумма неуплаченного налога меньше 200 000 рублей, вам выгоднее, чтобы инспекция расценила ваше нарушение как неуплату или неполную уплату налогов. Тогда применяется штраф будет меньше: 20 процентов от неуплаченной суммы без ограницения нижнего предела штрафа. Вы можете опровергнуть данную налоговой инспекцией квалификацию нарушения, которое вы совершили, подав иск в суд. Пример Фирма занизила налоговую базу по налогу на прибыль и недоплатила налог в размере 150 000 руб. Инспекция обратилась в суд, чтобы взыскать с фирмы штраф по пункту 3 статьи 120 Налогового кодекса – 40 000 руб. (минимальный штраф). Фирма подала встречный иск. В нем она потребовала квалифицировать ее нарушение как неполную уплату налога (ст. 122 НК РФ). Штраф в этом случае составит 30 000 руб. (150 000 руб. × 20%). Если суд согласится с этим, он откажет инспекции во взыскании санкций по статье 120 Налогового кодекса. Вашу фирму могут оштрафовать по статье 122, только если в результате неуплаты налога возникла недоимка. (постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. № 5). Это значит, что, если в предыдущем периоде у вас была переплата по налогу на прибыль (либо сумма уплаченных авансовых платежей превысила сумму налога к уплате) и она больше, чем неуплаченная сумма, оштрафовать вашу фирму нельзя. Аналогичную позицию высказал Минфин России в письме от 29 сентября 2005 г. № 03-02-07/1-251. Если недоплата налога произошла из-за того, что вы неверно рассчитали налоговую базу, у вас есть возможность избежать штрафа. Для этого подайте в налоговую инспекцию исправленную декларацию по налогу на прибыль (это нужно сделать до того, как в вашей фирме будет назначена выездная налоговая проверка), доплатите налог и уплатите пени. Ответственность по статье 122 Налогового кодекса распространяется на случаи, когда вы не заплатили (недоплатили) налог по итогам года. Штрафовать по этой статье за неуплату авансовых платежей по налогу на прибыль нельзя (п. 16 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 марта 2003 № 71). Не признается правонарушением неуплата или неполная уплата ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков налога на прибыль, если они вызваны сообщением недостоверных данных (несообщением данных), другим участником группы, привлеченным за этом к ответственности в соответствии со статьей 122.1 Налогового кодекса (п. 4 ст. 122 НК РФ). Невыполнение обязанностей налогового агента В некоторых ситуациях, если российская фирма платит деньги иностранной компании, она должна удержать и заплатить в бюджет налог на доходы. Это называется выполнить роль налогового агента (то есть заплатить налог за другое лицо). Подробно о том, в каких случаях российская фирма должна это сделать, читайте раздел «Уплата налога и отчетность» → подраздел «Уплата налога в особых случаях» → ситуацию «Фирма – налоговый агент». Если российская фирма не удержит и не заплатит налог за иностранца, налоговая служба ее оштрафует. Ответственность за это нарушение установлена в статье 123 Налогового кодекса: «Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный настоящим Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению». Налоговая инспекция может оштрафовать вашу фирму по 123-й статье, когда вы могли удержать налог из выплаты в пользу контрагента, но не сделали этого. Если такой возможности у вас не было (например, вы расплатились с контрагентом по бартеру), оштрафовать вас нельзя. Об этом сказал Высший Арбитражный Суд (см. п. 44 постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. № 5). Помните: если вы могли удержать налог, но не сделали этого, то инспекция может лишь оштрафовать вас. Взыскать с вас неудержанную сумму налога и пени она не вправе. Непредставление сведений для налогового контроля Ответственность за это нарушение указана в статье 126 Налогового кодекса (в редакции по состоянию на 1 января 2014 г.): «1. Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119 и 129.4 и 129.6 настоящего Кодекса, а также пунктом 1.1 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ. 1.1. Непредставление налоговому органу документов, предусмотренных пунктом 5 статьи 25.15 настоящего Кодекса, выразившееся в отказе контролирующего лица представить имеющиеся у него документы, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, влечет взыскание штрафа с контролирующего лица в размере 100 000 рублей. 2. Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьей 135.1 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в размере десяти тысяч рублей, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в размере одной тысячи рублей». Документами, которые необходимы для налогового контроля, в частности, могут быть: · бумаги, которые запрашивает у фирмы налоговая служба в ходе проведения камеральной проверки; · документы, которые запрашивают инспекторы, проводя встречную проверку у другой организации, а ваша фирма является ее поставщиком или покупателем; · налоговые расчеты, уведомления о невозможности удержать налог у иностранного партнера; · другие формы документов, которые фирма должна представлять в налоговую службу. Документы, которые запрашивает у фирмы налоговая служба, должны быть переданы фирмой в течение десяти дней с даты выставления требования об их представлении (ст. 93 НК РФ). Если фирма является участником консолидированной группы налогоплательщиков, этот срок увеличивается до двадцати дней. В инспекцию фирма должна передать копии запрошенных документов, заверенные печатью (при ее наличии) и подписью руководителя. Другие бумаги (сообщения, уведомления, справки, отчеты, расчеты и т. д.) фирма должна сдать в налоговую службу в сроки, предусмотренные в Налоговом кодексе. Оштрафовать по статье 126 Налогового кодекса вас могут, если вы имели возможность представить требуемые документы, но по какой-то причине этого не сделали. Если же налоговая служба просит бумаги, которые не ведутся вашей фирмой по роду деятельности или не относятся к проверяемому налогу, тогда требовать уплаты штрафа налоговая служба не вправе. Если документы, требуемые инспекторами, фирма должна была вести, но их у фирмы не оказалось, тогда возможность избежать штрафа у вас будет только в случае уважительной причины. Например, если документы были уничтожены пожаром или украдены. В таких ситуациях некоторые судьи встают на сторону фирмы и отменяют штрафы. Однако в суде придется доказывать не только утрату документов, но и невозможность их восстановления. Если у организации такая возможность была, но она ей не воспользовалась, штрафа избежать не удастся (см., например, Постановление ФАС Уральского округа от 28 апреля 2010 г. № Ф09-2782/10-С2). Тем не менее обстоятельства, приведшие к утрате документов, могут быть расценены судом как смягчающие. Такая возможность предусмотрена статьей 112 Налогового кодекса. А пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса установлено, что при наличии смягчающего обстоятельства штраф снижается не меньше, чем в два раза. Налагать штраф в размере 200 рублей налоговая служба может за каждый не сданный ей документ. Форма требования о представлении документов (информации) утверждена Приказом Федеральной налоговой службы РФ от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338@. Документы в нем должны быть конкретизированы и относиться к предмету налоговой проверки, в рамках которой они истребуются. Если требование не исполнено из-за того, что истребуемые документы не относятся к предмету налоговой проверки или эти документы указаны недостаточно определенно, то штрафовать по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса нельзя (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 08 апреля 2008 г. № 15333/07). По статье 126 Налогового кодекса оштрафовать могут и в случае, если инспекция запросила у вас документы по контрагенту в порядке, предусмотренном статьей 93.1 Налогового кодекса, а вы отказались их предоставить. Тогда фирме грозит солидный штраф - 10 000 рублей (ч. 2 ст. 126 НК РФ). Такая же ответственность предусмотрена и за несвоевременное предоставление, уклонение от предоставления документов и предоставление документов с недостоверными сведениями. Налоговая инспекция может запрашивать у компании не только документы, но и информацию о контрагенте. Если вы откажетесь ее предоставлять или представите ее не вовремя, вас накажут по статье 129.1 Налогового кодекса. Штраф составит 5000 рублей. Если в этом же году налоговики снова обратятся к вам с подобным требованием, а вы опять его не выполните, то санкция возрастет до 20 000 рублей. Относительно сделок между взаимозависимыми лицами необходимо иметь в виду следующее. Указанная в пункте 1 статьи 105.15 НК РФ документация относительно конкретной сделки (группы однородных сделок), доходы и (или) расходы по которой (которым) признаются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса в 2012 году, может быть истребована у налогоплательщика, не ранее 1 декабря 2013 года. Основание - пункт 8.2 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ в редакции Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 39-ФЗ. Неуплата налога в результате применения цен, отличающихся от рыночных Ответственность за неуплату налога в результате применения цен, отличающихся от рыночных, установлена пунктом 1 статьи 129.3 Налогового кодекса. Она заключается в наложении штрафа в размере сорока процентов от неуплаченной суммы налога, но не менее тридцати тысяч рублей. Однако такой размер штрафа допускается применять за налоговые периоды, начавшиеся в 2017 году. При доначислении налогов за 2012 – 2013 годы штраф не назначается. В 2014 – 2016 годах штраф составит 20 процентов от неуплаченной суммы налога. Статья 129.3 Налогового кодекса устанавливает случаи освобождения налогоплательщика от ответственности. Таких случаев два:
Несвоевременное представление уведомления и указание в нем недостоверных сведений о контролируемых сделках Ответственность за это нарушение установлено статьей 129.4 Налогового кодекса. Если фирма совершает контролируемые сделки, то о них нужно сообщить в налоговую инспекцию по месту своего нахождения. Соответствующее уведомление представляется за календарный год не позднее 20 мая года, следующего за этим годом. Несвоевременное представление уведомления, а также указание в нем недостоверных сведений о контролируемых сделках влечет за собой наложение штрафа в размере пяти тысяч рублей. Сообщение ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков данных, приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль Ответственность за сообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных и за несообщение данных установлена статьей 122.1 Налогового кодекса. Такое нарушение влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога. Если участник группы совершил это нарушение умышленно, штраф будет выше: 40 процентов от неуплаченной суммы налога. Однако к ответственности участника группы можно привлечь только если его нарушение привело к неуплате или неполной уплате налога на прибыль по группе налогоплательщиков ее ответственным участником. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании Ответственность за это нарушение введена Федеральным законом от 24 ноября 2014 гда № 376-ФЗ. Ей посвящена статья 129.5 Налогового кодекса: «Неуплата или неполная уплата контролирующим лицом, являющимся налогоплательщиком - физическим лицом или организацией, сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы неуплаченного налога в отношении прибыли контролируемой иностранной компании, подлежащей включению в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц для контролирующих лиц, являющихся налогоплательщиками - физическими лицами, налоговую базу по налогу на прибыль организаций для контролирующих лиц, являющихся налогоплательщиками - организациями, но не менее 100 000 рублей.» Напомним, что с 1 января 2015 года вступили в силу новые положения Налогового кодекса, в том числе в него введено понятие «Контролируемые иностранные компании». Ими признаются организации, отвечающие одновременно двум признакам (ст. 25.13 НК РФ): 1) организация не признается налоговым резидентом РФ. В соответствии со статьей 246.1 Налогового кодекса иностранная компания признается налоговым резидентом РФ, если это предусмотрено международным договором по вопросам налогообложения, либо если фактическое управление этой компанией осуществляется в России; 2) контролирующими лицами организации являются организации и (или) физические лица, признаваемые налоговыми резидентами РФ и обладающие определенной в статье 25.13 Налогового кодекса долей участия в компании. В частности, контролирующим является физическое или юридическое лицо, доля участия которого в компании составляет более 25%. Прибыль контролируемых иностранных компаний облагается налогом с учетом положений статьи 309.1 Налогового кодекса. При этом она включается в налоговую базу по налогу на прибыль или НДФЛ контролирующего лица (п. 2 ст. 25.15 НК РФ). По общему правилу прибыль контролируемой иностранной компании учитывается при определении налоговой базы в случае, если ее величина, рассчитанная в соответствии со статьей 309.1 Налогового кодекса, составит более 10 миллионов рублей (п. 7 ст. 25.15 НК РФ). Однако на 2015 год ее величина составляет 50 миллионов рублей, а на 2016 год – 30 миллионов рублей. Таким образом, за 2015 год оштрафовать по статье 129.5 Налогового кодекса фирму можно только в том случае, если неучтенная прибыль контролируемой иностранной компании составляет больше 50 миллионов рублей. Штраф за нарушение, предусмотренное статьей 129.5 Налогового кодекса, составляет 20% от суммы неуплаченного контролирующим лицом налога на прибыль или НДФЛ. При этом минимальный размер штрафа – 100 000 рублей. Неправомерное непредставление уведомлений о контролируемых иностранных компаниях, об участии в иностранных организациях, представление недостоверных сведений в уведомлениях Ответственность за это нарушение введена Федеральным законом от 24 ноября 2014 года № 376-ФЗ. Ей посвящена статья 129.6 Налогового кодекса: «1. Неправомерное непредставление в установленный срок контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о контролируемых иностранных компаниях за календарный год или представление контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о контролируемых иностранных компаниях, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 100 000 рублей по каждой контролируемой иностранной компании, сведения о которой не представлены либо в отношении которой представлены недостоверные сведения. 2. Неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления об участии в иностранных организациях или представление уведомления об участии в иностранных организациях, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 50 000 рублей в отношении каждой иностранной организации, сведения о которой не представлены либо в отношении которой представлены недостоверные сведения.» Обязанность представлять уведомление об участии в иностранных организациях и уведомление о контролируемых иностранных компаниях предусмотрена статьей 25.14 Налогового кодекса. Эти уведомления подаются фирмами и физическими лицами в налоговую инспекцию по месту своего нахождения (месту жительства) в электронном формате. При этом физические лица могут их сдать на бумажном носителе. Так, форма и формат представления в электронной форме уведомления об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица), порядок его заполнения и порядок представления утверждены Приказом ФНС России от 24 апреля 2015 года № ММВ-7-14/177@. По общему правилу с 1 апреля 2015 года уведомление об участии в иностранных организациях представляется в срок не позднее одного месяца с даты возникновения (изменения доли) участия в такой иностранной организации. Однако Федеральным законом от 6 апреля 2015 № 85-ФЗ в это правило внесены существенные изменения. Так, срок начала его применения перенесен с 1 апреля 2015 года на 15 июня 2015 года. Кроме того, уведомление по состоянию на 15 мая 2015 года представляется в срок не позднее 15 июня 2015 года. Если же участие в иностранной организации прекращено или учрежденная иностранная структура без образования юридического лица ликвидирована в период с 1 января 2015 года по 14 июня 2015 года, то уведомление по ним сдавать и вовсе не нужно. Уведомление о контролируемых иностранных компаниях представляется в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором доля прибыли контролируемой иностранной компании подлежит учету у контролирующего лица.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|