Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: ценообразование и цены

 

Учебный вопрос № 1: Экономическая сущность цены и ценового механизма

 

Основным ориентиром в рыночной экономике для сельскохозяйственных производителей является цена.

Цена занимает центральное место в системе стоимостных категорий таких как: финансы, кредит, заработная плата, налоги, прибыль, себестоимость, страхование. Она опосредует экономические отношения на всех стадиях расширенного воспроизводства: производство-распределение, обмен-потребление. Цена влияет а) на экономическую эффективность производства; б) на уровень реальной заработной платы; в) на возможности материального стимулирования труда; г) на себестоимость продукции, работ и услуг; д) на инвестиционную деятельность.

В экономической теории действует два взаимосвязанных подхода к цене и ценообразованию: 1-ый – в основе цены общественно-необходимые издержки; 2-ой – в основе цены полезность или ценность товара и цена устанавливается на основе спроса и предложения.

Для первого подхода цена определяется как денежное выражение стоимости. Т.е. стоимость – содержание, а цена – форма.

Для 2-го – это количество денег, получаемых и уплачиваемых за товар.

При затратном подходе последовательность к цене такова:

продукт технология затраты цены

полезность (ценность) покупатели.

При полезностном подходе, т.е. рыночном:

покупатель полезность (ценность) цены затраты технология продукт.

Можно сделать следующие обобщения:

1. Цена, которую покупатель согласен уплатить за товар, обуславливается в основном степенью его полезности для покупателя;

2. Цена, которую назначает продавец, имеет в основе издержки;

3. Продукт признается на рынке как товар через цены. На конкурентном рынке взаимосвязь полезности и издержек формирует цену равновесия;

4. В цене наряду со стоимостью товара отражаются: соотношение спроса и предложения на товар, качество товара, инфляция, степень государственного регулирования цен, условия обмена, налоговая политика, конкуренция;

5. Собственно рыночная цена складывается как итог договоренности и согласований взаимных требований и уступок продавцов и покупателей;

6. В соответствии с теорией полезности графическое изображение кривой спроса определяет количество товара, на которое предъявляется спрос по разным ценам;

7. В свою очередь, теория издержек, определяет кривую предложения, которая указывает на количество предлагаемого товара в зависимости от цены.

Исходя из экономического назначения цены, она должна:

во-первых, покрывать индивидуальные издержки, т.е. себестоимость производства и реализации продукции;

во-вторых, обеспечивать сверх этого нормальный уровень рентабельности для расширенного воспроизводства.

Уровень рентабельности определяется по формуле:

Урент = * 100%

Следовательно, Цена = Себестоимость (полная) * (1+ ).

В формуле закладывается нормальный (оптимальный) уровень рентабельности.

На результаты производства в сельском хозяйстве оказывают влияние не только цены на продукцию отрасли, но и цены на промышленные средства производства и услуги для сельского хозяйства, а также паритет между этими группами цен.

Цены исходя из их сущности и назначения выполняют разнообразные функции: измерительная, учетная, балансирующая, стимулирующая, распределительная и перераспределительная, размещения и др. Функции цены – это совокупность свойств, которые объективно характерны для нее как экономической категории.

Например, стимулирующую функцию предпочтительно использовать для повышения качества, для увеличения выпуска новой продукции:

- такая цена необходима (в ней закладывается: более высокий уровень рентабельности и себестоимости);

- если стимулируется качество, его повышение, изменение или создание продукта с новыми качественными свойствами, то это требует повышенных затрат;

- чтобы покрыть дополнительные затраты, часть стимулирующей цены должна быть предназначена для этих целей;

- другая часть повышенной цены должна стимулировать производителя к улучшению качества;

- повышение качества должно быть экономически выгодно производителю.

Для обеспечения эффективности производства в сельском хозяйстве и продовольственной безопасности, должен действовать хорошо отлаженный ценовой механизм в системе АПК. Он включает:

- ценовые отношения,

- ценообразование,

- функции государства по регулированию цен,

- ценовую политику,

- систему цен.

 

Учебный вопрос № 2: Система цен на продукцию

 

Есть объективная необходимость множества цен в экономике АПК и сельском хозяйстве.

До перехода к рынку на продукцию сельского хозяйства имелось ограниченное число цен, поскольку 80% продукции реализовывалось государству по заготовительным ценам: для колхозов – закупочные, для совхозов – сдаточные. Некоторая часть сельскохозяйственной продукции реализовывалась по ценам потребкооперации, колхозного рынка, внутренним ценам для работников хозяйства, как правило, на уровне себестоимости.

В условиях рынка в отличие от плановой экономики множество цен обусловлено:

1. реализацией продукции по разным каналам (за пределы страны, государству, посредникам, предприятиями друг другу, непосредственно в розничную торговлю, по так называемым социальным каналам, на переработку и др.);

2. формированием и использованием цен на разных уровнях по вертикали: локальном, региональном, государственном, мировом;

3. различными объемами реализации: оптом и в розницу;

4. реализацией продукции в различной степени готовности: очищенной, переработанной, глубокой переработки;

5. степенью государственного регулирования цен: непосредственно установленные государством цены на продукцию государственных предприятий, ограниченные в пределах от … и … до … или в пределах, обеспечивающих определенный уровень рентабельности;

6. различными и многообразными условиями договоренности.

Можно выделить три основные группы цен.

Свободные (рыночные) цены – складываются под влиянием спроса и предложения. С развитием рынка возрастает количество продукции, реализуемой по этим ценам.

Государственные:

- Гарантированные цены, по которым государство закупает сельскохозяйственную продукцию в федеральные и региональные фонды. Они устанавливаются на основе расчетной (желаемой) целевой цены, в которую закладывается уровень рентабельности для простого воспроизводства. Они являются элементом ценового механизма, но непосредственно на рынке не функционируют.

- Залоговые цены – используются для государственных залоговых операций с сельскохозяйственной продукцией (закупка излишек в годы перепроизводства).

- Пороговые (защитные) цены – их назначение – поддержка отечественных сельскохозяйственных производителей. Рассчитываются на основе средних цен реализации отдельных сельскохозяйственных продуктов внутри страны и далее используются для определения фиксированных таможенных пошлин.

Наряду с этими сельскохозяйственными ценами, которые государство устанавливает, регулирует, поддерживает в рыночной экономике, широко используются мировые, базисные, справочные, трансфертные, розничные и другие цены.

Мировые – это цены, формируемые на мировом рынке, как правило, ориентированы на цены ведущих мировых производителей и поставщиков.

Базисные – применяются как исходные на предварительных сделках и далее подлежат корректировке системой скидок и надбавок. Обычно для основы берутся справочные.

Справочные – отражают уровень цен по фактически совершенным сделкам оптовой внутренней и внешней торговли. Они публикуются в бюллетенях и прейскурантах.

Трансфертные – цены при расчетах за товары и услуги в рамках объединений, фирм, компаний и транснациональных корпораций (как правило, полуфабрикаты, детали, комплектующие изделия).

Розничные – это цены реализации товаров в розничной торговле, обычно мелкими партиями, они завершают кругооборот общественного продукта. В основе розничной цены цены приобретения товара предприятиями розничной торговли плюс налоги и торговая надбавка для покрытия издержек обращения и получения прибыли.

Состав розничной цены без посредника имеет вид:

Свободная оптовая цена Торговая надбавка НДС на торговую надбавку

В 2006г. соотношение между ценами, по которым сельскохозяйственные предприятия оптом продают (отпускают) свою продукцию по закупочным ценам, составляет 40-60% розничной.

Наряду с перечисленными видами цен на продукцию, функционируют цены на услуги, называемые тарифами. Услуга – это специфический товар, не имеющий вещественной формы производства, представляя продукт инфраструктуры.

 

 


Издержки производства (себестоимость продукции) Прибыль предприятия (фирмы) Надбавки (наценки) и скидки к цене Акциз* НДС производителя Издержки снабженческо – сбытовой или оптовой организации Прибыль снабженческо – сбытовой или оптовой организации НДС посредников Акциз* НДС продавца Издержки обращения торговых организаций Прибыль торговых организаций
Снабженческо – сбытовая (оптовая) надбавка или оптово – сбытовая наценка (скидка) Торговые надбавки (наценки) и скидки

 


Схема. Состав розничной цены

* - по подакцизным товарам

 


Учебный вопрос № 3: Функции цен

 

С помощью цен решаются многие задачи, что свидетельствует о том, что в рыночной экономике их значение в управлении хозяйством, регулировании и развитии производства, механизме обмена, обращения, распределения, потребления и накопления постоянно возрастает. Экономическая сущность цены активно проявляется в её специфических функциях, связанных с действием объективных экономических законов.

Функции цены – это формы реализации в реальной действительности её сущности как экономической категории и внешнего проявления содержания. Цена выступает носителем информации и занимает особое место в системе управления национальной экономикой, являясь важным инструментом анализа, прогнозирования и планирования всех экономических показателей в денежном выражении.

Функции цены отражают общественно необходимые затраты труда на производство и реализацию различных видов товаров (работ и услуг), их потребительские свойства и при этом регулируют спрос и предложение потребляемых товаров и услуг, цены активно осуществляют влияние на экономические процессы перераспределения ресурсов и капитала, а так же её взаимодействие с другими экономическими категориями: финансово – кредитной сферой, денежным обращением, инфляцией, налогообложением, оплатой труда, себестоимостью, прибылью, рентабельностью производства при решении важных социально – экономических проблем.

Выделяют следующие функции цены:

1. Учетно – измерительная функция. Цена выражает в денежном эквиваленте стоимость труда, сырья, материалов, определяет размер прибыли, получаемой предприятием после реализации товара. Данная функция цены позволяет провести сопоставление и сравнение различных товаров (услуг), организовать товарообмен, определить оптимальную стоимость товара в денежном выражении. Также данная функция помогает в расчете стоимостных показателей: валовой национальный продукт, валовой региональный продукт, объем реализованной продукции, объем товарооборота и т.д.

2. Стимулирующая функция. Цена имеет непосредственное воздействие на производство и потребление товаров и услуг, оказывает стимулирование производства продукции через закладываемый в ней уровень прибыли.

3. Распределительная (перераспределительная) функция. Под воздействием рыночных факторов возникают различные колебания цен, вследствие чего происходит распределение и перераспределение национального дохода между отраслями экономики, регионами, различными формами собственности группами населения, иными словами, происходит регулирование доходов отраслей, организаций, населения.

4. Регулирующая функция, сбалансирование спроса и предложения, заключается в способности цены регулировать экономические процессы – уравновешивать спрос и предложение, увязывая их с денежно – платежной способностью производителя и потребителя, воздействовать на производство и потребление их взаимосвязи.

5. Информационная функция выражается в способности донесения до производителей и потребителей информации о затратах на производство, реализацию продукции, доходах и расходах населения, уровнях цен и т.д.

6. Функция цены как инструмента рационального размещения производства выражается в способности воздействия на принятие решения о переливе капитала из одной сферы в другую, исходя из ожидаемых результатов бизнеса.

7. Функция обеспечения доходности производства проявляется в стремлении предприятия установить цену на продукцию, обеспечивающую максимум дохода при оптимальном объеме производства данного товара и достигнутом уровне себестоимости.

8. Социальная функция цены заключается в том, что с помощью цен регулируется объём потребления товаров и услуг, происходит перераспределение национального дохода между фондами накопления и потребления, различными социальными группами населения. От уровня цен зависит уровень жизни населения, прожиточный минимум, потребительская корзина и потребительский бюджет семьи, то есть социальное положение населения.

Рассмотрев функции цен отмечаем, что цена прежде всего является инструментом регулирования экономических процессов в сфере производства, обмена, обращения и реализации продукции (товаров и услуг), при этом она всегда воздействует на экономические интересы.

Между различными функциями цены имеется взаимосвязь, которая проявляется как в единстве, так и в противоречии. На практике взаимосвязи между различными функциями цены могут быть более сложными и многообразными.

 

Учебный вопрос № 4: Ценообразование на продукцию сельского хозяйства

 

В условиях рыночной экономики успех любого предприятия или предпринимателя во многом зависит от того, насколько правильно они будут устанавливать цены на свои товары и услуги. Но это не так то просто сделать, потому что на цены оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться количеством затрат на производство товара, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей. Следовательно, предприниматель при установлении цены на товар должен учитывать все факторы, влияющие на ее уровень, и установить цену таким образом, чтобы получить прибыль.

Однако в настоящее время значительная часть предпринимателей нашей страны не имеет необходимых теоретических и практических знаний сложного механизма ценообразования на товары и услуги. В результате они зачастую допускают серьезные просчеты при установлении цен, что ведет в ряде случаев к существенным убыткам, а иногда и к банкротству предприятий. Чтобы этого не случилось, каждый экономист, каждый предприниматель должны овладеть теорией и практикой ценообразования.

Пока в сельском хозяйстве сохраняется деление методов ценообразования на преимущественно рыночные и преимущественно затратные.

В основе затратных – издержки.

В основе рыночных – соотношение спроса и предложения.

Однако ценообразование, основанное на одном методе, является «пассивным». Следует учитывать и затраты, и рыночную конъюнктуру.

Рассмотрим затратный метод, называемый «издержки плюс уровень рентабельности». Предприятие определяет свои издержки на производство и реализацию единицы конкретного сельскохозяйственного продукта и желаемый, но вполне реальный уровень рентабельности. Например, полная себестоимость 320 руб./ц., желаемая доля прибыли 30%. Цена в этом случае 416 руб., т.е. (320 + 320*30:100). Проверить *100=30%.

Другой затратный метод несколько сложнее, поскольку надо учитывать объем реализации и ожидаемый размер прибыли. Например, ставится цель от реализации 4 тыс. ц. продукции получить прибыль 300 тыс. руб. Затраты на производство и сбыт продукции 900 тыс. руб. Цена в этом случае равна 300 руб. (300+900):4. Этот метод назван расчетом цены на основе «безубыточности отрасли и получения целевой прибыли». Он предполагает также деление издержек на постоянные и переменные.

Для определения безубыточности теория предлагает графический подход, алгебраический подход, и расчет на основе маржинальной прибыли (дохода).

Маржинальная прибыль (или доход) включает прибыль от реализации и постоянные издержки.

Преимущественно рыночные методы ценообразования

1) на основе потребительской ценности товара, т.е. на основе восприятия этого товара потребителем;

2) путем ориентации на уровень текущих рыночных цен;

3) на основе закрытых торгов (тендеров).

В зависимости от особенностей товара, размеров и целей фирмы – продавца для расчета цены могут использоваться разнообразные методы. Для выбора метода расчета цены учитываются такие факторы, как степень новизны товара, стадия жизненного цикла, наличие дифференциации товара по качеству. При этом минимальная возможная цена определяется себестоимостью продукции, а максимальная — наличием уникальных особенностей в изделии. Также при выборе метода ценообразования необходимо учитывать внутренние ограничения (прибыль, издержки) и внешние (цены товаров – конкурентов, покупательная способность).

Общая схема расчета цены включает в себя:

1.Определение цели и задач ценообразования. Фирма рассматривает цену как фактор, воздействующий на выручку от продажи товаров, структуру производства, методы функционирования фирм, поэтому для расчета цены ставится цель, которую она хочет достигнуть. Чем яснее будет сформирована цель, тем правильнее будет установлена цена.

2.Определение спроса на товары и услуги. Так как цена и спрос зависят друг от друга (если спрос большой, то и цена увеличивается, если спрос уменьшается, то цена тоже будет опускаться), то фирма должна определить эластичность спроса по цене; определить количество товара, которое она может продать в течение определенного времени по разным ценам. Здесь самое важное помнить, что спрос определяет максимальную цену, по которой фирма может продать свой товар.

3.Оценка издержек производства, которые определяют минимальную цену товара. Здесь, на данном этапе, определяются переменные, постоянные, валовые издержки производства при разнообразных объемах выпуска. Все фирмы стремятся установить на свою продукцию такую цену, которая смогла бы покрыть все издержки производства и обеспечить прибыль предприятию.

4.Анализируются цены и качество товаров конкурентов. Получается, что спрос определяет максимальную цену, издержки производства — минимальную, а разница между ними и есть та область, по которой определяется уровень цены. Именно здесь изучаются цена и качество конкурентной продукции. На основе такого аналитического сравнения своего товара с другим можно будет принять решение об установке более высокой цены, чем у конкурентов, или, наоборот, более низкую.

5.Выбирается метод ценообразования. Цена может оп­ределяться различными способами, и все они по-разному влияют на уровень цены, поэтому предприятия стараются выбрать более оптимальный метод, который бы позволил правильно определить цену на конкретную продукцию.

6.Расчет исходной цены. На этом этапе на основе выбранного метода определяется возможный уровень цены.

7.Учет дополнительных факторов. Чтобы определить окончательный уровень цен, необходимо учесть реакцию на уровень цены покупателей, посредников, конкурентов, государства и т.д.

8.Установление окончательной цены. На этом этапе уже окончательно формируется цена и оформляются всесоответствующие этому процессу документы.

При определении цены учитывают и методологические подходы, и интересы производителя и потребителя. Некоторые методы учитывают интересы производителя, который хочет возместить свои затраты и получить гарантированную выручку без учета, соответствует ли цена пользе, которую даст его продукция потребителю, а если рассматривать цену с точки зрения потребителя, то не будет учитываться выгодность производства товара конк­ретному производителю.

Различают следующие основные методы ценообразования:

•нормативный — себестоимость и прибыль рассчитываются по нормам и нормативам;

•параметрические методы:

•метод удельных показателей;

•метод балльных оценок;

•экономико-математические методы;

•затратный метод — себестоимость определяется исходя из затрат предприятия;

•агрегатный метод;

•метод «воспринимаемой ценности товара»;

•рыночные методы (метод определения цены на основе спроса);

•метод экспертных оценок (используется для прогнозирования уровня цен);

•тендерный метод;

•балловый метод;

•комбинированные методы.

Ценообразование на основе издержек соотносит цену продукта с издержками, сопряженными с его производством и распределением. Ценообразование на основе спроса соотносит цену продукта с интенсивностью общего спроса на него и признает разницу в интенсивности спроса между подгруппами покупателей. Ценообразование на основе конкуренции соотносит цену продукта с ценами, устанавливаемыми соперниками.

На основе выбранной методики предприятие присту­пает к расчету цены, которая в свою очередь учитывает психологическое восприятие покупателей, соответствие ценовому образу фирмы, учитывает реакцию конкурентов и другие факторы.

 

Учебный вопрос № 5: Ценообразующие факторы

 

В рыночной экономике уровень цены складывается под воздействием спроса и предложения. На спрос оказывает влияние количество покупателей, их доходы, мода, вкусы потребителей, изменение цен на сопряженные товары, прогнозы, ожидания покупателей и т.д. На предложение, в свою очередь, влияют изменения издержек производства, цен на ресурсы, налогов; число продавцов на рынке, уровень цен на сопряженные товары, инфляционные ожидания и другие прогнозы продавцов.

В рыночных условиях вся система факторов, оказывающих влияние на образование цены, объединяется в три группы:

1) базовые факторы. В их состав включаются различные затраты производителей: внутрипроизводственные и внепроизводственные;

2) конъюнктурные факторы. Сюда входят факторы, являющиеся следствием изменчивости рынка и зависящие от макроэкономических условий, потребительского спроса и т.п.;

3) регулирующие факторы. Влияние факторов данной группы определяется степенью вмешательства государства в экономику. Все факторы, оказывающие влияние на рыночные цены, объединяются в две группы: внутренние (зависят от производителя) и внешние (не зависят от предприятия).

Внутренние факторы:

1) эффективность рекламной деятельности, специфика, степень уникальности и уровень качества производимой продукции;

2) особенности производственного процесса (продукция мелкосерийного и индивидуального процессов имеет более высокую себестоимость и, соответственно, цену; товары массового производства имеют относительно низкие издержки и менее высокую цену);

3) рыночная стратегия и тактика производителя (ориентация на один или несколько рыночных сегментов);

4) характер и специфика жизненного цикла продукции;

5) гибкость и мобильность производственного процесса, длительность продвижения товара по цепочке между производителем и потребителем;

6) имидж и авторитет производителя на внутреннем и внешнем рынках.

Внешние факторы:

1) степень политической стабильности в стране, где производится товар;

2) наличие или отсутствие на рынке трудовых, материальных или иных ресурсов;

3) характер и принципы государственной политики;

4) уровень, темп изменения и другие динамические характеристики инфляции;

5) масштабы и сегментация рынка;

6) объем рынка и характеристики фактически существующего и перспективного покупательского спроса;

7) наличие, уровень и характер конкуренции на рынке однородной продукции.

Общее воздействие этих факторов приводит к установлению такого уровня цен, при котором достигается и сохраняется сбалансированность экономической деятельности.

Факторы, способствующие снижению цен: рост производства, технический прогресс, снижение издержек производства и обращения, конкуренция, снижение налогов, расширение рыночных связей.

Факторы, вызывающие рост цен: спад производства, нестабильность экономической ситуации, монополия предприятия, ажиотажный спрос, увеличение массы денег в обращении, рост налогов, рост зарплаты, улучшение качества товара, соответствие моде, рост цены рабочей силы, низкая эффективность производства.

 


 

 

Учебный вопрос № 6: Государственное регулирование и поддержка цен

 

Косвенное:

- обучение теории и практике ценообразования;

- учет зарубежного опыта ценообразования, ценовой поддержки сельскохозяйственных производителей и государственного регулирования цен;

- оптимальное сочетание рыночного саморегулирования и регулирования цен;

- ценовые субсидии (специальные доплаты) производителю или потребителю, позволяющие а) в одних случаях замораживать уровень цен на ряд продуктов (работ, услуг); б) в других – даже снижать их;

- соблюдение паритета цен;

- введение минимальных гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию;

- косвенные воздействия на цены через политику финансов, налогов, кредитов, таможенную, бюджетную.

Административное регулирование является прямым. Это

- установление фиксированных цен и тарифов;

- установление предельных цен и тарифов;

- установление предельных коэффициентов изменения цен;

- установление предельного уровня рентабельности.

Существует перечень продукции, товаров и услуг, на которые распространяется государственное регулирование цен правительством РФ и Федеральными органами исполнительной власти:

- продукция ядерно-топливного назначения;

- газ природный (кроме реализуемого населению и жилищно-строительным кооперативам);

- электроэнергия и теплоэнергия (тарифы регулируются Федеральной энергетической комиссией);

- продукция оборонного значения;

- драгоценные металлы и камни;

- протезно-ортопедические изделия;

- услуги метрополитена, почтовой связи.


 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...