Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Логистика как фактор повышения конкурентоспособности предприятия

Отдел продаж (при имеющейся цене организовать продажи)

 
 

 

Отдел логистики (организация доставки, обработки груза)

 

Рис. 1. Движение информационных потоков в рамках департаментов предприятия.

 

Согласно данной схеме информационные потоки в отдел логистики попадают на последнем этапе логистической цепи и только в том объеме, в котором она необходима для отдела продаж. Ключевыми элементами в данной схеме становятся этап продаж и закупок. В большинстве российских компаний значимость логистики не достаточно оценивается, что связано с затратной частью логистики. Логистика приносит экономию и оптимизацию логистических потоков, но не реальную прибыль на данном предприятии, в этом заложена консервативность отношения в российских компаниях к важности логистического отдела. Рассмотрим другую схему:

Внешняя среда

Отдел логистики

Отдел закупок Отдел маркетинга Отдел продаж

 
 

 

Отдел логистики

 

Внешняя среда

Рис.2. Движение информационных потоков при управлении цепями поставок логистическим отделом.

 

Согласно данной схеме ключевую функцию несет отдел логистики от начала до конца логистической цепи, является связующим звеном между внешней средой и отделами компании. Т.к. отдел логистики обрабатывает как входящую, так и исходящую информацию, то он может контролировать и управлять движением информационных потов в полном объеме, может организовать единую скоординированную работу компании. Именно это способствует увеличению безопасности в обработке информации, т.к. уменьшаются риски потери информации либо недостаточного получения необходимой информации. Для управления и контроля информационными потоками необходима централизованная организация работы того отдела компании, которая в большей мере связана с поступлением и обработкой информационных ресурсов. Тем самым, можно сделать вывод, что информационные потоки играют не второстепенную роль в компании, а выполняют вспомогательную функцию на всех этапах снабжения, производства, распределения, хранения, поэтому требуется эффективное управление и контроль над этими потоками.

 

есурсах и спросе на продукцию в конкретных сегментах рынка (рис. 1).

3.Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями - начиная с первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя. Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия.

Прежде чем формулировать определение материального потока, разберем конкретный пример материального потока, протекающего внутри отдельного предприятия.

На рис.1.1 приведена принципиальная схема материального потока на торговой оптовой базе. Как следует из этой схемы, выгруженный из транспортного средства товар может быть направлен по одному из трех путей: либо на участок приемки, либо в зону хранения, либо, если груз поступил в нерабочее время, в приемочную экспедицию. В дальнейшем товар так или иначе сосредоточивается в зоне хранения.

Пути движения груза из зоны хранения на участок погрузки также могут быть различными:
а) участок хранения - участок погрузки;
б) участок хранения - отправная экспедиция - участок погрузки;
в) участок хранения - участок комплектования - отправочная экспедиция - участок погрузки;
г) участок хранения - участок комплектования - участок погрузки.

По пути движения груза с ним осуществляются разнообразные операции: разгрузка, укладка на поддоны, перемещение, распаковка, укладка на хранение и т. д. Это так называемые логистические операции. Объем работ по отдельной операции, рассчитанный за определенный промежуток времени, за месяц, за квартал и т. п., представляет собой материальный поток по соответствующей операции.

На оптовых базах материальные потоки рассчитывают, как правило, для отдельных участков. Для этого суммируют объемы работ по всем логистическим операциям, осуществляемым на данном участке.

Совокупный материальный поток для всей оптовой базы определяется суммированием материальных потоков, протекающих на ее отдельных участках.

Материальным потоком на предприятии называются различные грузы производственного назначения, детали и узлы, в том числе и готовая продукция. Все эти элементы рассматриваются в процессе приложения к ним различных логистических операций, отнесенных к временному интервалу.

При осуществлении некоторых логистических операций материальный поток может рассматриваться как фиксированный параметр для заданного момента времени. Тогда он превращается в материальный запас. Например, операция транспортировки груза железнодорожным транспортом. В тот момент, когда груз находится в пути, он является материальным запасом, так называемым «запасом в пути». Аналогично можно рассматривать запас груза на складе, запас деталей между разными видами оборудования, между участками и т.д.

Относительно конкретной логистической системы материальный поток может быть внешним и внутренним. Внешний материальный поток протекает во внешней среде, т. е. за пределами логистической системы. Внутренний материальный поток образуется в результате осуществления логистических операций с грузом внутри логической системы.

Различают входной и выходной материальный потоки. Входной материальный поток поступает в логистическую систему из внешней среды. Выходной материальный поток поступает из логистической системы во внешнюю среду. Для оптовой базы его можно определить, сложив материальные потоки, имеющие место при выполнении операций по погрузке различных видов транспортных средств.

При сохранении на предприятии запасов на одном уровне входной материальный поток будет равен выходному.

4.

Материальные потоки классифицируют по нескольким признакам. Рассмотрим наиболее важные из них.

По отношению к логистической системе:

а) внешний – это поток, который протекает во внешней по отношению к логистической системе среде. К данной категории относятся не все грузы, которые перемещаются вне предприятия, а лишь те, к организации которых предприятие имеет отношение;

б) внутренний – это поток, который протекает во внутренней по отношению к данной логистической системе среде.

По назначению:

а) входящий – это внешний поток, который поступает в логистическую систему из внешней среды;

б) исходящий – это поток, который выходит из логистической системы и поступает во внешнюю для нее среду.

При условии сохранения на предприятии запасов на одном уровне входящий материальный поток будет равен исходящему.

Входящие или исходящие материальные потоки являются формой реализации циклических связей, т.е. связей, в которых выход из одной микрологистической системы одновременно является входом в другую и наоборот. Такие циклические связи имеют наиболее большое значение в процессе адаптации системы к динамике внешней среды.

По ритмичности:

а) непрерывные – на конвейерных или автоматизированных линиях в процессе производства, транспортировки материальных ресурсов трубопроводом и т.д.;

б) дискретные – организация обеспечения потребностей в форме складских и транзитных поставок, подача на рабочие места материальных ресурсов в условиях мелкосерийного и среднесерийного производства, регулярные отгрузки готовой продукции постоянным контрагентам и т.д.;

в) блиц-потоки – это разовые поставки, подача на рабочие места редко используемых предметов и средств труда.

По предмету изучения:

а) продуктовые – объектом изучения (анализа, планирования) которых является перемещение конкретных продуктов и средств труда;

б) операционные – потоки материальных ресурсов конкретных логистических операций;

в) участковые – совокупные потоки, которые рассматриваются на отдельном участке логистической системы; основой для их расчета являются операционные логистические потоки;

г) системные потоки – материальные потоки, которые циркулируют в общем в логической системе, их параметры определяются как сумма участковых материальных потоков.

Управление материальными потоками предусматривает определение параметров траектории перемещения материалов, к которым относятся: наименование материальных ресурсов, количество материальных ресурсов, начальная точка (выбор поставщика), конечная точка (выбор потребителя), время (в какие сроки необходимо выполнить заказ и доставить продукцию).

Задача логистики состоит в том, чтобы организовать процессы перемещения, которые в совокупности были бы оптимальными для данной сферы и логистической системы в целом.

5.Различают комплексные и элементарные операции. В свою очередь, комплексные операции бывают базисные, ключевые и вспомогательные.

Базисные операции — это закупка (снабжение), производство, сбыт.

Ключевые операции связаны с управлением процедурами заказов, закупками, запасами, производственными процедурами, физическим распределением.

Вспомогательные операции — это операции складирования, грузопереработки, упаковки, обеспечение возврата товаров, сбор возвратных отходов, информационно- компьютерная информация и другое сервисное обслуживание.

Элементарные операции — это погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, приемка и отпуск со склада, хранение, перегрузка, сортировка, маркировка и т. п.

Другими словами, к логистическим операциям относятся такие действия, как погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, приемка и отпуск со склада, хранение, перегрузка с одного вида транспорта на другой, комплектация, сортировка, консолидация, разукрупнение и т. п. Логистическими операциями, связанными с информационными и финансовыми потоками, сопутствующими материальному, могут быть сбор, хранение, передача информации о материальном потоке, прием и передача заказа по информационным каналам, расчеты с поставщиками, покупателями товаров и логистическими посредниками, страхование груза, операции таможенного оформления груза и т.п.

 

6.В основе процесса управления материальными потоками лежит обработка информации, циркулирующей в логистических системах. В связи с этим одним из ключевых понятий логистики является понятие информационного потока.

Информационный поток - это совокупность циркулирующих в логистической системе между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Информационный поток соответствует материальному и может существовать в виде бумажных и электронных документов.

Информационный поток может опережать материальный, следовать одновременно с ним или после него. При этом информационный поток может быть направлен как в одну сторону с материальным, так и в противоположную.

Опережающий информационный поток во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе.

Опережающий информационный поток в прямом направлении - это предварительные сообщения о предстоящем прибытии груза.

Одновременно с материальным потоком идет информация в прямом направлении о количественных и качественных параметрах материального потока.

Вслед за материальным потоком во встречном направлении может проходить информация о результатах приемки груза по количеству или по качеству, разнообразные претензии, подтверждения.

7.Изучение логистики должно базироваться на понимании основной идеи логистического подхода. Деятельность по управлению материальными потоками так же, как производственная, торговая и другие виды хозяйственной деятельности, осуществлялась человеком, начиная с самых ранних периодов его экономического развития. Новизна логистического подхода к управлению материальными потоками заключается, прежде всего, в смене приоритетов между различными видами хозяйственной деятельности в пользу усиления значимости деятельности по управлению материальными потоками. Лишь сравнительно недавно человечество осознало, каким потенциалом повышения эффективности обладает рационализация потоковых процессов в экономике.

Система взглядов на рационализацию хозяйственной деятельности путем оптимизации потоковых процессов является концепцией логистики. Охарактеризуем ее основные положения.

1. Реализация принципа системного подхода

Оптимизация материального потока возможна в пределах одного предприятия или даже его подразделения. Однако максимальный эффект можно получить лишь оптимизируя либо совокупный материальный поток на всем протяжении от первичного источника сырья до конечного потребителя, либо отдельные, значительные его участки. При этом все звенья материалопроводящей цепи, т. е. все элементы макрологистических и микрологистических систем должны работать как единый слаженный механизм. Для решения такой задачи необходимо с системных позиций подходить к выбору техники, к проектированию взаимоувязанных технологических процессов на различных участках движения материалов и к другим вопросам, касающимся организации материальных потоков.

Более подробно сущность и принципы системного подхода в логистике рассматриваются в специальной литературе.

2. Отказ от выпуска универсального технологического и подъемно-транспортного оборудования. Использование оборудования, соответствующего, в основном, конкретным условиям

Не будем останавливаться здесь на доказательстве того, что при выполнении определенной операции универсальное оборудование, как правило, проигрывает оборудованию, созданному специально для выполнения этой операции. Это положение в полной мере распространяется и на логистические процессы. Отметим только, что оптимизация потоковых процессов за счет использования оборудования, отвечающего конкретным условиям работы, возможна лишь в условиях выпуска и массового использования широкой номенклатуры разнообразных средств производства. Иными словами, для того, чтобы применить логистический подход к управлению материальными потоками общество должно иметь достаточно высокий уровень научно-технического развития.

3. Гуманизация технологических процессов, создание современных условий труда

Одним из элементов логистических систем являются кадры, т.е. специально обученный персонал, способный с необходимой степенью ответственности выполнять свои функции. Однако работа в сфере управления материальными потоками традиционно не престижна, что объясняет наличие здесь «вечной» проблемы кадров.

Логистический подход, усиливая общественную значимость деятельности в сфере управления материальными потоками, создает объективные предпосылки для привлечения в отрасль кадров, обладающих более высоким трудовым потенциалом. При этом адекватно должны совершенствоваться условия труда. Иначе они могут стать так называемым «узким местом».

4. Учет логистических издержек на протяжении всей логистической цепочки

Одна из основных задач логистики - минимизация затрат по доведению материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя. Решение этой задачи возможно лишь при условии, если система учета издержек производства и обращения позволяет выделять затраты на логистику. Таким образом, появляется важный критерий выбора оптимального варианта логистической системы - минимум совокупных издержек на протяжении всей логистической цепи.

5. Развитие услуг сервиса на современном уровне

Сегодня возможности резкого повышения качества большинства производимой продукции объективно ограничены. Поэтому все большее число предпринимателей обращается к логистическому сервису, как к средству повышения конкурентоспособности.

Допустим, что на рынке есть несколько поставщиков, поставляющих одинаковый товар, одинакового качества. В этом случае потребитель отдаст предпочтение тому из них, который в процессе поставки способен обеспечить более высокий уровень сервиса, например, доставит товар точно вовремя, в удобной таре и т. п.

6. Способность логистических систем к адаптации в условиях неопределенности окружающей среды

Появление большого количества разнообразных товаров и услуг повышает степень неопределенности спроса на них, обусловливает резкие колебания качественных и количественных характеристик материальных потоков, проходящих через логистические системы. В этих условиях способность логистических систем к адаптации и изменениям внешней среды является существенным фактором устойчивого положения на рынке.

8. Логистика — это теория и практика координирования материальными и информационными ресурсами. Деятельность логистики имеет финальную цель, которую стали называть 6 правилами логистики.

1. Груз — необходимый товар.
2. Качество — требуемого качества.
3. Количество — в нужном количестве.
4. Время — доставка в четко прописанные сроки.
5. Место — в определенное место.
6. Затраты — с наименьшими затратами.

Цель логистической деятельности можно считать достигнутой, если соблюдены приведенные 6 правил, т.е. необходимый товар нужного качества и в необходимом количестве следует доставить в определенное время в обозначенное место с наименьшими затратами.
Законы рынка одновременно просты и суровы: успешен тот, кто осведомлен, чего клиент хочет и как эти желания реализовать. Услуги и товары не появляются сами по себе. Их нужно предварительно закупить или произвести, затем организовать доставку к месту назначения, т.е. выполнить целевой заказ. Ввиду того, что обработка заказов осуществляется в разное время и в разных подразделениях, то проблема руководителя логистической компании — организовать слаженную работу всех отделов, чтобы обслужить заказчика качественно.
Именно поэтому следует придерживаться 6 правил логистики, которые позволяют логистической организации претворить в жизнь поставленные задачи и выполнить работу безупречно.

9. Функция логистики - это укрупненная группа ЛО, однородных с точки зрения цели этих операций и заметно отличающихся от другой совокупности операций. Классификация основных функций логистики приведена в табл.3.2.

Признак классификации Вид функций логистики Описание функций логистики
Характер выполняемых задач   Оперативные Организация работ, непосредственное управление, контроль потоков
Координационные Выявление и сопоставление потребностей и мощности ЛС, согласование целей и координация действий различных подразделений внутри предприятия и различных звеньев ЛЦ
Содержание     Базисные функции логистики Снабжение, производство, сбыт
Ключевые функции логистики Поддержание стандартов обслуживания, управление закупками, определение объемов и направлений МП, прогнозирование спроса, управление запасами, физическое распределение продукции, определение последовательности продвижения товаров через места складирования, осуществление перевозок и всех необходимых операций с грузом в пути следования, управление производственными процедурами, формирование хозяйственных связей по поставкам товаров или оказанию услуг
Поддерживающие функции логистики Управление складскими операциями, развитие, размещение и организация складского хозяйства, сдача и приемка грузов, хранение, сортировка, подготовка необходимого ассортимента, упаковка, маркировка, подготовка к погрузке, погрузочно-разгрузочные работы,грузопереработка, защитная упаковка, обеспечение возврата товара, обеспечение запасными частями и сервисное обслуживание, информационно-компьютерная поддержка
С концептуальных позиций   Системообразующая функция логистики Организация системы управления всеми ресурсами
Интегрирующая функция логистики Объединение, согласование, координация действий участников логистического процесса внутри предприятия и внутри ЛЦ
Регулирующая функция логистики Экономия ресурсов, минимизация отходов всех видов (потери времени, неэффективные операции, отходы МР), минимизация затрат
Результирующая функция логистики Данная функция логистики направлена на достижение конечной цели логистического управления – выполнение шести правил логистики

 

 

Логистика как фактор повышения конкурентоспособности предприятия

Итак, проходя через производственные, транспортные и другие звенья цепи от начального источника к конечному потребителю, материальный поток, подобно снежному кому, увеличивается, причем увеличивается в стоимости. Исследования, которые проводились в Великобритании, показали, что более 70% стоимости продукта, прошедшего весь путь и попавшего уже к конечному потребителю, «составляют расходы, связанные с хранением, транспортировкой, упаковкой и другими операциями, обеспечивающими продвижение материального потока».

В сферах производства и обращения применение логистики позволяет:
- снизить запасы на всем пути движения материального потока;
- сократить время прохождения товаров по логистической цепи;
- снизить транспортные расходы;
- сократить затраты ручного труда и расходы на операции с грузом.

Здесь же приводятся данные Европейской промышленной ассоциации и промышленной ассоциации США, которые указывают на то, что «сквозной мониторинг материального потока обеспечивает сокращение материальных запасов на 30-70%. Сокращение запасов происходит за счет согласованности действий участников логистических процессов, повышения надежности поставок, рациональности распределения запасов.

По данным, приведенным в [1] от двух до пяти процентов в общих затратах времени, отводимых на складирование, производственные операции и доставку, составляют затраты времени на собственное производство. Таким образом, свыше 95% времени оборота приходится на логистические операции. Поэтому логистика рассматривается в качестве фактора повышения конкурентоспособности фирм. В связи с этим становятся актуальными задачи нахождения способа контроля издержек и показателей, наиболее корректно отражающих связь логистики с основными экономическими и финансовыми индикаторами фирм.

Чтобы определить количественные параметры последствий логистических решений, необходимы некоторые условия, а именно:
- наличие хорошо отлаженной учетно-информационной системы;
- проведение комплексного анализа расходов и доходов структурных подразделений фирм и всех участников логистической цепи, основанного на применении принципа «миссий» и единой методологии исчисления издержек;
- определение доли прибыли от логистической деятельности в общей прибыли фирм.

Зарубежная литература, имеющая отношение к экономике, подчеркивает, что фирмы, которые принимают логистическую концепцию и строят свою стратегию на ее основе, имеют лучший показатель, отражающий отношение прибыли, полученной от продажи товаров или услуг, к инвестированному капиталу.

Логистика влияет на расходы, связанные с продажей товаров. К таким расходам относят издержки по выполнению заказов, которые включают затраты на их обработку, перевозку, складирование грузов, управление запасами, а также на упаковку грузов, обеспечение рынка и потребителей запасными частями, послепродажный сервис и другая подобная деятельность. Логистика также влияет на улучшение положения фирм на рынке, из чего следует увеличение их доли на нем.

Логистика влияет на инвестиционный капитал через основные элементы активов и пассивов баланса фирм и предприятий. Так как в наше время многие фирмы сталкиваются с дефицитом наличности, «такие элементы, как «наличность и счета дебиторов» являются решающими, с точки зрения ликвидности фирмы», и являются наиболее важными [2].

Поскольку логистика влияет на оборотный капитал через сокращение запасов (это запасы сырья, полуфабрикатов, комплектующих и готовых изделий), то, следовательно, логистическое управление зависит от политики предприятия в отношении уровней запасов, степени контроля и управления этими уровнями. Одновременно, от политики по закупке сырья и материалов, непосредственно связанных со счетами кредиторов, оказывается влияние на их оборотный капитал. Следовательно, интеграция управления закупками и управления производством – это составная часть логистической стратегии предприятия, которая в конечном итоге позволяет получить значительный экономический эффект. Как показали исследования, на предприятиях и фирмах, где постадийное расходование запасов соответствует плановым потребностям производства в сырье и материалах, производственные затраты снижаются, а степень использования инвестированного капитала повышается.

Аренда складов, транспортных средств и других элементов логистической системы является для арендатора текущими расходами. Замена основного капитала на текущие расходы достигается привлечением третьих фирм к выполнению операций по складированию и перевозкам вместо приобретения собственных средств для их осуществления.

Исследования, выполненные в сфере логистики для широкого диапазона рынков (от рынков продовольственных товаров до капиталоемкой продукции), показали, что фирмы-продуценты и посредники располагают достаточно широкими возможностями для создания предпочтительных условий потребителям. Эти возможности могут быть реализованы лишь в том случае, если функционирование логистики в полном объеме ориентировано на рынок.

Вышеизложенное позволяет утверждать, что цель логистики выходит за рамки сокращения издержек и увеличения прибыли. Поэтому на данном этапе концепция конкурентоспособности фирмы [3] заключается в получении конкурентного преимущества за счет предложения дополнительных услуг и повышения их качества. В дальнейшем, по мере применения данной концепции большинством фирм, снижение издержек вновь может оказаться первоочередным делом, но уже на другой основе. Следовательно, повышение конкурентоспособности фирм за счет логистики – процесс непрерывный и адаптивный.

 

11.Сказанное в предыдущих статьях в весьма общей форме отражает представление о системах, окружают нас в повседневной практической деятельности. И все же, сталкиваясь с различными видами систем – биологическими, техническими и другими, – мы практически всегда ощущаем интерес к их свойствам. Последние являются определяющими при выборе, изучении, проектировании любого вида систем.

К общим свойствам любой системы относятся:

o целостность;

o организация;

o членимость;

o структурированность;

o интегративность.

Целостность системы проявляется в том, что существует некая совокупность элементов, находящихся в тесном взаимодействии друг с другом. Практически всегда в системах взаимодействие обусловливает и взаимозависимость данной совокупности элементов.

Организация представляет собой обязательное упорядочение, приведение сформировавшейся совокупности элементов в систему.

Членимость описывает возможность системы делиться на отдельные части, например подсистемы. Данные подсистемы могут быть разнородными, но, в то же время, совместимыми.

Структурированность отражает внутреннее строение чего-либо и конкретную взаимосвязь составных частей целого.

Интегративность определяет наличие специфических качеств системы, присущих только ей. Данные качества формируются определенной совокупностью элементов, которые не могут в отдельности воспроизвести качества системы.

Из рассмотренных выше определений термина «логистическая система», структурного состава ЛС, а также общих свойств систем следуют отличительные признаки, с учетом которых далее будут описаны основные свойства логистических систем.

Признак первый – наличие динамической составляющей логистической системы, то есть потокового процесса, выразителем которого выступает материальный поток.

Признак второй – определенные и четко выраженные системная целостность, объединенная единством, и своеобразная организованность, то есть планомерность, отличающаяся строгим порядком и взаимозависимостью материальных потоков.

Признак третий – наличие системы взаимосвязанных и взаимозависимых потоковых процессов (материальных, финансовых и информационных).

Таким образом, после выделения указанных признаков можно утверждать, что логистическая система обладает всеми свойствами, присущими системам, а именно:

o целостностью и членимостью (делимостью): логистическая система рассматривается как единство подсистем M1 – M9, которые в определенное время можно выделить в отдельные самостоятельно функционирующие системы;

o организованностью и структурированностью: подсистемы M1 – M9 для осуществления логистической деятельности организованы и структурированы в определенном строгом порядке;

o интегративность: данное свойство обусловлено наличием определенных связей и взаимозависимости между подсистемами M1 – M9. Эти связи, по сути, формируют такое уникальное и неповторимое «конечное» качество и одновременно возможность логистической системы, как доставка нужного товара, в нужном количестве, нужного качества, в нужное место и время, с минимальными затратами – конкретному потребителю. Такую возможность, способность, свойство принято называть интегративным качеством логистической системы, которое не свойственно ни одной из ее подсистем.

Кроме перечисленных выше общих свойств, логистическая система обладает еще и свойствами специфическими. К таковым относятся:

o стохастичность выполняемой логистической функции, обусловленная использованием запасов для трансформации их в готовый продукт, востребуемый рынком в конкретное время, в определенном месте и т. д.;

o многофункциональность: в логистической системе реализуются функции планирования, организации, учета, контроля и др.;

o адаптивность: приспособляемость к требованиям рынка;

o инерционность: логистическая система, имея так называемый «задел», не может приостановить свою деятельность в одночасье.

Принятые обозначения:

Закупка (M1)

Склады (M2)

Запасы (M3)

Транспорт (M4)

Производство (M5)

Распределение (M6)

Сбыт (M7)

Информация (M8)

Кадры (M9)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...