Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экспертный метод как механизм научно-педагогической экспертизы

Крулехт М.В., Тельнюк И. В.

К84 Экспертные оценки в образовании: Учеб. пособие для студ. фак. дошк. образования высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 112 с.

Экспертный метод как механизм научно-педагогической экспертизы

Механизмом, позволяющим проводить научно-педагогическую экспертизу, является экспертный метод, или метод экспертных оценок.

Экспертный метод — это комплекс логических и математических процедур, направленных на получение информации, ее анализ и обоб­щение с целью подготовки и принятия компетентного управленчес­кого решения.

Суть метода состоит в проведении экспертами анализа проблемы с качественной и количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов индивидуальных экспертных оценок.

Метод экспертных оценок позволяет анализировать сложные педагогические процессы, явления или ситуации, которые харак­теризуются в основном качественными, неформализуемыми при­знаками (что затрудняет их анализ и оценку). Метод экспертных оценок используется при прогнозировании развития системы об­разования в ее взаимосвязи с социальной средой, для определения и ранжирования по заданному критерию наиболее существенных факторов, влияющих на функционирование и развитие педагоги­ческой системы. Данный метод обеспечивает оценку альтернатив­ных решений и выбор предпочтительных вариантов решения.

Метод экспертных оценок имеет логически взаимосвязанные этапы, которые являются основными этапами педагогической экс­пертизы.

Начальный этап (организация экспертизы) включает:

• определение цели и задач экспертизы, постановку проблемы;

• определение меры ответственности, прав и полномочий рабо­
чей группы экспертов;

• установление сроков проведения экспертизы;

• подбор экспертов, формирование экспертных групп (при не­
обходимости определение их компетентности).

Основной этап экспертизы связан со сбором данных, про­ведением исследовательской работы и экспертной оценкой, ана­лизом имеющегося материала. Технология экспертизы, использо­вание совокупности методов и критериев оценки зависят от ха­рактера экспертизы, области ее применения.

Для педагогической экспертизы чаще всего требуется разработ­ка анкет, опросников, тестов, контрольно-диагностических зада­ний. Экспертная оценка является результатом аналитической дея­тельности, основана на умении видеть и разрешать противоречия, прогнозировать, предвидеть и находить нестандартные способы решения.

Завершающий этап экспертизы — опрос экспертов (ин­дивидуальный или групповой; личный, очный или заочный; устный или письменный), оформление документа (отчет, справка, рецен­зия и пр.), принятие экспертного заключения — основы для компе­тентного управленческого решения, которое принимает менеджер.

«Экспертное заключение» и «экспертная оценка» — понятия близкие, но не тождественные.

Экспертное заключениеэто документ, оформленный в соот­ветствии с установленными требованиями и содержащий мотивиро­ванную экспертную оценку, т. е. мнение, суждение эксперта о пред­мете экспертизы.

В зависимости от области применения экспертных методов в педагогике возможны индивидуальные, групповые и коллективные эк­спертные оценки. Для принятия важных экспертных заключений о перспективах и концепциях развития системы образования, госу­дарственных стандартах образования, новых образовательных про­граммах используется метод коллективных экспертных оценок. Чет­ко регламентирован количественный состав членов экспертной группы при проведении аттестации образовательных учреждений.

Методы коллективной работы экспертовсовещания, дискус­сии, «мозговая атака», а также деловые игры.

Смысл коллективных методов работы экспертов состоит в ак­тивизации коллективного поиска решения проблемы путем сбора идей и предложений, возникающих в процессе дискуссии.

Так, метод «мозговой атаки» может быть рекомендован для на­хождения нетрадиционного, оригинального решения в предельно сжатые сроки. Возможны разные способы организации «мозговой атаки». Например, после определения проблемы и задач для поиска решения, знакомства с правилами «мозговой атаки», форми­рования рабочих групп (3 — 5 человек) дают сигнал к «мозговому штурму», и начинается генерирование идей, которые фиксируют­ся без обсуждения и критических замечаний (возможны только уточняющие вопросы). После завершения «мозгового штурма» все высказанные идеи анализируют на основе ранее определенных кри­териев и подвергают экспертной оценке.

Для получения обобщенного суждения экспертов относительно прост и удобен метод ранговых оценок. Он заключается в том, что любую изучаемую информацию располагают в порядке возраста­ния или убывания величины признака. Каждому признаку припи­сывают число, обозначающее его ранг. Полученные результаты лег­ко поддаются математической обработке. Проверку согласованно­сти ранжировок определяют вычислением коэффициента ранго­вой корреляции Спирмена или коэффициента конкордации.

Индивидуальные экспертные оценки могут быть получены путем анкетирования, интервью, свободной беседы.

Для проведения педагогической экспертизы целесообразно ис­пользовать уже разработанные, апробированные, доказавшие свою валидность и объективность методики: они, как правило, являют­ся результатом психолого-педагогических исследований. Если же таких методик нет, их приходится разрабатывать самим экспер­там.

Требует разработки и определение критериев экспертной оцен­ки. Алгоритм разработки:

• определяется номенклатура уровней (высокий, средний, низ­
кий или оптимальный, допустимый, недопустимый и т.д.);

• отрабатывается набор показателей, которые в совокупности
характеризуют уровень развития оцениваемого качества, парамет­
ра, результата.

При разработке показателей исходят из того, что каждый из критериев оценки, например материально-технические и медико-социальные условия пребывания детей в дошкольном образова­тельном учреждении, может быть представлен как совокупность подкритериев более низкого уровня (предметная развивающая сре­да, безопасность ребенка, охрана здоровья), а они, в свою оче­редь, — в виде совокупности подкритериев еще более низкого уровня и т.д. Этот процесс повторяют до тех пор, пока не появля­ется возможность определить для каждого из критериев и подкри­териев один или несколько показателей оценки (наличие обору­дования, игрушек и пособий, показатели заболеваемости и трав­матизма, санитарное состояние помещений и территории детско­го сада, сформированность культурно-гигиенических навыков, уровень самотического, психофизического здоровья детей и т.д.), значение которых определяют с помощью измерительных методик или экспертной оценки.Обзор развития методов экспертных оценок в образовании по­казывает тенденцию к разработке методов, позволяющих конкрет­но обозначить, определить, назвать и измерить результаты педаго­гической деятельности, подвергнуть их программно-техническим средствам обработки.

Достоверность экспертной оценки зависит от компетенции экс­перта. Независимо от уровня экспертизы ее должны давать наибо­лее квалифицированные специалисты. Общие требования, предъяв­ляемые к эксперту:

• компетентность;

• креативность, развитые творческие способности, позволяю­
щие анализировать проблемные ситуации и находить пути разре­
шения противоречий;

• отсутствие склонности к конформизму, принятию мнения боль­
шинства;

• научная объективность;

• аналитичность, широта и конструктивность мышления;

• позитивное отношение к инновациям, отсутствие консерватиз­
ма, т. е. стремления придерживаться однажды избранной позиции.

Для независимой экспертизы весьма важна этика поведения экс­перта, прежде всего его честность, неподкупность, ответственность.

Наиболее простым способом оценки компетентности экспер­тов в области педагогики является анкетирование, разработанное в логике «постадийного развертывания вопроса» (Г. Гэллап):

• вопрос-фильтр, позволяющий выявить осведомленность оп­
рашиваемого о проблеме;

• вопрос, направленный на выявление общего отношения оп­
рашиваемого к проблеме (открытый, не предусматривающий ва­
риантов выбора ответа);

• вопрос для получения ответа по конкретному аспекту пробле­
мы (закрытый, предполагающий варианты готовых ответов);

• вопрос, позволяющий выявить причины взглядов, мотивацию
его суждений (полузакрытый);

• вопрос на выявление устойчивости взглядов опрашиваемого
на проблему (в закрытой форме).

Понятие статус эксперта обозначает совокупность прав и обязан­ностей, полномочия и ответственность эксперта. Определяется на основе нормативно-правовых документов и утверждается прези­диумом «кспертного совета.

Системно-комплексный подход в научно-педагогической экспертизе

Изучение сущности и экспертная оценка эффективности функ­ционирования педагогических систем требуют системно-комплек­сного подхода (Т. И. Шамова). Его необходимость диктуется самой жизнью, прежде всего вы­сокой степенью интеграции общественных процессов, где «все связано со всем», решение одной проблемы зависит от решения множества других, а сами проблемы приобретают системный, ком­плексный характер (В.Г.Афанасьев).

Осуществляя научно-педагогическую экспертизу, давая эксперт­ную оценку, важно помнить, что и любое дошкольное образова­тельное учреждение, и вся система дошкольного образования — это целостная социально-педагогическая система.

Под системой понимается совокупность определенных элемен­тов, которые взаимодействуют между собой и образуют целост­ность, единство. Единство компонентов и их взаимодействие об­разуют систему в рамках заданного качества, обеспечивают ее фун­кционирование и развитие. Поэтому, осуществляя научно-педаго­гическую экспертизу, эксперт имеет дело с системой в ее целост­ности.

Адекватная экспертная оценка основана на умении расчленять систему на подсистемы, блоки, структурообразующие компонен­ты, учитывать их взаимосвязи, а также осознании того, что целост­ность системы порождает качественно новые свойства, которые отсутствуют у ее компонентов.

Педагогические системы создаются и действуют с определен­ной целью, при этом цель является системообразующим компо­нентом. Необходимость ее достижения связана с комплексом средств и действий по ее реализации.

Реализация цели — функция педагогической системы. Будучи активными в реализации целей, педагогические системы опреде­ляются как целеустремленные, целенаправленные. Отличительным признаком всех целенаправленных систем выступает их полифунк­циональность — способность видоизменять цели и корректировать действия для достижения результатов. Достижение промежуточных '"итогов, т.е. подцелей, вследствие функционирования компонен­тов педагогической системы указывает на другой аспект систем­ности — системно-функциональный.

Особенностью педагогических систем является их теснейшая связь с внешней средой, зависимость от социально-политических, экономи­ческих, бытовых, природно-экологических условий. Эксперт должен помнить, что педагогические системы исторически обусловлены. По мере общественного, социального и научно-технического про­гресса они совершенствуются в содержательном, структурном, функциональном и историческом аспектах.

Функционируя и развиваясь во внешней по отношению к себе среде, педагогическая система как открытая связана со средой множеством информативно-коммуникативных связей. При этом системы более высокого уровня (государственная, политическая, экономическая и др.) ставят перед низшими подсистемами, в том числе и педагогическими, цели и задачи, выделяют ресурсы, ус­танавливают ограничения. Здесь в самом общем виде проявляется информационно-коммуникативный аспект системности.

Исходя из данных положений, научно-педагогическая экспер­тиза, экспертные оценки в образовании требуют системного и все­стороннего комплексного анализа результатов управленческой и педагогической деятельности. Важны также определение специфиче­ских условий и проблем социума, их влияние на дошкольное уч­реждение или систему дошкольного образования в целом.

С учетом открытости, динамичности и целеустремленности пе­дагогических систем их следует относить к числу развивающихся, которым присущи внутренние противоречия. Благодаря управле­нию происходящие в педагогических системах изменения носят не стихийный, а упорядоченный характер.

Структурно-функциональная упорядоченность компонентов, их интеграция и взаимодействие с окружающей средой обеспечива­ются органами внутреннего управления и механизмами управле­ния. В этом плане педагогические системы проявляются как само­управляемые (Т. И. Шамова).

Названные положения являются основополагающими при про­ведении научно-педагогической экспертизы и требуют от экспер­та выявления закономерных связей, определяющих уровень целост­ности системы управления дошкольными образовательными учреж­дениями как по вертикали (субординационные связи управления), так и по горизонтали (координационные связи). Экспертный подход в оценке эффективности существующей системы образования обес­печивает основу для принятия грамотного управленческого реше­ния, совершенствования динамичной структуры и технологии уп­равления как образовательным учреждением, так и системой об­разования в целом.

Таким образом, экспертные оценки в образовании требуют си­стемного видения действительности. Суть системного подхода со­стоит в том, что каждый сложный объект рассматривается как си­стема, взаимодействующая с другими системами и подсистемами.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...