Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определение толерантности




Толерантность

План:

1. История толерантности.

2. Определение толерантности.

3. Критерии толерантности.

4. Проявления нетерпимости.

5. Толерантность и её границы.

6.Чем отличается толерантная личность от интолерантной.

История толерантности

В одном из своих выступлений Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор, обращаясь ко всем людям, ответственным за образование, отчетливо обозначил основ­ные принципы обучения и воспитания подрастающих поко­лений в духе терпимости. Среди них следующие:

— воспитание в духе открытости и понимания других на­родов, многообразия их культур и истории;

— обучение пониманию необходимости отказа от насилия, использованию мирных средств для разрешения разно­гласий и конфликтов;

— прививание идей альтруизма и уважения к другим, соли­дарности и сопричастности, базирующихся на осознании и принятии собственной самобытности и способности к признанию множественности человеческого существова­ния в различных культурных и социальных контекстах.

Еще в XVIII веке понятие толерантности было достаточ­но новым. Современные представления о толерантности или, точнее, признание ее как фактора, укрепляющего граждан­ский мир и дающего защиту от несправедливости, было во многом подготовленодеятельностью философов XVI — XVII вв., восставших против «терпения нетерпимости» и же­стоких религиозных столкновений. Самым последователь­ным критиком фанатизма и защитником толерантности был Вольтер. В своем «Трактате о веротерпимости» (1763) Воль­тер не критикует ни одну конкретную религию, но показы­вает, как они, милосердные по своей сути, разъедаются предрассудками и нетерпимостью. По его мнению, все ве­рования должны иметь возможность для выражения, но «верхом безумия следует считать убеждение, что все люди обязаны одинаково думать об отвлеченных предметах». Важнейшим результатом деятельности философов, и, прежде всего Вольтера, явилось признание толерантности всеобщей ценностью и основополагающим компонентом мира и со­гласия между религиями, народами и другими социальными группами. Через 11 лет после смерти Вольтера, 26 авгу­ста 1789 г., Учредительное собрание Франции приняло Дек­ларацию прав человека и гражданина, провозгласив на весь мир свободу мысли и слова, за признание которых так упор­но боролся Вольтер.

Эта декларация — предвестница современных деклараций о правах человека, апофеозом которых стала появившаяся три века спустя, в 1948 году, Всеобщая декларация прав че­ловека. В ней изложены главные принципы мира, ненаси­лия и демократии. Эти принципы рассматриваются в качестве требований или прав, которые может предъявить об­ществу каждый человек. В декларации отмечается, что насилие, войны могут быть как следствием подавления демократии, так и результатом нетерпимости.


Определение толерантности

Понимание толерантности не однозначно в разных куль­турах, оно зависит от исторического опыта народов:

· В ан­глийском языке, в соответствии с Оксфордским словарем, толерантность — «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь».

· Во французском — «ува­жение свободы другого, его образа мысли, поведения, по­литических и религиозных взглядов».

· В китайском языке быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других».

· В арабском толерант­ность — «прощение, снисхождение, мягкость, снисходитель­ность, сострадание, благосклонность, терпение... располо­женность к другим».

· В персидском — «терпение, выносли­вость, готовность к примирению».

· В русском языке существуют два слова со сходным зна­чением — толерантность и терпимость.

Термин «толерант­ность» обычно используется в медицине и в гуманитарных науках и означает «отсутствие или ослабление реагирова­ния на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». А более знакомое и привычное слово «терпимость», употребляемое в обыденной речи, означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к по­ступкам других людей».

Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Оно на­полнено своим особым смыслом, основанным на общей из­начальной сути данного понятия в любом языке Земли.

Эта суть отражает интуитивное восприятие единства человече­ства, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, и состоит в уважении прав другого (в том числе права быть иным), а также воздержании от причинения вреда, так как вред, причиняемый другому, означает вред для всех и для самого себя. В современном обществе толерантность долж­на стать сознательно формируемой моделью взаимоотно­шений людей, народов и стран. Поэтому и в нашей стране следует формировать именно такое понимание толерантно­сти, стремиться к тому, чтобы оно стало привычным в обы­денном языке. Это может произойти в скором будущем, если понятие «толерантность» прочно войдет в лексикон школь­ного учителя.

В научной литературе толерантность рассматривается как:

· уважение и признание равенств;

· отказ от доминирования и насилия;

· признание многомерности и мно­гообразия человеческой культуры, норм, верований;

· и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к пре­обладанию какой-то одной точки зрения.

Толерантность пред­полагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.

Толерантность не должна сводиться к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтере­сованных сторон. Толерантность является важным компонен­том жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и цен­ностям других людей.

Для успешного фор­мирования толерантных установок на уровне личности, важ­но знать в чем заключаются основные различия между толе­рантной и интолерантной личностями.

Психологи считают, что интолерантная личность характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить от­ветственность на окружение, высокой тревожностью, потреб­ностью в строгом порядке, желанием сильной власти.

Толе­рантная личность — это человек, хорошо знающий себя и признающий других. Проявление сочувствия, сострадания — важнейшая ценность толерантного общества и черта толеран­тного человека.

В психологии искреннее сопереживание эмоциональному состоянию другого, способность разделить его ощущения и настроения, обозначается термином «эмпатия». Развитие эмпатических свойств личности напрямую связано с умением поставить себя на место другого.

Толерантность — достаточно абстрактное понятие, оно мало доступно для наблюдения и измерения научными ме­тодами. Перечисление возможных критериев толерантно­сти или ее социальных показателей хорошо отражает этот момент. Приведенные ниже критерии подходят для самых разных групп, начиная от семьи и школьного класса и кон­чая обществом в целом. К сожалению, они не всегда вид­ны «невооруженным взглядом». Некоторые из них дос­тупны лишь подготовленным и заинтересованным наблю­дателям.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...