Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модернизация страны в новое время и образование российской империи. Реформы Петра I




Семинар 5.

РОССИЯ В ПЕРИОД ЦАРСТВОВАНИЯ ИВАНА ГРОЗНОГО.

СМУТНОЕ ВРЕМЯ.

Цели и задачи семинарского занятия:

Реконструировать портрет первого русского царя Ивана Грозного, как личности и политика, разобраться в причинах неоднозначной оценки его в истории. Предложить и аргументировать свою оценочную позицию. Рассмотреть политику Ивана Грозного и ее последствия для истории России. Разобраться в причинах смутного времени и его последствиях.

План:

1. Иван IV Грозный: судьба царя – судьба страны.

2. Первый период царствования Ивана IV. Реформы Избранной Рады. Цели и итоги.

3. Опричнина: цели, сущность и последствия.

4. Внешняя политика Ивана Грозного: цели, направления, итоги.

5. Русская смута: причины, этапы, действующие лица и политические альтернативы.

Темы докладов и сообщений:

1. Окружение царя Ивана Грозного времен «Избранной Рады»: Сильвестр, митрополит Макарий, князь Андрей Курбский, Алексей Адашев.

2. Опричнина Ивана Грозного в оценках современников и потомков..

3. Феномен самозванничества и русские самозванцы.

4. Медицина эпохи Ивана Грозного.

5. Культура в XV–XVI вв.

 

Задание для самостоятельной работы:

Задание № 1

Дайте определение понятиям и терминам

 

Задание № 2

Заполните пустые колонки в таблице «Политика Ивана IV и Избранной Рады»:

Политические события Основные мероприятия и их содержание Значение и последствия
     
1. Принятие титула «царь» 1547г. Коронация в Успенском соборе Московского кремля. 1. Повышение внешнеполитического статуса государства. 2. Укрепление центральной власти.
2. Создание основ сословно-представительной монархии      
3. Реформы центрального управления 1. Создание приказной системы управления. 2.…  
4. Реформы местного управления      
5. Военная реформа    
6. Внешнеполитическая деятельность   1. Установление русско-английской торговли через Архангельск. 2.…  
7.    

2. Заполните пустые колонки в таблице «Периоды Смутного времени»:

Период Кто у власти (претендует на власть) Основные события Последствия для страны
     
     
     

Рекомендуемая литература по теме:

1. Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России: государство Ивана Грозного.- Ленинград, 1988

2. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России. IX-начало XX в.- М., 1991, кн. 1.

3. Ключевский В.О. – любые издания

4. Кобрин В. Б. Иван Грозный: Избранная рада или опричнина. - М., 1986

5. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей.- М., 2005

6. Нестеров Ф. Связь времен.- М., 1987

7. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. - М., 2007

8. Скрынников Р.Г. Россия в начале XVII века. Смута. - М.: Издательство: Мысль, 1988

9. Скрынников Р.Г. Василий Шуйский. М.: АСТ, 2002

10. Скрынников Р.Г. Три Лжедмитрия.- М.: АСТ, 2003

11. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. – любые издания

Проверь себя. Тестовые вопросы


1. Порядок занятия должностей по знатности происхождения в древнерусском государстве:

а. местничество

б. кормление

в. полюдье

г. пожилое

 

2. Последовательность исторических событий в царствование Ивана IV Грозного

1: Принятие титул «царь»

2: Издание Судебника

3: Взятие Казани

4: Завоевание Сибири

 

3. Территория, выведенная в середине XVI в. из-под управления Земским Собором и Боярской Думы:

А. опричнина

Б. Государев двор

В. земщина

Г. посад

 

4. Первый Земский собор был созван при:

а: Василии III

б: Иване Грозном

в: Владимире Мономахе

г: Михаиле Романове

 

5. В XVI – начале XVIII вв. приказами называли:

а: рассылаемые царём указы

б: органы центрального управления

в: решения Земского собора

г: распоряжения Боярской думы

 

6. Царь, впервые избранный на Земском Соборе:

а: Михаил Романов

б: Борис Годунов

в: Василий Шуйский

г: Алексей Михайлович Романов

 

7. Великая Смута в России происходила в:

а: начале XVII в.

б: в XVIII в.

в: в XV в.

г: в XIX в.

 

7. Тушинским вором называли:

а: Лжедмитрия II

б: Василия Шуйского

в: Ивана Болотникова

г: Ивана Заруцкого

 

8. Годы правления Ивана IV:

а. 1505-1533гг.;

б. 1533-1584гг.;

в. 1584-1598гг;

г. 1598-1605гг.

9. Княгиня, управлявшая в России в первой половине ХVI века в период малолетства сына и проведшая денежную реформу:

а. Ольга;

б. Елена Глинская;

в. Анна Леопольдовна;

г. Наталья Нарышкина.

10. Первый русский царь был венчан на царство в:

а. 1547 г.

б. 1682 г.

в. 1487 г.

г. 1359 г.

11. «Избранной радой» во времена Ивана IY называли:

а. Земский собор;

б. Боярскую Думу;

в. неформальный кружок реформаторов при царе;

г. оппозиционную группу бояр.

12. Деятелями Избранной рады были:

а. А.Адашев;

б. А.Курбский;

в. митрополит Макарий и священник Сильвестр;

г. правильно все перечисленное.

13. Сословно-представительная монархия в России оформилась:

а. в конце XY в. при Иване III;

б. в середине XYI в. при Иване IY;

в. при Петре I;

г. при Александре I.

14. В ходе реформы местного управления в 50-х гг.XVI в. полномочия были переданы:

а. наместникам;

б. губернаторам;

в. губным и земским старостам;

г. воеводам.

15. «Служилые люди по прибору»-это:

а. дворяне;

б. стрельцы;

в. наемные иноземцы;

г. дети боярские.

16. «Служилые люди по отечеству»-это:

а. бояре;

б. стрельцы;

в. служилые иноземцы;

г. городовые казаки.

17. Опричнина была введена Иваном Грозным в:

а. 1550г.;

б. 1564г.;

в. 1565г.;

г. 1572г.

18. Храм Покрова Богородицы на Рву (Василия Блаженного) был построен в честь:

а. взятия Казани;

б. взятия Астрахани;

в. покорения Сибири;

г. в память о погибших в Ливонской войне.

19. «Заповедные лета» - это:

а. срок сыска беглых крестьян.

б. запрещение вести междоусобные войны и местнические споры;

в. запрещение крестьянских переходов от одного землевладельца к другому;

г. период, в который крестьяне могли совершить переход от одного владельца к другому за неделю до и после Юрьева дня.

20. Казань и Астрахань были присоединены к России:

а. вXYIIIв. Петром Великим;

б.вXYв.Иваном III;

в. в.XYIв.Иваном Грозным;

г. вXYIIIв.Екатериной Великой.

21. Хронологические рамки Ливонской войны:

а. 1549 – 1565 гг.;

б. 1565 – 1572 гг.;

в. 1558 – 1583 гг.;

г. 1584 – 1598 гг.

22. Поход Ермака в Сибирь состоялся в:

а. 1552-1556 гг.;

б. 1565-1566 гг.;

в. 1581-1585 гг.;

г. 1589 г.

23. Период правления Федора Ивановича:

а. 1598-1605гг.;

б. 1584-1598гг.;

в. 1533-1584гг.;

г. 1606-1610гг.4

24. Архитектурный стиль в церковном зодчестве России, появившийся в XVI в.

а. крестово-купольный;

б. шатровый;

в. московское барокко;

г. классицизма.

25. Патриаршество было установлено в России:

а. в 1589 г.;

б. в 1605 г.;

в. в 1612 г.;

г. в 1645 г.

26. Указ о введении «урочных лет» был принят в:

а. 1497г.;

б. 1550г.;

в. 1581г.;

г. 1597 г.

27. Ополчение под руководством К.Минина и Д.Пожарского освободило Москву от польских оккупантов в:

а. 1609 г.;

б. 1612 г.;

в. 1605 г.;

г. 1601 г.;


 

Семинар 6.

МОДЕРНИЗАЦИЯ СТРАНЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ И ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. РЕФОРМЫ ПЕТРА I

 

Цели и задачи семинарского занятия:

Рассмотреть альтернативы выхода России из смуты. Охарактеризовать политическую, социально – экономическую и духовную жизнь России XVII века. Дать оценку деятельности первым Романовым. Проследить этапы закрепощения крестьян. Деятельность Петра I в оценках современников и потомков. Предложить и аргументировать свою оценочную позицию. Рассмотреть предпосылки, сущность и значение широкомасштабных реформ Петра I, дать оценку начала модернизации страны. Рассмотреть основные направления внешней политики Петра I и изменения геополитического положения России.

План:

1. Восстановление государственности на Руси: условия, особенности, альтернативы:

1.1. Причины выбора Михаила Романова.

Царствование первых Романовых (Михаил, Алексей, Федор).

Церковь и государство: проблемы взаимоотношений: Алексей Михайлович и Никон

Церковный раскол. Никон и Аввакум.

2. Реформы Петра I. Причины, ход, методы и цена петровских преобразований:

в военном деле

в государственно-административном управлении

в социально-экономической сфере

в культурной жизни.

3. Внешняя политика Петра I: цели, направления, итоги.

Темы докладов и сообщений:

1. Тишайший царь бунташного века.

2. Царевна Софья – невенчанная царица.

3. «Петр для России или Россия для Петра»?

4. Петергоф – резиденция царя морей.

5. «Птенцы гнезда Петрова» - ближайшие сподвижники Петра I: Апраксины Ф.М. и П.М., Шереметьев Б.П., Головины А.М. и Г.И., граф Брюс В.Я., князь Репнин А.И., Меньшиков А.Д., Феофан Прокопович.

 

Задание для самостоятельной работы:

 

Петр I и его реформы в оценках и суждениях

«Что такое Петр? Чудо или чудовище?…»

(Дм. Мережковский. 1905 г.)

Текст №1

М. В. Ломоносов (1711 - 1765) – русский ученый, поэт, художник, историк

Я в поле межь огнем и в судных заседаниях межь трудными рассуждениями, я в разных художествах между многоразличными махинами; и я при строении городов, пристаней, каналов, между бесчисленным народа множеством, я межь стенанием валов Белаго, Черного, Балтийского, Каспийского моря и самого Океана духом обращаюсь. Везде Петра великого вижу, в поте, в пыли, в дыму, в пламени; и не могу сам себя уверить, что один везде Петр <…> Кому ж я Героя нашего уподоблю? Часто размышлял я: каков Тот, который всесильным мановением управляет небо, землю и море; дохнет дух его и потекут воды: прикоснется горам и воздымятся. Но мыслям человеческим предел предписан! Божества постигнуть не могут! Обыкновенно представляют его в человеческом виде. И так, ежели человека Богу подобного, по нашему понятию, найти надобно, кроме Петра Великого не обретаю.

Текст №2

В.О. Ключевский (1841 – 1911) – выдающийся историк, профессор.

Итак, не преувеличивая и не умаляя дела Петра Великого, можно так выразить его значение. Реформа сама собою вышла из насущных нужд государства и народа, инстинктивно почувствованных властным человеком с чутким умом и сильным характером, талантами, дружно совместившимися в одной из тех исключительно счастливо сложенных натур, какие по неизведанным еще причинам от времени до времени появляются в человечестве. С этими свойствами, согретыми чувством долга и решимостью «живота своего не жалеть для отечества», Петр стал во главе народа. <…> Реформа, совершенная Петром Великим, не имела своей прямой целью перестраивать ни политического, ни общественного, ни нравственного порядка, установившегося в этом государстве, не направлялась задачей поставить русскую жизнь на непривычные ей западноевропейские основы, ввести в нее новые заимствованные начала, а ограничивалась стремлением вооружить Русское государство и народ готовыми западноевропейскими средствами, умственными и материальными, и тем поставить государство в уровень с завоеванным им положением в Европе, поднять труд народа до уровня проявленных им сил.

<…> В заключение попытаемся установить наше отношение к реформе Петра. Противоречия, в какие он поставил свое дело, ошибки и колебания, подчас сменявшиеся малообдуманной решимостью, слабость гражданского чувства, бесчеловечные жестокости, от которых он не умел воздержаться, и рядом с этим беззаветная любовь к отечеству, непоколебимая преданность своему делу, широкий и светлый взгляд на свои задачи, смелые планы, задуманные с творческой чуткостью и проведенные с беспримерной энергией, наконец, успехи, достигнутые неимоверными жертвами народа и великими усилиями преобразователя, - столь разнородные черты трудно укладываются в цельный образ. Реформа Петра была борьбой деспотизма с народом, с его косностью. Он надеялся грозою власти вызвать самодеятельность в порабощенном обществе и через рабовладельческое дворянство водворить в России европейскую науку, народное просвещение как необходимое условие общественной самодеятельности, хотел, чтобы раб, оставаясь рабом, действовал сознательно и свободно. Совместное действие деспотизма и свободы, просвещения и рабства - это политическая квадратура круга, загадка, разрешавшаяся у нас со времени Петра два века и доселе неразрешенная.

Текст №3

Н.М.Карамзин (1766 – 1826) – русский писатель, историк

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...