Модернизация страны в новое время и образование российской империи. Реформы Петра I
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Семинар 5. РОССИЯ В ПЕРИОД ЦАРСТВОВАНИЯ ИВАНА ГРОЗНОГО. СМУТНОЕ ВРЕМЯ. Цели и задачи семинарского занятия: Реконструировать портрет первого русского царя Ивана Грозного, как личности и политика, разобраться в причинах неоднозначной оценки его в истории. Предложить и аргументировать свою оценочную позицию. Рассмотреть политику Ивана Грозного и ее последствия для истории России. Разобраться в причинах смутного времени и его последствиях. План: 1. Иван IV Грозный: судьба царя – судьба страны. 2. Первый период царствования Ивана IV. Реформы Избранной Рады. Цели и итоги. 3. Опричнина: цели, сущность и последствия. 4. Внешняя политика Ивана Грозного: цели, направления, итоги. 5. Русская смута: причины, этапы, действующие лица и политические альтернативы. Темы докладов и сообщений: 1. Окружение царя Ивана Грозного времен «Избранной Рады»: Сильвестр, митрополит Макарий, князь Андрей Курбский, Алексей Адашев. 2. Опричнина Ивана Грозного в оценках современников и потомков.. 3. Феномен самозванничества и русские самозванцы. 4. Медицина эпохи Ивана Грозного. 5. Культура в XV–XVI вв.
Задание для самостоятельной работы: Задание № 1 Дайте определение понятиям и терминам
Задание № 2 Заполните пустые колонки в таблице «Политика Ивана IV и Избранной Рады»:
2. Заполните пустые колонки в таблице «Периоды Смутного времени»:
Рекомендуемая литература по теме: 1. Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России: государство Ивана Грозного.- Ленинград, 1988 2. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России. IX-начало XX в.- М., 1991, кн. 1. 3. Ключевский В.О. – любые издания 4. Кобрин В. Б. Иван Грозный: Избранная рада или опричнина. - М., 1986 5. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей.- М., 2005 6. Нестеров Ф. Связь времен.- М., 1987 7. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. - М., 2007 8. Скрынников Р.Г. Россия в начале XVII века. Смута. - М.: Издательство: Мысль, 1988 9. Скрынников Р.Г. Василий Шуйский. М.: АСТ, 2002 10. Скрынников Р.Г. Три Лжедмитрия.- М.: АСТ, 2003 11. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. – любые издания Проверь себя. Тестовые вопросы 1. Порядок занятия должностей по знатности происхождения в древнерусском государстве: а. местничество б. кормление в. полюдье г. пожилое
2. Последовательность исторических событий в царствование Ивана IV Грозного 1: Принятие титул «царь» 2: Издание Судебника 3: Взятие Казани 4: Завоевание Сибири
3. Территория, выведенная в середине XVI в. из-под управления Земским Собором и Боярской Думы: А. опричнина Б. Государев двор В. земщина Г. посад
4. Первый Земский собор был созван при: а: Василии III б: Иване Грозном в: Владимире Мономахе г: Михаиле Романове
5. В XVI – начале XVIII вв. приказами называли:
а: рассылаемые царём указы б: органы центрального управления в: решения Земского собора г: распоряжения Боярской думы
6. Царь, впервые избранный на Земском Соборе: а: Михаил Романов б: Борис Годунов в: Василий Шуйский г: Алексей Михайлович Романов
7. Великая Смута в России происходила в: а: начале XVII в. б: в XVIII в. в: в XV в. г: в XIX в.
7. Тушинским вором называли: а: Лжедмитрия II б: Василия Шуйского в: Ивана Болотникова г: Ивана Заруцкого
8. Годы правления Ивана IV: а. 1505-1533гг.; б. 1533-1584гг.; в. 1584-1598гг; г. 1598-1605гг. 9. Княгиня, управлявшая в России в первой половине ХVI века в период малолетства сына и проведшая денежную реформу: а. Ольга; б. Елена Глинская; в. Анна Леопольдовна; г. Наталья Нарышкина. 10. Первый русский царь был венчан на царство в: а. 1547 г. б. 1682 г. в. 1487 г. г. 1359 г. 11. «Избранной радой» во времена Ивана IY называли: а. Земский собор; б. Боярскую Думу; в. неформальный кружок реформаторов при царе; г. оппозиционную группу бояр. 12. Деятелями Избранной рады были: а. А.Адашев; б. А.Курбский; в. митрополит Макарий и священник Сильвестр; г. правильно все перечисленное. 13. Сословно-представительная монархия в России оформилась: а. в конце XY в. при Иване III; б. в середине XYI в. при Иване IY; в. при Петре I; г. при Александре I. 14. В ходе реформы местного управления в 50-х гг.XVI в. полномочия были переданы: а. наместникам; б. губернаторам; в. губным и земским старостам; г. воеводам. 15. «Служилые люди по прибору»-это: а. дворяне; б. стрельцы; в. наемные иноземцы; г. дети боярские. 16. «Служилые люди по отечеству»-это: а. бояре; б. стрельцы; в. служилые иноземцы; г. городовые казаки. 17. Опричнина была введена Иваном Грозным в: а. 1550г.; б. 1564г.; в. 1565г.; г. 1572г. 18. Храм Покрова Богородицы на Рву (Василия Блаженного) был построен в честь: а. взятия Казани; б. взятия Астрахани; в. покорения Сибири; г. в память о погибших в Ливонской войне. 19. «Заповедные лета» - это: а. срок сыска беглых крестьян. б. запрещение вести междоусобные войны и местнические споры; в. запрещение крестьянских переходов от одного землевладельца к другому; г. период, в который крестьяне могли совершить переход от одного владельца к другому за неделю до и после Юрьева дня.
20. Казань и Астрахань были присоединены к России: а. вXYIIIв. Петром Великим; б.вXYв.Иваном III; в. в.XYIв.Иваном Грозным; г. вXYIIIв.Екатериной Великой. 21. Хронологические рамки Ливонской войны: а. 1549 – 1565 гг.; б. 1565 – 1572 гг.; в. 1558 – 1583 гг.; г. 1584 – 1598 гг. 22. Поход Ермака в Сибирь состоялся в: а. 1552-1556 гг.; б. 1565-1566 гг.; в. 1581-1585 гг.; г. 1589 г. 23. Период правления Федора Ивановича: а. 1598-1605гг.; б. 1584-1598гг.; в. 1533-1584гг.; г. 1606-1610гг.4 24. Архитектурный стиль в церковном зодчестве России, появившийся в XVI в. а. крестово-купольный; б. шатровый; в. московское барокко; г. классицизма. 25. Патриаршество было установлено в России: а. в 1589 г.; б. в 1605 г.; в. в 1612 г.; г. в 1645 г. 26. Указ о введении «урочных лет» был принят в: а. 1497г.; б. 1550г.; в. 1581г.; г. 1597 г. 27. Ополчение под руководством К.Минина и Д.Пожарского освободило Москву от польских оккупантов в: а. 1609 г.; б. 1612 г.; в. 1605 г.; г. 1601 г.;
Семинар 6. МОДЕРНИЗАЦИЯ СТРАНЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ И ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. РЕФОРМЫ ПЕТРА I
Цели и задачи семинарского занятия: Рассмотреть альтернативы выхода России из смуты. Охарактеризовать политическую, социально – экономическую и духовную жизнь России XVII века. Дать оценку деятельности первым Романовым. Проследить этапы закрепощения крестьян. Деятельность Петра I в оценках современников и потомков. Предложить и аргументировать свою оценочную позицию. Рассмотреть предпосылки, сущность и значение широкомасштабных реформ Петра I, дать оценку начала модернизации страны. Рассмотреть основные направления внешней политики Петра I и изменения геополитического положения России. План: 1. Восстановление государственности на Руси: условия, особенности, альтернативы: 1.1. Причины выбора Михаила Романова. Царствование первых Романовых (Михаил, Алексей, Федор). Церковь и государство: проблемы взаимоотношений: Алексей Михайлович и Никон Церковный раскол. Никон и Аввакум. 2. Реформы Петра I. Причины, ход, методы и цена петровских преобразований: в военном деле
в государственно-административном управлении в социально-экономической сфере в культурной жизни. 3. Внешняя политика Петра I: цели, направления, итоги. Темы докладов и сообщений: 1. Тишайший царь бунташного века. 2. Царевна Софья – невенчанная царица. 3. «Петр для России или Россия для Петра»? 4. Петергоф – резиденция царя морей. 5. «Птенцы гнезда Петрова» - ближайшие сподвижники Петра I: Апраксины Ф.М. и П.М., Шереметьев Б.П., Головины А.М. и Г.И., граф Брюс В.Я., князь Репнин А.И., Меньшиков А.Д., Феофан Прокопович.
Задание для самостоятельной работы:
Петр I и его реформы в оценках и суждениях «Что такое Петр? Чудо или чудовище?…» (Дм. Мережковский. 1905 г.) Текст №1 М. В. Ломоносов (1711 - 1765) – русский ученый, поэт, художник, историк Я в поле межь огнем и в судных заседаниях межь трудными рассуждениями, я в разных художествах между многоразличными махинами; и я при строении городов, пристаней, каналов, между бесчисленным народа множеством, я межь стенанием валов Белаго, Черного, Балтийского, Каспийского моря и самого Океана духом обращаюсь. Везде Петра великого вижу, в поте, в пыли, в дыму, в пламени; и не могу сам себя уверить, что один везде Петр <…> Кому ж я Героя нашего уподоблю? Часто размышлял я: каков Тот, который всесильным мановением управляет небо, землю и море; дохнет дух его и потекут воды: прикоснется горам и воздымятся. Но мыслям человеческим предел предписан! Божества постигнуть не могут! Обыкновенно представляют его в человеческом виде. И так, ежели человека Богу подобного, по нашему понятию, найти надобно, кроме Петра Великого не обретаю. Текст №2 В.О. Ключевский (1841 – 1911) – выдающийся историк, профессор. Итак, не преувеличивая и не умаляя дела Петра Великого, можно так выразить его значение. Реформа сама собою вышла из насущных нужд государства и народа, инстинктивно почувствованных властным человеком с чутким умом и сильным характером, талантами, дружно совместившимися в одной из тех исключительно счастливо сложенных натур, какие по неизведанным еще причинам от времени до времени появляются в человечестве. С этими свойствами, согретыми чувством долга и решимостью «живота своего не жалеть для отечества», Петр стал во главе народа. <…> Реформа, совершенная Петром Великим, не имела своей прямой целью перестраивать ни политического, ни общественного, ни нравственного порядка, установившегося в этом государстве, не направлялась задачей поставить русскую жизнь на непривычные ей западноевропейские основы, ввести в нее новые заимствованные начала, а ограничивалась стремлением вооружить Русское государство и народ готовыми западноевропейскими средствами, умственными и материальными, и тем поставить государство в уровень с завоеванным им положением в Европе, поднять труд народа до уровня проявленных им сил.
<…> В заключение попытаемся установить наше отношение к реформе Петра. Противоречия, в какие он поставил свое дело, ошибки и колебания, подчас сменявшиеся малообдуманной решимостью, слабость гражданского чувства, бесчеловечные жестокости, от которых он не умел воздержаться, и рядом с этим беззаветная любовь к отечеству, непоколебимая преданность своему делу, широкий и светлый взгляд на свои задачи, смелые планы, задуманные с творческой чуткостью и проведенные с беспримерной энергией, наконец, успехи, достигнутые неимоверными жертвами народа и великими усилиями преобразователя, - столь разнородные черты трудно укладываются в цельный образ. Реформа Петра была борьбой деспотизма с народом, с его косностью. Он надеялся грозою власти вызвать самодеятельность в порабощенном обществе и через рабовладельческое дворянство водворить в России европейскую науку, народное просвещение как необходимое условие общественной самодеятельности, хотел, чтобы раб, оставаясь рабом, действовал сознательно и свободно. Совместное действие деспотизма и свободы, просвещения и рабства - это политическая квадратура круга, загадка, разрешавшаяся у нас со времени Петра два века и доселе неразрешенная. Текст №3 Н.М.Карамзин (1766 – 1826) – русский писатель, историк
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|