Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основной вопрос философии. Принципы классификации философских направлений.




Мировоззрение и его структура. Миф и религия как исторические типы мировоззрения.

Мировоззрение -система взглядов, принципов, идеалов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности отдельного человека, социальной группы, класса и общества в целом.

Структура мировоззрения включает в себя:

1)Знания - совокупность сведений об окружающем мире.

2)Ценности - это особое отношение людей ко всему происходящему в соответствии с их целями, потребностями, интересами, тем или иным пониманием смысла жизни.

3)Эмоции - это субъективная реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражений, проявляющихся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д.

4)Воля - способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для её осуществления.

5)Убеждения - взгляды, активно принимаемые людьми, соответствующие их жизненным интересам.

6)Вера - это степень доверия человека к содержанию имеющихся у него знаний.

7)Сомнение - критическое отношение к каким-либо знаниям или ценностям.

Таким образом, мировоззрение - это сложное, противоречивое единство знаний, ценностей, эмоций, воли, убеждений, веры, и сомнений, позволяющее человеку ориентироваться в окружающем мире.

Ядром, основой мировоззрения являются знания. В зависимости от этого мировоззрение подразделяется на обыденное, профессиональное и научное.

Миф - специфический тип мировосприятия, соответствующий коллективному наглядно-образному представлению о мире древних людей.

Религия-система верований, ритуалов, действий отдельных индивидов и групп, определяемых верой в существование сверхъестественного, священного и реализуемого в определенных социальных нормах, обычаях, поведении

Религия отличается от мифа:

-человек ставит себя выше природы

-духовное становится материальным

-прошлое теряется от настоящего

-формируется понятие абстрактное мировоззрение

-индивидуальное сознание

Роднит миф и религию:

-коллективный тип мировоззрения

-эмоциональные

2. Особенности философсии как исторического типа мировоззрения. Предмет, структура и функции философии. Место философии в системе знания.

Историческими типами являются:

1) мифологическое,

2) религиозное

3) философское.

Мифологическому мировоззрению присуще неотчетливое разделение субъекта и объекта, неспособность человека выделить себя из окружающей среды. В процессе познания неизвестное постигается через известное; известно же человеку его собственное бытие и бытие рода, из которого он первоначально себя не выделяет.

Основная функция религии–помочь человеку преодолеть трудности бытия и возвысить его до вечного. Религия придает смысл и устойчивость человеческому бытию, культивирует вечные ценности(любовь, доброта, терпимость, сострадание, дом, справедливость, связывая их со священным, сверхъестественным).

Термин "философия" происходит от греческого "филео" (любовь) и "софиа" (мудрость) и означает «любовь к мудрости», к теоретическим рассуждениям. Философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.

Центральные вопросы философии – сущность мира в целом, взаимоотношение с ним и самим собой человека; выявление сущности человека, особенностей его существования, цели и смысла жизни; законов познания мира человеком.

Существуют следующие разделы философии: онтология - учение о бытие; гносеология - учение о знании; методология - учение о методах; социальная философия - учение о обществе; праксиология - учение о человеческой деятельности; аксиология – учение о ценностях; антропология – учение ё о человеке; можно также выделить эстетику, этику, логику.

Во-первых, философия делится на историю философии и теоретическую философию. История философии делает предметом своего рассмотрения основные этапы своего собственного возникновения и развития, а теоретическая философия в содержательном плане рассматривает и так или иначе решает конкретные вопросы, являющиеся ее предметом.

По степени и глубине постижения действительности в философии можно выделить два уровня: обыденно-практический (для ориентации повседневной жизни, формируется стихийно, целенаправленна, не упорядочена) и теоретический(формируется целенаправленно, упорядочена, проникает в глубь процесса).

Принято выделять следующие функции философии:

Мировоззренческая - систематизация знаний и создание на основе этих знаний картины мира.

Методологическая - вырабатывание общих методов познания и преобразования мира.

Гносеологическая - разработка общей теории познания человеком мира, вопрос об истине.

Аксеологическая - разработка общей системы ценностей и идеалов.

Практическая - с участием философии вырабатывается система установок для определения действий субъекта.

Философия все свои проблемы черпает из жизни. Но при этом философское мышление всегда стремится преодолеть уже познанное, определенное, стремится заглянуть за горизонт известного. Философия существует на границе возможного и не­возможного. Философское знание не является знанием о фактах. Кроме того, философия размышляет не о самой по себе природной или социальной реальности, а о ее отражении в других культурных формах: науке, религии, искусстве и т.п.

 

Основной вопрос философии. Принципы классификации философских направлений.

Основной вопрос философии - это вопрос о соотношении в бытии мира двух его сторон: материальной и духовной (бытия и сознания, материи и сознания). Соотношение это имеет два аспекта, в соответствии с которыми обычно выделяют две стороны основного вопроса философии. Первая сторона формулируется так: что чем порождается, является исходным в бытии: материальное или духовное? Те философы, которые считали, что генетически и исторически исходным, первичным является материальное, вещественное, телесное начало бытия, составили лагерь материализма. Противоположное направление составили идеалисты, утверждающие исходность, первичность духовного, нематериального начала бытия. В зависимости от того, кто считается носителем исходного начала бытия, различают объективный и субъективный идеализм. В объективном идеализме исходным (первичным) началом бытия является некий мировой дух, мировая идея; в субъективном идеализме – человеческий дух, индивидуальное человеческое «я». Иначе говоря, начало бытия для объективного идеализма носит надчеловеческий и внечеловеческий характер, для субъективного же идеализма – это начало связано с человеком. Объединяет материалистов и идеалистов то, что начало бытия – одно и единственное. Поэтому материализм и идеализм являются монистическими направлениями при ответе на первую сторону основного вопроса философии. Материализму и идеализму, как монистическим учениям противостоят дуализм и плюрализм. Приверженцы дуализма утверждают, что мир образован взаимодействием двух равноправных начал (субстанций), а сторонники философского плюрализма – нескольких или многих субстанций.

Гносеологическая сторона основного вопроса философии представлена:

• эмпиризмом (сенсуализмом);

• рационализмом.

Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения.

Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта.

В качестве особого направления выделяется иррационализм. Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.

С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма.

Представители гностицизма (как правило, материалисты) считают, что:

• мир познаваем;

• возможности познания неограниченны

Противоположной точки зрения придерживаются агностики

(как правило, идеалисты):

• мир непознаваем;

• возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...