Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСП-2002)

Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь 22.02.2002 № 6

 

РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 1 ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1. Применительно к настоящим санитарным правилам и нормам 2.6.1.8-8-2002 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСП-2002)» (далее - Правила) применяются термины и определения, предусмотренные гигиеническими нормативами ГН 2.6.1.8-127-2000 «Нормы радиационной безопасности (НРБ-2000)», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 25 января 2000 г. № 5 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 35, 8/3037) (далее - НРБ-2000).

2. Применительно к Правилам также применяются следующие термины и определения:

Захоронение отходов радиоактивных - безопасное размещение радиоактивных отходов без намерения последующего их извлечения.

Категория объекта радиационного - характеристика объекта по степени потенциальной опасности для персонала и населения в условиях его нормальной эксплуатации и при возможной аварии.

Класс работ - характеристика работ с открытыми источниками ионизирующего излучения по степени потенциальной опасности для персонала, определяющая требования по радиационной безопасности.

Обращение с отходами радиоактивными - все виды деятельности, связанные со сбором, транспортированием, переработкой, хранением и (или) захоронением радиоактивных отходов.

Отходы радиоактивные - не предназначенные для дальнейшего использования вещества в любом агрегатном состоянии, в которых содержание радионуклидов превышает уровни, установленные НРБ-2000 и настоящими Правилами.

Паспорт радиационно-гигиенический пользователя источников ионизирующего излучения - документ, характеризующий состояние радиационной безопасности в организации и содержащий рекомендации по ее улучшению.

Глава 2 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

3. Настоящие Правила являются документом, регламентирующим требования по защите людей от вредного радиационного воздействия при всех условиях облучения от источников ионизирующего излучения (далее - источники излучения), на которые распространяется действие НРБ-2000.

4. Правила являются обязательными для исполнения на территории Республики Беларусь всеми юридическими и физическими лицами независимо от их подчиненности и формы собственности, в результате деятельности которых возможно облучение людей.

5. Правила распространяются на все организации, предприятия и учреждения (далее -организации), проектирующие, добывающие, производящие, хранящие, использующие, транспортирующие, перерабатывающие, захоранивающие радиоактивные вещества и другие источники ионизирующего излучения, организации, осуществляющие эксплуатацию, монтаж, демонтаж, ремонт и наладку приборов, установок и аппаратов, действие которых основано на использовании ионизирующего излучения, и устройств, генерирующих ионизирующее излучение, а также организации, деятельность которых может привести к увеличению уровня облучения людей от природных источников излучения, и организации, выполняющие работы на территории, загрязненной радиоактивными веществами.

6. Правила являются обязательными при проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, перепрофилировании и выводе из эксплуатации радиационных объектов.

7. Источники излучения подлежат обязательному учету и контролю. От радиационного контроля и учета освобождаются:

электрофизические устройства, генерирующие ионизирующее излучение с максимальной энергией не более 5 кэВ, другие электрофизические устройства, генерирующие ионизирующее излучение, в условиях нормальной эксплуатации которых мощность эквивалентной дозы в любой доступной точке на расстоянии 0,1 м от поверхности аппаратуры не превышает 1,0 мкЗв/ч;

продукция, товары, содержащие радионуклиды, на которые имеется положительное заключение органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, о том, что создаваемые ими дозы облучения не могут превышать значения, приведенные в пункте 5 НРБ-2000.

8. Организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области обращения с источниками излучения, должны получить разрешение на право проведения работ от органов государственного санитарного надзора. Организации освобождаются от получения разрешения на работу с источниками излучения в случаях, если:

используются устройства, вещества и изделия, перечисленные в пункте 7 Правил;

на рабочем месте: удельная активность открытых радионуклидных источников меньше минимально значимой удельной активности (далее - МЗУА), или активность в открытом радионуклидном источнике излучения меньше минимально значимой активности (далее - МЗА), приведенной в приложении 19 к НРБ-2000, или сумма отношений активности отдельных радионуклидов к их табличным значениям меньше 1; а в организации: общая активность радионуклидов в открытых источниках излучения не превышает более чем в 10 раз МЗА или сумму отношений активности разных радионуклидов к их табличным значениям, приведенным в приложении 19 к НРБ-2000;

мощность эквивалентной дозы в любой точке, находящейся на расстоянии 0,1 м от поверхности закрытого радионуклидного источника излучения, не превышает 1,0 мкЗв/ч над фоном. При этом должна быть обеспечена надежная герметизация находящихся внутри устройства радиоактивных веществ, а его нормативно-техническая документация должна быть согласована с органами, осуществляющими государственный санитарный надзор.

 

Глава 3 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

9. Радиационная безопасность персонала и населения считается обеспеченной, если соблюдаются основные принципы радиационной безопасности (обоснование, оптимизация, нормирование) и требования радиационной защиты, установленные Законом Республики Беларусь от 5 января № 122-3 «О радиационной безопасности населения» (Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 1998 г., № 5, ст. 25), НРБ-2000 и действующими санитарными правилами.

10. Контроль за реализацией основных принципов должен осуществляться путем проверки выполнения следующих требований.

Принцип обоснования должен применяться на стадии принятия решения уполномоченными органами при проектировании новых источников излучения и радиационных объектов, утверждении (согласовании) нормативно-технической документации на использование источников излучения, а также при изменении условий их эксплуатации.

В условиях радиационной аварии принцип обоснования относится не к источникам излучения и условиям облучения, а к защитному мероприятию. В качестве критерия оценки следует использовать предотвращенную данным мероприятием дозу. При этом следует учитывать дозу, полученную при проведении защитных мероприятий. Мероприятия, направленные на восстановление контроля за источниками излучения, должны проводиться в обязательном порядке.

Принцип оптимизации предусматривает поддержание на возможно низком достижимом уровне как индивидуальных (ниже пределов, установленных НРБ-2000), так и коллективных доз облучения с учетом социальных и экономических факторов.

В условиях радиационной аварии, когда вместо пределов доз действуют уровни вмешательства, принцип оптимизации должен применяться к защитному мероприятию с учетом предотвращаемой дозы облучения и ущерба, связанного с вмешательством.

Принцип нормирования требует не превышения установленных Законом Республики Беларусь «О радиационной безопасности населения» и НРБ-2000 основных пределов доз облучения и должен соблюдаться всеми организациями и лицами, от которых зависит уровень облучения людей. Практическая реализация основных принципов радиационной безопасности приводится в приложении 1 к Правилам.

11. Для контроля за эффективными и эквивалентными дозами облучения, регламентированными НРБ-2000, вводится система дополнительных производных нормативов от пределов доз в виде допустимых значений: мощности дозы, годового поступления радионуклидов в организм и других показателей.

Поскольку производные нормативы при техногенном облучении рассчитаны для однофакторного воздействия и каждый из них исчерпывает весь предел дозы, то их использование должно быть основано на условии не превышения единицы суммой отношений всех контролируемых величин к их допустимым значениям.

12. Для предупреждения использования установленного для населения предела дозы только на один техногенный источник излучения или на ограниченное их количество должны применяться квоты на основные техногенные источники облучения.

Обоснование значений квот должно содержаться в проектах радиационных объектов. Перечень требований по установлению квот на облучение населения от отдельных техногенных источников ионизирующего излучения приведен в приложении 2 к Правилам.

 

Глава 4 ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

13. Оценка состояния радиационной безопасности должна основываться на следующих основных показателях, предусмотренных Законом Республики Беларусь «О радиационной безопасности населения»:

характеристике радиоактивного загрязнения окружающей среды;

анализе обеспечения мероприятий по радиационной безопасности и соблюдения норм, правил и гигиенических нормативов;

вероятности радиационных аварий и их предполагаемом масштабе;

степени готовности к эффективной ликвидации радиационных аварий и их последствий;

анализе доз облучения, получаемых отдельными группами населения от всех источников ионизирующего излучения;

числе лиц, подвергшихся облучению выше установленных пределов доз.

14. Все вышеуказанные показатели должны быть представлены в радиационно-гигиеническом паспорте пользователя источников ионизирующих излучений, характеризующем уровень обеспечения радиационной безопасности работников данного пользователя, который разрабатывается и утверждается в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь.

15. Анализ данных, приведенных в радиационно-гигиенических паспортах пользователя источников, следует проводить путем сопоставления их с требованиями НРБ-2000 и настоящих Правил, а в надзорных органах - и с аналогичными показателями других пользователей источников ионизирующего излучения.

16. Для оценки состояния радиационной безопасности используется показатель радиационного риска. В наибольшей степени радиационный риск характеризует суммарная накопленная эффективная доза от всех источников излучения. Значимость каждого источника излучения следует оценивать по его вкладу в суммарную эффективную дозу.

 

Глава 5 ПУТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

17. Радиационная безопасность на объекте и вокруг него обеспечивается за счет:

качества проекта радиационного объекта;

обоснованного выбора района и площадки для размещения радиационного объекта;

физической защиты источников излучения;

зонирования территории вокруг наиболее опасных объектов и внутри них;

условий эксплуатации технологических систем;

разрешений уполномоченных государственных органов на практическую деятельность в сфере обращения с источниками ионизирующего излучения;

государственной санитарно-гигиенической экспертизы изделий и технологий по радиационному фактору;

наличия системы радиационного контроля;

планирования и проведения мероприятий по обеспечению радиационной безопасности персонала и населения при нормальной работе объекта, его реконструкции и выводе из эксплуатации; радиационно-гигиенической грамотности персонала и населения.

18. Радиационная безопасность персонала обеспечивается:

ограничением допуска к работе с источниками излучения по возрасту, полу, состоянию здоровья, уровню предыдущего облучения;

знанием и соблюдением правил работы с источниками излучения;

достаточностью коллективных средств защиты, экранов и расстояния от источников излучения, а также ограничением времени работы с источниками излучения;

созданием условий труда, отвечающих требованиям НРБ-2000 и настоящих Правил;

применением индивидуальных средств защиты;

соблюдением установленных контрольных уровней;

организацией радиационного контроля;

информированием о радиационной обстановке;

проведением эффективных мероприятий по защите персонала при планировании повышенного облучения в случае угрозы и возникновении аварии.

19. Радиационная безопасность населения обеспечивается:

созданием условий жизнедеятельности людей, отвечающих требованиям НРБ-2000 и настоящих Правил;

установлением квот на облучение от разных источников излучения;

организацией радиационного контроля;

эффективностью планирования и проведения мероприятий по радиационной защите в нормальных условиях и в случае радиационной аварии;

организацией системы информации о радиационной обстановке.

20. При разработке мероприятий по снижению доз облучения персонала и населения следует исходить из следующих основных положений:

индивидуальные дозы должны в первую очередь снижаться там, где они превышают допустимый уровень облучения;

мероприятия по коллективной защите людей в первую очередь должны осуществляться в отношении тех источников излучения, где возможно достичь наибольшего снижения коллективной дозы облучения при минимальных затратах;

снижение доз от каждого источника излучения должно прежде всего достигаться за счет уменьшения облучения критических групп для этого источника излучения.

21. Применение радиоактивных веществ путем их введения в вырабатываемую продукцию (независимо от физического состояния продукции) разрешается только по нормативно-технической документации, согласованной с Главным государственным санитарным врачом Республики Беларусь или его заместителями.

 

Глава 6 ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

22. Пользователь источников ионизирующего излучения обязан осуществлять производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности. Производственный контроль с учетом особенностей и условий выполняемых работ осуществляется специальной службой или лицом, ответственным за радиационную безопасность, прошедшим специальную подготовку. Порядок проведения производственного контроля согласовывается с органами и учреждения ми, осуществляющими государственный санитарный надзор.

23.Должностные лица, осуществляющие производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности, вправе приостанавливать проведение работ с источниками ионизирующего излучения при выявлении нарушений норм, правил и гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, государственных стандартов, строительных норм, правил охраны труда, распорядительных, инструктивных, методических документов у соответствующего пользователя до устранения обнаруженных нарушений.

24.Производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности в организации, где происходит облучение работников природными источниками излучения в дозе более 1 мЗв/год, также осуществляется специальной службой или лицом, ответственным за радиационную безопасность.

25.Анализ результатов производственного контроля за радиационной безопасностью осуществляется в каждой организации, и результаты оценки в установленном порядке ежегодно заносятся в радиационно-гигиенический паспорт пользователя источников ионизирующего излучения.

26.Данные контроля за обеспечением радиационной безопасности используются для оценки радиационной обстановки, установления контрольных уровней, разработки мероприятий по снижению доз облучения и оценки их эффективности, ведения радиационно-гигиенического паспорта пользователя источников ионизирующего излучения.

Глава 7 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАДИАЦИОННОМУ КОНТРОЛЮ

27.Радиационный контроль должен охватывать все виды воздействия ионизирующего излучения на человека, перечисленные в пункте 4 НРБ-2000.

Целью радиационного контроля является получение информации об индивидуальных и коллективных дозах облучения персонала, пациентов и населения при всех условиях жизнедеятельности человека, а также сведений о всех регламентируемых величинах, характеризующих радиационную обстановку.

29. Объектами радиационного контроля являются:

персонал при воздействии на него ионизирующего излучения в производственных условиях;

пациенты при выполнении медицинских рентгенорадиологических процедур;

население при воздействии на него природных и техногенных источников излучения;

среда обитания человека.

30. Система контроля за радиационной безопасностью при обращении с источниками излучения должна разрабатываться на стадии проектирования. В разделе «Радиационный контроль» проекта определяются виды и объем радиационного контроля, перечень необходимых приборов, вспомогательного оборудования, размещение стационарных приборов и точек постоянного и периодического контроля, состав необходимых помещений, а также штат работников, осуществляющих радиационный контроль. Проект в данной части подлежит обязательному предварительному согласованию с органами государственного санитарного надзора.

31. Система контроля, определенная проектом, уточняется в зависимости от конкретной радиационной обстановки на радиационном объекте, на прилегающей территории и согласовывается с органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор.

32. Радиационный контроль организаций и территорий предусматривает проведение контроля и учета индивидуальных доз облучения работников (персонала) и населения. Регистрация доз облучения персонала и населения должна проводиться в соответствии с требованиями единой государственной системы контроля и учета доз облучения.

33. Средства измерений должны применяться по назначению и периодически проходить поверку, калибровку и сличение в установленном порядке.

34. Для лиц, у которых накопленная доза от одного из основных видов облучения (по пункту 4 НРБ-2000) превышает 0,5 Зв, должна проводиться реконструкция (восстановление) доз от остальных видов облучения.

 

Глава 8 ТРЕБОВАНИЯ К АДМИНИСТРАЦИИ, ПЕРСОНАЛУ И ГРАЖДАНАМ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

35. Министерствам, другим республиканским органам государственного управления необходимо: осуществлять централизованное управление подведомственными организациями в области обеспечения радиационной безопасности; проводить анализ состояния радиационной безопасности в организациях, обмен опытом и доводить до них законодательную и нормативную информацию.

36. Местным исполнительным и распорядительным органам необходимо:

ежегодно обеспечивать проведение работы по оценке состояния радиационной безопасности на подведомственной территории и информировать о ней население; планировать и осуществлять мероприятия по оптимизации системы обеспечения радиационной безопасности населения; создать, поддерживать и совершенствовать систему быстрого и эффективного реагирования на случаи возникновения радиационных аварий на подведомственной и сопредельных территориях; обеспечивать реализацию прав граждан в области радиационной безопасности.

37. Пользователь источников ионизирующего излучения несет ответственность за радиационную безопасность и обеспечивает:

соблюдение требований Закона Республики Беларусь «О радиационной безопасности населения», законов и иных нормативных правовых актов Республики Беларусь в области обеспечения радиационной безопасности, НРБ-2000 и настоящих Правил;

планирование и осуществление мероприятий по обеспечению и совершенствованию радиационной безопасности;

получение санитарного паспорта, заключения органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, на новые технологии, виды продукции, материалы и вещества, содержащие или основанные на использовании источников излучения. Форма санитарного паспорта на право работы с источниками ионизирующего излучения (ИИИ) приведена в приложении 3 к Правилам. Перечень требований по заполнению формы санитарного паспорта на право работы с источниками ионизирующего излучения приведен в приложении 4 к Правилам; разработку контрольных уровней воздействия радиационного фактора на радиационном объекте и в зоне наблюдения с целью закрепления достигнутого уровня радиационной безопасности, а также инструкций по радиационной безопасности;

определение перечня лиц, относящихся к персоналу;

создание условий работы с источниками излучения, соответствующих требованиям настоящих Правил, правилам по охране труда, технике безопасности, другим санитарным нормам и правилам;

систематический контроль радиационной обстановки на рабочих местах, в помещениях, на территории радиационного объекта, в санитарно-защитной зоне и в зоне наблюдения, а также за выбросом, сбросом радиоактивных веществ и захоронением радиоактивных отходов;

контроль и учет индивидуальных доз облучения персонала;

контроль и учет индивидуальных доз пациентов при медицинском облучении;

регулярное информирование персонала об уровнях излучения на рабочих местах и о величинах индивидуальных доз облучения;

подготовку и аттестацию по вопросам обеспечения радиационной безопасности руководителей и исполнителей работ, специалистов служб радиационной безопасности, других лиц, постоянно или временно выполняющих работы с источниками излучения;

проведение инструктажа и проверку знаний персонала в области радиационной безопасности; проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров персонала;

ежегодное заполнение и представление в установленном порядке радиационно-гигиенического паспорта пользователя источников ионизирующего излучения;

своевременное информирование государственных органов, уполномоченных осуществлять управление, надзор и контроль в области радиационной безопасности, о радиационных авариях, аварийных ситуациях, создающих угрозу радиационной безопасности; выполнение постановлений и предписаний должностных лиц уполномоченных на то государственных органов, осуществляющих управление, надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности;

вывод из эксплуатации и захоронение источников ионизирующего излучения.

38. Персонал, работающий с источниками излучения, обязан:

знать и строго выполнять требования по обеспечению радиационной безопасности, установленные настоящими Правилами, инструкциями по радиационной безопасности и должностными инструкциями;

использовать в предусмотренных случаях средства индивидуального контроля и защиты; выполнять установленные требования по предупреждению радиационной аварии и правила поведения в случае ее возникновения;

своевременно проходить периодические медицинские осмотры и выполнять рекомендации медицинской комиссии;

обо всех обнаруженных неисправностях в работе установок, приборов и аппаратов, являющихся источниками излучения, немедленно ставить в известность руководителя (цеха, участка, лаборатории и тому подобных) и службу радиационной безопасности (лицо, ответственное за радиационную безопасность);

выполнять указания службы радиационной безопасности, касающиеся обеспечения радиационной безопасности при выполнении работ;

обеспечивать радиационную защиту пациентов при медицинском облучении; по окончании смены покинуть свои рабочие места, если дальнейшее пребывание там не диктуется производственной необходимостью.

39. Граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства обязаны: соблюдать требования по обеспечению радиационной безопасности;

принимать участие в реализации мероприятий по обеспечению радиационной безопасности; выполнять требования государственных органов, осуществляющих контроль и надзор в области радиационной безопасности.

 

РАЗДЕЛ II РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПЕРСОНАЛА И НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТЕХНОГЕННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИЗЛУЧЕНИЯ

 

Глава 9 КЛАССИФИКАЦИЯ РАДИАЦИОННЫХ ОБЪЕКТОВ ПО ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ОПАСНОСТИ

40. Потенциальная опасность радиационного объекта определяется его возможным радиационным воздействием на население при радиационной аварии.

Потенциально более опасными являются радиационные объекты, в результате деятельности которых при аварии возможно облучение не только работников объекта, но и населения. Наименее опасными радиационными объектами являются те, где исключена возможность облучения лиц, не относящихся к персоналу.

По потенциальной радиационной опасности устанавливается четыре категории объектов.

41. К I категории относятся радиационные объекты, при аварии на которых возможно радиационное воздействие на население и введение мероприятий по его радиационной защите.

42. Во II категории объектов радиационное воздействие при аварии ограничивается территорией санитарно-защитной зоны.

43. К III категории относятся объекты, радиационное воздействие которых ограничивается территорией объекта.

44.К IV категории относятся объекты, радиационное воздействие от которых ограничивается помещениями, где проводятся работы с источниками излучения.

45.Категория радиационных объектов должна устанавливаться на этапе их проектирования по согласованию с органами, осуществляющими государственный санитарный надзор. Для действующих объектов категории устанавливаются администрацией по согласованию с территориальными органами, осуществляющими государственный санитарный надзор.

 

Глава 10 РАЗМЕЩЕНИЕ РАДИАЦИОННЫХ ОБЪЕКТОВ И ЗОНИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИЙ

46. При выборе места строительства радиационного объекта необходимо учитывать категорию объекта, его потенциальную радиационную, химическую и пожарную опасность для населения и окружающей среды. Площадка для вновь строящихся объектов должна отвечать требованиям настоящих Правил.

47. При выборе мест размещения радиационных объектов I и II категорий должны быть оценены метеорологические, гидрологические, геологические и сейсмические факторы при нормальной эксплуатации и при возможных авариях.

48. При выборе площадки для строительства радиационных объектов I и II категорий следует отдавать предпочтение участкам:

расположенным на малонаселенных незатопляемых территориях;

имеющим устойчивый ветровой режим;

ограничивающим возможность распространения радиоактивных веществ за пределы объекта благодаря своим топографическим и гидрогеологическим условиям.

49. Радиационные объекты I и II категорий должны располагаться с учетом розы ветров преимущественно с подветренной стороны по отношению к жилой территории, лечебно-профилактическим и детским учреждениям, а также к местам отдыха и спортивным сооружениям.

50. Генеральный план радиационного объекта должен разрабатываться с учетом развития производства, прогноза радиационной обстановки на объекте и вокруг него и возможности возникновения радиационных аварий.

51. Местоположение радиационного объекта должно быть согласовано органами, осуществляющими государственный санитарный надзор, с учетом перспектив развития как самого объекта, так и района его размещения.

52. Не допускается размещение организации или ее подразделения, осуществляющих работы с источниками излучения, в жилом здании или детском учреждении, кроме случаев, определенных в установленном порядке.

53. Вокруг радиационных объектов I и II категорий устанавливается санитарно-защитная зона, а вокруг радиационных объектов I категории - также и зона наблюдения. Санитарно-защитная зона для радиационных объектов III категории ограничивается территорией объекта, для радиационных объектов IV категории установление зон не предусмотрено.

54. Размеры санитарно-защитной зоны и зоны наблюдения вокруг радиационного объекта устанавливаются с учетом возможных уровней внешнего облучения, а также величины и площадей возможного распространения радиоактивных выбросов и сбросов.

При расположении на одной площадке комплекса радиационных объектов санитарно-защитная зона и зона наблюдения устанавливаются с учетом их суммарного воздействия.

Внутренняя граница зоны наблюдения всегда совпадает с внешней границей санитарно-защитной зоны.

55. Радиационное воздействие на население, проживающее в зоне наблюдения радиационного объекта I категории, при нормальной его эксплуатации должно быть ограничено размером квоты для данного объекта.

56. Размеры санитарно-защитной зоны (полосы отчуждения) вдоль трассы трубопровода для удаления жидких радиоактивных отходов устанавливаются в зависимости от активности последних, рельефа местности, характера грунтов, глубины заложения трубопровода, уровня напора в нем и должны быть не менее 20 м в каждую сторону от трубопровода.

57. Границы санитарно-защитной зоны и зоны наблюдения радиационного объекта на стадии проектирования должны быть согласованы с органами, осуществляющими государственный санитарный надзор.

58. В санитарно-защитной зоне радиационных объектов запрещаются постоянное или временное проживание, размещение детских учреждений, больниц, санаториев и других оздоровительных учреждений, а также промышленных и подсобных сооружений, не относящихся к этому объекту. Территория санитарно-защитной зоны должна быть благоустроена и озеленена.

59. Использование земель санитарно-защитной зоны для сельскохозяйственных целей возможно только с разрешения органов, осуществляющих государственный санитарный надзор. В этом случае вся вырабатываемая продукция подлежит гигиенической экспертизе и радиационному контролю.

60. В зоне наблюдения на случай аварийного выброса радиоактивных веществ администрацией территории должен быть предусмотрен комплекс защитных мероприятий в соответствии с требованиями раздела V НРБ-2000.

61. В санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения силами службы радиационной безопасности объекта должен проводиться радиационный контроль.

 

Глава 11 ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАДИАЦИОННЫХ ОБЪЕКТОВ

62. Проектная документация на радиационные объекты должна содержать обоснование мер безопасности при строительстве, реконструкции, эксплуатации, выводе из эксплуатации, а также в случае аварии.

63. В проектной документации радиационного объекта для каждого помещения (участка, территории) указываются:

при работе с открытыми источниками излучения: радионуклид, соединение, агрегатное состояние, активность на рабочем месте, годовое потребление, вид и характер планируемых работ, класс работ;

при работе с закрытыми источниками излучения: радионуклид, его вид, активность, допустимое количество источников на рабочем месте и их суммарная активность, характер планируемых работ;

при работе с устройствами, генерирующими ионизирующее излучение: тип устройства, вид, энергия и интенсивность генерируемого излучения и (или) анодное напряжение, сила тока, мощность и тому подобное, максимально допустимое число одновременно работающих устройств, размещенных в одном помещении (на участке, территории);

при работах с ядерными реакторами, генераторами радионуклидов, радиоактивными отходами и с другими источниками излучения со сложной радиационной характеристикой: вид источника излучения и его радиационные характеристики (радионуклидный состав, активность, энергия и интенсивность излучения и тому подобное).

Для всех работ указываются их характер и ограничительные условия.

64. Проектирование защиты от внешнего облучения персонала и населения необходимо проводить с коэффициентом запаса 2 по годовой эффективной дозе. При этом необходимо учитывать наличие других источников излучения и перспективное увеличение их мощности.

65. Проектирование защиты от внешнего ионизирующего излучения должно выполняться с учетом назначения помещений, категорий облучаемых лиц и длительности облучения. При расчете защиты с коэффициентом запаса, равным 2, проектная мощность эквивалентной дозы излучения Н на поверхности защиты определяется по формуле

 

Н = 500 Д/t, мкЗв/ч,

 

где Д - предел дозы для персонала или населения, мЗв/год;

t - продолжительность облучения, часов в год.

Значения мощности эквивалентной дозы, используемой при проектировании защиты от внешнего ионизирующего излучения, приведены в приложении 5 к Правилам. В таблице приведены значения мощности дозы от техногенных источников излучения, имеющихся в организации. Переход от измеряемых значений эквивалентной дозы к эффективной дозе осуществляется по специальным методическим рекомендациям.

Для рентгеновских аппаратов и ускорителей расчет ведется с учетом радиационного выхода и рабочей нагрузки аппарата по принятым в установленном порядке методикам.

66. Расчет допустимых выбросов и сбросов радиационных объектов должен проводиться исходя из требования, чтобы эффективная доза для населения за 70 лет жизни, обусловленная годовым выбросом и сбросом, не превышала установленного значения квоты предела дозы.

67.При проектировании радиационных объектов и выборе технологических схем работ следует обеспечить:

минимальное облучение персонала;

максимальную автоматизацию и механизацию операций;

автоматизированный и визуальный контроль за ходом технологического процесса;

применение наименее токсичных и вредных веществ;

минимальные уровни шума, вибрации и других вредных факторов;

минимальные выбросы и сбросы радиоактивных веществ;

минимальное количество радиоактивных отходов с простыми, надежными способами их временного хранения и переработки;

звуковую и/или световую сигнализацию о нарушениях технологического процесса;

блокировки.

68. Технологическое оборудование для работ с радиоактивными веществами должно удовлетворять следующим требованиям:

конструкция должна быть надежной и удобной в эксплуатации, обладать необходимой герметичностью, обеспечивать возможность применения дистанционных методов управления и контроля за ходом работы оборудования;

изготавливаться из прочных коррозионно стойких и радиационно стойких материалов, легко поддающихся дезактивации;

наружные и внутренние поверхности оборудования должны быть доступными для проведения дезактивации.

69. В проекте радиационного объекта должен быть предусмотрен комплекс организационных, технических и санитарно-гигиенических мероприятий по обеспечению радиационной безопасности персонала и населения при проведении ремонтных работ.

 

Глава 12 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ С ИСТОЧНИКАМИ ИЗЛУЧЕНИЯ

70. Радиационный объект (источник излучения) до начала его эксплуатации принимается комиссией в составе представителей заинтересованной организации, органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, других органов, осуществляющих управление и надзор в области обеспечения радиационной безопасности. Для объектов 1-й категорий в состав комиссии входят также представители местных исполнительных и распорядительных органов. Комиссия устанавливает соответствие принимаемого объекта проекту, требованиям действующих норм и правил, необходимым условиям сохранности источников ионизирующего излучения, на основе чего принимается решение о возможности эксплуатации объекта.

71.Производство, применение, хранение, транспортировка и захоронение радиоактивных веществ, других источников ионизирующего излучения и проведение с ними работ разрешаются только при наличии разрешения на эти виды деятельности органов и учреждений, осуществля<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...