Понятие этики науки. Роль этики науки в научных исследованиях и практической реализации их результатов.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 В связи с постоянным возрастанием роли науки в жизни общества, зависимости от нее перспектив существования цивилизации, сохранения природных условий жизни людей и т. п. в самом научном сообществе и в отношении к науке со стороны общества в целом складывается совокупность моральных норм, регулирующих исследовательскую деятельность ученых и различные аспекты системы их отношений, которая получила название этики науки. Термин «этика науки» употребляется также в значении предмета философии науки и общего науковедения, изучающего закономерности этического регулирования научной деятельности. Как совокупность моральных норм, регулирующих поведение ученых этика науки включает в свою структуру следующие аспекты: 1) отношение к научному знанию, главными характеристиками которого является творческая свобода в познавательной деятельности и ответственность за истинность и объективность полученных знаний, сформулированных научных положений и выводов; 2) отношение ученых друг к другу, в котором первостепенное значение имеет свобода выбора общения, научной коммуникации, а также ответственность в плане поддержания духа доброжелательности, объективности, непредвзятости, критичности и т. д. в оценке научных достижений другого; 3) отношение к обществу и государству, выражающееся в праве заниматься научной деятельностью в соответствии со своими способностями, участвовать в разработке актуальных проблем науки, имеющих первостепенное значение для благосостояния общества и государства. Сообщать о важных результатах своей деятельности, добиваться их признания, оценки и применения в различных социальных, государственных проектах, предвидеть последствия практического использования полученных результатов, отстаивать приоритет народа и государства в конкретных научных достижениях; 4) отношение к самому себе, включающее свободу выбора средств и методов, способов организации творческой работы, направления деятельности, способствующих самореализации, обеспечению личной продуктивности в исследовательской деятельнос-ти, творческому, профессиональному росту, что должно быть сопряжено с ответственностью за достоверность полученных знаний, их актуальность, общественную значимость, включать критическую, объективную самооценку своего вклада в науку, совершенствование личных морально-деловых качеств
Понятия социальной реальности и общества. Общество - это прежде всего совместная жизнь многих людей, активно взаимодействующих между собой, для удовлетворения своих жизненно необходимых потребностей. Социальную реальность рассматривают как две группы социальных фактов: социальные структуры и социальные институты. Дюркгейм считал, что социальные факты отличаются специфическими свойствами, их составлят образы мыслей, действий и чувствований, способные существовать вне индивида и наделенные принудительной силой, вследствии которой человек вынужден их присваивать. Он выделяет факты морфологические и духовные.
Особенности социального познания и стратегии исследования общества в современной философии. Материально-производственная сфера жизнедеятельности общества. Политическая организация общества. Гражданское общество и государство. Политическая власть представляет собой реальную возможность субъекта осуществлять свои волю и намерения в области политики и правовых норм с целью защиты и реализации своих интересов. Возникла по мере увеличения социального неравенства. Основные характеристики: суверенитет, Верховенство, Неделимость, Воля, Авторитет, принуждение Политическую систему общества: совокупность государственных и негосударственных общественных институтов, социально-правовых норм и отношений. Компоненты политической системы: а) государство; б) политические партии; в) общественные организации и движения. Государство -главный инструмент осуществления политической власти в обществе, который представляет собой политическую организацию общества, объединяющую все население страны и выражающую его интересы и волю. Основные признаки государства: 1) территория; 2) отделение публичной власти от общества; 3) суверенитет; 4) исключительное право на издание законов; 5) монополия на взимание налогов и сборов с населения; 6) наличие права; 7) монополия на легальные вооруженные силы. Сложились две точки зрения: а) классовая, при которой государство трактуется как механизм господства и угнетения одного класса другим (марксизм); б) функциональная, при которой государство рассматривается как необходимый механизм регуляции и координации усилий, распределения благ и ресурсов. Форма правления: а) формы правления, б) формы государственного устройства, в) политический режим Политическое устройство: 1)демократическая форма-формирование органов государственной власти происходит на основе всеобщего государственного права (равенство всех граждан); 2)авторитарное государство- несмотря на формальное признание за индивидом гражданских прав и свобод, они по существу не соблюдаются. 3)тоталитаризм-не допускается свобода личности вообще.
«Гражданское общество»-сфера жизни, подконтрольная государству, т. е. сфера реализации частных интересов отдельных личностей. Гражданское общество и государство дополняют друг друга. Гегель: область действия государства – это общие интересы, а гражданского общества – сфера частных интересов. Правовое государство – это госуд., ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу, безопасность и достоинства личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Признаки правового государства: господство права, разделение властей, неотчуждаемость прав и свобод личности, ответственность не только личности перед государством, но и государства перед личностью, наличие эффективных форм контроля за государственной властью. Социальная и духовная сферы жизни общества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|