Принцип действия и конструктивные особенности Рабочим органом винтового забойного двигателя является винтовая пара: статор / и ротор
Статор представляет собой металлическую трубу, к внутренней поверхности которой привулканизирована резиновая обкладка (на рисунке не показана), имеющая 10 винтовых зубьев левого направления, обращенных к ротору. Ротор выполнен из высоколегированной стали с девятью винтовыми зубьями левого направления и расположен относительно оси статора эксцентрично Правильно подобранное кинематическое отношение винтовой пары и применение соответствующего профилирования ее зубьев обеспечивают при движении промывочной жидкости планетарное обкатывание ротора по зубьям статора и сохранение при этом непрерывного контакта ротора и статора по всей длине. В связи с этим образуются полости высокого и низкого давления и осуществляется рабочий процесс двигателя. Вращающий момент от ротора передается с помощью двух-шарнирного соединения на вал шпинделя, укомплектованного многорядной осевой шаровой опорой и радиальными резинометаллическими опорами. К валу шпинделя присоединяется долото. Уплотнение вала достигается с помощью торцовых сальников.. Увеличение нагрузки на долото после достижения экстремального режима работы двигателя приводит к торможению вала двигателя и к резкому ухудшению его характеристики. Неэффективны и нагрузки на долото, при которых момент, развиваемый двигателем, меньше момента, обеспечивающего оптимальный режим его работы.
ВЗД – гидравлические двигатели, которые используют гидростатический напор ПЖ для вращения вала рабочим органом ВЗД явл винтовая пара: статор(1) и ротор(2); Статор представляет собой металл. трубку, к внутренней пов-ти которой привулканизирована резиновая обкладка, имеющая 10 винтовых зубьев левого напр., обращенных к ротору; Ротор выполнен из высоколегированной стали с 9 винт. зубьями левого напр. и расположен относительно оси статора эксцентрично. При движении ПЖ ротор обкатывается по зубьям статора и сохраняет при этом непрерывный контакт ротор-статор по всей длине. В связи с этим обр. полости высокго и низкого давления и осуществл. рабочий процесс двигателя. Вращающий момент от ротора передается на вал шпинделя, к которому прикрепляется долото
констр. особ: - шпиндель – фиксация вала в корпусе, восприятие и передача разл. осевых и радиальных нагрузок особенности: - при бурении Т г/п проходка на долото ↑ в ~2раза, по сравнению с Т - проста конструкция, ↓стоимость - ↑Mкр и меньшей скоростью вращения вала - более высокое КПД~(0.4-0.5) - возможность контроля нагрузки на долото по давлению недостатки: - быстрый износ внутр. пов-ти корпуса обл. применения: - бурение ОТ/Т/М г/п разл. абразивности - бурение скв. ↓d - бурение наклонно-направленных скв. - забуривание вторых стволов скв. - использ с гидромон. долотами
Конструктивные особенности и принцип действия. Электробур состоит из электродвигателя, шпинделя и системы защиты этих механизмов от проникновения промывочной жидкости.. Электродвигатель представляет собой высоковольтную трехфазную асинхронную маслонаполненную машину с короткозамкнутым секционированным ротором. Монтируется он в трубных секциях, соединенных друг с другом с помощью конической резьбы. Выходные концы обмоток, заложенных в пазах статора, присоединены к кабелю, через который ток подводится к электродвигателю. Ротор состоит из полого вала, на котором размещены секции с короткозамкнутыми алюминиевыми «беличьими клетками». Между секциями установлены шариковые подшипники, несущие только радиальные нагрузки. Осевую нагрузку воспринимают опорные шариковые подшипники. Уплотнение обоих концов вала двигателя достигается при помощи нижнего и верхнего сальников 3. Чтобы устранить проникновение в двигатель промывочной жидкости через сальники, давление масла в полости двигателя должно быть немного выше давления промывочной жидкости, протекающей через полый вал электробура.
Для этого в верхней части корпуса электробура имеются три лубрикатора 2, один из которых заполнен густым авиационным маслом и сообщается с верхним сальником, а два других заполнены трансформаторным маслом и связаны с полостью двигателя. Сверху лубрикаторы открыты, и поэтому давление промывочной жидкости передается через поршни, имеющиеся в лубрикаторе, а избыточное давление создается специальными пружинами, подпирающими поршни. Помимо этого, лубрикаторы обеспечивают постоянное восполнение масла, теряемого через сальники,и регулируют давление в двигателе при нагреве масла. К нижней части двигателя присоединяется корпус шпинделя 9, в котором в радиальных и упорном подшипниках смонтирован его полый вал 6. В средней части шпинделя расположен лубрикатор с пружиной, которая создает избыточное давление масла в полости шпинделя и тем самым защищает подшипники от попадания на них промывочной жидкости. Защита полого шпинделя от промывочной жидкости снизу обеспечивается торцовым сальником 7. Валы двигателя и шпинделя соединены зубчатой муфтой 5. Нижний конец вала шпинделя заканчивается резьбой под переводник 8 для присоединения долота. Характеристика двигателя электробура. приведена типичная кривая изменения вращающего момента двигателя электробура М в зависимости от скольжения s при неизменном напряжении на зажимах двигателя Долото с электробуром спускают в скважину на бурильной колонне. Электроэнергия к двигателю электробура подводится от силового трансформатора по наружному кабелю, подвешенному к буровому шлангу, и по кабелю, смонтированному внутри бурильной колонны, составленной из бурильных труб с высаженными наружу концами. Третий провод, необходимый для питания трехфазного электродвигателя электробура, образует бурильная колонна. Для ввода кабеля внутрь бурильной колонны и создания непрерывной электрической линии, питающей электродвигатель как при вращающейся и перемещающейся в осевом направлении, так и при неподвижной бурильной колонне, предназначен токоприемник, снабженный скользящими контактами. Токоприемник расположен между вертлюгом и ведущей трубой. Кабель внутри бурильной колонны смонтирован из секций, длина которых равна длине применяемых бурильных труб.
Секция кабеля (рис. 4.19) на одном конце имеет контактный стержень а на другом — контактную муфту. Контактные муфта и стержень выполнены из резины, в которой завулканизированы медные контактные кольца с шинками. Шинки одним концом припаяны к контактному кольцу, а другим — к жилам кабеля. При свинчивании бурильных труб контактный стержень входит r контактную муфту и секции кабеля соединяются,
Рациональная область применения турбинного способа бурения. Виды турбобура и принципы их выбора сравнительный анализ турбинного и роторного бур-ия показал хорошие рез-ты: - при использовании Т ↑d - бурение в условиях с ограниченной нагрузкой на долото - опасность искривления скв.; бурение мягких пород - при бурении наклоннонапр. скв - при бурении алмазными долотами - бурение на слабоаэрированных р-рах - L<3500м; t<140’C; Dд>190,5мм виды: - односекционный Т12 - 100 ступеней+2средие опоры - при бурении вертикальных и наклонных скв L<2000м - 2-х/3-х секционные Т (ТС/3ТС) - до 350ступеней+3опоры - шпиндельные (3ТСШ) - 3 секции+нижняя шпинедльная Ш – система опор турбобура, передаются осевые и радиальные нагрузки, фиксирует вал в опред. напр.; применение Ш с шаровой опорой позволяет Т воспринимать ↑осевые нагрузки и с ↑эффективностью работать при ↓частотах вращения - тип А(АШ/АГТШ) - шаровая опора; 2секции (200ступеней); для бурения глубоких скв. - для колонкового бурения(КТД3/КТД4)
- полый вал, одна секция - 2секции – КТД4С - РТБ – реактивно-турбинные буры с изменением Lскв следует менять Т или менять Pн (Pтуб=(0.73-0.78)Pн); гидромонит. долота используют со шпиндельными Т и когда есть запас мощности
Эффективность разрушения породы долотом зависит от многих факторов: осевой нагрузки на долото, частоты его вращения, чистоты забоя скважины, конструкции долота, свойств породы, соотношения давления промывочной жидкости на забой скважины и порового давления в слоях породы, примыкающих к забою, состава и свойств промывочной жидкости и ряда других. Некоторыми из этих факторов можно оперативно управлять в период работы долота на забое либо перед спуском его в скважину; для изменения других факторов требуется весьма большое время, так что в период работы одного долота такие факторы остаются почти неизменными. В процессе бурения не только разрушается горная порода, но и изнашивается долото. Те факторы, от которых зависит эффективность разрушения породы, оказывают влияние также на ин- тенсивность изнашивания долота. Наилучший результат может быть получен лишь при оптимальном сочетании эффективности разрушения породы и интенсивности износа вооружения и опор долота. Совокупность тех факторов, которые влияют на эффективность разрушения породы и интенсивность износа долот и которыми можно оперативно управлять в период работы долота на забое, принято называть режимом бурения, а сами факторы — параметрами режима. К параметрам режима бурения относятся осевая нагрузка на долото Рд, частота его вращения пл, секундный расход Q промывочной жидкости, а также гидравлическая мощность струй nc, вытекающих из долотных насадок. Сочетание этих параметров, при котором обеспечивается получение наилучших показателей работы долота, называют оптимальным режимом бурения. Режим бурения называют специальным, если основным критерием при выборе сочетания его параметров является не достижение наивысших показателей работы долота, а наилучшее решение той или иной специальной задачи (например, наиболее полный отбор и сохранность керна; предотвращение искривления скважины; обеспечение заданной интенсивности искривления скважины в определенном направлении и т. д.). Об эффективности работы долот судят по нескольким показателям, основными из которых являются проходка на одно долото, механическая и рейсовая скорости проходки и эксплуатационные затраты на 1 м проходки. Механическая скорость проходки характеризует интенсивность разрушения породы долотом и равна числу метров, пробуренных за единицу времени взаимодействия долота с породой:
vK = dh/dt, где t — время. Отношение проходки за рейс долота ко времени, затраченному на разрушение породы в течение этого рейса, называют средней механической скоростью проходки за рейс р- Под рейсовой скоростью проходки понимают скорость углубления скважины с учетом затрат времени tv не только на разру-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|