Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 5. Структура рынка и поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции




 

Чтобы понять состояние фирмы в условиях конкуренции рассмотрим четыре типа рыночных структур: совершенную конкуренцию, монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию.

Рынок свободной конкуренции состоит из большого числа продавцов, конкурирующих между собой. Каждый из них предлагает стандартную, однородную продукцию покупателям. Ни одна фирма не может воздействовать на рыночную цену, т. к. объем выпуска и предложения со стороны отдельных производителей составляет незначительную долю общего выпуска. Продавцы имеют представление о ценах, технологии производства, возможной прибыли, и покупатели осведомлены о ценах и об их изменениях, т. е. существует равный доступ ко всем видам информации. Любая фирма при желании может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок. На практике же совершенная конкуренция в чистом виде явление редкое.

Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции.

Монополия представляет собой крупную корпорацию, занимающую ведущее положение в определенной сфере национального хозяйства. Проникновение в отрасль дополнительных фирм заблокировано. В отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара, это позволяет ему устанавливать цену, которая принесет максимум прибыли. Степень использования монопольной власти в установлении цены зависит от наличия близких заменителей товара.

Монополистическая конкуренция осуществляется, когда много продавцов конкурируют, чтобы продавать дифференцированный продукт на рынке. Дифференциация может происходить из-за действительных качественных отличий между продуктами, предполагаемых отличий, которые вытекают из различий в рекламе, престиже торговой марки или имидже, связанном с обладанием или использованием этого товара. Это позволяет производителю самос-
тоятельно устанавливать цену вне зависимости от действий конкурентов, но т. к. объем продаж каждого продавца относительно невелик, то каждая фирма имеет ограниченный контроль над рыночной ценой. Вход на рынок достаточно свободен и определяется главным образом размерами капитала.

Олигополия – это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм. Решения об определении цен и объемов производства являются взаимозависимыми. Продукты могут быть стандартизированы или дифференцированы. Вступление в данную отрасль затруднено.

К показателям, характеризующим состояние и динамику рыночной структуры относятся:

1. Коэффициент концентрации, показывающий процентное содержание всех продаж, которое высчитывается для определенного числа фирм.

2. Индекс Лернера (монополистической власти) позволяет вычислить отношение разности между ценой и предельными издержками к цене. При совершенной конкуренции индекс Лернера равен нулю, потому что цена равна предельным издержкам. В условиях несовершенной конкуренции значение индекса становится положительным.

3. Индекс Херфиндаля позволяет оценить концентрацию рынка путем оценки его доли, измеренной в процентах поставок каждой фирмы для продажи на данном рынке, и последующего суммирования возведенных в квадрат долей рынка у каждой фирмы. Индекс Херфиндаля можно использовать для оценки потенциальных возможностей осуществления монополистической власти на рынках. Рынок, для которого индекс равен 1800 или больше, считается рынком с высокой концентрацией.

На конкурентном рынке фирма, руководствуясь текущей ценой, выступает как «прайс-тейкер». При этом потребительский выбор характеризуется горизонтальной кривой спроса, поэтому средний доход (AR) фирмы и ее предельный доход (MR) равны рыночной цене продукта, а линии среднего и предельного дохода совпадают с кривой спроса. Общий доход (TR) растет по мере увеличения количества продаваемой продукции. В условиях совершенной конкуренции фирма максимизирует свою прибыль, выбирая такой объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам и текущей рыночной цене (правило MR = МСР). Максимум прибыли в этом случае не обязательно означает положительную экономическую прибыль. Если цена продукта на краткосрочном временном интервале превышает средние издержки на его производство, то фирма получает прибыль. Если цена точно равна средним издержкам, то фирма обеспечивает самоокупаемость (breakeven) производства, т. е. получает нулевую прибыль. Если рыночная цена оказывается ниже средних издержек, то фирма несет убытки. Производство временно прек­ращается, если цена товара падает ниже минимального уровня средних переменных издержек (точки закрытия).

Кривая предложения конкурентной фирмы, ориентированной на максимизацию прибыли на краткосрочном временном интервале, совпадает с восходящей частью кривой предельных издержек, лежащей выше точки минимума средних переменных издержек.

Для отрасли в целом краткосрочная кривая предложения иллюстрирует изменение объема продукции, предлагаемой для продажи всеми фирмами, при изменении рыночной цены. Равновесная цена устанавливается на таком уровне, при котором общий объем предложения равен общему объему спроса на продукцию отрасли. При этом каждая индивидуальная фирма может либо получать экономическую прибыль, либо нести убытки, либо работать на уровне самоокупаемости (получать нормальную бухгалтерскую прибыль).

Экономическая прибыль в долгосрочной перспективе будет привлекать в отрасль новые фирмы, а убытки вынудят их покинуть отрасль. В резуль­тате рыночная цена продукта установится на уровне минимальных средних издержек (LAC) типичной фирмы. Все фирмы отрасли получат нулевую экономическую прибыль, и каждая из них выберет объем производства, при котором выполняется условие РMRSACSMCLACLMC.

Задачи

 

1. На рисунке показаны кривые общих издержек и общего дохода гипотетической фирмы. Внимательно изучите график и ответьте на вопросы.

а) Какому типу рынка соответствует этот график? Почему?

б) Какой временной период отражает график: краткосрочный или долгосрочный? Почему?

в) Какова цена товара, выпускаемого фирмой?

г) Какова величина постоянных издержек фирмы?

д) При каких объемах выпуска фирма получает нулевую экономическую прибыль?

е) При каком объеме выпуска фирма получает максимальную прибыль?

 

 

2. Предположим, что Ваша фирма, выпускающая тостеры, оперирует на конкурентном рынке. Функция общих издержек производства имеет вид ТС = 100 + Q 2, где Q – объем производства,
TC – общие издержки (предельные издержки MC = 2 Q, постоянные издержки FC = 100 дол.).

а) Если цена тостера равна 60 дол., то сколько их нужно произвести, чтобы максимизировать прибыль?

б) Чему равен объем этой прибыли?

в) Каков минимальный уровень рыночной цены, до которого фирма будет продолжать производство?

ТЕМА 6. МОНОПОЛИЯ

 

Монополия представляет собой рыночную структуру, в которой одна фирма является поставщиком товара, не имеющего на рынке близких заменителей.

Кривая спроса на продукт монополии является кривой рыночного спроса, имеющей отрицательный наклон. Поэтому монополист может оказывать влияние на цену, контролируя выпуск товара.

В случае простой монополии (не прибегающей к ценовой дискриминации) предельный доход, получаемый от продажи дополнительной единицы продукции, всегда ниже ее цены.

Монополия максимизирует прибыль, производя такое количество продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Цена, устанавливаемая монополистом на свою продукцию, определяется высотой кривой спроса в точке выпуска, дающего максимум прибыли (рис. 6.1). Такая цена всегда выше предельных издержек. Так как монополия может манипулировать объемом производства и ценой продукта, для нее не существует какой-то определенной кривой предложения.

В некоторых ситуациях монополия может осуществлять ценовую дискриминацию – устанавливать разные цены на один и тот же продукт для разных покупателей. В случае совершенной ценовой дискриминации (на каждую продаваемую единицу продукции устанавливается соответствующая цена спроса) монополист перераспределяет в свою прибыль весь излишек покупателей. При этом монополия предлагает на рынок такой же объем продукции, какой был бы в условиях конкурентной отрасли.

 

Рис. 6.1. Максимизация прибыли в условиях несовершенной конкуренции

 

Монополия может использовать сегментирование рынка, т. е. уста­навливать разные цены для различных групп покупателей. Такая ценовая дискриминация увеличивает прибыль монополии, только если группы поку­пателей различаются по чувствительности к изменению цены. Чтобы максимизировать прибыль, монополия выпускает такой объем продукции, при котором MR = МС, а затем назначает для каждой группы покупателей (рынка) максимально возможные цены, которые они готовы заплатить.

В сравнении с конкурентной отраслью монополия, максимизирующая прибыль, стремится произвести меньший объем продукции и установить более высокую цену на свой товар. Ущерб от монополии можно представить в виде чистых потерь общества, возникающих из-за того, что монополист производит меньше, чем объем эффективного выпуска. Кроме того, моно­полия перераспределяет в свою пользу часть доходов потребителей.

Иногда спрос бывает недостаточным для того, чтобы монополист получал прибыль. Это происходит тогда, когда цена на продукцию ниже средних совокупных издержек. Лучшее, что остается в такой ситуации монополисту, – это минимизировать убытки. Если кривая спроса сдвинется еще дальше вниз, в результате чего фирма не сможет компенсировать даже AVC, единственным вариантом станет закрытие предприятие.

Задача

 

1. Рисунок иллюстрирует естественную монополию. Отрасль характеризуется снижающимися средними издержками на долгосрочном временном интервале.

а) Какую цену и величину выпуска выберет нерегулируемая монополия, максимизирующая прибыль?

б) Чему равны чистые потери для общества, возникающие в результате данного решения?

в) Какую прибыль будет получать в этом случае монополия?

г) Какие параметры цены и выпуска определяют общественно эффективный уровень производства?

д) При какой цене и величине выпуска экономическая прибыль естественной монополии равна нулю?

е) Каковы будут чистые потери для общества, если государство законодательно установит цену для монополиста, равную средним издержкам?

 

ТЕМА 7. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
И ОЛИГОПОЛИЯ

 

Между совершенной конкуренцией и монополией находится целый спектр рыночных структур, среди которых наибольший интерес представляют монополистическая конкуренция и олигополия.

В условиях монополистической конкуренции объем выпуска, при котором прибыль фирмы максимальна, определяется пересечением кривой MC и кривой MR, а цена задается кривой спроса (рис. 7.1, а).

В долгосрочном периоде на данном рынке устанавливается равновесие, при котором P = ATC, и каждая фирма получает только нормальную прибыль (нулевую экономическую) (рис. 7.2, б).

 

 

а б

 

Рис. 7.1. Равновесие в условиях конкуренции:
а – краткосрочное равновесие; б – долгосрочное равновесие

 

На олигополистических рынках конкурируют только несколько продавцов, а вход для новых фирм затруднен или невозможен. Олигополистическая взаимосвязь может принимать различные формы. Ценовые войны на данных рынках могут привести к тому, что цены опустятся до их уровня при конкурентном равновесии. Чтобы избежать неблагоприятного воздействия ценовой войны на доходы, фирмы могут договориться о создании картеля в целях совместной максимизации прибыли путем ограничения объемов выпуска и фиксации цен. На практике картели обычно оказываются нестабильными.

 

Задачи

 

1. Отраслевая функция спроса на продукт имеет вид 20 – 0,5 Q. Этот продукт производится одной фирмой с функцией общих затрат

а) При каком выпуске прибыль фирмы максимальна?

б) Какова величина этой прибыли?

в) Представьте результат решения графически.

г) Для какой структуры рынка типична такая ситуация?

 

2. Известна функция спроса на продукцию монополистического конкурента и функция общих издержек После установления отраслевого равновесия фирма стала выпускать 8 ед. продукции. Определите Ра и Рb.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...