Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность инновации и инновационного процесса; жизненный цикл продукта.

Инновация — нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качества продукции.

Признаки инновационной деятельности:

I) научно-техническая новизна, совокупность новых знаний;

2) практическая реализуемость, т.е. воплощение новых знаний в новом продукте, технологии, социальной среде и пр.;

3) способность удовлетворить определенные запросы потребителей, которая означает, что новшес­тво «воспринято» рынком, т.е. реализуемо на рынке;

4) эффект (экономический, технический, социальный), необходимый для воспроизводства инновационного процесса.

В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные. Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов, а процессные означают новые методы организации производства. Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия.

По типу новизны (для рынка):

-новые для отрасли в мире

-новые для отрасли в стране

-новые для данного предприятия

По месту инноваций в системе на предприятии:

-инновации на «входе» предприятия (изменение в выборе сырья, материалов, машин, оборудования)

-инновации на «выходе» предприятия (изделия, услуги, технологии, информация)

В зависимости от глубины вносимых изменений:

-радикальные, (котор. реализуют крупные изобретения и формируют новые направления в развитии техники);

-улучшающие (котор. реализуют мелкие изобретения и преобладают на фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла)

-модификационные (направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии)

По стимулу появления:

-вызванные развитием науки и техники;

-вызванные потребностями производства;

-вызванные потребностями рынка.

По характеру общественных целей:

-экономические, ориентированные на прибыль (произв. Лекарств. Препаратов)

-экономические, не ориентированные на прибыль (экологические)

По областям применения в сферах обслуживания:

-образование

-питание

-спорт

-культура

-туризм

По приемственности:

-ретровведения

-замещающие

-отменяющие

Диффузия (лат. diffusio — распространение, растекание) инновации представляет собой распространение однажды освоенной инновации в новых регионах, на новых рынках. Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии и т. п., являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Диффузия - это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения.

Инновационный процесс – инновационная деятельность какого-либо предприятия. Он направлен на разработку и реализацию результатов научно-технических изысканий в виде нового продукта или нового технологического процесса. В общем плане, инновационный процесс — последовательная цепь событий, в ходе которой новшество «вызревает» от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике.

Инновационный процесс-последовательность действий по разработке новых продуктов и операций по их реализации на рынке и по дальнейшему распространению результатов. Инновац. Процесс включает в себя 7 элементов, соединение которых образует структуру ИП:

-инициация инновации;

-маркетинг инновации;

-выпуск (производство) инновации;

-реализация инновации;

-продвижение инновации;

-оценка экономической эфф-ти И;

-диффузия (распространение) инновации

Жизненный цикл инновации инновация обладает активной жизненной силой и приносит производителю и/или продавцу прибыль или другую реальную выгоду.

Жизненный цикл нового продукта состоит из семи стадий:

· разработка нового продукта; (производитель организует ин.проц., происх. вложение капитала)

· выход на рынок (показывает период внедрения нового продукта на рынок, продукт начинает приносить деньги, продолжительность зависит от интенсивности рекламы)

· развитие рынка (связана с ростом объема продаж продукта на рынке, продолжит. Показывает время, в течение кот. нов. Продукт активно продается и рынок достигает определенного предела насыщения этим продуктом)

· стабилизация рынка(рынок насыщен этим продуктом, объем продаж его достиг какого-то предела и дальнейш.роста уже не будет)

· уменьшение рынка (происходит спад сбыта продукта, однако еще существует спрос на дан.продукт и сущ.предпосылки к увеличению объема продажи продукта)

· подъем рынка (производитель начинает изучать условия спроса, менять свою кадровую и ценовую политику, применять различные формы материального стимулирования продажи продукта как продавца (премии), так и покупателя (призы, скидки), проводить дополнительные мероприятия, а также рекламную компанию)

· падение рынка (резкое снижение объема продажи продукта, т.е. падение его до 0. На этой стадии происходит полная реализация продукта или полное прекращение продажи продукта из-за его ненужности покупателям)

Инновация в своем жизн.цикле проходит ряд стадий:

-зарождение (сопровождается выполнением необход объема научно-исследоват работа, разработкой и созданием новшества)

-рост (промышл освоение с одновремен выходом продукта на рынок)

-зрелость (серийное и массовое производство и увеличение объема продаж)

-насыщение рынка (макс объем производства и макс объем продаж)

-упадок (свертывание производства и уход продукта с рынка)

Конкуренция в инновационной сфере:

-конкуренция — главный фактор восприимчивости предприятия к техническим новинкам;

-конкуренция способствует тому, что предприниматели стараются освоить продукцию высокого качества по ценам рынка в целях удержания потребителей;

-конкуренция стимулирует использование наиболее эффективных способов производства;

-конкуренция вынуждает предпринимателя постоянно искать и находить новые виды продуктов и услуг, которые нужны потребителям и могут удовлетворять потребности рынка.

Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение») и приставке «in», которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» — «в направлении изменений». Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX в. в научных работах австрийского экономиста Й. Шумпетера в результате анализа «инновационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем.

Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы.

Инновация — это результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии; изделия; организационные формы существования социума, такие как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т. д.) и последующий процесс внедрения (производства) этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс).

Необходим процесс: инвестиции — разработка — процесс внедрения — получение качественного улучшения. Инновации рассматриваются с разных точек зрения: в связи с технологиями, коммерцией, социальными системами, экономическим развитием и формулированием политики. Понятие «инновации» полезно сравнить его с другими понятиями. В частности, в научной литературе отмечается, что понятие «инновация» часто смешивается с понятием «изобретение», обозначающее создание новой технической разработки или усовершенствование старой. Кроме того, многие усовершенствования товаров и услуг было бы правильнее назвать просто словом «улучшение». Понятия «изменения» и «креативность» также иногда могут быть употреблены вместо понятия «инновации». Чтобы отличать инновации от перечисленных выше понятий, нередко уточняется, что особенность инновации в том, что она позволяет создать дополнительную ценность и связана с внедрением. В рамках альтернативного подхода другие понятия используются как часть определения инноваций: «Инновация имеет место, когда кто-либо использует изобретение — или использует что-то уже существующее новым образом — для изменения образа жизни людей».

Варианты определений понятия "инновации":
1 Балабанов И.Л. Инновационный менеджмент- Инновация – материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства, труда, обслуживания и управления, включая новые формы контроля, учета, методы планирования, приемы анализа и пр.
2 Большой толковый словарь бизнеса. - Инновация – доведение до рынка результатов научных исследований и опытно-конструкторских разработок
3 Борисов А.Б. Большой экономический словарь- Инновация – результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных форм и т.д.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...