Сущность инновации и инновационного процесса; жизненный цикл продукта.
Инновация — нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качества продукции. Признаки инновационной деятельности: I) научно-техническая новизна, совокупность новых знаний; 2) практическая реализуемость, т.е. воплощение новых знаний в новом продукте, технологии, социальной среде и пр.; 3) способность удовлетворить определенные запросы потребителей, которая означает, что новшество «воспринято» рынком, т.е. реализуемо на рынке; 4) эффект (экономический, технический, социальный), необходимый для воспроизводства инновационного процесса. В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные. Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов, а процессные означают новые методы организации производства. Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия. По типу новизны (для рынка): -новые для отрасли в мире -новые для отрасли в стране -новые для данного предприятия По месту инноваций в системе на предприятии: -инновации на «входе» предприятия (изменение в выборе сырья, материалов, машин, оборудования) -инновации на «выходе» предприятия (изделия, услуги, технологии, информация) В зависимости от глубины вносимых изменений: -радикальные, (котор. реализуют крупные изобретения и формируют новые направления в развитии техники); -улучшающие (котор. реализуют мелкие изобретения и преобладают на фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла)
-модификационные (направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии) По стимулу появления: -вызванные развитием науки и техники; -вызванные потребностями производства; -вызванные потребностями рынка. По характеру общественных целей: -экономические, ориентированные на прибыль (произв. Лекарств. Препаратов) -экономические, не ориентированные на прибыль (экологические) По областям применения в сферах обслуживания: -образование -питание -спорт -культура -туризм По приемственности: -ретровведения -замещающие -отменяющие Диффузия (лат. diffusio — распространение, растекание) инновации представляет собой распространение однажды освоенной инновации в новых регионах, на новых рынках. Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии и т. п., являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Диффузия - это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. Инновационный процесс – инновационная деятельность какого-либо предприятия. Он направлен на разработку и реализацию результатов научно-технических изысканий в виде нового продукта или нового технологического процесса. В общем плане, инновационный процесс — последовательная цепь событий, в ходе которой новшество «вызревает» от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике. Инновационный процесс-последовательность действий по разработке новых продуктов и операций по их реализации на рынке и по дальнейшему распространению результатов. Инновац. Процесс включает в себя 7 элементов, соединение которых образует структуру ИП: -инициация инновации; -маркетинг инновации; -выпуск (производство) инновации;
-реализация инновации; -продвижение инновации; -оценка экономической эфф-ти И; -диффузия (распространение) инновации Жизненный цикл инновации инновация обладает активной жизненной силой и приносит производителю и/или продавцу прибыль или другую реальную выгоду. Жизненный цикл нового продукта состоит из семи стадий: · разработка нового продукта; (производитель организует ин.проц., происх. вложение капитала) · выход на рынок (показывает период внедрения нового продукта на рынок, продукт начинает приносить деньги, продолжительность зависит от интенсивности рекламы) · развитие рынка (связана с ростом объема продаж продукта на рынке, продолжит. Показывает время, в течение кот. нов. Продукт активно продается и рынок достигает определенного предела насыщения этим продуктом) · стабилизация рынка(рынок насыщен этим продуктом, объем продаж его достиг какого-то предела и дальнейш.роста уже не будет) · уменьшение рынка (происходит спад сбыта продукта, однако еще существует спрос на дан.продукт и сущ.предпосылки к увеличению объема продажи продукта) · подъем рынка (производитель начинает изучать условия спроса, менять свою кадровую и ценовую политику, применять различные формы материального стимулирования продажи продукта как продавца (премии), так и покупателя (призы, скидки), проводить дополнительные мероприятия, а также рекламную компанию) · падение рынка (резкое снижение объема продажи продукта, т.е. падение его до 0. На этой стадии происходит полная реализация продукта или полное прекращение продажи продукта из-за его ненужности покупателям) Инновация в своем жизн.цикле проходит ряд стадий: -зарождение (сопровождается выполнением необход объема научно-исследоват работа, разработкой и созданием новшества) -рост (промышл освоение с одновремен выходом продукта на рынок) -зрелость (серийное и массовое производство и увеличение объема продаж) -насыщение рынка (макс объем производства и макс объем продаж) -упадок (свертывание производства и уход продукта с рынка) Конкуренция в инновационной сфере: -конкуренция — главный фактор восприимчивости предприятия к техническим новинкам; -конкуренция способствует тому, что предприниматели стараются освоить продукцию высокого качества по ценам рынка в целях удержания потребителей;
-конкуренция стимулирует использование наиболее эффективных способов производства; -конкуренция вынуждает предпринимателя постоянно искать и находить новые виды продуктов и услуг, которые нужны потребителям и могут удовлетворять потребности рынка. Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение») и приставке «in», которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» — «в направлении изменений». Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX в. в научных работах австрийского экономиста Й. Шумпетера в результате анализа «инновационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем. Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы. Инновация — это результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии; изделия; организационные формы существования социума, такие как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т. д.) и последующий процесс внедрения (производства) этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс). Необходим процесс: инвестиции — разработка — процесс внедрения — получение качественного улучшения. Инновации рассматриваются с разных точек зрения: в связи с технологиями, коммерцией, социальными системами, экономическим развитием и формулированием политики. Понятие «инновации» полезно сравнить его с другими понятиями. В частности, в научной литературе отмечается, что понятие «инновация» часто смешивается с понятием «изобретение», обозначающее создание новой технической разработки или усовершенствование старой. Кроме того, многие усовершенствования товаров и услуг было бы правильнее назвать просто словом «улучшение». Понятия «изменения» и «креативность» также иногда могут быть употреблены вместо понятия «инновации». Чтобы отличать инновации от перечисленных выше понятий, нередко уточняется, что особенность инновации в том, что она позволяет создать дополнительную ценность и связана с внедрением. В рамках альтернативного подхода другие понятия используются как часть определения инноваций: «Инновация имеет место, когда кто-либо использует изобретение — или использует что-то уже существующее новым образом — для изменения образа жизни людей».
Варианты определений понятия "инновации":
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|