Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вспомним хрестоматийный пример категорического императива в рассказе Ж.П. Сартра «Стена».

ГЛАВА 7. ФИЛОСОФИЯ КОНЦА XVIII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА.

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

№1. Охарактеризуйте важнейшие особенности НКФ.

1._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№2. И. Кант. Трансцендентальный идеализм .

Охарактеризуйте особенности 2 –х этапов в творчестве И.Канта.

Докритический Критический
   

№3. Что И. Кант понимает под критикой?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№4. Какие вопросы поставил перед собой Кант? Назовите разделы его философии, которые отвечают на эти вопросы? Заполните таблицу.

Раздел Вопросы
1.  
2.  
3.  
4.  

№5. Дайте определения понятиям кантовской философии. Заполните таблицу.

Ноумен    
Феномен    
Вещь в себе  
a priori  
a posteriori  
Трансцендентное    
Трансцендентальное    

 

№6. Представленные ниже схемы иллюстрируют взаимодействие трансцендентного и трансцендентального. Охарактеризуйте схемы:

 

Рис.1 Система трансцендентального идеализма.

 

Рис.2 Система трансцендентального идеализма.

 

1._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2.___________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№7. Кант писал об этапах познания: “Всякое наше знание начинается благодаря чувствам, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме”. “Но хотя все наше знание начинается с опыта, из этого вовсе не следует, что оно все происходит из опыта”. Объясните высказывание.

1.___________________________________________________________________________________________________________________________________2._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№8. Что такое априорные условия возможного опыта – априорные (чистые) формы чувственного созерцания (АФЧС) и априорные формы рассудка (АФР).

АФЧС АФР
     

№9. Что делает рассудок с АФЧС и АФР.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№10. Благодаря чувственности предметы даны человеку, а благодаря рассудку они мыслимы. Но как возможно это соединение рассудка и чувственности? Каков ответ Канта?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

№11. Что впервые доказал Кант?

____________________________________________________________________________________________________________________________________ №12. Дайте определения 4 основных видов простых дескриптивных суждений. Приведите примеры.

 

Априорные суждения  
Апостериорные суждения    
Аналитические суждения (АА)  
Синтетические суждения (СС)  

№13. Комбинируя четыре простых суждения, Кант получил четыре сложных. Восстановите таблицу.

Виды суждений.

  Аналитические Синтетические
Апостериорные    
Априорные    

 

№14. Опишите четыре сложных суждения. Приведите примеры.

 

Аналитические апостериорные суждения.  
Синтетические апостериорные суждения.  
Аналитические априорные суждения.    
Априорные синтетические суждения.  

 

№15. Какой тип суждения казался Канту самым интересным и загадочным и почему?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№16. Третьей ступенью после чувственного и рассудочного познания, является разум. Что он способен порождать?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№17. К чему стремится разум?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№18. Назовите основные трансцендентальные идеи чистого разума.

1.

2.

3.

 

№19. Что такое барьеры на пути чистого разума? Дайте им определения.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Паралогизмы    
Антиномии    
“Идеал чистого разума”    

№20. Приведите пример паралогизма.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№21. Приведите примеры антиномий.

1.___________________________________________________________________________________________________________________________________2.___________________________________________________________________________________________________________________________________

3.___________________________________________________________________________________________________________________________________4.___________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________

№22. Как Кант решал проблему “Идеала чистого разума”?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

№23. “Критика практического разума”. Категорический и гипотетический императивы.

В работе “Критика практического разума” Кант исследует проблемы морали. В результате Кант вводит в этику два новых понятия: “категорический императив” и “гипотетический императив”.

Дайте определения понятиям.

 

Категорический императив    
Гипотетический императив    

 

№24. Как Гегель критиковал категорический императив Канта?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

№25. Как нужно поступать человеку, если опираться на разные императивы?

 

  Категорический императив Гипотетический императив
Право лгать    
Брать деньги взаймы      

 

Вспомним хрестоматийный пример категорического императива в рассказе Ж.П. Сартра «Стена».

Политзаключенный, вынуждаемый фашистами под угрозой смерти выдать своего соратника, решает схитрить — назвать место, где, по его мнению, никак не может скрываться разыскиваемый. Однако именно там его и находят. Выдавая ложь за правду, герой полагал, что она не сможет причинить зла, но несчетные возможности сошлись в одном месте мира — и императив безотказно «ответил» возмездием за его нарушение. Сказанная ложь во благо себе и во спасение другого обернулась непредвиденным — стала правдой во зло другому. Надеясь на собственное спасение и веря, что это никак не навредит другому, герой «невинно» проигнорировал требование категорического императива, и на основе своего гетерогенного желания спастись и не предать герой оказывается предателем. Библейское «мы не ведаем, что творим» здесь воспроизведено в полной мере: сказанная ложь, принятая за правду, предательски оказывается правдой. Можем ли мы знать наверняка, что творим, когда лжесвидетельствуем, не желая предавать своих друзей, близких или родных? Сиюминутно мы чисты перед ними, номожемлимы, сохраняющие свою чистоту, знать, что творится нашей ложью в мире?

 

Ответьте на вопросы. Дайте свою оценку данной этической ситуации.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

№26. Особое значение имеют такие работы Канта, как “К вечному миру” и “Идея всеобщей истории”, в которых мыслитель доказывал неизбежность наступления _____________________________.

Кант сформулировал принципы гражданского общества. Перечислите их.

1.

2.

3.

4.

№27. Кант полагал, что “для человечества величайшей проблемой, разрешить которую его вынуждает природа, является достижение всеобщего правового гражданского общества”. Что такое “всеобщее правовое гражданское общество”?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

№28. Философия И.Г. Фихте. Тезис, антитезис, синтез . В системе Фихте тезис представлен в качестве “Я”, антитезис – “не Я”, а синтез – “сверх Я”.

Объясните схему.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№29. В работе “Назначение человека” Фихте писал: “Внутри самих государств, где, казалось бы, люди объединены законом во имя равенства, господствует под почетным именем законов, насилие и коварство; здесь война ведется еще постыднее... Более мелкие общественные группы открыто радуются невежеству, глупости, пороку и нищете, в которые погружено большинство их собратьев, открыто стремятся удержать их в этом состоянии и еще глубже погрузить в него, чтобы они вечно были их рабами; они губят каждого, кто решается просветить эти массы и улучшить их положение. Стоит только появиться где-нибудь проекту каких-либо улучшений, сейчас же приходят в волнение и готовы на борьбу самые разнообразные эгоистические стремления... ”. Охарактеризуйте высказывание.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

№30. Какое название получил алгоритм “тезис – антитезис – синтез”?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

№31. Философия тождества Ф. Шеллинга. Проанализируйте высказывания философа.

Шеллинг утверждал: “То, что мы называем природой, – поэма, скрытая от нас таинственными, чудесными письменами. И если бы загадка могла открыться, мы увидели бы одиссею духа, который, удивительным образом заблуждаясь, в поисках себя бежит от самого себя”, “Философия является историей самосознания, проходящего различные эпохи”.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Шеллинг не обошел стороной проблему соотношения философии и таких социальных сфер, как религия и политика. Он писал: “Что это за государство и что за религия, которым может угрожать философия? Если бы ей действительно случилось быть опасной, то виноваты в этом оказались бы лишь вымышленная религия и ложное государство..”.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

№32. Абсолютный идеализм. Г.Гегель. Почему Гегеля называют представителем “панлогизма”?

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

№33. Охарактеризуйте высказывание философа: “Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно”.

________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________

№34. В основе гегелевской философской системы лежит триадическое деление. Заполните схему.

                       
     
   
 
 
     
 
 
 

 

 


№35. Также Гегелем были сформулированы основные законы диалектики. Дайте определение.

Закон взаимопроникновения противоположностей  
Закон перехода количества в качество    
Закон отрицания отрицания (или закон диалектического синтеза)  

№36. Из скольких частей состоит философия Гегеля? Заполните таблицу.

Название части Характеристика.
1.    
2.    
3.    

 

№37. Заполните схему “Философия Духа”

 

№38. Заполните схему. Система идеализма Гегеля.

 

 

 


 

 
 

 


 

 

       
   

 


Рис. Система абсолютного идеализма Гегеля.

 

№39. Укажите последовательность смены элементов в системе Гегеля.

1. 2.   3. 4. 5. 6.
7. 8.   9. 10. 11. 12.

№40. В чем заключается противоречие между диалектическим методом Гегеля и его философской системой?

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

№41. Поясните высказывания философа. Гегель писал: “Всемирная история направляется с Востока на Запад …Восток есть Азия. Здесь восходит внешнее физическое солнце, а на Западе оно заходит: но зато на Западе восходит внутреннее солнце самосознания, которое распространяет более возвышенное сияние. Всемирная история есть дисциплинирование необузданной естественной воли и возвышение ее до всеобщности и до субъективной свободы. Восток знал и знает только, что один свободен, греческий и римский мир знает, что некоторые свободны, германский мир знает, что все свободны. Итак, первая форма, которую мы видим во всемирной истории, есть деспотизм, вторая – демократия и аристократия, третья – монархия”.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задача великих людей заключается в том, чтобы быть “доверенными лицами всемирного духа”.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

№42. Что такое хитрость мирового разума?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

№43. Гегель писал: “… сова Минервы начинает свой полет лишь с наступлением сумерек”. Поясните.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

№44. Что такое «абсолютная идея» Гегеля, почему она так называется? Какие синонимы этого понятия можно употребить?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...