Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перестановки с повторениями

Тема 4. Комбинаторика

 

Цель: овладеть навыками подсчета количества различных комбинаций, подчиненных тем или иным условиям.

Задание:

 

1. изучить материал данной лекции;

2. сделать краткий конспект, который необходимо представить к зачету;

3. подготовиться к письменному опросу по данной теме;

4. подготовиться к контрольной работе по данной теме.

 

Общие теоретические сведения

Комбинаторика (комбинаторный анализ) - раздел дискретной математики, который посвящен решению задач выбора и расположения элементов некоторого, обычно конечного, множества в соответствии с заданными правилами.

пример:

· сколькими способами можно выбрать 8 карт из колоды, состоящей из 54 карт,

· сколькими способами можно составить очередь, состоящей из 15 человек

· сколькими способами можно выбрать трех дежурных по столовой из класса, в котором 30 человек;

· сколько различных трехзначных чисел можно составить из цифр 3, 4, 5, 9,0 и др.

 Каждое правило в комбинаторике предопределяет способ построения некоторой конструкции, которая состоит из элементов исходного множества и называется комбинацией. Главная цель комбинаторики состоит в подсчете количества комбинаций, которые можно составить из элементов исходного множества в соответствии с заданным правилом. Простейшими примерами комбинаторных конструкций являются перестановки, размещения и сочетания.

Появление комбинаторики связано с работами Б. Паскаля и П. Ферма по поводу азартных игр, большой вклад внесли Лейбниц, Бернулли, Эйлер. В настоящее время интерес к комбинаторике связан с развитием компьютерных технологий. Нас в комбинаторике будет интересовать возможность определения количественно различных подмножеств конечных множеств для вычисления вероятности классическим способом.

Важными задачами в комбинаторике являются:

1. определение вида соединения;

2. подсчет числа соединений.

Для определения мощности множества, которое соответствует тому или иному событию, полезно разобраться с двумя правилами комбинаторики: правило произведения и правило суммы (иногда их называют принципами умножения и сложения соответственно).

В теории вероятностей принято говорить не о комбинациях, а о выборках. Поэтому мы будем придерживаться термина «выборка». Мы рас­смотрим виды выборок - перестановки, размещения, соче­тания. Как увидим дальше, выборки могут в отличие от множеств включать повторно тот или иной элемент.

Общие правила комбинаторики

    Рассмотрим два общих правила, с помощью которых решается большинство задач комбинаторики - правило суммы и правило произведения.

Правило суммы: Если, некоторый объект А можно выбрать n способами, а объ­ект В - m способами (не такими, как А), то выбор «либо А, либо В» может быть осуществлен т + n способами.

пример: На столе лежит 7 учебников по русскому языку и 8 по математике. Сколькими способами можно выбрать один учебник?

решение: В задаче речь идет о выборе 1 элемента из 2 данных множеств: обозначим А - учебники по русскому языку, В - учебники по математике. Учебник выбираем по русскому языку или математике. Так как множества объединены с помощью союза или, значит используем правило суммы. Мощность множества А: m(A) = 7, множества В: m(В) = 8, значит учебник по русскому языку можно выбрать 7 способами, учебник по математике 8 способами. Следовательно, общее число способов 7+8 = 15. Ответ: 15 способами можно выбрать один учебник.

При применении правила суммы нужно учитывать, чтобы ни один из способов выбора объекта А не совпадал с каким-нибудь способом выбора объекта В, т.е. чтобы ни одна комбинация не попала сразу в два класса. Если все же такие совпадения имеются, правило сложения в представленной выше форме теряет свою силу, а получаем т + n - k, где k - число совпадений.

Общее правило суммы: Если объект А можно выбрать т способами, а объект В - n способами, причем при k способах одновременно выбираются и А, и В, то выбор "А или В" может быть осуществлен т + n - k способами.

пример: Сколько чисел в первой сотне, не делящихся ни на 2, ни на 3?

решение: Сначала вычислим количество чисел первой сотни, которые делятся на 2 или на 3.Мы знаем, что каждое  второе число в натуральном ряде делится на 2, каждое третье - на 3. Значит в первой сотне будет 50 чисел, которые делятся на 2, и 33 числа (неполное частное от деления 100 на 3), делящихся на 3. Но среди первых и вторых есть числа, делящиеся и на 2, и на 3, т. е. делящиеся на 6. На 6 делится каждое шестое число в натуральном ряде. Если 100 разделить на 6, то неполное частное будет равняться 16, т. е. 16 чисел в первой сотне делится на 6. Итак, количество чисел в первой сотне, делящихся на 2 или на 3, равно 50 + 33 – 16 = 67. Все остальные не делятся ни на 2, ни на 3. Этих чисел 100 – 67 = 33.

Правило произведений: Если объект А можно выбрать т способами, а после каждого такого выбора другой объект В можно выбрать (независимо от вы­бора объекта А) n способами, то пары объектов А и В можно вы­брать m × n способами.

пример: На столе лежит 7 учебников по русскому языку и 8 по математике. Сколькими способами можно выбрать пару, которая состоит из учебника по русскому языку и математике?

решение: В задаче речь идет о двух множествах: обозначим А - учебники по русскому языку, В - учебники по математике. Учебники выбираем по русскому языку и математике. Так как множества объединены с помощью союза и, значит используем правило произведения. Мощность множества А: m(A) = 7, множества В: m(В) = 8, значит учебник по русскому языку можно выбрать 7 способами, учебник по математике 8 способами. Следовательно, общее число способов выбрать пару учебников 7×8 = 56. Ответ: 56 способами можно выбрать пару учебников.

Факториал. Правила.

1. Факториалом числа n называется произведение всех натуральных чисел, меньше или равных n. Факториал обозначается n!
n!=1⋅2⋅3…(n−1)⋅n

2. Нужно запомнить, что факториал 0 по определению равен 1.

0!=1

1!=1

2!=1×2=2

3!=1×2×3=6

4!=1×2×3×4=24

5!= 1×2×3×4×5=120

6!= 1×2×3×4×5×6=720

7!= 1×2×3×4×5×6×7=5040

(n-1)!= 1×2×3×4×5×(n-2)×(n-1)

(n+1)!= 1×2×3×4×5×(n-2)×(n-1)×n×(n+1)

Число n может принимать не только натуральные значения, оно может также равняться нулю. Пустое множество (выборка) явля­ется подмножеством любого множества, и естественно считать, что оно может быть упорядочено только одним способом.

Соединения без повторений

Обращают внимание на порядок раположения элементов
Если порядок не имеет значения, то применяем сочетание
Если порядок имеет значение, то применяем либо размещение, либо перестановки  
Если не все элементы, то это - размещения
Если все элементы, то это - перестановки  


Рис. 1 Схема выбора вида соединения

Перестановки

Перестановки - всевозможные упорядоченные множества, которые составлены из всех элементов данного множества. Число всевозможных перестановок из n элементов, обозначают  и находят по формуле:

= n!


пример: Сколькими способами можно расставить в шеренгу школьников, класса из 10 человек?

решение: Число способов, которое нам требуется найти, это и есть число перестановок, значит: =10×9×8×7×6×5×4×3×2×1=3.628.800

Смысловая нагрузка: "Сколькими способами можно переставить п объектов?"

Сочетания

Сочетаниями - из n по m называются всевозможные неупорядоченные подмножества данных n элементов, состоящие из m элементов. Для подсчета числа сочетаний используется следующее обозначение и формула:

= =


пример: Сколькими способами можно из 10 различных открыток выбрать 4?

решение: Четыре открытки являются неупорядоченным подмножеством 10 открыток, значит применяем формулу для сочетаний: = = = =210 способами можно из 10 открыток выбрать 4.

Размещения

Размещениями из n по m называются всевозможные упорядоченные подмножества, содержащие m элементов из данных n, обозначают  и находят по формуле:

=(п × (п-1) × (п-2)…(п- т+1)=

 


пример: Саша, Маша и Федор играют в карты. Сколькими способами им можно сдать по одной карте из колоды, в которой 36 карт?

решение: В данной задаче важно не только какие три карты будут извлечены из колоды, но и то. как они будут розданы игрокам. Следовательно: = 34×35×36=42840 способами можно раздать три карты игрокам.

Смысловая нагрузка: "Сколькими способами можно выбрать т объектов (из п объектов) и в каждой выборке переставить их местами?"

Исходя из определения размещений и его смысловой нагрузки, справедлива следующая формула: × = . Используем данную формулу для решения предыдущей задачи, чтобы доказать достоверность предлагаемой формулы:

решение: найдем сколькими способами можно извлечь 3 карты из колоды, используем формулу сочетаний: = = 7140 способов; з карты "переставить" между игроками можно =3!=1×2×3=6 способами, следовательно, чтобы ответить на заданный вопрос требуется подставить полученные результаты в формулу: × =7140×6=42840 способами можно сдать по одной карте трем игрокам. В данном примере мы наглядно показали применение формулы: × =  .

 

Соединения с повторениями

Не всякая выборка является множеством (и может быть поэтому под­множеством). Далее мы рассмотрим соединения (выборки) с повторениями, они множества­ми не являются.

Перестановки с повторениями

= =
Перестановками с повторениями называются перестановки из n элементов, в каждую из которых входит n 1 элементов a, n 2 элементов b,..., nk   элементов l, где n= n1+n2+...+nk. Перестановки с повторениями обозначаются и вычисляются по формуле:

 

Смысловая нагрузка: "Количество способов. которыми можно переставить n объектов, среди которых 1-й объект повторяется n1 раз, 2-й - n2 раз, k -й объект - nk раз".

пример: Сколько различных слов можно составить, переставляя буквы в слове "математика"?

решение: Во-первых, сразу найдем повторяющиеся буквы в данном слове: "м" - 2, "а" - 3. "т" - 2, "е, и, к" - встречаются по 1 разу. Значит количество слов есть ничто иное, как количество перестановок с повторениями, следовательно -  (2, 3, 2, 1, 1, 1) =  =  = 151200 различных слов можно составить из слова "математика".

Так как некоторые элементы в выборке повторяются и при их перестановке новой перестановки не получим, то понятно, что число перестановок с повторениями меньше перестановок без повторения.

Число перестановок с повторениями меньше числа пере­становок без повторения во столько раз, сколько можно переставить местами одинаковые элементы.

Сочетание с повторениями

 

 

Дано множество n. Различные неупорядоченные наборы, составленные из m элементов этого множества так, что элементы в наборе могут повторяться, и порядок их не важен, называются сочетаниями с повторениями из n по m. Обозначаются и вычисляются по формуле:

 = =

 


Смысловая нагрузка: "Для выбора предлагается n множеств, каждое из которых состоит из одинаковых элементов. Сколькими способами можно выбрать m элементов?"

пример: "Группа из 30 студентов сдала экзамен. В отчете отражено, сколько каких оценок было получено. Сколькими способами можно составить отчет?"

решение: Требуется 30 раз выбрать из четырех оценок. По условию порядок не важен, но важно количество 2, 3, 4 и 5, которые будут повторяться. Значит, количество способов это и есть количество сочетаний с повторениями из 4 по 30, подставляем данные в формулу:  =

=  =  = 5456 способами может быть составлен отчет.

Размещение с повторениями

 

Различные кортежи длины m, которые составлены из элементов данного множества, содержащего n элементов, так, что эти элементы в кортеже могут повторяться, называются размещениями с повторениями из n по m. Обозначаются и вычисляются по формуле:

 = nm


Смысловая нагрузка: "Дано множество, которое состоит из n объектов, при этом любой объект можно выбирать не один раз. Сколькими способами можно выбрать m объектов, если важен порядок их расположения в выборке?"

пример: В лифт десятиэтажного дома вошли 6 человек. Сколькими способами могут выйти люди на каждом этаже, начиная со второго?

решение: Задача сводится к распределению 6 человек  по 9 этажам (т. е. набор упорядоченный), причем возможны повторения (т. е. несколько человек могут выйти на одном этаже). Следовательно, задача сводится к нахождению числа размещений с повторениями:  = 96 = 531441 способами люди могут выйти на каждом этаже, начиная со второго.

При решении комбинаторных задач в первую очередь необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Из какого множества происходит выбор (найти n)?

2. Что требуется сделать: расставить все в ряд (перестановки P) или выбрать часть (найти m)?

3. Важен ли порядок? (важен - размещение А, не важен - С).

4. Возможны ли повторения?

Комбинаторика - изучающий задачи выбора и расположения элементов из некоторого основного множества в соответствии с заданными правилами. Формулы и принципы комбинаторики используются в теории вероятностей для подсчета вероятности случайных событий и, соответственно, получения законов распределения случайных величин. Это, в свою очередь, позволяет исследовать закономерности массовых случайных явлений, что является весьма важным для правильного понимания статистических закономерностей, проявляющихся в природе и технике.

Обобщим в схеме 1, все полученные теоретические знания.

 

Схема 1. Алгоритм применения комбинаторных формул.

 

Выбранные m элементов нужно разместить по n различным местам (порядок имеет значение)
Среди выбранных элементов есть одинаковые?
    ДА                                                                     НЕТ

 

 

 =  
Выбранные m элементов нужно разместить по n различным местам (порядок имеет значение)  
=  

 

 


                           Нет                                                                                Нет

= n!  
= =  
=  
 = nm  
m = n да или нет?  
                                                                                                                    

 

Да                                                                                                                                      Да

 

m = n да или нет?


                              Нет                                                                        Нет

 

    Да                                                                                                                            Да

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...