Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к оформлению результатов психологического исследования с применением математико-статистических методов

Представление информации в наглядном, удобном для восприятия виде, способствует усвоению полученных результатов психологических исследований. В этом смысле наглядность является синонимом изобразительности, то есть принято считать, что при любом зрительном представлении информации наглядность ее восприятия повышается.

При представлении результатов психологического исследования, полученного с применением математико-статистических методов, следует не забывать, что объем восприятия ограничен в следствии особенностей психики субъекта его считывающего. Проведенными научными исследованиями установлено, что если при восприятии информации определенного вида у субъекта ее воспринимающего, не выработаны оперативные единицы восприятия, то им, одномоментно, может быть воспринято не более 9 таких единиц. Именно это в первую очередь необходимо учитывать при предоставлении результатов психологических исследований с применением математико-статистических методов.

Чаще всего результаты таких исследований предоставляются в виде: иллюстраций, графиков и таблиц.

Графический (иллюстративный) материал. Графический материал является обязательной частью выпускной квалификационной работы. Он должен быть органически связан с содержанием работы и в наглядной форме иллюстрировать основные положения исследования. Необходимое количество, состав и содержание графического материала в каждом конкретном случае определяется автором квалификационной работы.

Образец оформления рисунка

 

Рисунок 3.2.1 - Сравнение стратегий стресс-преодолевающего поведения у сотрудников ГПС и представителей коммуникативных профессий

Одной из форм графического отображения корреляционных связей, включенных в корреляционный анализ параметров результатов психологического исследования, полученного с применением математико-статистических методов, являются корреляционные плеяды. В этом случае параметры данных отображаются кружками, внутри которых проставлены номера признаков или же в них сокращенно записывается название параметра (признака).

 

Примечание: М6 - Вербальная память, М5 - Арифметический счет, М3 - Зрительная память.

Рисунок 4. Корреляционная плеяда показателей выгорания с выраженностью ПВК.

Обычно в центре корреляционной плеяды помещают, либо параметр у которого имеется наибольшее число значимых коэффициентов корреляции, либо наиболее важный параметр. Для отображения таких параметров целесообразно рассчитать количество влияющих коэффициентов для каждого свойства или обратиться к результатам факторного анализа. Бывает, что удаётся разделить весь массив свойств по нескольким орбитам по кругу от центра плеяды.

Иллюстрации в выпускной квалификационной работе размещаются тогда, когда они могут придать излагаемому материалу ясность, конкретность и образность. (Приложение 5). Все иллюстрации (фотографии, схемы, диаграммы и т.п.) именуются рисунками и нумеруются последовательно в пределах главы арабскими цифрами. Например, «рисунок 2.2» (второй рисунок второй главы). Все рисунки сопровождаются подрисуночной подписью непосредственно после номера рисунка. В конце подписи (наименования рисунка) ставится точка. Рисунки должны размещаться сразу же после первого упоминания о них в контексте работы. Если после упоминания о рисунке оставшееся место на странице не позволяет его разместить, то рисунок размещается на следующей странице. Если в работе только одна иллюстрация, ее нумеровать не следует и слово «Рисунок» под ней не пишут.

Таблицы. Цифровой материал рекомендуется помещать в работе в виде таблиц. В качестве такого цифрового материала, целесообразно указывать средние значения показателей сравниваемых групп и величины разброса (либо стандартное отклонение, либо среднюю ошибку). Кроме того, в таблице можно указывать значение статистического критерия (например, значение t-критерия Стьюдента, критерия U-Манна-Уитни и т.д.). (Приложение 6).

Таблицы следует располагать непосредственно после первого упоминания о них в тексте ВКР или на следующей странице. Если таблицы с текстом непосредственно не связаны, и не имеют первостепенное значение, то их можно располагать в приложении. Таблицы слева, справа и снизу ограничиваются линиями.

Если таблицы занимают достаточно большой объем площади листа и размещаются по ее длине, то страницы (листы) рукописи следует закреплять в работе таким образом, чтобы при рассмотрении этих таблиц рукопись можно было бы разворачивать почасовой стрелке.

Все таблицы должны иметь содержательный заголовок, который располагается над таблицей. Заголовок должен кратко характеризовать значение табличных данных. При необходимости под заголовком меньшим шрифтом в скобках дается уточняющее наименование приведенных в таблице данных. Точка в конце заголовка не ставится.

Каждая таблица нумеруется арабскими цифрами аналогично нумерации рисунков. Располагается нумерация сверху заголовка слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире. При ссылке на таблицу пользуются сокращением. Например: «См. табл. 2.3», таким образом автор дает ссылку на 3 второй главы».

В случае если на одной странице таблица не размещается, продолжают ее на следующей странице, В этом случае на этой (т.е. следующей) странице над таблицей справа производится запись: «Продолжение таблицы 2.3». Пример оформления одной из таблиц показан в приложении 6.

При переносе таблицы первые строки таблицы, содержащие название колонок, следует повторить или пронумеровать графы и повторить их нумерацию на следующей странице. Заголовок таблицы не повторяют.

Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы отсутствуют, то ставится прочерк.

Заменять кавычками повторяющиеся в таблице цифры, математические знаки, знаки процента, обозначения марок материала, обозначения нормативных документов не допускается.

При наличии в тексте небольшого по объему цифрового материала его нецелесообразно оформлять таблицей, а следует давать в виде вывода (текста).

После таблицы может идти примечание. Примечания следует помещать непосредственно после таблицы, к которой относятся эти примечания. После слова «Примечание» ставится двоеточие, и примечание печатается с заглавной буквы. Одно примечание не нумеруют. Несколько примечаний нумеруют по порядку арабскими цифрами без проставления точки. Примечание к таблице помещают в конце таблицы под линией, обозначающей окончание таблицы.

Образцы оформления таблицы

 

Таблица 3.1.1 – Способности к восприятию сложных зрительных пространственных образов юношей призывного возраста с разным уровнем образования

Название методики Школа ПТУ Техникум
«S-ТЕСТ» 5,28 ± 0,27 6,1 ± 0,32 5,1 ± 0,30*

Примечания:

1) Значения в таблице представлены в виде X±m, где X— среднее значение по выборке; m — средняя ошибка

2) Достоверность различий в таблице показана относительно юношей, обучающиеся в ПТУ

3) Условные обозначения уровней достоверности:

p<0,05 - *

p<0,01 - **

p<0,001 - ***

 

 

Таблица 3 – Различия по степени выраженности показателей нервно-психической устойчивости и личностного адаптационного потенциала у успешных и неуспешных инспекторов (значения показателей приведены в стенах)

Название показателя Группа успешных Инспекторов Группа неуспешных инспекторов
Нервно-психическая устойчивость 5,53±0,46 3,55±0,45**
Личностный адаптационный потенциал 5,33±0,42 4,06±0,43*

Примечания:

1) Значения в таблице представлены в виде x ± m, где x – среднее значение по группе, а m – средняя ошибка по группе.

2) Условные обозначения уровней достоверности:      

* - p<0,05

** - p<0,01

*** - p<0,001

 

Таблица 4 - Особенности развития психических познавательных процессов у правшей и левшей

Наименование показателя Правши Левши t -критерий p <
Восприятие пространственных отношений 5,93±0,17 6,5±0,202,14 2,14 0,05
Образное мышление 3,64±0,12 4±03,04 3,04 0,01
Воображение оценка родителей 10,4±0,32 12±0,413,09 3,09 0,01
Воображение оценка педагогов 9,79±0,38 12±0,702,77 2,77 0,01

Примечание: Значения в таблице представлены в виде X±m, где X-среднее значение показателя по группе, а m-средняя ошибка

 

 

Таблица 3.2.5 - Мотиваторы социально-психологической активности эмигрантов из России, проживающих в Финляндии

Название Показателя Лица 20-30 лет Лица 30-40 лет Значение t -критерия Стьюдента
Достижение Успеха 20,15  2,96 18,7  3,42 1,36
Стремление к власти 15,65  3,27 13,6 2,96 * 2,19
Тенденция к аффилиации 17,95  2,19 15,55  2,96 * 2,56

Примечания:

1) Значения в таблице представлены в виде x ± M, где x – среднее значение по группе, а M – стандартное отклонение по группе

2) Условные обозначения уровней достоверности:      

* - p<0,05

** - p<0,01

*** - p<0,001

Формулы и уравнения. Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено после знака равенства (=), или после знака плюс (+), или после других математических знаков с их обязательным повторением в новой строке. Формулы и уравнения выписываются аккуратно, черным цветом. Их нумеруют в пределах главы арабскими цифрами. Напр., «2.3» (третья формула второй главы). При ссылке на формулу номер формулы указывается в скобках, напр.: «В формуле (2.3)...». Значения принятых в формуле символов и коэффициентов приводится непосредственно под формулой в той последовательности, в какой они даны в формуле. Каждое из них начинается с новой строки, первая строка начинается со слова «где».

 

Например:

где: Cn - индекс групповой сплоченности;

Σb.b. - сумма взаимных выборов, сделанных членами данной группы;

Σmax - максимально возможное число выборов в данной группе.

Если в работе только одна формула или уравнение, то их не нумеруют.

Таким образом, значение наглядных форм представления результатов психологического исследования, полученных с применением математико-статистических методов в том и заключается, чтобы способствовать этому процессу, дать возможность для проявления образного мышления. В процедурном (методическом) аспекте продвижение к более широкому обобщению и к более глубокому пониманию, реализуется через последовательные, следующие друг друга шаги предоставления наглядных отображений и их описаний, в процессе которых находятся новые способы, более успешных форм образного представления.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...