Сущность ревизии, ее виды и основные задачи.
Стр 1 из 5Следующая ⇒ РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЙ РАБОТЫ Тема 1.1 Система финансово-хозяйственного контроля и формы его проведения в Республике Беларусь Понятие и задачи контроля. Принципы контроля. Контроль — это проверка исполнения тех или иных хозяйственных решений с целью установления их достоверности, законности и экономической целесообразности. Он способствует повышению эффективности производственной и финансово-коммерческой деятельности звеньев экономики. Перед контролем стоят следующие основные задачи: · укрепление законности и правопорядка, государственной и финансовой дисциплины; · обеспечение сохранности принадлежащих предприятию имущества, денежных средств и т.д.; · достижение целевого, экономного и рационального использования всех средств, находящихся в распоряжении предприятия; · выявление и использование резервов роста и повышения эффективности производства; · выявление путей совершенствования работы субъектов хозяйствования. Контроль осуществляется по определенным принципам: Объективность - непредвзятое выполнение контрольных функций и освещение результатов проверки в соответствии с фактическим состоянием дел на объекте контроля. Экономичность- осуществление контроля с минимальной численностью работников, владеющих научными методами организации труда, достижение максимального эффекта контрольной деятельности при минимальных затратах на ее проведение. Всеобъемлемость - распространение контроля на все стороны финансово-хозяйственной деятельности контролируемых организаций и предприятий. Внезапность - осуществление контрольных мероприятий без согласования времени их проведения с субъектами хозяйствования, ставшими объектами контроля.
Непрерывность - принцип, означающий, что контроль выполняется систематически. Период контроля, осуществляемого в определенный момент времени, всегда начинается с момента окончания предыдущей проверки. Действенность - воздействие контроля не только на процессы финансово-хозяйственной деятельности объектов проверки путем выявления недостатков, но и предупреждения их в дальнейшей работе контролируемых организаций и предприятий. Плановость - выполнение этапов контроля в соответствии с заранее разработанными и утвержденными на этапе подготовки планами контрольных действий. Гласность - своевременное информирование заинтересованных должностных лиц и специалистов, как объекта контроля, так и его субъекта о результатах проведенных контрольных действий.
Организационные формы контроля. При классификации контроля по видам рассматривается функциональный характер деятельности, т.е. какие функции он выполняет в управлении государством. По этому признаку различают государственный контроль, аудит и общественный контроль. Государственный контроль осуществляют органы государственной власти и управления и административные органы Аудит — независимый контроль за деятельностью предприятий, осуществляемый аудиторами-предпринимателями или аудиторскими фирмами. Общественный контроль осуществляется профсоюзными и молодежными организациями. По субъектам контрольной деятельности контроль делят на вневедомственный и ведомственный. Вневедомственный контроль предполагает осуществление контрольных функций, независимо от ведомственной подчиненности проверяемых субъектов хозяйствования. Ведомственный контроль за деятельностью предприятий и организаций осуществляется вышестоящим органом по принципу административной подчиненности.
По времени осуществления контроль делят на предварительный, текущий и последующий. Предварительный контроль применяется на стадии принятия управленческих решений, до начала совершения хозяйственных операций. Текущий контроль осуществляется в ходе хозяйственных операций. Последующий контроль осуществляется после совершения хозяйственных операций по истечении определенного отчетного периода. По источникам проверки выделяют документальный и фактический контроль. Документальный контроль заключается в проверке различного рода первичных документов, бухгалтерских и оперативных регистров, статистической, бухгалтерской, оперативной отчетности и других документальных носителей экономической информации. Фактический контроль предполагает проверку фактического состояния, наличия и использования средств предприятия, осуществляемую путем обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания. По методам осуществления контроль делят на ревизию, аудит, тематическую проверку, экономический анализ, обследование, расследование и хозяйственный спор. Ревизия представляет собой всестороннюю и глубокую документальную и фактическую проверку производственно-финансовой и коммерческой деятельности субъекта хозяйствования за определенный период Аудит — это независимая экспертиза состояния бухгалтерского учета, бухгалтерского баланса и финансовых отчетов. Тематическая проверка организуется по отдельной, заранее разработанной тематике. При этом подробно изучаются и анализируются отдельные стороны и участки работы субъекта хозяйствования. Экономический анализ — важнейший способ контроля, позволяющий выявить влияние факторов на результаты хозяйственно-финансовой деятельности субъекта хозяйствования. С помощью специальных приемов анализа количественно измеряется величина факторов, положительно и отрицательно влияющих на результаты деятельности предприятия. Обследование — ознакомление с состоянием контролируемого объекта на месте. Расследование (следствие) представляет собой способ установления виновности должностных лиц в совершении тех или иных нарушений законности, связанных с присвоением собственности, бесхозяйственностью, должностными злоупотреблениями, и размера причиненного ими материального ущерба.
Хозяйственный спор — это способ установления соблюдения законности и обеспечения законных прав предприятий в хозяйственных взаимоотношениях. Такие споры между субъектами хозяйствования разрешаются в хозяйственных судах. Результаты рассмотрения хозяйственных споров оформляют обычно протоколами и постановлениями.
Сущность ревизии, ее виды и основные задачи. Ревизия — это система мер по осуществлению документальной и фактической проверки производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий за определенный период с целью установления законности, достоверности и экономической целесообразности произведенных хозяйственных операций. Ревизия позволяет изучить все стороны хозяйственно-финансовой деятельности проверяемых предприятий, организаций и учреждений. Она имеет четкий правовой статус, определяющий границы се распространения, сроки проведения, права и обязанности лиц, проводящих ревизию, и должностных лиц, деятельность которых проверяется, порядок оформления и рассмотрения результатов ревизии. Основными задачами, разрешаемыми в ходе проведения ревизии, являются: проверка соблюдения организациями законодательства в сфере экономических отношений; проверка законности совершаемых хозяйственных и финансовых операций, обеспечение сохранности имущества; своевременное выявление, пресечение и предотвращение правонарушений, наносящих ущерб экономическим интересам общества, установление причин и условий, способствующих их совершению; принятие мер по возмещению причиненного ущерба; выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности организации. В зависимости от органов, осуществляющих ревизии, их делят на вневедомственные, ведомственные, внутрихозяйственные и смешанные.
По организационному признаку ревизии делят на плановые и неплановые. Плановые р евизии проводятся по заранее разработанному и утвержденному плану. Внеплановые ревизии проводятся по поручению уполномоченных на то государственных органов, а в исключительных случаях — по поручению уполномоченных должностных лиц самого контролирующего органа. Они осуществляются в сроки, не предусмотренные утвержденным планом (при стихийных бедствиях, неудовлетворительной работе предприятия, в случаях хищения ценностей). В зависимости от полноты проверки хозяйственных операций ревизии делят на сплошные, выборочные и комбинированные. Сплошные ревизии предусматривают проверку всех без исключений хозяйственных операций, записей в учетных регистрах за весь ревизуемый период. Выборочные ревизии предусматривают проверку хозяйственных операций и записей в учетных регистрах не за весь ревизуемый период, а только за определенные промежутки времени (определенные, как правило, ревизором). Комбинированные ревизии сочетают сплошные и выборочные проверки отдельных хозяйственных операций. Сплошным способом проверяются кассовые операции, расчеты с подотчетными лицами и др. Если при выборочной проверке выявляются злоупотребления, данные хозяйственные операции проверяются сплошным способом. В зависимости от охвата проверкой документов и записей ревизии делят на комплексные, некомплексные и тематические. Комплексные ревизии проводятся с целью проверки торговой и финансово-хозяйственной деятельности предприятия и его структурных подразделений бригадой специалистов различных профессий. Некомплексной называется ревизия, проводимая одним ревизором, при которой проверяется хозяйственно-финансовая деятельность. Тематические ревизии проводятся тогда, когда проверяются отдельные стороны деятельности предприятия, объединения, отрасли. По источникам контрольных данных ревизии делят на фактические и документальные.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|